Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая география".

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_vostoku.docx

— 189.97 Кб (Скачать файл)

Пришедшее к власти правительство  номинально возглавлялось императором  Муцухито. Девизом правления было выбрано "Мэйдзи" ("Просвещенное правление"). Имя императора теперь тоже стало "Мэйдзи". События 1867-1868 годов официальная историческая школа Японии назвала "Мэйдзи исин" (Реставрация Мэйдзи).

Сменивший Токугава новый  политический режим оражал интересы сложившегося в борьбе против сёгуната буржуазно-помещичьего блока. Хотя высшие посты в правительстве  занимали представители придворной знати (председатель - князь Арисугава, член императорской фамилии; старшие  советники - члены императорской  фамилии, кугэ и даймё), основной состав аппарата новой власти был представлен  низшим самурайством юго-западных княжеств (Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен). Активное влияние в формировании политики имели лидеры антисёгунского блока - Окубо Тосимити и Кидо Такамаса - яркие представители обуржуазившегося дворянства.

Программа нового правительства  не отличалась особой радикальностью. Но даже имея ограниченный либеральный  характер, она была трудновыполнима. Общая цель - борьба против Токугава - объединила в антисёгунский блок разнородные по своим интересам  классы и слои, и именно в результате этого им было трудно добиться единства после победы. Движущими силами в  событиях 1867-1868 годов выступали:1. Низшее самурайство.2. Молодая, экономически слабая и политически неопытная промышленная буржуазия.3. Оппозиционное дворянство – феодальные князья и знать, стремящиеся  свергнуть правящую династию с целью  замены ее другой, более удовлетворяющей  их требованиям.4. Крестьяне и городской  плебс.

Специфической чертой революционных  событий 1867-1868 годов было широкое  развитие низшего самурайства и  неоднородность каждой из выступавших  в них социальных сил, значительное переплетение их интересов.

- обновление, реставрация  Мейдзи – незавершенная революция  1867 — 1868 гг. в Японии. Свергла власть  сегунов из феодального дома  Токугава и восстановила власть  императоров. К власти пришло  правительство во главе с Муцухито, вставшее на путь социально-экономических  преобразований при сохранении  многочисленных феодальных пережитков.

27.Буржуазные преобразования в Японии в эпоху Мэйдзи.

Крестьянские восстания  и городские бунты расшатали  токугавский феодальный строй. Победа дворянско-буржуазного блока южных  феодальных княжеств стала возможной  лишь благодаря все расширявшейся  и нарастающей крестьянской войне, парализовавшей основные экономические  и политические системы сёгуната. Но наряду с беднейшим крестьянством  и городским плебсом в выступлениях участвовали и богатые крестьяне, имевшие землю, эксплуатировавшие  бедняков, смыкавшихся по своим интересам  с представителями торгово-ростовщического  капитала. Богатые горожане нередко  с помощью денег "исправляли" свою сословную принадлежность - покупали самурайское звание. Купцам, обслуживающим  и финансирующим сёгунат или  крупных даймё, в последний период правления токугавского дома бакуфу предоставляло самурайское звание и все новые привилегии. Об активном разрушении сословных перегородок  свидетельствовало появление в  городе и деревне особого слоя - сомо, связанного с торгово-ростовщической деятельностью. К нему относились богатые  крестьяне и горожане, ставшие  одновременно владельцами земли, предпринимателями  и торговцами. Сомо раздражало отсутствие юридических прав на приобретенную  собственность, всевозможные феодальные преграды, и все это сближало его  с оппозиционным дворянством  и буржуазией.

