Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития. Задачи: Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района; Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района; Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района; Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района; Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района; Рассмотреть сеть железных дорог района и её грузонапряженность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………...…………………..5

1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………………………...……5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Западно-Сибирского экономического района……………………………11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района……17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….25

Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………………………….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………..27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………………….36
2.4. Пассажирские перевозки………………………………………..38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…39
2.6. Внешнеторговые перевозки…………………………………….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения…………………………………………………………...45

Заключение…………………………………………………..………………….47
Список использованной литературы………………………………………..48
Приложение……………………………………………………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект по регионалистике.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Общее число рек Западной Сибири превышает 2100, их можно разделить на две категории: равнинные и горные. Для судоходства используются 63 реки. Самая крупная из водных магистралей - Обь с притоком Иртыш. В России Обь занимает первое место по длине и площади бассейна и третье, после Лены и Енисея, по водности. Из крупных притоков Оби следует отметить Иртыш, который судоходен на всем протяжении в пределах Западной Сибири.

К наиболее крупным речным портам Обь - Иртышского бассейна относятся: Новосибирск, Приобье, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск (на р. Оби); Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск (на р. Иртыш), Тюмень .(на р. Тура); Березово, Игрим (на р. Северная Сосьва).  Летом по этим рекам курсируют нефтеналивные баржи, которые, вывозят по реке углеводородное сырье и доставляют на новые и действующие месторождения необходимые грузы.

Кроме Обь - Иртышского бассейна в Западной Сибири имеется еще несколько речных систем: небольшие речки на юге и на севере региона. [5]

По речным путям ежегодно перевозится свыше 6 млн т грузов. Речной транспорт Обь-Иртышского бассейна является существенным дополнением  железнодорожного транспорта. Освоение новых территорий Среднего Приобья  и Крайнего Севера обусловило необходимость более широкого использования водных путей. С этой целью было осуществлено строительство Сургутского, Нижневартовского и Тобольского речных портов. Большое значение приобрел для Тюменского Севера морской транспорт, начало которому было положено проводкой судов Карским морем ранней весной на север Ямальского полуострова.

Морской транспорт.

Роль морского транспорта для Западной Сибири очень невелика: мелководный Ясмалинский бар  вблизи устья Оби не даёт заходить туда крупным морским судам, и  только речные суда совершают рейсы  по Обской и Тазовской губам.

Авиационный транспорт.

По югу Западно-Сибирского экономического района проходят воздушные  линии всероссийского значения. На долю авиационного транспорта в Западной Сибири приходится значительная часть  грузовых и пассажирских перевозок.

К основным преимуществам этого  вида транспорта относятся высокие  скорости доставки, отсутствие необходимости  строительства линейных транспортных коммуникаций на всём маршруте, связывающем  корреспондирующие пункты, а только аэропортовую инфраструктуру в начальной и конечной точках полёта, что позволяет резко снизить затраты материальных и финансовых ресурсов, а также времени на организацию транспортных сообщений; более короткие по сравнению с наземными и водными коммуникациями, расстояниями перевозок между одними и теми же пунктами; высокая доступность для воздушных судов отдалённых территорий и слабая зависимость от физико-географических условий местности; большая беспосадочная дальность полётов, разнообразие парка воздушных судов, что позволяет быстро адаптировать воздушные сообщения к сезонным и иным колебаниям в объёме и структуре пассажиропотоков.

К слабым местам воздушного транспорта относятся его высокая энерго- и материалоемкость, относительно большая  зависимость от погодных условий, сравнительно высокие во многих случаях потери времени на поездки между городом и аэропортом. [6]

В относительно плотно заселённой и  экономически развитой зоне аэропорты  для приёма всех типов, в том числе  и дальнемагистральных воздушных  судов имеются практически во всех крупных городах. Регулярным воздушным сообщением между собой связаны все областные центры и многие другие, даже небольшие, города. Значение воздушного транспорта велико во внутренних сообщениях, в частности с труднодоступными областями. Самолёты и вертолёты – важнейшее средство хозяйственного освоения, особенно на ранних этапах.

Отличительная особенность воздушного транспорта Западно-Сибирского экономического района заключается в том, что  в его перевозочной работе доля работ, связанных с перевозкой грузов, примерно вдвое превышает средний показатель по стране.

Трубопроводный транспорт.

Известно, что современная  сеть магистральных нефтепроводов  России имеет протяжённость более 50 тыс. км и образует несколько направлений, из нефтедобывающих регионов Западной Сибири  нефтепроводы проложены в южном направлении: Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу.

В 1984 году построена крупнейшая в Росси газопроводная система  «Западная Сибирь – Европа», основу которой составляет газопровод Уренгой  – Помары – Ужгород протяжённостью 4,5 тыс. км, давшая выход российскому газу в страны Центральной и Западной Европы.

