Аксиомы неоклассической теории и институционализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

В начале XX в. произошел синтез классической экономической теории и маржинализма, появилась неоклассическая экономическая теория, которая к середине ХХ в. стала доминирующим течением экономической мысли. Согласно концепции известного философа и историка науки И. Лакатоша, теоретические допущения любой научного школы состоят из неизменного жесткого ядра и изменяемого защитного пояса.

Вложенные файлы: 1 файл

Институционная экономика.docx

— 40.36 Кб (Скачать файл)

Вариант 2

  1. Аксиомы неоклассической теории и институционализма.

В начале XX в. произошел синтез классической экономической теории и маржинализма, появилась неоклассическая экономическая теория, которая к середине ХХ в. стала доминирующим течением экономической мысли. Согласно концепции известного философа и историка науки И. Лакатоша, теоретические допущения любой научного школы состоят из неизменного жесткого ядра и изменяемого защитного пояса. Допущения жесткого ядра образуют основную суть научной школы, и отказ от них означает переход к иной школе. Защитный пояс состоит из допущений, которые используются в экономическом анализе в зависимости от развития научной дискуссии и хода экономической истории. В соответствии с этой классификацией с легкостью можно представить те допущения, которые сформулированы и используются неоклассической экономической теорией.

Полная спецификация прав собственности Совершенная информация Трансакционные издержки отсутствуют:

- Принцип методологического индивидуализма

-Принцип полной рациональности и принцип оптимизации

-Транзитивность и устойчивость предпочтений

- Общее равновесие Жесткое ядро неоклассики

-Защитная оболочка неоклассики

-Характеристики агентов

-Характеристика среды Рисунок

1. Принцип методологического  индивидуализма. Данный принцип  относится к соотношению целого и части. В частности, целое выводится из его частей, то есть целое всеми своими свойствами и закономерностями поведения обязано своим частям, и никаких самостоятельных свойств оно не имеет. Применительно к обществу это означает, что все характеристики общества, например, институты, могут быть выведены из поведения индивидов. Поскольку индивид всегда преследует свою собственную, а не чью- то еще выгоду, то его поведение индивидуалистично. При этом никакие внешние факторы не способны оказывать воздействие на его цели. Именно отдельные индивиды формируют вид и порядок экономической системы в целом, поэтому любые социальные явления можно объяснить через поведение отдельных индивидов и взаимодействие их индивидуальных мотивов.

2. Принцип полной рациональности  и принцип оптимизации. Под рациональностью подразумевается соответствие между поставленными целями и используемыми средствами. Еслидействия человека идут вразрез с поставленными им целями, то такое поведение выходит за рамки неоклассической экономической теории. Оптимизация означает, что сталкиваясь с ограниченностью ресурсов, индивид способен распределять их так, чтобы достичь максимального (с учетом издержек принятия решений) удовлетворения своих потребностей.

3. Транзитивность и устойчивость  предпочтений. Транзитивность предпочтений  означает, что у каждого индивида  имеются устойчивые критерии выбора и он не меняет их каждый раз при выходе на рынок. Так если есть три альтернативы A, B и С, так что B предпочтительнее A и C предпочтительнее B, то C предпочтительнее A. Транзитивность предпочтений является необходимым условием существования наилучшей альтернативы, без которой невозможна оптимизация. Устойчивость предпочтений означает отсутствие у индивидов склонности часто изменять свои предпочтения, в результате чего их поведение стало бы непредсказуемым.

4. Равновесие как основной  способ описания экономической  динамики. В соответствии с этим  принципом функционирование экономической  системы всегда сводится либо к неподвижному состоянию в условиях равновесия, например, равенства спроса и предложения, либо к движению в сторону равновесия. Равновесие на рынке совпадает с оптимумом по Парето (модель Вальраса-Эрроу- Дебре). Возможность рассмотрения рыночного равновесия как отправной точки обусловлена тем, что полная рациональность поведения экономических агентов обусловливает совпадение полученных ими результатов с ожиданиями. А это возможно в том случае, если ожидания этих агентов согласованы на основе «правильной», адекватной картины мира. В свою очередь, согласованность ожиданий атрибут динамически определенного равновесия. В неявном виде здесь предполагается наличие множества участников обмена как на стороне предложения, так и на стороне спроса. Последнее означает «свертывание» ядра обмена в точку, соответствующую определенной – равновесной – цене товара (услуги).

