Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития. Задачи: Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района; Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района; Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района; Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района; Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района; Рассмотреть сеть железных дорог района и её грузонапряженность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………...…………………..5

1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………………………...……5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Западно-Сибирского экономического района……………………………11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района……17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….25

Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………………………….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………..27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………………….36
2.4. Пассажирские перевозки………………………………………..38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…39
2.6. Внешнеторговые перевозки…………………………………….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения…………………………………………………………...45

Заключение…………………………………………………..………………….47
Список использованной литературы………………………………………..48
Приложение……………………………………………………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект по регионалистике.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Таблица 7

Валовой сбор культур Западной Сибири на 2005 г [10]

Культура

тысяч тонн

%, от РФ

Зерно

10293

11.5

Сахарная свекла

650

2.68

Подсолнечник

87

4,1

Льноволокно

5.1

5.5

Картофель

4089

11.91

Овощи

876

8.4


Главные центры по переработке  сельскохозяйственного сырья – Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.

Рыбопромышленный комплекс – добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная  фабрика в Тюмени и судоверфь  в Тобольске, базы приемно-транспортного флота.

1.6. Экономические показатели Западно-Сибирского экономического района

 

Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Таблица 8

Валовой региональный продукт в Западно-Сибирском ЭР [9]

Всего, млн. руб.

На душу населения, руб.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2003

2004

2005

2006

2007

Тюменская область

1117514

1536734

2215584

2551355

2785336

340706

465849

668272

765204

829155

в том числе:

                   

ХМАО

717220

956197

1399336

1594097

1719687

ЯНАО

283181

355718

441722

546366

622748

Республика  Алтай

6904

8517

8806

11609

15318

33993

41840

43127

56651

74266

Алтайский край

88733

114840

135686

173811

223751

34220

44607

53118

68611

88935

Кемеровская  
область

164903

244462

295378

342211

444352

57204

85370

103759

120819

157298

Новосибирская  
область

153799

191827

235382

296064

382186

57375

71911

88619

111922

144869

Омская область

115030

192877

220686

262507

301803

55651

93969

108147

129307

149273

Томская область

97084

132439

159579

188801

216059

93064

127511

154131

182660

208946


 

Из табл. 8 можно выделить следующее - самый высокий уровень ВРП отмечается в Тюменской области (с учётом ХМАО и ЯНАО – 829155 тыс. р.), вследствие специализации области. Самый низкий – в республике Алтай – 74266 тыс.р. Валовой региональный продукт рос год от года в течение всего времени, представленного в таблице, что говорит об уверенном экономическом росте района и увеличении благосостояния населения. Так же отметим, что с 2003 г. по 2007 г. рост ВРП в каждом субъекте составил более 100 %. [14]

В прил. 4 указаны  уровни безработицы в субъектах Западно-Сибирского экономического района. Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что  уровень безработицы в Западно-Сибирском  экономическом районе выше, чем в среднем по России (официальные данные на 2008 год – 6,3%). Самый высокий уровень безработицы отмечается в Республике Алтай – 12,6%,  самый низкий – в ЯНАО – 5,7%). Вместе с тем, растет число экономически активного населения и занятых в труде (с 8793 т тыс.ч. в 2005 году до 9145 тыс.ч. в 2008 году).

 

Таблица 9

Внешняя торговля Западно-Сибирского экономического района (в млн. долл.) [9]

 

2005

2007

2008

Со странами дальнего  
зарубежья

Со странами СНГ

Со странами дальнего  
зарубежья

Со странами СНГ

Со странами дальнего  
зарубежья

Со странами СНГ

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Тюменская область

28528,0

585,7

2197,0

108,1

39748,6

969,8

2996,3

178,7

54769,4

1705,6

4783,6

168,6

в том числе:

                       

