Аксиомы неоклассической теории и институционализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

В начале XX в. произошел синтез классической экономической теории и маржинализма, появилась неоклассическая экономическая теория, которая к середине ХХ в. стала доминирующим течением экономической мысли. Согласно концепции известного философа и историка науки И. Лакатоша, теоретические допущения любой научного школы состоят из неизменного жесткого ядра и изменяемого защитного пояса.

Вложенные файлы: 1 файл

Институционная экономика.docx

— 40.36 Кб (Скачать файл)

Таким образом, составляющими планирования финансовых ресурсов государства являются:

- планирование доходов  и расходов государственного  бюджета;

- планирование доходов  и расходов местных бюджетов;

- планирование доходов  и расходов государственных целевых  фондов; - составление финансовых  планов государственных компаний, центрального и государственных  банков.

В частности, в рамках предварительных процедур, используемых до непосредственного расходования финансовых ресурсов государства, стоит отметить процедуры определения объемов трансфертов между государственным и местными бюджетами, которые в Украине осуществляются на формульной основе, с использованием определенного набора институциональных правил и норм.

Поэтому возникают следующие виды трансакционных издержек, сопровождающих данный процесс:

- издержки, связанные с  разработкой процедур определения  величин трансфертов;

- издержки, связанные с  определением объемов трансфертов  для каждого бюджета;

- издержки, связанные с  составлением проектов государственного  и местных бюджетов с учетом  определенных величин трансфертов. Процесс непосредственного расходования  финансовых ресурсов государства  представляет собой их направление и использование на финансирование различных программ экономического и социального характера, содержащихся в утвержденных ранее планах

. Его можно представить  как совокупность следующих мероприятий:

- кассовое исполнение  доходов и расходов государственного  и местных бюджетов, государственных  целевых фондов;

- перечисление трансфертов  бюджетам и государственным целевым  фондам;

- финансирование временных  кассовых разрывов местных бюджетов  и государственных целевых фондов;

- финансирование дефицита  государственного и местных бюджетов; - обслуживание государственного  долга. Исходя из указанных выше  положений, организация процесса расходования финансовых ресурсов государства связана с наличием трансакционных издержек, среди которых можно указать следующие их виды: - издержки, связанные с организацией кассового исполнения государственного и местных бюджетов, государственных целевых фондов;

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ- издержки, связанные с разработкой механизмов и процедур перечисления трансфертов бюджетам и государственным целевым фондам;

- издержки, связанные с  привлечением финансовых ресурсов  для финансирования временных кассовых разрывов;

- издержки, связанные с  привлечением ресурсов для финансирования  дефицита государственного и  местных бюджетов;

- издержки, связанные с  обслуживанием государственного  долга. В процессе реформирования  бюджетной, налоговой, пенсионной системы  внедрение нового института вызывает  безвозвратные трансакционные издержки, связанные со следующими факторами:

1) при использовании ранее  действующего института были  разработаны определенные стандарты (шаблоны) принятия решений и выполнения комплекса взаимосвязанных действий, основываясь на которые происходило обучение персонала. Таким образом, расходы, связанные с изучением стандартов, были понесены в предыдущие периоды, и сформировалась специальная область знаний, связанная с освоением основных положений используемых институтов. Полученные знания передавались от поколения к поколению, и накапливались в виде определенного интеллектуального и социального капитала;

2) часть персонала по  различным причинам не желает  или неспособна изучать и осваивать  основные характеристики новых  институтов и может препятствовать  их внедрению. Таким образом, создается  явное или неявное сопротивление  институциональным инновациям;

3) внедрение нового института  вызывает расходы, связанные с  необходимостью разработки конкретные механизмов, методик, технологий его практической реализации. Кроме этого необходимы дополнительные ресурсы, связанные с обучением персонала новым правилам, техническим и технологическим переоснащением учреждений и организаций, ответственных за их имплементацию;

4) действие институтов  влияет не только на мотивацию  экономических агентов, но и на  распределение и перераспределение  ВВП. Поэтому, отдельные институты влияют на перераспределительные процессы таким образом, что формируется целевая группа экономических агентов, заинтересованных в сохранении «старых» правил, в результате действия которых они получают дополнительную полезность. А значит, они не будут заинтересованы в институциональных изменениях, всячески препятствуя этим процессам.

Примером подобных ситуаций могут служить реакция отдельных групп общества на попытку внедрения института «монетизации льгот», как основного элемента системы социального обеспечения, в Российской Федерации, на разработку и утверждение Налогового кодекса Украины, попытку реформирования системы пенсионного обеспечения (повышение пенсионного возраста для женщин, реформирование институтов досрочного выхода на пенсию) в Украине в 2010-2011 годах. Разбалансированность финансовых ресурсов государства может быть как причиной отказа от реформ или перенесения сроков их проведения на более поздний период, так и следствием проведения реформ. В связи с этим стоит отметить, что проведение реформ должно обязательно сопровождаться регулированием процессов формирования и использования финансовых ресурсов государства с целью обеспечения их сбалансированности. В случае если реализация реформ приведет к разбалансированности финансовых ресурсов государства, с высокой долей вероятности (что подтверждается практическими результатами рыночных трансформаций от командно-административной к социально- ориентированной смешанной экономике в постсоциалистических и постсоветских государствах) могут иметь место негативные последствия для макроэкономической стабильности. Проведение институциональны х преобразований требует дополнительных финансовых ресурсов В результате институциональных преобразований возможна разбалансированность финансовых ресурсов государства.

