Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая география".

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_vostoku.docx

— 189.97 Кб (Скачать файл)

Революционные перемены шли  не только на высшем уровне. В городах  Ирана один за другим возникали революционные  энджумены, своего рода советы, организации  типа полуклубов-полумуниципалитетов, которые на местах устанавливали  контроль над представителями власти, контролировали цены, основывали школы, издавали газеты и т. п. Одних только газет и журналов в эти революционные  годы в Иране издавалось до 350 названий. Сильная поддержка и все новые  требования снизу давили на депутатов  меджлиса, вынуждая их принимать все  новые законы -- об упразднении условных земельных держаний типа тиулей, сокращении пенсий знати, смещении реакционных  губернаторов, о борьбе со взятками и вымогательствами и т.п. В апреле меджлис узаконил статус энджуменов, хотя и ограничил их права вмешиваться  в политические дела. В ответ на это в стране усилилось движение муджахидов -- борцов за веру, за идею, за справедливость. Многочисленные, в  том числе и нелегальные организации  муджахидов выдвигали различные  требования, подчас радикальные. Из числа  муджахидов выходили и молодые борцы  за веру -- федаи (федаины), готовые на крайние меры, в том числе и  на самопожертвование во имя идеи. Радикализм муджахидов и особенно федаев вызвал беспокойство не только шахских  властей, но и большинства депутатов  меджлиса, опасавшихся разгула страстей. Еще больше боялся дальнейшей радикализации  событий шах, который в конце 1907 г. заручился согласием меджлиса на сохранение статус-кво. Англо-русское  соглашение 1907 г. о формальном разделе  сфер влияния в охваченном революцией Иране вызвало сильное противодействие  руководства Ирана, не признавшего  данный документ, причем именно это  обстоятельство сыграло немалую  роль в сближении позиций меджлиса и шаха.

Сошшцыни с медалнеом  усилило позиции шаха. Сто же время  накал революционной борьбы несколько  ослаб. Летом 1908 г. шах счел момент подходящим для контрреволюционного переворота: казачья.бригада по его приказу  разогнала меджлис и энджумены  в столице. Однако этот успех оказался непрочным. Эстафету революции взяла  столица иранского Азербайджана Тебриз, где позиций радикальных  организаций были особенно сильны. Восставшие тебризцы к октябрю 1908 г. изгнали из города сторонников шаха и выступили с требованием  восстановить действие конституции  и созвать новый меджлис. В  феврале 1909 г. перешла к сторонникам  конституции власть в Реште, после  чего то же самое произошло и в  других городах соседнего с Азербайджаном  Гиляна. Гилянские федаи стали  готовиться к походу на Тегеран. Весь север Ирана выступил против шаха. Выступили против него и отряды бахтиарского хана на юге, в Исфагане. Обеспокоенные  развитием событий англичане  на юге и русские войска на севере в ответ на это заняли некоторые  города, в том числе Тебриз. Но вмешательство держав было не в пользу шаха. Конечно, наиболее радикальные  группы были разоружены, однако энджумены  в Тебризе и при вошедшем в  город русском войске продолжали осуществлять свою власть, не признавая  и не допуская в город вновь  назначенного шахского губернатора. Тем  временем гилянские федаи с возглавившим их Сепахдаром и бахтиарские отряды вошли в Тегеран и свергли  шаха Мухаммеда Али, вскоре эмигрировавшего  в Россию. Во главе правительства  стал Сепахдар, а в ноябре 1909 г. новый  шах Ахмед созвал 2-й меджлис. Отказ  от куриальной системы привел к тому, что по составу новый меджлис  был правее первого. Все же, несмотря на это, новый меджлис и его  правительство пытались упрочить революционную  власть.

