Характеристика Ленинградской области как территориального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Ленинградская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-западного экономического района, расположен на северо-западе европейской части России, граничит: на севере – с Республикой Карелия, на востоке – с Вологодской, на юго-востоке – с Новгородской, на юге – с Псковской областями, на западе – с Эстонией, на северо-западе – с Финляндией. С запада территория области омывается водами Финского залива, с севера – Ладожского озера. Губернатор Ленинградской области – Дрозденко Александр Юрьевич.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 2.41 Мб (Скачать файл)

Количество врачей в области стабильно растет: 2001 г. — 5 090 человек, 2006 г. — 5 159 человек, 2011 г. — 5 909 человек 19 . Укомплектованность врачами общей практики в 2011 г. составила 82,8 %, число посещений врачей общей практики составило 502,6 тысячи. В рамках внедрения новых технологий в медицине продолжается развитие дневных стационаров в поликлиническом звене медицинской помощи: в 15 муниципальных районах работают дневные стационары на дому.

В 2011 г. введено 5 фельдшерско-акушерских пунктов (Приозерский, Волховский, Выборгский, Тосненский муниципальные районы).

Лидером по количеству социальных объектов является Выборгский район, хотя по численности населения (204,6 тыс. человек) он занимает 3-е место после Всеволожского и Гатчинского муниципальных районов. На 2-м месте идет Гатчинский муниципальный район, и на 3-м — Всеволожский муниципальный район.

 

 

 

 

 

 

 

Рис 13. Распределение объектов системы образования и здравоохранения в разрезе муниципальных районов Ленинградской области в 2011 г.

2.1.1.Основные проблемы. Ограничивающие дальнейший рост и развитие региона, являются последствиями бурного роста 2000-х гг., в ближайшие годы обострятся под влиянием роста проблем глобальной экономики.

1. Экономическая  база  области  сосредоточена  в  секторах,  не  являющихся

инновационными. Основными ограничениями дальнейшего развития экономики являются наличие слабого потенциала для создания новых рабочих мест и умеренные темпы роста.

Большая часть промышленных предприятий Ленинградской области ведет деятельность в секторах традиционной промышленности, на территории региона практически отсутствуют предприятия, ориентированные на выпуск инновационной продукции. В условиях роста экономических проблем рост числа высокотехнологичных предприятий и инновационной продукции позволит создать условия для стабилизации и роста экономики.

2. Регион  испытывает  дефицит  в  площадках,  обеспеченных  необходимой

инфраструктурой для размещения новых производств.

Активное развитие существующих промышленных, портовых и сервисных зон формирует запрос на новое инфраструктурное развитие. Несмотря на большое количество заявленных проектов, существует дефицит предложений участков, на которых можно начать строительство в короткие сроки. Общий объем предложения площадей промышленных парков и технопарков в Ленинградской области до 2016 года порядка 300 га. Из них пригодных к выходу на стройплощадку в 2013 году — 60–80 га. Ежегодный объем предложения производственной недвижимости (без учета крупных стратегических проектов) — около 50 га. Спрос на подготовленные площадки в дальнейшем будет расти.

3. Постепенно исчерпываются ресурсы рабочей силы.

В 2011 году наметился рост численности трудовых ресурсов, однако он связан  в  первую  очередь  с  миграцией  в  Ленинградскую  область низко квалифицированной рабочей силы. Потребность региона в специалистах со средним специальным и высшим образованием не восполняется. Перераспределение трудоспособного населения. Усиливается дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы (профессионально-квалификационные требования). Существует  превышение  предложения  вакансий  над  численностью  лиц, зарегистрированных на бирже труда. Так, напряженность на рынке труда составляет 0,5 на 1 вакансию.

4. Муниципальные образования Ленинградской области развиваются неравномерно. Неравномерное социально-экономическое развитие территории области выражено различиями в показателях уровня безработицы, уровня доходов населения, потенциала природных ресурсов.

Самые высокие заработные платы приходятся на муниципальные районы, находящиеся в «центральной» части области, близкой к Санкт-Петербургу, при этом в удаленных муниципальных районах средняя заработная плата ниже среднего показателя по Российской Федерации. Ряд муниципальных образований в большей степени имеют риски снижения

экономической и социальной устойчивости, инвестиционной привлекательности, показателей  качества  жизни  населения  и  бюджетной  устойчивости.  Это преимущественно восточные территории области, которые имеют ограниченные возможности для интенсивного развития промышленных производств и привлечения инвестиций,  значительная  часть  территории  региона  определена  как  зоны экологического и рекреационного назначения регионального масштаба. С целью недопущения усиления разрывов в уровне жизни населения муниципальных районов требуется учитывать территориальные особенности развития Ленинградской области и дифференцировать соответственно им региональные меры развития.

 

Глава 3 «Перспективы развития Ленинградской области».

 

3.1. Сценарная модель развития  Ленинградской области

Обзор проблем, которые предстоит решить Ленинградской области, для того чтобы обеспечить устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, показывает, что регион практически  исчерпал  доступные  ресурсы  предыдущего  этапа  развития: инфраструктурные заделы, трудовые ресурсы, экологические возможности и т.п.