Позиции японской буржуазии  во многом определялись ее экономической  слабостью, что, в свою очередь, было следствием ограниченных источников первоначального  капиталистического накопления. Длительный период изоляции исключил широкое развитие внешней торговли, развитие колониальной экспансии. Единственным источником накопления капиталов был узкий и бедный внутренний рынок. Большая часть  буржуазии была связана с земледелием, торговлей и участвовала в  ростовщических операциях. Основные денежные накопления находились в руках не промышленной, а торговой, торгово-ростовщической буржуазии. Наиболее богатые, привилегированные  слои буржуазии, с одной стороны, были связаны с сёгунатом и  крупными даймё и находились под  их покровительством, с другой - выступали  с большей решительностью, нежели представители дворянской оппозиции. Они были заинтересованы в преодолении  феодального сепаратизма, легализации  торгово-предпринимательской деятельности и правовой неприкосновенности жизни  и имущества.

Примечательно, что уже на первом этапе новой государственности  вводился принцип разделения властей, выраженный формулой "власть законодательная  не должна иметь исполнительных функций, а власть исполнительная не может  иметь законодательных функций". С целью централизации власти в стране указами нового правительства  была ограничена власть крупных феодалов «даймё»: без согласия центрального правительства они уже не могли  чеканить монету, привлекать на службу иностранцев и др. Таким образом, после Мэйдзи существование независимых  от центра княжеств становилось невозможным. Вводилось также положение об избираемости и "ротации" чиновников. Становление централизованной власти происходило постепенно. Уже в  мае 1868 года в княжествах стали осуществлять свои функции специальные органы центрального правительства, которые  в начале выступали в качестве посредников между правительством и местной властью. Соответственно при правительстве был создан специальный аппарат, на который  замыкались уполномоченные правительства  в княжествах. В 1869 году в стране была проведена акция под названием  «возвращение страны и императора народу». Под этой акцией понимался добровольный отказ феодалов- князей «даймё» и  богатых самураев от своих феодальных прав и передача ими своих полномочий по управлению княжествами центральному правительству. Князья хорошо понимали, что в новой ситуации они уже  не в состоянии сохранить свою власть во всей ее полноте, и поэтому, заручившись обещанием крупных  компенсаций, они подавали соответствующее  прошение на имя императора. В свою очередь правительство компенсировало этот шаг феодалов тем, что предоставило им пенсии в размере 10 % их среднегодового дохода, кроме того, оно брало  на себя большую часть обязательств по долгам ростовщикам а также  назначило этих феодалов-князей на посты губернаторов их княжеств. Следующим  шагом правительства было упразднение  княжеств, что было сделано по закону от 29 августа 1871 года, и создание на их основе новой системы административного  деления. По этому закону было создано  более 300 префектур "кэн" и 3 столичных  округа "фу" в Токио, Осака и  Киото.

Одновременно в среде реформаторов зрела идея необходимости образования  в стране парламентской системы. У этой идеи были как сторонники, так и противники. Под давлением  первых, 14 апреля 1875 года был опубликован  императорский указ о постепенном  введении в стране конституционного строя.

2. Образование институтов местного  самоуправления.

В период преобразований Мэйдзи идеи демократизации были настолько сильны, что порою обгоняли время. Так  было, например, с созданием институтов местного самоуправления. Создание системы  местного самоуправления берет начало с формирования в 1873 году ведомства  внутренних дел. В сферу деятельности этого ведомства входил контроль всей системы власти на местах. Общее  направление политики регионов, а  также контроль над ее исполнением  возлагался на губернаторов префектур, которые назначались вместе со штатом чиновников из центра. Согласно серии  актов 1878 года, было установлено административно-территориальное  деление префектур на уезды (гун), районы (ку), поселки (мати) и деревни (мура). По этим законам, главы соответствующих  административных единиц избирались населением, и затем их утверждал губернатор, выдавая документ о назначении. Причем, закон разрешал создание собраний в  административных единицах. В 1880 году был принят специальный закон  о таких собраниях, в компетенцию  которых входил круг вопросов, связанный  с местными налогами и с покрываемой  этими налогами частью местного бюджета. Позже, в 1884, 1888 годах деятельность органов  местного самоуправления была законодательно скорректирована в сторону сокращения демократических начал и увеличения возможностей губернаторов воздействовать на местное самоуправление. Однако само значение института местного самоуправления, тем не менее, оставалось немалым  все последующие годы, вплоть до начала демократических преобразований после второй мировой войны.