Финансы страны после нескольких лет революции оказались, как  и экономика в целом, в крайне запущенном состоянии. Прибегнуть к  помощи России либо Англии новое правительство  не желало. Был избран компромиссный  вариант: в Иран был приглашен  американский финансовый советник М. Шустер, получивший огромные полномочия. Шустер прибыл в Иран в мае 1911 г. и приступил  к энергичной деятельности, сводившейся  прежде всего к реорганизации  всей службы налогов. Похоже на то, что  эта деятельность стала быстро давать результаты. Это вызвало раздражение  со стороны России и Англии, которые  не желали серьезного укрепления в  Иране американского влияния  и выступили против поддерживавшего  Шустера революционного режима. Вначале  в качестве пробного шара была предпринята  попытка восстановить на престоле привезенного из России экс-шаха, а когда эта  попытка провалилась и позиции  революционных войск на севере Ирана  вследствие этого укрепились, Россия вновь ввела войска на территорию Северного Ирана. Англичане стали  высаживать свои войска на юге страны. Одновременно обе державы, используя  в качестве предлога пустячный повод (конфликт налоговой администрации  Шустера с представителями России в Тегеране в связи с конфискацией имущества брата экс-шаха), предъявили Ирану ультиматум с требованием  высылки Шустера. Меджлис отверг ультиматум. Тогда русские войска были приведены в действие. Их поддержали англичане на юге. Революция была разгромлена, меджлис и энджумены  распущены, газеты закрыты. В феврале 1912 г. новое шахское правительство  официально признало англо-русское  соглашение о разделе страны на сферы  влияния, в обмен на что оно  получило от России и Англии новые  ссуды.

42.Либерально-конституционное движение в Турции в 60-70-е годы XIX века. Общество "Новые османы".

В 1859 г. был раскрыт  заговор  с  целью  свержения  султана,  в

котором участвовали ученики  медресе (духовные школы), мелкие  чиновники

и офицеры. Историки  располагают  лишь  самыми  смутными  сведениями  о

характере и целях этого  движения. Однако заговорщики не имели  опоры  в

массах. Они были арестованы и  содержались  в  Кулелийских  казармах  в

Стамбуле. Отсюда и название этого процесса "Кулелийский инцидент".

        В  1865  г.  в  Стамбуле  была  создана   тайная   политическая

организация "Новые османы". Наряду с Намыком Кемалем и  его  друзьями  в

ней участвовали представители  купечества, некоторые крупные  военные  и

гражданские чиновники. Главной  целью организации было добиться введения

в Турции конституционного строя.  "Новые  османы"  были  оторванной  от

народа  заговорщической  организацией.  Они   хотели   путем   заговора

заставить султана Абдул-Азиза ( 1861-1876) даровать конституцию.  Но  в

1866 г. организация была  раскрыта. Многие ее участники  были арестованы.

Намык Кемаль и некоторые  другие бежали за границу.

       В 60-х  годах были отменены цеховые   регламентации,  осуществлены

административные реформы. Продолжалось начатое в  40-х  годах  открытие

светских школ - начальных, средних и высших. Для руководства  светскими

школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов  в

светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников.  Средних  же

школ было только несколько  десятков. При этом сохранились все  школы при

мечетях, а  в  светских  начальных  школах  половина  учебного  времени

отводилась  религии.  Фактический  контроль  над  школами   по-прежнему

оставался  у   духовенства.   В       1869   г.   был   принят   закон,

предусматривавший  введение  в  турецких   школах   трех-четырехлетнего

всеобщего образования.

        Реформы   второго  периода  танзимата  (1856-1870)   не   смогли

существенно изменить положение  в Османской империи.  В  целом  политика

танзимата  потерпела  неудачу.  Танзимат  не  создал  предпосылок   для

промышленного   развития   страны,   а   некоторое   усиление   позиций

компрадорской буржуазии  отражало усилившую политическую и  экономическую

зависимость Османской империи  от капиталистических держав Запада.

       В период  Восточной войны началось финансовое  закабаление страны.

В 1854 г. Турции был дан первый кабальный заем в 75 млн. фр., а в  1876

г. ее задолженность европейским  банкирам уже составляла 2,4  млрд.  фр.

Османский имперский  банк,  созданный  вскоре  после  Восточной  войны,

полностью принадлежал английским и французским капиталистам.

       К 70-м  зависимость Османской империи  от иностранных  держав  ужа

зашла довольно далеко.  Возросла  агрессивность  Англии  и  Франции,  в

борьбу постепенно включалась Германия, вновь  активизировалась  царская

Россия. Все это значительно  увеличило угрозу колониального  порабощения

Турции. Основная отрасль  турецкой  экономики  -  сельское  хозяйство  -

переживала глубокий  упадок.  Урожаи  были  крайне  низкими.  Правители

многих областей признавали, что нет ни одного крестьянина,  за  которым

бы не числилось недоимок,  превышающих  весь  его  доход  за  три  года

подряд.

