Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития. Задачи: Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района; Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района; Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района; Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района; Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района; Рассмотреть сеть железных дорог района и её грузонапряженность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………...…………………..5

1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………………………...……5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Западно-Сибирского экономического района……………………………11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района……17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….25

Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………………………….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………..27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………………….36
2.4. Пассажирские перевозки………………………………………..38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…39
2.6. Внешнеторговые перевозки…………………………………….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения…………………………………………………………...45

Заключение…………………………………………………..………………….47
Список использованной литературы………………………………………..48
Приложение……………………………………………………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект по регионалистике.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Прибытие грузов на железнодорожные  станции района в 2008 г. составило 149,0 млн. т, из которых 76,3 млн. т приходилось  на кокс и каменный уголь. Высока доля строительных материалов, чёрных металлов, прочих грузов, лесоматериалов. На третьем месте находится рудное сырьё для металлургических предприятий округа – 19,4 млн. т (13,8%). [6]

К крупнейшим станциям с цензом погрузки и выгрузки относятся станции, обслуживающие  угледобывающие районы и предприятия  по добыче и переработке углеводородного сырья, предприятия по добыче и обогащению руд, по производству черных и цветных металлов, карьеры нерудных материалов и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Пассажирские перевозки

 

В 2008 г. перевезено пассажиров в дальнем сообщении - 10,5 млн. человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении - 41,9 млн. человек.

Доля Западно-Сибирского экономического района в выполнении общесетевого пассажирооборота на железнодорожном транспорте в 2008 г. составила соответственно 8,0% –  в дальнем следовании и 5,2% – в  пригородном сообщении.

Табл. 14

Показатели перевозок пассажиров железнодорожным транспортом по ЗСЭР в 2008 году

Показатели

Отправление

Пассажирооборот

 

Млн. чел.

% от  сети

Млрд. пасс.-км

% от  сети

Всего

71,6

5,9

12,5

6,8

в том  числе:

дальнее следование

9,5

6,9

9,8

8,0

пригородное сообщение 

64,1

7,7

2,7

5,2


 

Более 90% от общего объёма отправления  пассажиров по району приходится на Западно-Сибирскую  железную дорогу. [2]

Наибольшие размеры движения поездов  в дальнем следовании наблюдаются  на подходах к Новосибирску, Омску и Кемерово: Карбышево 1 – Омск – Татарская – 46-42 пары в сутки, Новосибирск – Барабинск – 40 пар в сутки, Новосибирск – Сокур и Тайга – Юрга 1 – 35 пар в сутки.

Более 30% перевозок пассажиров дальнего следования в районе осуществляется в связях с Уральским экономическим районом. На связи с Центральным районом приходится порядка 22,5% отправленных пассажиров, с Восточно-Сибирским – 18,1%.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года на территории Сибирского федерального округа предусматривается организация скоростного движения в сообщениях Омск – Новосибирск, Новосибирск – Томск, Новосибирск – Барнаул, Новосибирск – Новокузнецк и Новосибирск – Кемерово со скоростью движения пассажирских поездов до 160 км/ч. [4]

2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи

 

Объём перевозок грузов железнодорожным  транспортом Сибирского федерального округа за 2008 г. и их структура по видам сообщений характеризуются  данными табл. 14.

Табл. 14

Объём перевозок грузов железнодорожным транспортом ЗСЭО и их структура по видам сообщений

за 2008 г.

Вид перевозок 

Объём, млн. т 

Удельный вес в общем объёме, %

Перевезено  грузов - всего 

237,7

100,0

в том  числе:

местное сообщение 

94,7

40,0

ввоз 

76,7

32,0

вывоз

41,1

17,0

транзит

25,2

11,0


 

Район имеет развитую систему внутрирайонных связей, На долю местного сообщения приходится 40% перевозок с преобладанием  характерных для района грузов: угля – 58 млн. т (61% от объема местного сообщения), минерально-строительных материалов – 15,8 млн. т (16%), рудных грузов – 7 млн. т (7,5%) и нефтяных грузов – 6,2 млн. т (6,5%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет по углю – 56%, по минерально-строительным материалам- 95%, рудам всяким – 62% и нефтяным – 35%. [6]

91% перевозимого в местном  сообщении угля приходится на  отправление в Кемеровскую область. Собственное потребление Кемеровской области (главным образом для металлургии, электро-теплоэнергетики, производства кокса) составило 33,3 млн. т (более 60% от отправления угля в Кемеровской области по местному сообщению). Из Кемеровской области угли вывозятся в другие субъекты Российской Федерации, входящие в состав Западно-Сибирского экономического района, из них 9,1 млн. т в Алтайский край (для производства электроэнергии и тепла, кокса и на экспорт через передаточные пункты на границе России с Казахстаном); 6,5 млн. т в Новосибирскую область (для производства металла и энергоснабжения).