Допущения защитного пояса неоклассической теории

1. Права собственности  остаются неизменными и четко  определенными. Согласно данному допущению, все права собственности на редкие ресурсы всегда четко определены и защищены, что является необходимым условием обмена. Поскольку при рыночном обмене происходит перемещение прав собственности, эти последниедолжны быть определены, чтобы обмен состоялся. Нельзя меняться тем, что никому не принадлежит. Характер первоначального распределения собственности задан извне и не подвергается сомнению со стороны участников рынка. Таким образом, распределительный конфликт отсутствует, и получить благо можно лишь в результате обмена. Чисто технические проблемы по установлению частной собственности на ресурс тоже отсутствуют. Соответственно его владелец извлекает все выгоды и несет все издержки, связанные с данной собственностью. Это, в свою очередь, является основой для принятия им экономически эффективных решений. И, кроме того, права собственности не нуждаются в защите: они не нарушаются (во многом это обусловлено информационной прозрачностью рынка) и могут быть полностью реализованы.

2. Пределы экономического обмена определяются на основе принципа убывающей полезности, учитывая первоначальное распределение ресурсов между участниками взаимодействия. В неоклассической теории процесс обмена рассматривается как результат оценок полезности, сделанных индивидуальными производителями и потребителями, причем независимо от любого специфического социального или исторического контекста. Индивидуальные решения о покупке и продаже являются функцией предельной полезности соответствующего товара для определенного индивида. Осуществление обмена не требует других усилий, кроме расходования некоторой суммы денег. Цены являются основным инструментом оптимального распределения ресурсов. Иными словами, чтобы выбрать оптимальную линию поведения, не нужно знать ничего, кроме цен. Таким образом, издержки при осуществлении обмена отсутствуют, и единственный вид издержек, который рассматривается в теории, – производственные издержки.

3. Информация является  совершенно доступной и полной. Данное допущение означает, что издержки на получение информации отсутствуют, то есть индивиды обладают всем объемом информации о сделке. При этом человек не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает информацией о средствах их удовлетворения. Вся необходимая информация о состоянии рынка содержится в ценах, обладание информацией о равновесных ценах позволяет участникам обмена совершать сделки в соответствие со своими интересами.Таким образом, неоклассическая теория основное внимание сосредотачивает на анализе проблемы распределения ограниченных ресурсов при помощи ценового механизма и заданных предпосылках полноты информации и существования внеисторического субъекта, рационального и компетентного, стремящегося к максимизации собственной выгоды. Единственными ограничителями деятельности этого индивида или рамками, ограничивающими его своекорыстие, оказываются законы, соблюдение которых обеспечивается силой принуждения со стороны государства. При таком подходе действия человека являются сетью обезличенных отношений. Поэтому экономические действия агентов, подчиненные сложившимся социальным нормам, или неформальным институтам, остаются вне пределов анализа. Такой подход представляется логичным при условии, что не только вся экономика сводится к рынку, но и все общественные отношения становятся рыночными. Следует признать, что неоклассической теории удалось объяснить механизм ценообразования и распределения ресурсов в децентрализованной экономике. Кроме того, анализ экономических явлений в рамках этой теории, предполагающий совершенную конкуренцию, должен привести нас к выводу, что механизм рынка автоматически ведет к максимальному благосостоянию и производителей, и потребителей. Исходя из посылки о рациональном поведении индивида, представители неоклассического направления экономической науки предполагали, что фирма при производстве продукции использует такой набор производственных возможностей, который обеспечит ей максимальное расхождение между валовой выручкой и издержками. Потребитель в свою очередь приобретает такой набор товаров, который обеспечит ему максимизацию полезности. Равновесное состояние системы предполагает оптимизацию целевых функций (у потребителя – максимизация полезности, у предпринимателя – максимизация прибыли). Оно означает, что, когда все участники рынка, стремясь каждый к своей выгоде, достигают взаимного равновесия интересов и выгод, суммарное удовлетворение (общая, функция полезности) достигает своего максимума. И это почти то, о чем говорил А. Смит в своем знаменитом пассаже о «невидимой руке» (правда, не в терминах полезности, а в терминах богатства). Иными словами, неоклассические модели показывают, что нестесненная рыночная система тяготеет к состоянию равновесия, прикотором используются все благоприятные возможности взаимовыгодного обмена между индивидами. Доказывается, что в данных условиях при заданном исходном распределении богатства размещение ресурсов оптимально по Парето. Логика безукоризненна, но, еще раз подчеркнем, что она строится на предпосылках полноты информации, реального существования рынка совершенной конкуренции и представлении об определенной природе человека. И, значит, чтобы опровергнуть выводы теории, надо разрушить фундамент, или аксиомы, которые являются ее основой. Такую попытку предприняли экономисты направления, которое получило название институционализм, а в дальнейшем, при появлении различных подходов к анализу институтов, название традиционного институционализма.