 В результате этого может иметь место макроэкономическая нестабильность, экономический спад, снижение уровня благосостояния граждан. Это может стать причиной увеличения темпов инфляции, девальвации национальной валюты, снижения инвестиционного рейтинга и привлекательности государства, уро вня его экономической и финансовой безопасности Как результат, у общества формируется резкое негативное отношение к реформам, снижение политического рейтинга сил, олицетворяющих реформы, реставрация контрреформистских настроений среди населения, возможность проведения конт рреформ Это может привести к потери доверия между основными участниками социально-экономических отношений в рамках национального хозяйства: общества, бизнеса и государства (правительства).

 Схема гипотетических  причинно-следственных связей между  социально-экономическими преобразованиями, сбалансированностью финансовых ресурсов государства и макроэкономической стабильностью.

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ставшая следствием институциональных преобразований, может привести к макроэкономической нестабильности, сопровождаемой длительным трансформационным экономическим спадом, резкому снижению уровня и качества жизни, благосостояния преобладающей части населения, социальных стандартов. Более того, большая часть населения государства может связывать снижение своего жизненного уровня и благосостояния именно с проведенными социально- экономическими преобразованиями, сопровождаемыми институциональным реформированием. И поэтому может сформироваться устойчивая неформальная социальная норма в виде логически и эмпирически неподтвержденного тезиса «любые реформы приводят к снижению уровня жизни населения», что будет препятствовать дальнейшему институциональному реформированию сформировавшейся национальной модели социально-экономического развития государства. Также может иметь место потеря социального капитала, в интерпретации, как уровня доверия между основными участниками социально-экономических отношений в рамках национального хозяйства: обществом, бизнесом и государством. В результате этого снижается уровень доверия общества к государству и бизнесу, бизнеса к государству. Это может привести к оппортунистическому поведению различных экономических агентов, что существенно повлияет на уровень трансакционных издержек в экономике. Социальный капитал способствует снижению трансакционных затрат по принятию решений, значительно уменьшает асимметричность информации при ее распределении между участниками социально-экономических отношений. Поэтому макроэкономическая нестабильность может существенно уменьшить уровень доверия между экономическими агентам в рамках национального хозяйства. А значит, это может привести к возрастанию уровня трансакционных издержек в экономике.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования можно сделать выводы, которые заключены в следующих положениях: - институциональные преобразования вызывают трансакционные издержки, в результате чего увеличиваются расходы бюджета, что может привести к разбалансированию финансовых ресурсов государства; - формирование и использование финансовых ресурсов государства связано с наличием трансакционных издержек, поэтому их снижение является одной из основных задач институционального регулирования; - с целью снижения трансакционных издержек, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов государства, и недопущения угрожающего экономике роста бюджетного дефицита и государственного долга необходимо использовать различные инструменты институционального регулирования сбалансированности финансовых ресурсов государства. В рамках проведения качестве дальнейших исследований следует изучить роль трансакционных издержек при реализации метода институционального регулирования сбалансированности финансовых ресурсов государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Коуз Р. Фирма, рынок  и право / пер. с англ. Б. Пинскера / Р. Коуз. - М.: Дело ЛТД, 1993. – 192 с.

2. Булеев И.П. Управление  трансакционными издержками в  переходной экономике / И.П. Булеев. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 2002. – 154 с.

3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.

4. Лисяк Л.В. Трансакційні  витрати функціонування інституту  бюджетної політики / Л.В. Лисяк // Фінанси України. – 2010. - № 2. – С. 27 –35.

 5. Cooter R.D. The strategic constitution / R.D. Cooter. - Prinston : Prinston University Press, 2000. – P. 243 – 379.

6. Muller D.C. Constitutional democracy / D.C. Muller. – Oxford : Oxford University Press, 1996. – P. 43 – 73.

 7. Колодий С.Ю. Институциональные изменения и их влияние на сбалансированность финансовых ресурсов государства в условиях рыночных трансформаций / С.Ю. Колодий // Ученые записки ТНУ. – Симферополь, Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2011. – 24 (63). – № 2. – С. 78 – 85.

8. История экономических  учений (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 733 с.

9. Johnson D. Public choice. An introduction to the new political economy / D. Johnson. – L.; Toronto : Bristlecone Books, 1991. – P. 341 – 353.

10. Holcombe R. The economics foundations of government / R. Holcombe. – N.Y. : New York University Press, 1994. – P. 128 – 141.

11. McNutt P.A. The economics of public choice. 2nd ed. Cheltenham / P.A. McNutt. – Amsrerdam : Edward Elgar, 2002. – P. 272 – 289.

12. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. – М. : ООО «Издательство «АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 730, [6] с.

Тестовые задания

1. Институциональными предпосылками  рыночной экономики являются:

 а) формирование независимой  судебной системы;

б) расширение торговли;

в) возникновение экономических объединений, основанных на родственных связях;

2. Конституционные правила  не определяют:

а) правила принятия решений по формированию государствен- ных органов власти;

б) формы контроля действий государства со стороны общества;

в) корпоративные кодексы;

г) иерархию ценностей, разделяемых широкими слоями общества.

 

 


Информация о работе Аксиомы неоклассической теории и институционализма