Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая география".

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_vostoku.docx

— 189.97 Кб (Скачать файл)

Империалистические монополии  ведут борьбу за территории, за районы наиболее выгодных рынков, за источники  сырья, объекты приложения капитала. Погоне финансового капитала за всё  новыми прибылями соответствует "...международная  политика, которая сводится к борьбе великих держав за экономический  и политический раздел мира..." Ленин 

15.Характер и сущность преобразований Мухаммеда Али в Египте.

Разгромив летом 1801 г. французов, английские войска еще почти два года оставались в Египте. После этого суверенитет над страной формально вновь перешел к Османской империи, но фактически ситуацию она уже не контролировала. Вскоре мамлюки подняли бунт против турок. В мае 1805 г. султан был вынужден назначить предводителя мамлюков, албанца Мухаммеда Али египетским пашой. 
 
Мухаммед Али был человеком не слишком образованным, но умным и энергичным. Он хотел превратить Египет в сильную и независимую державу, преодолеть его отсталость. Сделать это можно было лишь одним способом: укрепить государственную власть и сконцентрировать в ее руках все ресурсы страны. Мамлюкская вольница мешала этому, причем мамлюки владели главным богатством Египта — землей. 
 
Кровавые конфликты нового правителя с мамлюками вспыхивали несколько раз. В 1811 г. Мухаммед Али решил раз и навсегда покончить с ними. 1 марта он пригласил 500 самых влиятельных мамлюков в Цитадель, где находилась его резиденция, на торжества, посвященные дню рождения сына. Когда они выезжали из Цитадели по узкому проходу, тяжелые ворота впереди захлопнулись. Сзади же были верные правителю албанские солдаты. Попавших в ловушку мамлюков расстреливали в упор сзади и сверху, со стен прохода. Все они были уничтожены. 
 
Земли мамлюков перешли в собственность самого правителя. Почти половину он роздал своим соратникам. Упор был сделан на совершенствование ирригационной системы и выращивание экспортных культур, прежде всего длинноволокнистого хлопка. Была введена государственная монополия на продажу экспортного сырья. В результате Мухаммед Али сосредоточил в своих руках всю внешнюю торговлю и девять десятых внутренней. 
 
В 1816 г. была введена государственная монополия в промышленности. В Египте начали строиться текстильные, сахарные, маслобойные фабрики, металлургический и стекольный заводы, судоверфь. Был создан большой военный и торговый флот, налажено производство огнестрельного оружия. На всех этих предприятиях работали полукрепостные рабочие. 
 
В Египте были открыты светские школы европейского типа. Группы молодых египтян направлялись на учебу в Европу. 
 
Создавалась регулярная армия. Ее формированием занимались иностранные советники, преимущественно французы. 
 
Укрепив страну, Мухаммед Али начал завоевательные походы. Египетские войска захватили большую часть Аравийского полуострова и Восточный Судан. В 1831—1833 гг. Египет бросил вызов уже самой Османской империи, отвоевав у нее Сирию и Палестину. В апреле 1839 г. началась вторая египетско-турецкая война, и вскоре турки были разгромлены. Судьба Османской империи оказалась под угрозой. Поскольку Египет был в ту пору союзником Франции, такой ход событий вызвал недовольство других европейских держав. В конфликт вмешались Англия и Австро-Венгрия. Англо-австрийская эскадра блокировала побережье Сирии и Ливана. Севернее Бейрута высадился английский десант. Египетская армия потерпела поражение и в январе 1841 г. капитулировала. 
 
Мухаммеда Али признали наследственным правителем только Египта и Судана. Египетская армия была сокращена с 200 до 18 тыс. человек. Это был удар по честолюбивым замыслам египетского правителя сделать свою страну костяком обширной и мощной империи. Но за время правления Мухаммеда Али, скончавшегося в 1848 г., Египет сделал крупный шаг по пути модернизации.

16.Характерные черты движения "Ан-Нахда" в арабо-исламском мире на рубеже ХIX-XX века. Деятельность Джамаля ад-Дина аль-Афгани.