       Упадок  сельского хозяйства привел  к   тому,  что  голодные  годы

следовали один за другим. Сильный  голод поразил северные и  центральные

районы Малой Азии в 1873-1875 гг.

       Султанское  правительство  ощущало  постоянную  нехватку  денег.

Только за пять лет  (1870-1874) правительство  подписало  соглашения  о

кабальных займах на сумму  почти 3 млрд. фр. Общая задолжность  достигала

примерно 5,3 млрд. фр.

       Летом  1875  г.  вспыхнуло  народное  восстание  в  Герцеговине,

распространившееся  затем  и  на  Боснию.  В  январе  1876  г.  страны,

подписавшие  Парижский  трактат  1856   г.,   потребовали   от   Турции

немедленного проведения  реформ  в  Боснии  и  Герцеговине.  Султанское

правительство согласилось  принять это требование. Но  претензии  держав

этим не ограничилось, Начался  новый международный кризис. В  начале  мая

1876 г. "Новые османы" вновь активизировались и опубликовали  воззвани,

в котором  призывали  создать  палату представителей и заменить  Абдулу-

Азиза  другим  султаном.  22  мая   1876  г.  в   Стамбуле   состоялась

демонстрация.  В ночь на 30 мая 1876  г.  Абдула-Азиз  был  свергнут  с

престола. К власти пришел Мурад  V.  Вскоре  выяснилось  что  он  болен

тяжелой  душевной  болезнью.   Этим   обстоятельством   воспользовались

представители реакционных  феодально-клерикальных кругов.

       31 августа  1876 г. произошла новая  смена   султана.  На  престол

вступил Абдул-Хамид II. Вскоре Мидхат был назначен  великим  визирем  и

приступил  к   составлению   проекта   конституции.   Эта   конституция

провозглашала  Турцию  конституционной  монархией   и   предусматривала

создание двухпалатного  парламента. Конституция  сохраняла  за  султаном

почти всю полноту власти. Особа султана считалась  неприкосновенной.  В

1877 г. состоялись первые  выборы в  турецкий  парламент,  но  кандидаты

"новых османов" не  были допущены к балатировке.  Второй  парламент  был

созван во время русско-турецкой войны, начавшейся в апреле 1877 г., а  в

феврале 1878 г. он уже был  распущен. Конституция была полностью  сдана в

архив. В мае 1878 г., после  подписания  мира  с  Россией,  руководитель

"новых  османов"  попытался  поднять  восстание   в  Стамбуле  в  защиту

конституции, но оно было подавлено.

       В 1877 г. началась очередная  русско-турецкая  война.  Союзницей

России выступила Румыния, 9 мая провозгласившая независимость. Турецкие

части терпели поражения. В начале  1878  г.  военное  положение  Турции

стало критическим. Встревоженная  поражениями Англия ввела  в  Мраморное

море свой флот для "защиты" Стамбула и проливов. В начале марта 1878 г.

в ставке  русского  командования  в  Сан-Стефано  был  подписан  мирный

договор. Его  главным  условием  было  создание  независимой  Болгарии.

Англия добилась созыва Берлинского  конгресса для пересмотра условий  Сан-

Стефанского договора. Согласно  Берлинскому  трактату  (июль  1878  г.)

Северная Болгария стала  вассальным  княжеством,  а  Южная  -  получила

автономию. Султан признал  полную  независимость  Сербии,  Черногории  и

Румынии. К России присоединялись районы Батуми, Карса и Ардагана.

       В 1879 г. правительство Турции вновь  объявило о  банкротстве.  В

1888 г. несколько западных  банков совместно основали Салоникский   банк,

а в 1899 г. был создан Немецкий палестинский банк . В 1894 г. на  почве

жесткого гнета и провокаций вспыхнуло восстание армян в  районе Сасуна.

       К концу  XIX века  преобладающее  положение   в  экономике  Турции

занимал англо-французский  капитал. Значительно усилилось  проникновение

германского капитала.

 

43.Османская империя в годы режима "зулюма".