Западно-Сибирский район  имеет ведущее значение в газовой  и нефтяной промышленностях. Именно поэтому трубопроводный транспорт  имеет большое значение. Кроме  этого, нефте- и газопроводы сокращают более чем в 3 раза затраты на транспортировку, что также является одной из наиболее важных причин широкого распространения трубопроводного транспорта. [3]

Кроме газопровода, идущего  с севера на юг (Уренгой - Кузбасс) внутри района, существуют ещё два газопровода, идущих в западном направлении через Уральский район в Казахстан. Кроме того, несколько крупных нефтепроводов пересекают район по всем направлениям: на запад  Ноябрьск – Междуреченск; на юг Ноябрьск – Тобольск – Омск; а также нефтепровод, проходящий по югу району через Омск и Новосибирск.

Таблица 11

Нефтегазопроводы Западно-Сибирского ЭР [10]

Нефтепроводы:

Усть-Балык – Тобольск – Омск;

Сургут – Тобольск – Курган – Уфа – Самара;

Сургут – Пермь  – Альметьевск – Казань – Нижний Новгород – Ярославль – Полоцк;

Нижневартовск – Анжеро-Судженск – Красноярск.

Газопроводы:

Игрим – Серов –  Екатеринбург;

Медвежье – Пунга  – Н. Тура – Пермь – Казань – Нижний Новгород – Москва;

Уренгой – Сургут –  Тобольск – Тюмень – Челябинск  – Петровск;

Уренгой – Новопсковск;


Железнодорожный транспорт.

Ведущая роль в обеспечении потребностей в перевозках пассажиров и грузов исследуемого района принадлежит железнодорожному транспорту. Даже для регионов, отстоящих  от сети железных дорог на сотни  и тысячи км его значимость в перевозках грузов весьма велика, поскольку все грузы, завозимые в эти регионы внутренним водным транспортом следуют через перевалочные порты на реках.

По территории района размещение сети железных дорог крайне неравномерно.

Таблица 12

Размещение сети железных дорог  на территории Западно-Сибирского экономического района

 

 

Эксплуатационная

Плотность ж.д. путей

Субъекты РФ

длина ж.д. путей, км

сообщения на 10 тыс. км территории, км

     

Всего по Западно-Сибирскому экономическому району

8650

35,6

 

Республика Алтай

0

0

Алтайский край

1680

99,5

Кемеровская область

1755

182,8

Новосибирская область

1530

86,0

Омская область

888

63,4

Томская область

346

10,9

Тюменская область

883

54,5

Ханты-Мансийский АО

1073

20,5

 

Ямало-Ненецкий АО

495

6,6

   

Основу железнодорожной  сети региона составляют три широтных магистрали, пересекающие с запада на восток южную часть региона, а  также несколько меридиональных линий, которые связывают с этими  магистралями промышленные и сельскохозяйственные регионы: Кузбасский угольный бассейн, Горную Шорию, Предалтайскую лесостепь, Приобье, Нижнее Притомье и Причулымье. [4]

Западно - Сибирский экономический район обслуживается тремя железными дорогами: Западно-Сибирской (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская области), Свердловской (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область) и Северной (Ямало-Ненецкий автономный округ). Эксплуатационная длина железнодорожных путей Западно-Сибирского экономического района составляет 8,7 тыс. км (10,1 % от эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс.км2 территории — 35,6 км (средняя по РФ — 51 км).

 

Ведущее положение занимает Западно-Сибирская дорога, на долю которой приходится около 70% от общей протяженности железнодорожной сети района.

Западно-Сибирская  железная дорога, пролегая в пределах Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично на территории Республики Казахстан, надежно обеспечивает внешние и внутренние хозяйственные связи, устойчивое транспортное обслуживание крупнейших комплексов добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства.

Дорога граничит с рядом железных дорог: Южно-Уральской (ст. Исилькуль), Свердловской (ст. Называевская), Красноярской (ст. Мариинск, Междуреченск) и Казахстана (ст. Кулунда, Локоть). Эксплуатационная длина дороги 5 865,1 км, в т. ч. однопутных линий - 2650,8 км, двухпутных 3168,8 км, трехпутных и более 45,5 км. Управление дороги в Новосибирске.

В состав Западно-Сибирской железной дороги до 2011 года входили четыре отделения: Омское, Новосибирское, Кузбасское и Алтайское.

С начала 2011 года дорога перешла на трехуровневую безотделенческую структуру управления с одновременным  созданием Дорожной дирекции инфраструктуры.