мусульманский религиозно-политический деятель и реформатор. Родился  в семье саййидов в Кунаре (восточный  Афганистан). Учился в Кабуле и Индии. Принял участие в междоусобных распрях  афганских правителей, а в 1286/1869 году вынужден был эмигрировать. Вначале  он поехал в Индию, а затем в  Турцию. С 1288/1871 года жил в Египте. Здесь он занимался общественной и просветительской деятельностью, был популярен среди молодежи. Он был одним из основателей египетской периодической печати и часто  публиковался на страницах газет. В  своих статьях он критиковал политику западных держав в отношении мусульманского мира. Он также выступал сторонником  конституционной власти в странах  мусульманского мира и ограничения  монархического абсолютизма. В Александрии  он создал «Общество младоегиптян». За свою деятельность он был выслан из страны властями Египта. В 1300-03/1883-86 годах в Париже, Джамал ад-Дин  аль-Афгани вместе с Мухаммадом Абдо создал организацию «Урва аль-Вуска» (Крепчайшая связь) и издавал газету под тем же названием. Его деятельность была направлена на пробуждение сознания мусульманской интеллигенции. На страницах  этого журнала он писал о необходимости  объединения всех мусульман мира для борьбы против колониализма. В 1309/1892 году его пригласил в Стамбул  турецкий султан. Здесь Джамал ад-Дин  умер, а его останки были перевезены в Афганистан в 1363/1944 году. Джамал ад-Дин  аль-Афгани активно участвовал в  антиколониальном движении мусульманских  народов. Идеологической основой этого  движения он видел исламскую религию. Однако он считал, что в своем  традиционно сложившемся виде эта  религия не может выполнить своей  исторической роли в прогрессе мусульманских  народов. Поэтому он считал необходимым  приспособить, реформировать положения  исламского учения и философии под  реалии современной жизни. Совершенно естественно, что такая глобальная реформа, о которой мечтал Джамал ад-Дин аль-Афгани практически не могла осуществиться в одночасье. Поэтому он делал в этом направлении  посильные для него шаги. В частности, он был сторонником просвещения  мусульманских народов, стремился  к тому, чтобы мусульмане в своих  школах изучали не только религиозные  дисциплины, но и другие науки, приобщались  к техническим достижениям современных  обществ. Он считал, что научное знание закреплено в самом Коране, аяты которого подтверждают все достижения науки, если к ним подходить с  позиции рационализма. Джамал ад-Дин  аль-Афгани также считал необходимым  очистить исламскую доктрину от поздних  нововведений, привнесенных различными сектами. Для этого он предлагал  вернуться к изначальной чистоте  религии и тщательным образом  изучить период жизни пророка  Мухаммада и его ранних сподвижников. В своем стремлении к очищению Ислама он доходил до отрицания слепого  следования правовым положениям различных  мазхабов, которые были выведены не на основании прямых указаний Корана, а на основании мнения (ра’й) правоведов. Аль-Афгани также выступал против закрытия иджтихада суннитскими мазхабами. Однако эти идеи встречали яростное сопротивление мусульманских ортодоксальных традиционалистов, которые усматривали  в таких заявлениях попытку ликвидации традиционно сложившихся школ (мазхабов) в Исламе. Полемизируя во Франции  с Эрнестом Ренаном, который считал причиной отсталости восточных народов  исламскую религию, аль-Афгани писал, что причиной упадка мусульманской  цивилизации стало постепенное  отклонение мусульман от первоначального  Ислама и его порча различными нововведениями со стороны невежд, в результате которых прогрессивный  дух этой религии пришел в упадок. Для реализации своих идей аль-Афгани обращался к различным мусульманским  правителям, однако наиболее сильным  государством в исламском мире он считал Османскую империю, вокруг которой  призывал объединиться всех мусульман. По его мнению, достигнуть намеченной цели мусульманские общества могут  как мирным, так и вооруженным  путем. Он допускал заимствование некоторых  европейских политических моделей, при условии, что они не будут  противоречить исламским принципам. Мировоззрение и идеи Джамал ад-Дина аль-Афгани стояли у истоков мусульманской  реформаторской мысли последующего столетия. Они были восприняты и  развиты следующими поколениями  реформаторов и повлияли на общественно-политические процессы в различных странах  мира. Джамал ад-Дин аль-Афгани был  автором ряда книг, в которых он излагал свои воззрения. Они были написаны на арабском, фарси и французском  языках. Известны его работы по истории  Афганистана, полемические, апологетические  и концептуальные сочинения.

17.Взгляды Мухаммеда Абдо на реформирование и возрождение ислама.

АБДО Мухаммед (1849–1905) – мусульм. теолог, теоретик и руководитель мусульм. реформации в Египте. Выходец из крест. семьи; в 1877 окончил богословско-юридич. ун-т аль-Азхар в Каире. В 1883–1888 находился в ссылке за участие в антибританском нац.-освободит. восстании Ораби-паши (1882), жил в Бейруте, Париже, посетил Лондон и Тунис. В 1899–1905 был гл. муфтием (религ. главой) Египта и членом Законодат. совета.