 

  1. Влияние государства на уровень трансакционных издержек.

Впервые понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в классической работе «Теория фирмы». Поначалу данный тип издержек относился только к процессу рыночного обмена.

 В связи с этим, трансакционные  издержки определяются:

- затратами на оценку  характеристик товаров и услуг, условий обмена; - размером рынка  – действуют ли личностные  или неличностные отношения; - эффективностью  обеспечения выполнения контрактов, соглашений;

- идеологическими воззрениями  участников рынка на окружающий  мир, честность существующих в  нем правил игры, и т.п,.

 Позднее, к трансакционным  издержкам стали относить все  возможные виды издержек, связанные  с взаимодействием экономических  агентов, независимо от того, где и каким образом оно осуществляется.

 Развивая теорию Р. Коуза, в качестве разновидностей трансакционные издержек выделяют:

1) издержки поиска информации  – затраты времени и ресурсов  на получение и обработку информации, потери от несовершенной информации;

2) издержки ведения переговоров;

3) издержки измерения;

4) издержки по спецификации  и защите прав собственности;

5) издержки оппортунистического  поведения – потери, связанные  со стремлением отдельных лиц  преследовать свои личные интересы, а не организации, с которой у него заключено трудовое соглашение.

 Исходя из представленных  выше положений, трансакционные  издержки рассматриваются, преимущественно, на микроуровне, т.е. при взаимодействии микроэкономических агентов: индивидуумов, групп индивидуумов, предприятий. На макроуровне теория трансакционных издержек получила не столь широкое применение. Вместе с тем, существуют работы, исследующие эффективность государственной политики макроэкономического регулирования, в том числе с помощью аналитического инструментария, характерного для теории трансакционных издержек.

 Особенное внимание  ученых в данном направлении  исследований привлекает проблема  «цены государственного налогообложения», которая представляет собой совокупность  затрат связанных с процессом  администрирования поступления финансовых ресурсов государства. В первом разделе диссертации «цена налогообложения» нами рассматривалась как один из доводов представителей неоклассической теории, характеризующих недостатки государственного способа производства общественных благ.

Представители институциональной экономической теории рассматривают «цену налогообложения» как совокупность трансакционных издержек, связанных с процессом формирования и использования финансовых ресурсов государства. Р. Кутер, Д. Мюллер и другие экономисты справедливо полагают, что процесс производства общественных благ очень напоминает процесс производства частных благ, только отличаются механизмы обмена

Если при частном производстве экономических благ покупатели и продавцы напрямую взаимодействуют друг с другом, формируя при этом параметры рыночного равновесия на данные товары, то при производстве общественных благ прямого контакта между покупателями и продавцами попросту не существует. Его заменяет сложный процесс формирования финансовых ресурсов ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ государства и последующего их использования на различные цели, основной из которых является производство общественных благ. В рамках данного процесса возникают отдельные разновидности трансакционных издержек, отличных от перечисленных нами выше. В частности, следует отметить такие основные виды трансакционных издержек, связанных с процессом производства общественных благ: - издержки администрирования поступления налогов, сборов и других обязательных платежей.

Они включают в себя как прямые затраты, связанные с содержанием уполномоченных органов взыскания, с помощью которых формируются финансовые ресурсы государства, так и косвенные, связанные с неформальными выплатами субъектами хозяйственной деятельности средств представителям вышеуказанных органов в виде налога на коррупцию; - издержки производства общественных благ, связанные с составлением и утверждением их перечня и организацией последующего финансирования. Помимо этого, стоит детально рассмотреть особые типы трансакционных издержек, связанных с формированием и использованием отдельных составляющих финансовых ресурсов государства. Они связаны с процессом распределения источников доходов и расходных полномочий между государственным и местными бюджетами, бюджетным выравниванием и финансированием кассовых разрывов. Организация планирования финансовых ресурсов государства Трансакционные издержки в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства:

- Определение объемов межбюджетных трансфертов

- Финансирование дефицита бюджета и обслуживание государственного долга

-Финансирование временных кассовых разрывов местных бюджетов и целевых фондов

- Организация и администрирование процессов поступления и использования финансовых ресурсов государства. Виды трансакционных издержек, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов государства. Данные процессы связаны как с формированием, так и с использованием финансовых ресурсов государства при их планировании и непосредственном (кассовом) расходовании. Предварительные процедуры, используемые до непосредственного расходования финансовых ресурсов государства, связаны с их планированием и определением объемов межбюджетных трансфертов. Планирование финансовых ресурсов государства представляет собой процесс определения показателей доходов и расходов в рамках каждой их составляющей.

Информация о работе Аксиомы неоклассической теории и институционализма