3. Реформа сословной системы. 

Издавна сложившаяся в Японии сословная  структура представляла собой аббревиатуру "си-но-ко-сё", то есть общество делилось на: самураев (си), крестьян (но), ремесленников (ко) и торговцев (сё). После некоторых  упорядочений, в 1872 году была утверждена новая структура общества, состоящая  из 3-х сословий: высшее дворянство "кадзоку" (куда относились бывшие крупнейшие феодалы "даймё" и придворная знать "кугэ"), дворянство "сидзоку" (включало в  себя высшее самурайство), и простой  народ "хэймин") (включавший в себя широкий спектр населения: от низшего  самурайства до отверженных "эта").

4. Военная реформа. Создание  регулярной армии. 

" Реставрация Мэйдзи" проводилась  силами военных формирований  юго-западных княжеств, и вплоть  до 1871 года, когда была создана  императорская гвардия, своей  армии у нового правительства  не было. После упразднения княжеств  и роспуска их вооруженных  сил в июле 1871 года, начался процесс  создания на базе императорской  гвардии регулярной армии, который  длился до принятия закона  о всеобщей воинской повинности  в 1873 году. По этому закону все  граждане мужского пола, достигшие  20-летнего возраста, подлежали призыву  на военную службу на 3-х летний  срок. Призыв проводился на основе  принципа: "один человек от  семьи". Верховным главнокомандующим  был император. Армейский устав  был разработан на основе документов  для императорской гвардии и  назывался он "Императорский наказ".

Изначально японская армия создавалась  по французскому образцу, однако, с 1885 года за образец была принята прусская армия с ее стройной и жесткой  структурой.

5. Создание полицейского аппарата.

После ликвидации военных формирований феодальных княжеств, которые в том  числе осуществляли функции патрульной службы, для охраны общественного  порядка, возникла необходимость в  создании полицейских формирований. Начало этому процессу, одновременно с роспуском столичного военного формирования, положило создание в 1871 году патрульной службы столичного округа в Токио. Следующим шагом было создание общегосударственной централизованной полицейской системы, которая в 1874 году стала замыкаться на ведомство  внутренних дел, а в префектурах  непосредственно на губернатора. Со временем, наряду с общими задачами по охране общественного порядка, санитарного  состояния и надзора за пожарными  командами, к полиции были отнесены функции цензуры и контроля за общественной нравственностью. В 1881 году были созданы военная полиция  и тайная полиция (кэмпэйтай), которая  помимо внутриполитических задач, выполняла  еще и функции внешней разведки.

6. Судебно-правовая реформа. 

Исторически в японских правоотношениях  господствовало влияние китайской  правовой модели, которая, в свою очередь, базировалась на конфуцианской морали. В период Мэйдзи перед молодым  японским правительством встали совершенно новые задачи, важнейшими из которых  было развитие современной централизованной государственно- правовой системы, основанной на разделении властей.

До эпохи Мэйдзи судебное производство находилось, в основном, в руках  феодалов-князей. После Мэйдзи были созданы ведомства уголовных  дел (кэйбусё), гражданских дел (мимбунсё) и служба административного контроля (дандзёдай). Тем не менее, созданные  структуры не отвечали в полной мере современным требованиям, и в  июне 1871 года вместо ведомства уголовных  дел и контрольной службы было создано министерство юстиции (сихосё), которому поручалось судопроизводство и розыск.

Впервые суд нового типа был создан в Токио. В зарождавшейся японской юстиции доминировало влияние французского (континентального) права. Английское же прецедентное право входило в  противоречие с юридическим мировоззрением японцев, корни которого уходили  в китайскую правовую традицию писаного права.