Учение А. об "истинном исламе" ("Трактат о единобожии" – "Рисалат ат-таухид", 1897, и "Комментарии  к корану" – "Тафсир аль-коран  аль-карим", 1898–1905) было по существу буржуазным и направлено против ортодоксального  ислама. А. внес в религию ислама рационализм, стремился упростить  ее, отрицал идею предопределения, признавал  объективность законов природы  и общества, хотя и считал их данными  богом. В области философии А. разделял взгляды О. Конта, Спенсера. Выступал за парламентаризм, ратовал  за бурж. свободу личности и равенство  людей перед законом. А. отрицал  насилие как средство осуществления  обществ. прогресса и видел это  средство в развитии наук, распространении  просвещения и моральном воспитании народа. Исходя из идеи определяющей роли религии в жизни человеческого  общества, А. ставил решение всего  комплекса нац. проблем Египта в  зависимость от судьбы мусульм. реформации.

Взгляды А. отражали первый этап в формировании буржуазной идеологии  в Египте. Они оказали и продолжают оказывать сильное влияние на обществ.-политическую мысль стран, в к-рых распространен ислам.

Такой подход позволял соединить концепцию божественного  права с идеей светского законодательства. Именно в этом Абдо видел назначение представительных органов государства  призванных принимать законы, понимаемые как рациональное толкование общих  целей шариата.

18.Хун Сюцюань и преобразования Тайпин Тяньго.

Хун Сюцюань родился в  бедной семье, происходящей из народности Хакка, в провинции Гуандун на юге Китая. Как самый способный из трёх сыновей он имел возможность посещать школу и впоследствии стал деревенским учителем. В надежде получить пост чиновника Сюцюань несколько раз пытался сдать государственный экзамен, но безуспешно. Однако в городе Гуанчжоу, где проходили экзамены, в руки молодого учителя попадают трактаты христианских миссионеров. Он также слушает проповеди Лян Фа — ученика Р. Моррисона. Позже, во время болезни, у Хуна (согласно его автобиографии) случается ряд видений, в которых Бог-Отец и Иисус Христос поручают ему дело борьбы с демонами на земле.

Основание религиозного движения

После шести лет учительствования в родной деревне Хун начинает проповедовать, обращает в христианство своего кузена Ли а после с помощью  него несколько других своих родственников. Начиная с 1844 Хун усиленно занимается изучением христианства, сочинением трактатов и од на религиозные темы. В это время его ближайший друг Фын Юньшань успешно проповедует учение Хуна, основанное на идее мессианской роли последнего, среди крестьян Хакка и Мяо. Целые деревни переходят в новую веру и разрушают древних идолов.

В скором времени в рядах  сторонников Хуна находились тысячи людей. Была сформирована военная группировка  под названием «Воины Бога». К  этому моменту движением заинтересовалось тайное общество Триад, которое преследовало цель свержения маньчжурской династии. Присоединение общества Триад к Воинам Бога, равно как и стремление крестьянства к аграрной реформе придало движению весомый политический аспект, впоследствии ставший основным.

Начало и расцвет  восстания тайпинов

В 1850 Хуном и его сподвижниками было принято решение о начале восстания. Оно разразилось в районе Цзиньтяня (провинция Гуанси). После взятия нескольких районов Хун Сюцюань 25 сентября 1851 был объявлен «Небесным Царём» (Тянь Ван) «Небесного государства великого благоденствия» (Тайпин тяньго). После кровопролитных стычек с частями цинской армии повстанцы отступили в провинцию Хунань. Ряды тайпинов пополняли в основном бандитские шайки, пираты и деревенская беднота. Ко времени подхода к Янцзы численность их составляла уже полмиллиона человек. Высокая численность, фанатизм и строгая организация тайпинов позволили им одержать ряд побед над деморализованными и неспособными цинскими войсками. Важнейшей из них стало взятие в конце марта 1853 Нанкина, одного из крупнейших городов страны, бывшего некогда столицей. Теперь Хун сделал его столицей государства тайпинов.

К 1855 году тайпины достигли вершины своего успеха. Бо́льшая часть провинций Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси и Хубэй — почти весь средний Китай — находилась под их властью. Одно время войска тайпинов стояли всего в ста километрах от Пекина.

Закат восстания  тайпинов и гибель Хуна

Однако с 1856 года звезда тайпинов начала неуклонно заходить. Один из «Небесных Принцев», Ян Сюцин попытался сместить Хун Сюцюаня с верховного поста. С помощью Вэй Чанхоя, другого принца, Хуну удалось разделаться с Яном, однако после этого Вэй развернул компанию чисток среди тайпинов, которая коснулась даже личных слуг самого Хуна. Небесному Царю пришлось сместить и этого Принца. После этого Хун разочаровался в своих сподвижниках и отошёл от политики, проводя время со своими многочисленными наложницами.