Дорога обслуживает  крупные промышленные узлы Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Новокузнецка, Томска, крупнейшие угольные разрезы, рудники  и шахты Кузбасса, Западно-Сибирский  и Кузнецкий металлургические комбинаты, Омский нефтеперерабатывающий и Алтайский коксохимический заводы, Томский нефтехимический комбинат, тепловые электростанции и предприятия других отраслей промышленности. В Омском, Новосибирском, Барнаульском и Томском речных портах осуществляется перевалка грузов с ж. д. на речной транспорт и обратно. [6]

Развернутая длина главных  путей дороги составляет 9237,2 км., протяжение пути на щебне 3903,4 км., на гравии 11,7 км., на асбестовом балласте 5220,1 км. Электрифицировано 4131,5 км. ж.-д. линий, в т.ч. на переменном токе 951 км., на тепловозной тяге 1733,6 км. Стыкование контактной сети переменного и постоянного тока осуществлено на трех станциях дороги Черепаново, Артышта-П, Иртышское и на ст. Мариинск Красноярской дороги. Автоблокировкой оборудованы 4969,8 км путей, диспетчерской централизацией 857,6 км., полуавтоматической блокировкой 798,8 км.

К направлениям общесетевого (федерального) значения отнесены ж.-д. линии: Называевская-Омск-Новосибирск-Тайга-Мариинск (сортировочные ст. Инская, Московка); Исилькуль – Омск – Иртышское – Карасук – Среднесибирская - Алтайская-Артышта (сортировочные ст. Входная, Алтайская); Новосибирск - Тогучин-Мереть – Артышта – Новокузнецк - Томусинская (сортировочные ст. Белово, Новокузнецк-Восточная), Артыша-Бардино-Томусинская-Междуреченек. На дороге 343 раздельных пункта; подвижной состав обслуживают 12 локомотивных депо, в т. ч. 3 электровозных, 8 смешанных, 1 тепловозное, 18 грузовых вагонных, 5 пассажирских вагонных депо. Работу инфраструктур обеспечивают 34 дистанции пути и 7 путевых машинных станций, 17 дистанций сигнализации, связи и вычислительной техники, 15 дистанций электроснабжения, 9 дистанций гражданских сооружений, 3 механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

Для повышения качества управления эксплуатационной работой  на дороге в Новосибирске и Кемерово организованы 2 автоматизированных диспетчерских центра управления (ЕЦДУ) перевозками. Число диспетчерских участков за счет укрупнения сократилось с 36 до 24, а их средняя протяженность достигла 270,66 км. В промышленную эксплуатацию введена диалоговая информационная система ДИСПАРК; компьютерной техникой оснащены и подключены к системе 774 рабочих места работников, участвующих в передаче исходной информации.

Численность сотрудников  — 63363 человека. Средняя заработная плата — 23890 рублей. Перевезено грузов — 246,9 млн тонн

Перевезено пассажиров в дальнем сообщении — 10,1 млн  человек, перевезено пассажиров в пригородном  сообщении — 61,8 млн человек.

В структуре погрузки Западно-Сибирской железной дороги основную долю занимает уголь — 70,8 %, строительные материалы — 5,5 %, нефтепродукты — 4,5 %, чёрные металлы — 3,8 %. [9]

2.3. Отправление и прибытие грузов

 

Объёмы отправления и прибытия грузов, формируемые под воздействием производственного потенциала и отраслевой структуры хозяйства Западно-Сибирского экономического района имеют ту особенность, что отправление грузов существенно превышает объёмы их прибытия. Объясняется это высокой долей сырьевых отраслей в экономике района и прежде всего угольной, чёрной и цветной металлургии, отправляющих большие объёмы своей продукции железнодорожным транспортом в другие районы страны и на экспорт.

Объёмы отправления и прибытия грузов железнодорожными станциями  Западно-Сибирского экономического района в 2008 г. приведены в табл 13.

Табл. 13

Объёмы отправления  и прибытия грузов и их структура по субъектам Российской Федерации

ЗСЭО в 2008 г. (тыс.т)

В 2008 г. железнодорожными станциями  в пределах района было отправлено 275 млн. т грузов, из них на первом месте оказалась транспортировка каменный угля и кокса, Второе место по объёмам отправления с большим отрывом занимают руды и нефтяные грузы. Это, прежде всего, объёмы отправления продукции с сибирских нефтеперерабатывающих предприятий и переключения части продукции с нефтепроводного на железнодорожный транспорт. Строительные грузы, занимающие третье место в отправлении, составляют 8,4% общего отправления, это вскрышные породы месторождений угля, руды, а также нерудные строительные материалы с крупных карьеров (Изынский в Новосибирской области и другие). Большой удельный вес в отправлении занимают также лесоматериалы, металлы и большая номенклатура прочих грузов, среди которых машины и оборудование, химические грузы, цветные металлы, ткани и др.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района