В качестве консультантов привлекались французские юристы, которые вместе с японскими специалистами разрабатывали  уголовный, уголовно-процессуальный кодексы. В право вводились совершенно новые для Японии основополагающие (для европейского права) принципы, такие, как "нет преступления, нет  наказания без указания о том  в законе", "закон не имеет  обратной силы" и другие. Новое  законодательство устанавливало равенство  всех перед законом и вводило  принцип индивидуализации вины. Другими  словами, в законе отменялась коллективная уголовная ответственность и  совместная вина, характерные для  феодального уголовного права. В  гражданском праве, разработка которого потребовала большого времени, сохранился принцип разрешения гражданских  споров через неформальные методы достижения соглашения сторонами, что было традиционно  для Японии и являлось характерным  для прежних, до эпохи Мэйдзи, правоотношений. Окончательно современная судебно-правовая система оформилась после принятия в 1889 году конституции Мэйдзи, когда  были приняты гражданско-процессуальный и торговый кодексы.

Любопытной иллюстрацией действия новой правовой системы явился так  называемый « Инцидент Оцу» («Оцу дзикэн»). В 1891 году, в ходе кругосветного путешествия на судне "Память Азова", Японию посетил наследник российского престола Николай (будущий император Николай II ). Прибыв в Нагасаки 27 апреля 1891 года, Николай осмотрел город Кобэ, а затем древнюю столицу Киото. Несмотря на то, что Николай прибыл в Японию с частным визитом, по распоряжению императора Мэйдзи, ему были оказаны государственные почести. После Киото, Николай отправился в курортный городок Оцу на берегу крупнейшего японского озера Бива. Во время осмотра этого городка молодой полицейский Цуда Сандзо бросился на коляску, в которой ехал Николай, и нанес последнему удар палашом по голове. Первый удар пришелся плашмя и причинил наследнику значительную, но не смертельную рану. Второй же удар японского полицейского предотвратил сидевший рядом наследник греческого престола Георгий, который сбил с ног нападавшего.

От предложения поместить пострадавшего  Николая в больницу, тот отказался  и в ближайшее же время покинул  Японию. Над молодым полицейским  Цуда состоялся суд. Обвинение просило  суд распространить на Цуда действие статьи уголовного кодекса о преступлениях  против членов императорской фамилии. Однако главный судья верховной  судебной палаты Кодзима Икэн, сославшись на то, что эта статья распространялась лишь на членов японской императорской  семьи, отказался от такого обвинения.

Таким образом, в Японии утвердилась  новая судебная система, при которой  главный судья мог проявить независимость, но не уступить давлению со стороны  правительства. Хотя и, в конечном счете, он вынужден был пожертвовать своим  постом.

2 . Реформы 1880-х годов. 

1. Аграрная реформа. 2. Капитализация  самурайских пенсий. 3. Начальный  период индустриализации Японии. 4. Реформа образования. 5. Образование  политических партий. 6. Реорганизация  государственного аппарата страны. Конституция Мэйдзи.

Когда мы говорим о преобразовании феодальной экономики и создании индустриальной экономической базы, то речь идет о процессе, называемом "модернизация», то есть, в данном случае, речь идет о вступлении общества на путь капиталистического развития. Основу японской экономики составляло сельское хозяйство и мелкое кустарное  производство. Поэтому для модернизации страны первостепенное значение имели  аграрные преобразования.

1. Аграрные реформы 1871-1873 гг.

Наиболее значимые ступени, предопределившие результаты аграрных реформ, были следующие: отмена феодальной зависимости крестьян, ликвидация феодальной собственности  на землю и введение системы купли-продажи  земли, и, наконец, реформа поземельного налога. В результате этих реформ была создана частная собственность  на землю, и было обеспечено развитие сельскохозяйственного производства, которое для Японии того времени  являлось не только главным источником налоговых поступлений, но основным источником проведения преобразований в стране. Вместе с тем, важность аграрной реформы состояла еще и  в том, что именно она обеспечила необходимую предпосылку индустриализации - образование избыточного рынка  рабочей силы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"