Рис 14. Стадии роста конкурентоспособности региональной экономики

Для следующего шага развития области необходимо сформировать новый «портфель ресурсов», обеспечить продолжение роста за счет инвестиционного развития и постепенно подготовиться к переходу на инновационный этап роста с опорой на собственные  передовые  («материнские»)  технологии  с  изменением  структуры экономики (рис. 14). Необходимо пересмотреть приоритетные направления развития региона, а также определить новую инфраструктурную базу, параметры промышленной, аграрной и социальной политики. Должно коренным образом измениться определение регионом целей и задач в отношении ключевых источников развития — Санкт-Петербургской агломерации, портовой системы и международных транспортных коридоров, а также приграничного сотрудничества.

С целью обеспечения конкурентоспособности экономики и бюджетной устойчивости Ленинградской области в следующие 5–10 лет необходимо осуществить стратегический «маневр» сразу в нескольких направлениях:

1. Обеспечить темпы роста  ВРП, превышающие 4 % в год, за счет  захвата ключевых позиций на перспективных рынках, способных привлекать наиболее мобильные и квалифицированные кадры, финансовые ресурсы, передовые проектные инициативы.

2. Достижение ведущих  позиций сразу на нескольких  рынках для достижения

устойчивости экономики Ленинградской области. Снижение зависимости от

«сервисных» по отношению к Санкт-Петербургу, но низкодоходных экономических функций региона.

3. Переход к концепции  устойчивого роста за счет  не только секторальной

сбалансированности, но и всей хозяйственной системы области (экология,

человеческий капитал, культурный капитал и т.д.), сохранение и наращивание ресурсов для последующих поколений.

4. Обеспечение опережающего  развития и рост ресурсной  эффективности основных инженерных инфраструктур.

5. Обеспечение согласованности  развития Ленинградской области  с долгосрочной стратегией развития РФ, Балтийского региона, Санкт-Петербурга, иных соседних регионов.

3.2.Цели и задачи социально-экономического развития Ленинградской

области

Стратегическая цель и задачи настоящей Концепции направлены на реализацию реалистичного инновационного сценария развития Ленинградской области.

Основная стратегическая цель социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочную перспективу — достижение показателей роста экономики и развития социальной сферы темпами выше среднероссийских, достижение нового качества  социально-экономического  роста,  обеспечивающего  устойчивость  и сбалансированность развития области.

Реализация стратегической цели на долгосрочный период подразумевает достижение следующих целей:

-обеспечение экономического роста темпами не менее 5 % ВРП в год;

-обеспечение сбалансированного развития территории области;

-повышение качества человеческого капитала, создание благоприятных условий для эффективной занятости населения и его проживания на территории области;

-повышение эффективности государственного и муниципального управления.

1. Реализация цели по  обеспечению экономического роста  темпами не менее 5 % ВРП в год предусматривает решение следующих задач:

-развитие традиционных секторов экономики Ленинградской области;

-стимулирование  развития  секторов  «новой»  инновационной  экономики

(формирование новых дополнительных  источников роста);

-развитие инвестиционной деятельности в Ленинградской области.

2. Реализация цели по  обеспечению сбалансированного  развития территории области предусматривает решение следующих задач:

-сбалансированное развитие муниципальных образований Ленинградской области, в том числе путем создания специальных условий для развития группы муниципальных районов, имеющих в долгосрочном периоде повышенные риски снижения потенциала социально-экономического развития;

-инфраструктурное развитие территории, включая повышение качества объектов коммунального хозяйства, рост обеспеченности жильем, развитие региональной транспортной сети и т.д.;

-развитие агломеративных связей с Санкт-Петербургом, включая направления в сфере жилищной, социальной, транспортной политики и синхронизации стратегий развития регионов;

-развитие международного и регионального сотрудничества;

повышение экологической устойчивости территории.

3. Реализация цели по  повышению качества человеческого  капитала, созданию благоприятных условий для эффективной занятости населения и его проживания на территории области предусматривает решение следующих задач:

-создание условий для улучшения демографической ситуации на территории

Ленинградской области;

-создание условий для получения доступного и качественного образования;

развитие рынка труда Ленинградской области;

-создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи;

повышение эффективности и доступности социальных услуг для населения;

создание условий для развития культурного и духовного потенциала;

развитие спорта и спортивной инфраструктуры.

4. Реализация цели по  повышению эффективности государственного  и муниципального управления предусматривает решение следующих задач:

-повышение эффективности, а также оптимизация структуры   государственного и муниципального управления;

-создание системы управления проектами развития;

-повышение эффективности бюджетного управления;

-снижение уровня дотационности муниципальных образований Ленинградской области;

повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итоги социально-экономического развития Ленинградской области за первые пять месяцев 2010 года свидетельствуют о восстановлении позитивных тенденций и дают основания для положительных прогнозов по большинству важнейших показателей по итогам года. По сравнению с январем-маем 2009 года выросли реальные денежные доходы населения. Средняя номинальная начисленная заработная плата одного работника в апреле 2010 года составила 20404 руб., или 113,7% к апрелю 2009 года. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в апреле 2010 года на 5,4% выше уровня апреля 2009 года. По итогам года планируется рост номинальной начисленной заработной платы на 14,2% по сравнению с 2009 годом, реальной заработной платы– на 4,4%.За пять месяцев индекс промышленного производства к аналогичному периоду прошлого года вырос на 9,4%, рост обрабатывающего производства составил 13,3% . Объем продукции сельского хозяйства составил 15,2 млрд рублей, что на 3,1% больше показателей аналогичного периода 2009 года. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по итогам 1 квартала 2010 года составил 32,5 млрд рублей. Таким образом, по этому показателю Ленинградская область – на восьмом месте в России и на втором – в СЗФО. По объему инвестиций удельный вес региона в объеме округа увеличился до 23%, по сравнению с 19% в аналогичный период прошлого года.Общая сумма задолженности по зарплате В 2010 году составляет 23 млн рублей, в том числе 16 млн рублей из-за несвоевременного получения средств по линии Министерства обороны и 7 млн из-за отсутствия собственных средств организаций. При этом в течение июля 2009–февраля 2010 года бюджеты всех уровней вовремя выделяли средства на выплату заработной платы.

За последнее время проведены 67 ярмарок вакансий, профессий и учебных мест, в том числе на базе профессиональных учебных заведений. В регионе создаются молодежные биржи труда: для агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса на базе Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, для предприятий промышленности и малого бизнеса – на базе Государственного института экономики, финансов, права и технологий. Учреждения начального и среднего профессионального образования в 2009 году заключили 432 договора с работодателями на подготовку кадров, а комитет общего и профессионального образования совместно с Ленинградским областным институтом развития образования разработал 167 образовательных программ по ускоренной подготовке и переподготовке кадров, а также по повышению квалификации.

 

Приложение.

Существующие и возможные специализации муниципальных образований Ленинградской области.

№ п/п

Муниципальный район (городской округ)

Численность населения (чел.)

Существующая специализация

Дополнительные перспективные специализации

1

Бокситогорский

52 956

Химия, металлургия, добывающая промышленность, пищевое производство, лесозаготовка

Строительный кластер

2

Волосовский

49 973

Сельское хозяйство, пищевое производство

Агропромышленный кластер

3

Волховский

94 986

Целлюлозно-бумажная промышленность, металлургия, химия, деревообработка, пищевое производство

Внутренняя логистика, культурно-познавательный туризм, нефтеперерабатывающая промышленность, агропромышленный комплекс

4

Всеволожский

266 553

Логистика и транспорт, машиностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, строительные материалы, пищевое производство, химия

Автомобилестроительный кластер, новая логистика, туризм, финансовый сектор и операции с недвижимым имуществом

5

Выборгский

205 264

Транспорт и логистика, добывающая промышленность, пищевое производство, обработка древесины, машиностроение, производство бумаги

Транспортно-логистический кластер, нефте-газо-химический кластер, культурно- познавательный туризм

6

Гатчинский

237 698

Машиностроение и оборудование, пищевое производство, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, строительство

Инновационные сектора

в радиационных технологиях и фармацевтика, малый инновационный бизнес, культурно-познавательный туризм

7

Кингисеппский

79 149

Транспорт и логистика, лесозаготовка и обработка древесины, металлургия, пищевое производство, химия

Транспортно-логистический кластер, нефте-газо-химический кластер, туризм

8

Киришский

64 455

Химия и нефтехимия, лесозаготовка и обработка древесины, включая производство бумаги, производство электроэнергии, газа и воды

Нефтехимический кластер, внутренняя логистика

9

Кировский

102 720

Пищевое производство, сельское хозяйство, производство оборудования, машиностроение

Агропромышленный кластер, транспорт и логистика, высокотехнологичные производства

10

Лодейнопольский

30 456

Пищевое производство,

лесозаготовка и обработка древесины

Лесоперерабатывающий кластер, туризм, фермерские хозяйства в АПК

11

Ломоносовский

70 298

Пищевое производство, сельское хозяйство, машиностроение, лесозаготовка и обработка древесины

Культурно-познавательный туризм, логистические сервисы

12

Лужский

77 878

Строительные материалы, пищевое производство, производство металлических конструкций

Транспорт и логистика, мебельная промышленность, культурно-познавательный туризм

13

Подпорожский

31 393

Добывающая промышленность, лесозаготовка и обработка древесины, пищевое производство

Лесоперерабатывающий кластер, фермерские хозяйства в АПК

14

Приозерский

62 662

Добывающая промышленность, обработка древесины, сельское хозяйство

Строительный кластер для северных районов области, агропромышленный кластер, туризм

15

Сланцевский

43 456

Добывающая промышленность, производство бумаги, строительные материалы, машиностроение

Строительный кластер

16

Тихвинский

70 966

Машиностроение, металлургия, лесозаготовка, пищевое производство,

текстиль

Машиностроительный кластер, туризм

17

Тосненский

126 076

Обработка древесины, Производство неметаллической продукции, химия, машиностроение, пищевое производство

Кластер поставщиков автокомпонентов, транспорт и логистика

Информация о работе Характеристика Ленинградской области как территориального образования