Основной объем минерально-строительных материалов в местном общении отправляет Новосибирская область — 5,6 млн. т (36% от перевозок этого вида в местном сообщении), а также Кемеровская область -7,2 млн. т (46% от перевозок этого вида в местном сообщении), из которых 74% перевозилось внутри области.

Нефтегрузы в местном сообщении отправляет главным образом Омская область – 4 млн. т (64,5% от перевозок нефтепродуктов в местном сообщении) во все субъекты Западно-Сибирского экономического района, из них 1,3 млн.т прибывает на станции Омской области, а также Новосибирская область – 1,6 млн. т (26%).

Из  7 млн.т железных и цветных руд, перевозимых в местном сообщении, 6,8 млн.т (97%) отправляет Кемеровская область, при этом около 3 млн.т приходится на повторные внутриузловые (Новокузнецк) перевозки – железная руда с рудников Горной Шории поступает на обогатительную фабрику, затем агломерат передается на Западно-Сибирский металлургический комбинат. 

Район характеризуется разветвленной системой межрайонных связей. Более 32% от общего объема перевозок готовой продукции и импортных грузов вывозится из района в другие регионы страны и более 17% потребляемого в районе сырья и товаров и эксплуатируемых различных грузов ввозится из-за его пределов. В район железнодорожным транспортом поступает 16,5 млн. т различных грузов (7,7% от общего объёма перевозок во всех видах сообщений) и 54 млн. т грузов (42,1% общего объёма перевозок во всех видах сообщений) вывозится в другие федеральные округа. Такое соотношение объёмов ввоза и вывоза грузов свидетельствует о том, что изучаемый экономический район имеет положительный транспортный баланс: объёмы вывоза грузов из района, в 3,3 раза превышает объём ввоза. Основные транспортно-экономические связи по вывозу грузов осуществляются с Уральским и Центральным районами, на долю которых приходится 43% от общего вывоза экономического района. [1]

Основными грузами, которые вывозятся  из района, являются:

- уголь (58% из них 33% на металлургические  предприятия и электростанции  Урала и в Центральный экономический  район, как для собственного потребления, так и на экспорт в Украину и Беларусию);

- нефтяные грузы (15%) во все  регионы России для собственного  потребления и на экспорт в  Финляндию, Украину, Казахстан,  а также через российские морские  торговые порты в Финском заливе и Азово-Черноморского бассейна;

- руды всякие (6%) – из них 95% вывоза приходится на поставки  в Восточно-Сибирский экономический  район. Это нефелиновые руды  Кия-Шалтырского месторождения (Кемеровская  область) на Ачинский глиноземный  завод (Красноярский край);

- черные металлы (7,5%) с комбинатов  Кемеровской области перевозятся  на Дальний Восток с преобладанием  поставок на экспорт через  российские морские торговые  порты.

По ввозу грузов приоритетное значение для района имеют связи с Уралом, из которого поступает 26% всех грузов (17,8 млн. т). Главные из них – строительные материалы – 27,2% ввоза с Урала (12,7 млн т), рудное сырьё (23,9%), нефтегрузы (17,2%), большой удельный вес прочих грузов (машины, оборудование, химические товары и другие грузы(16,3%) и чёрных металлов (14,3%). Значительны связи с Центральный экономический районом, из которого поступает 8,3 млн т грузов (22,2% от всего поступления). Из Центра поступают машины и оборудование, ткани, одежда, продовольствие, химические товары и другие грузы группы «прочие», которые занимают 45,9% в общем объёме поступления из Центрального района. Почти 30% ввоза составляет железорудное сырьё. Из другой продукции можно отметить чёрные металлы, строительные материалы, хлебные грузы. Восточно-Сибирский район поставляет 17,9% общего объёма ввоза (15,5 тыс.т). В основном это уголь и руды. Из Дальневосточного района поставляется 1 млн. т, из них ведущее место занимают «прочие» грузы (29,9%), строительные материалы (22,6%) и руды (22,4%). На Северный и Северо-Западный районы приходится 12,1% общего ввоза, в основном это руда (46,5%), «прочие» грузы (36,6%), строительные материалы (6,9%). [2]

2.6. Внешнеторговые перевозки

 

Железные дороги Западно-Сибирского экономического района имеют выход  на железные дороги Казахстана (передаточные станции Кулунда и Локоть).

В 2008 г. Объем перевозок внешнеторговых грузов внешней торговли по району составил 10,8 млн. т. из них 2,9 млн т  составили экспортные грузы, в импортном  направлении проследовало 7,9 млн  т. В экспорте преобладали уголь (1,5 млн т), лесные и прочие материалы (0,9 млн т).