Ханты-Мансийский  
автономный округ - Югра

11495,7

383,5

119,5

50,7

17216,4

586,9

217,9

41,6

23409,9

865,8

1128

21,8

Ямало-Ненецкий  
автономный округ

532,0

97,9

0,2

32,5

395,0

203,5

9,7

20,8

145,8

612

4,1

12,6

Республика Алтай

22,9

101,2

9,2

1,4

19,0

146,9

1,6

0,7

26,8

47,0

1,9

1,2

Алтайский край

270,5

37,4

473,6

167,9

212,6

124,7

728,7

212,7

486,3

337,0

831,0

326,4

Кемеровская область

4243,5

425,0

662,3

272,0

5932,3

339,9

1029

328,0

8269,3

665,0

1478

332,8

Новосибирская область

422,0

484,9

532,1

123,1

703,1

1260

718,8

191,5

816,9

1554

746,9

284,4

Омская область

6612,8

115,2

567,5

174,9

231,1

219,8

325,4

310,0

239,3

343,1

318,9

381,1

Томская область

1007,6

37,3

105,3

17,6

668,7

76,9

185,6

67,5

599,1

116,3

136,0

82,0


Из табл. 9 следует вывод - наибольшее количество экспорта приходятся на Тюменскую область с автономными округами, а так же на Кемеровскую область в виду продажи энергетических ресурсов внутри России и за ее пределы. Импорт преобладает в респ. Алтай,  Новосибирской и Омской областях.

Уровень жизни населения  ЗСЭР достаточно высокий. Значительная часть высоких зарплат концентрируется  именно в Западной Сибири. По среднедушевым  доходам в месяц, которые на 2005 год составили 24840 рублей, Ямало-Ненецкий АО занимает 2 место в целом по России; Ханты-Мансийский АО – 5 место со среднедушевым доходом в 17536 рублей в месяц; Тюменская область на 6 месте – 14533 рубля. Это происходит по тому, что Западная Сибирь производит экспортное нефтегазовое сырье. Здесь успешно развивается вахтовый метод работы. Но здесь высок и прожиточный минимум: на 2005 год в Ямало-Ненецком АО он составил 5362 рубля, что составляет 6 место по России по прожиточному минимуму из-за того, что здесь достаточно высокие цены на продукты. [9]

В структуре денежных доходов так же лидируют автономные округа – Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, что обусловлено тяжелыми климатическими и трудовыми условиями, нехваткой рабочей силы и прибыльностью основных отраслей специализации.

Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района

 

Потребности района на услуги транспорта обеспечивают пути сообщения всех видов  современного транспорта – железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего  водного, воздушного, трубопроводного. Топология транспортной сети определяется, прежде всего, развитием и размещением производительных сил. В этом аспекте территория района имеет две характерных зоны – южную, в основном промышленно развитую, имеющую относительно густую сеть постоянно действующих транспортных коммуникаций, обслуживающих внутрирегиональные, межрегиональные и международные перевозки пассажиров и грузов, и северные регионы, находящиеся в стадии пионерного хозяйственного освоения. Транспортная схема этих районов, обслуживающая, прежде всего потребности в перевозках грузов, базируется на сезонных внутренних водных и морских путях сообщения. Для транспортировки пассажиров, высокоценных и скоропортящихся грузов в широких масштабах привлекается воздушный транспорт.

2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей

Западно-Сибирский  экономический район занимает большую часть Западно-Сибирской равнины, которая в своём основании имеет молодую платформу, поэтому рельеф этого природного района равнинный, с мощным слоем осадочных горных пород. Высота равнины не превышает 100 м над уровнем океана. Лишь около 10% территории района занято горными системами Урала, Алтая, Саян. Северная часть Западной Сибири подвергалась неоднократному наступлению моря. Рельеф равнины имеет небольшой уклон к северу и несколько вогнутую форму. Большая протяженность равнины с севера на юг и однообразие рельефа обуславливают чётко выраженную зональность природы: от тундры до степей. На территории Западной   Сибири   чётко   выражены   почти   все   природные   зоны   северного полушария – от арктической до степной. Крайняя заболоченность большей части Западно-Сибирского экономического района (Западно-Сибирской равнины) сильно затрудняет использование сухопутного транспорта. По территории равнины проходит только одна железная дорога: Тюмень – Сургут – Новый Уренгой с ответвлением на Нижневартовск. Её значение очень велико, так как она проходит через важнейшие месторождения нефти и природного газа. Основная масса железнодорожных линий расположена на юге района, где рельеф (равнины, высотой до 500 м над уровнем моря) позволяет прокладывать железнодорожное полотно.