На военном поприще  тайпины также всё чаще терпели  поражение. Армия Цзэн Гофаня, талантливого цинского полководца, а также англо-французские войска, поначалу симпатизировавшие тайпинам, занимали область за областью. 31 мая 1864 года началась осада Нанкина. Неудачи и болезнь ввергли Хуна в депрессию, а впоследствии и слабоумие. В начале июня 1864 года, незадолго до падения своей столицы, Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством, приняв яд. После его смерти власть осуществлялась от имени его сына, Хун Тянгуйфу, однако последний реально не правил, вскоре был схвачен цинским правительством и казнён вместе с другими вождями восстания.

 19.Идеология политики "самоусиления" в Китае.

движение за воен. и полит, реформы в Китае во 2-й половине 19 в. Организованное в нач. 1860-х гг. Фэн Гуй-фэнем и поддержанное Цзэн Гофанем, Цзо Цзунта-ном, Ли Хунчжаном  и принцем Гуном движение за С. пыталось приспособить зап. ин-ты и  воен. достижения к потребностям Китая. Наиб, важными нововведениями были: создание спец. учреждения для руководства  внеш. сношениями - Цзунли-ямынь (1861), стр-во Цзяннаньского (1865) и Нанкинского (1867) арсеналов, Пекинского флота (1888) - первого  совр. воен. флота Китая, а также  создание ряда отраслей пром-ти, финансировавшихся  пр-вом. Однако реформы были поверхностными и не смогли затронуть глубоких структурных  проблем, что было продемонстрировано унизительным для Китая исходом  японо-китайской войны 1894-95 гг.

Большинство современных  исследователей полагают, что позиция  Китая по отношению к Западу выражалась в "политике самоусиления" (цзы  цян) или "движении по усвоению заморских  дел" (янъу юньдун). Данная позиция  сводилась к тому, чтобы "использовать иностранцев против самих же иностранцев". С этим же был связан и предложенный Ли Хунчжаном и другими передовыми политическими деятелями Китая  принцип - "контроль чиновников, предпринимательство  торговцев" (гуаньту шанбань), имеющий  целью привлечь китайский предпринимательский  капитал для организации собственных  предприятий. Государство, контролирующее, но не вмешивающееся в дела предпринимателей, должно было стать своего рода гарантом данного мероприятия. Однако эта  политика была выгодна капиталистическим  державам и не противоречила, а если сказать точнее, соответствовала  их внешнеполитическому курсу на Дальнем Востоке. Однако необходимо учитывать тот факт, что у цинских  правителей не было причин добровольно "открываться" и трансформироваться для Запада. Наоборот, они стремились максимально отгородиться от всего  чужеродного Империи. Поэтому, одной  из главных задач, стоявших перед  Великобританией, было трансформировать китайское общество "руками самих  же китайцев".

20.Концепция Датун Кан Ювэя.

Кан Ювэй (1858 —1927) — китайский философ, реформатор эпохи Цин, каллиграф. Возглавлял движение за реформы 1898 г., апологет конституционной монархии, один из первых теоретиков китайского национализма. Его идеи лежали в основе реформаторского движения, поддержанного императором Гуансюем. В 1917 г. настаивал на установлении конституционной монархии после Синьхайской революции, свергнувшей последнюю императорскую династию Цин.

«Да тун шу»

Главным трудом, сконцентрировавшим в себе интеллектуальное наследие Кан  Ювэя является «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»). Заглавие трактата отсылает к утопическому обществу глубокой древности, описанном Конфуцием и Хэ Сю. По поводу времени написания работы ведутся споры: в «Автобиографии» Кан Ювэй утверждал, что трактат был написан в 1884 г., однако современные исследователи, начиная с Лян Цичао, установили, что книга была закончена только в 1902 г., и до самой смерти мыслитель вносил в неё поправки. Две первых главы были опубликованы в журнале «Бу жэнь» в 1913 г., а в 1920 г., после основания Лиги Наций, Кан Ювэй вёл переговоры с Ф. Хиртом об издании полного текста на английском языке. Переговоры не увенчались успехом; на китайском языке книга вышла отдельным изданием только в 1935 г., через семь лет после кончины автора. Первое современное издание вышло в 1956 г. (301 с, около 150 тыс. иероглифов), и с тех пор книга неоднократно переиздавалась, а в 1958 г. вышел английский перевод Лоренса Томпсона (переиздан в 2003 г). В 1976 г. вышел перевод на японский язык, выполненный Сакадэ Ёсинобу. В современном Китае книга включается в списки «100 книг, повлиявших на судьбу человечества». Мао Цзэдун указывал, что Кан Ювэй представил зримый образ будущего мирового коммунизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"