В составе импорта лидировал  уголь – 44% (4,5 млн т). Из других грузов заметное место в импорте приходилось  на строительные материалы (15,6%), руду (13,8%), «прочие» грузы (14,7%).

Крупные объёмы внешнеторговых грузов следовали через станцию Кулунда – 8,5 млн т, через которую осваивали поток казахстанского угля (7,8 млн т); 1,4 млн т руды; 0,5 млн т металла. Через пограничную станцию Локоть следует 2,8 млн т грузов торговли России с Казахстаном и странами Центральной Азии и небольших объёмов транзитных перевозок между странами Восточной Азии и Казахстаном и республиками Центральной Азии. В структуре перевозок преобладают лесоматериалы (2,0 млн т), строительные материалы (0,9 млн т), «прочие» грузы (0,7 млн т), уголь и кокс (0,5 млн т). [6]

Табл. 15.

Объёмы сдачи и приёма грузов на передаточных железнодорожных станциях ЗСЭР в 2008 году

Передаточные  пункты

Уголь

Кокс 

Нефте-грузы 

Руда 

Металл 

Лесные 

Мин- строй 

Удобре- ния 

Хлебные

Прочие 

Всего

Сдача грузов

Кулунда

0,2

0,3

0,2

-

0,1

0,3

-

-

0,1

0,3

1,5

Локоть 

0,1

0,4

0,2

0,1

0,2

2,0

0,1

-

0,1

0,4

3,6

Сдача грузов

Кулунда

4,8

-

0,2

1,4

0,5

-

-

-

-

0,1

7,0

Локоть 

-

-

0,1

-

-

-

0,8

-

-

0,3

1,2


 

 

 

 

 

 

 

2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность

 

В сеть железных дорог района входят магистрали, обслуживающие главным  образом широтные транспортно-экономические  связи населения и экономики  самого района.

Западно-Сибирская железная дорога расположена на юге и юго-востоке района и включает:

- звенья всех трех широтных  транссибирских магистралей: Главного  сибирского хода – Иссикуль  – Омск (с ответвлениями у Омска  через Называевкую – Тюмень  на Екатеринбург и через Исилькуль  –Курган на Челябинск) – Новосибирск – Болотная – Тайга –Юрга – Боготол. Среднесибирской магистрали –Кызыл – Ту – Иртышское (с ответвлением на Омск) –Карасук – Камень – на- Оби – Среднесибирская, де она сливается с трассой Южно-Сибирской магистрали – Кулунда – Барнаул – Артышта – Междуреченск;

- меридиональные линии: Новосибирск  – Барнаул – Локоть, Татарская  – Карасук – Кулунда – Малиновое  озеро; Новосибирск – Тогучин  – Ппроектная – Новокузнецк-  Таштагол, Юрга – Проектная;

- ветви Тайга – Томск –  Асино – Белый Яр и Алтайская  – Бийск.

Свердловская железная дорога обслуживает Тюменскую область и Ханты-Мансийский автономный округ. Ямало-Ненцкий автономный округ обслуживает также небольшой участок Северной железной дороги Лабытнанги – Собь, связывающий автономный округ с европейскими регионами страны.

Железнодорожная сеть района имеет  резко полярную загрузку: от максимальной на участке Новосибирск – Омск (50 млн.т), до минимальной на участке  Белый Яр – Асино (0,1 млн.т). По величине загрузки линии можно условно  разделить на 2 группы:

- с загрузкой выше среднесетевой (более 12,7 млн. т): направление Главсиба на участках Новосибирск – Болотная, Омск – Новосибирск. Линии, проходящие на участке Кузбасского угольного бассейна, Новокузнецк – Артыша – Белово – Проектная – Инская и Междуреченск – Томусинская – Бардино- Артышта.

- с загрузкой ниже среднесетевой:  все остальные железнодорожные  линии участки.

Задачи железных дорог округа по обеспечению грузопотоков достаточно устойчивы во времени и в ближайшие 10-20 лет конфигурация пассажиро-грузопотоков принципиально не изменится. Будет необходима реконструкция и усиление отдельных линий и направлений в связи с ростом размеров пассажирского и грузового движения и необходимостью повышения скоростей пассажирских и грузовых поездов и применения инновационных проектов. Увеличение объёмов перевозок грузов на сети железных дорог района будет происходить также в связи с интенсивностью хозяйственного освоения неосвоенных районов, но и расширением зоны осваиваемой зоны для вовлечения в хозяйственный оборот новых ресурсов топлива и сырья. Даже если эти ресурсы расположены в регионах, в которых железнодорожные пути отсутствуют, и транспортное освоение территории базируется на внутренние судоходные пути или автомобильные дороги, объёмы перевозок на сети железных дрог будут расти за счёт увеличения подвоза грузов к речным портам и возможного вывоза добываемого сырья через порты в другие регионы страны. [5]

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района