Крупнейшая река Западной Сибири – Обь с притоком Иртыш. Западно-Сибирская равнина  богата поверхностными и подземными водами. Заболоченность и переувлажненность  многих районов Западной Сибири делают её непроходимой и крайне тяжёлой для освоения. Многие районы практически недоступны для наземного и водного транспорта. Бассейн реки Обь вместе с притоком Иртыш охватывают почти всю территорию Западной Сибири. Этот факт наравне с несильной изрезанностью береговой линии и достаточно пологими берегами делает речной транспорт в Западной Сибири достаточно распространённым. Направление течения с юго-востока на северо-запад делают речную навигацию очень удобной не только для внутрирайонной доставки грузов, но и для связи железнодорожного транспорта с морским. [6]

Развитию транспортной сети Западной Сибири способствует не только наличие разнообразных природных  ресурсов (нефть, газ, лес на севере, уголь и обширные сельскохозяйственные угодья, дающие крупнотоннажную продукцию  на юге), но и благоприятное экономико-географическое положение. Транспортные магистрали этого района отличаются высокой грузонапряженностью. Добыча массовых многотоннажных продуктов, таких, как руда, уголь, древесина, или ценных малотоннажных, но залегающих в труднодоступных и удалённых местностях, привела к тому, что транспорт оказался очень важной частью хозяйства всего этого обширного района. Большая роль транспорта видна уже из того, что почти 1/10 работающего населения занята в том или ином виде транспорта.

Транспортная система Западной Сибири сочетает в себе все виды сообщений, но роль и размещение их в разных частях района различны: на юге резко преобладает значение железных дорог и трубопроводов. На юге, проходят и почти все автомобильные дороги. Роль водного транспорта здесь очень ограничена и сводится главным образом к перевозкам грузов и пассажиров в северные районы, где наоборот, сохраняет ведущие позиции речной транспорт. Вместе с тем в северной половине Западной Сибири особенно важную роль играет авиация.

    1. Общая характеристика транспортной системы  Западно - Сибирского экономического района

Автомобильный транспорт.

Западносибирский  автомобильный транспорт обслуживает  преимущественно местные грузовые и пассажирские перевозки между  железнодорожными станциями, речными пристанями, аэропортами и внутри поселений.

К главным автодорогам Западно-Сибирского экономического района относятся: (Курган) - Петропавловск — Омск — Новосибирск — Кемерово — Мариинск – (Красноярск), Омск — Ишим — Тюмень - (Екатеринбург), Тюмень - Тобольск, Новосибирск — Барнаул — Бийск, Бийск —Ташанда – граница Монголии (Чуйский тракт), Бийск — Новокузнецк, Новосибирск - Карасу, Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий, Мариинск – Томск.

В северных и вновь осваиваемых труднодоступных районах для доставки грузов в зимний период используются автодороги сезонной эксплуатации  — автозимники; в остальное время года — авиация и водный транспорт.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные дороги) по Западно-Сибирскому району с разбивкой по субъектам, входящим в его состав, дана в таблице 10.

Таблица 10

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием ЗСЭР

Субъекты РФ

Протяженность,

км

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 10 тыс. кв. км. территории, км

Западно-Сибирский экономический

79 995

329 6

район - всего,

   

в том числе:

   

Республика Алтай

2 701

291,7

Алтайский край

18 494

1 093,7

Кемеровская область

8 726

913,7

Новосибирская область

11 648

653,6

Омская область

11 418

817,3

Томская область

6 624

209,0

Тюменская область

18 975

1 172,7

Ханты-Мансийский автономный округ

1 051

20,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

358

4,8


 

Наибольшая плотность автомобильных  дорог сосредоточена в южных  регионах округа – в Алтайском  крае, Кемеровской, Омской, Новосибирской областях, где она составляет от 56 до 86 км на 1 тыс.кв.км территории. [6]

Если в формировании трубопроводного транспорта за последние  годы были достигнуты большие успехи, то в строительстве автомобильных  дорог с твердым покрытием  отмечаются весьма скромные показатели. По протяженности автодорог с  твердым покрытием Западная Сибирь занимает пятое место в стране. Удельный вес района по территории 14%, по протяженности автомобильных дорог — 9,8%.

Речной транспорт выполняет главную функцию - транзит различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного транзита, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района