Реформы 50–60х годов сделали  еще один шаг по пути установления равенства всех подданных империи: был учрежден официальный статус немусульманских общин-миллетов (греческой, армянской, еврейской и др.), объявлено  о допуске их представителей к  государственной службе (вопрос об участии их в армии остался  нерешенным). Был принят важный закон  о земле, отменены цеховые регламенты в городах, упорядочена система  налоговых откупов. Судебная власть была отделена от административной, а  шариатские суды несколько потеснены. Было создано министерство просвещения, ведавшее светскими учебными заведениями, вплоть до высших. И наконец, реформы  предоставили немало прав и льгот  иностранному капиталу, прежде всего  право на владение недвижимостью. Осуществление  всех этих реформ было связано с  деятельностью виднейших реформаторов второй половины XIX в. Али-паши и Фуад-паши, советников Абдул-Меджида и его преемника Абдул-Азиза I (1861–1876), руководивших правительством империи. Руководствуясь доктриной османизма (все подданные империи – османы), они стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих империю народов. Понимая необходимость дальнейшей европеизации страны, они делали соответствующие уступки иностранному капиталу, хотя и отчетливо осознавали, сколь непопулярна эта политика и какие мощные силы в империи противостоят ей. 
Что касается уступок, то они сводились к тарифным льготам (8% – единый таможенный налог для иностранных товаров), к подтверждению режима капитуляций, к учреждению ведущего в финансовых делах империи англо-французского Оттоманского банка (1856), вскоре приобретшего статус государственного банка, а также к обширным капиталовложениям в промышленное, железнодорожное строительство, добычу и обработку сельскохозяйственного и иного сырья. Следует заметить, что одновременно рос внешний долг страны, ибо дефицит государственного бюджета со времен Крымской войны погашался за счет займов. Задолженность к 1876 г. достигла огромной суммы в 6 млрд. франков. Платой за это было все более широкое предоставление иностранному капиталу возможностей для проникновения в экономику империи. Результатом этого было постепенное изменение хозяйства страны, втягивавшейся в мировой рынок. Изменялся облик экономики как в сфере традиционного ремесла и торговли, так и в области сельского хозяйства. Все более заметные позиции в хозяйстве занимала нарождавшаяся промышленность, для ее нужд создавалась развитая инфраструктура. 
Все эти в общем позитивные для страны перемены, включая и то, что следствием их было экономическое вторжение в страну иностранного капитала, сопровождались ростом национального самосознания, особенно в среде образованных интеллектуалов. В 1865 г. возникло тайное общество «новых османов», ставившее своей целью создать в стране режим конституционной монархии. В начале 70?х годов в Стамбуле начала издаваться газета «Ибрет» («Наставление»), отражавшая их идеи. И хотя газета вскоре была закрыта, позиции сторонников конституции, во главе которых стал видный сановник империи Мидхат?паша, к середине 70?х годов заметно усилились. Массовые выступления учащихся в мае 1876 г. послужили сигналом для начала решительных действий: султан Абдул-Азиз был низложен, а новый султан Абдул-Хамид II согласился на конституцию, которая была официально принята в декабре 1876 г. 
Конституция провозглашала основные права и свободы граждан империи, создала двухпалатный парламент и несколько ограничила прерогативы султана. Но избранный парламент оказался послушным воле монарха, а великий везир Мидхат-паша был в феврале 1877 г. выслан из страны. Султан, несмотря на все конституционные ограничения его власти, явно становился хозяином положения. И для этого были веские причины. Дело в том, что перемены и преобразования 40–60?х годов, т. е. все танзиматские реформы и тесно связанные с ними изменения в экономике страны, бывшие результатом проникновения в империю иностранного капитала, принесли некоторые выгоды лишь городским слоям населения, которые и поддерживали новые реформы, включая конституцию. Стоит напомнить, что это было в то время в значительной мере нетурецкое и даже немусульманское население страны. Что же касается собственно турок, то они не только не имели выгод от нововведений и не могли воспользоваться их плодами, но напротив, чувствовали себя ущемленными в своем привычном привилегированном положении и даже несли некоторые экономические потери, в частности в связи с земельной реформой. 
Разжигаемое мусульманским духовенством недовольство со временем становилось все более ощутимым, чем и воспользовался новый султан, нашедший в этом недовольстве мощную опору для противодействия конституционалистам. Поражение в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. лишь подлило масла в огонь: его легко можно было объяснить следствием нововведений, ослаблявших власть правителя. В феврале 1878 г. Абдул-Хамид совершил государственный переворот: парламент был распущен, а империя на долгие годы была превращена в весьма мрачную деспотию (в Турции годы правления Абдул-Хамида стали именовать термином «зулюм» – деспотия, тирания).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"