Территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:22, дипломная работа

Краткое описание

Автомобильный транспорт является наиболее мобильным и универсальным средством коммуникации и занимает существенное место в транспортном комплексе страны, доставляя 82% всех грузов и более 78% пассажиров. Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта. В условиях России, в отличие от европейских стран и США, он выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1т груза составляет всего 24 км.

Содержание

Введение 3
Глава I. Технико – экономические особенности автомобильного транспорта. 7
1.1. Характеристика подвижного состава 11
1.2. Характеристика постоянных устройств 18
Глава II. Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России. 24
2.1. Территориальная организация автомобильного транспорта. 26
2.2. Современные проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта России 33
Глава III. Особенности развития автомобильного транспорта Тамбовской области на современном этапе. 48
3.1. Динамика развития и территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области. 48
3.2. Автомобильный транспорт Тамбовской области, как фактор развития антропогенной среды региона. 58
3.3. Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта Тамбовской области. 63
Заключение 73
Список использованной литературы: 79

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

Международные автомобильные перевозки, являясь  наиболее прибыльными, представляют собой  один из самых привлекательных для  транспортных предпринимателей видов  деятельности. В настоящее время эти перевозки осуществляются с 86 странами мира. На пути развития внешнеторговых автоперевозок имеются значительные барьеры, препятствующие повышению их эффективности.

Сложная ситуация сейчас складывается и на пассажирском транспорте, когда расходы от перевозок пассажиров на маршрутных автобусах увеличиваются, в первую очередь от подорожания топлива и запасных частей, а доходы при этом снижаются. За последние десять лет  автобусный парк России  сократился более чем на 30%. Более 70% автобусного парка самортизировано и подлежит списанию, около 50% – имеет срок службы 10 лет. Если до 1992 г. с помощью государства  ежегодно закупалось 18-19 тыс. автобусов, то сегодня ежегодно приобретается, лишь около 5 тыс. автобусов. В тоже время  только для минимальной ежегодной замены подлежащего списанию парка потребность в обновлении составляет 14 тыс. автобусов.

Ухудшается  ситуация с обслуживанием пассажиров, особенно на сельских пригородных маршрутах, так как в связи с уменьшением  пассажиропотока и отсутствием дотаций из бюджетов, автотранспортники уменьшают количество автобусов на маршрутах, а в отдельных случаях и уходят с них.

Остается по-прежнему практически  без контроля рынок нерегулярных перевозок пассажиров. Сидения в  автобусах переоборудуются под спальные места, используются прицепные тележки для перевозки грузов, а также вносятся другие конструктивные изменения неоформленные надлежащим образом. Данные перевозки абсолютно не соответствуют требованиям транспортной безопасности.

Исходя из вышеизложенного, к сожалению, можно констатировать, что положение дел на внутренних перевозках грузов и пассажиров автомобильным транспортом находится в сложном состоянии. Сложившаяся ситуация требует принятия незамедлительных мер по государственному регулированию рынка автотранспортных услуг.

В качестве таких механизмов законодательного регулирования выступают  системы лицензирования и допуска  перевозчиков на рынок транспортных услуг, т.е. обеспечение качественных условий выхода на рынок, формирования производственной и коммерческой деятельности. Законодательное регулирование на основе лицензирования должны определять правила и порядок допуска на рынок автотранспортных услуг, в том числе допуска на коммерческие маршруты и правила осуществления деятельности на них, создавать механизм контроля за выполнением законодательства в области автомобильного транспорта, обеспечивать выполнение автоперевозчиками установленных стандартов при осуществлении перевозочного процесса и технической эксплуатации транспортных средств.

Законодательное регулирование в сфере автомобильного транспорта не приведено к условиям рыночных отношений, что порождает и способствует той ситуации, которую мы наблюдаем при перевозках пассажиров и грузов. Лицензирование же, в настоящее время по большинству видов автотранспортных услуг ликвидировано, а по оставшемуся установлено не в полном объеме и без учёта стандартов качества транспортного процесса.

В то же время, проводимая сегодня политика Минэкономразвития  России по либерализации допуска  на рынок автотранспортных услуг, не учитывает опыта развитых стран, которые в большинстве своём вернулись к жесткой регламентации транспортных услуг, а также сложнейшее состояние отечественного автотранспортного рынка, что в конечном итоге может привести к ещё большим потерям государства и не только в финансовом плане, но самое главное потерям здоровья и жизни российских граждан на дорогах. И это наглядно показывает состояние дорожно-транспортной безопасности в Российской Федерации.

Дорожно-транспортный травматизм имеет далеко идущие последствия для страны, так как нарастающая тенденция в стране с демографической проблемой представляет прямую угрозу жизнедеятельности и безопасности государства. В Росси уровень риска гибели в ДТП в 2-3 раза превышает аналогичный показатель экономически развитых стран, как с высоким, так и средним уровнем автомобилизации. Число пострадавших в расчете на 10 тыс. автомобилей в 4-8 раз превышает развитые европейские страны.

С учетом сокращения лицензируемых видов деятельности предстоит доработать механизм контроля за исполнением администрациями субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и другими правовыми актами, стандартов и требовании по обеспечению безопасности и качественного процесса перевозки грузов и пассажиров на автотранспорте и связанную с ним деятельность, а также в строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Ситуация с безопасностью  дорожного движения (БДД), особенно на пассажирском автотранспорте, настолько обострилась в последнее время, что появилась острая необходимость  принимать срочные меры для исправления сложившегося положения.

Безопасность  дорожного движения  - это комплексный вопрос, и его успешное решение во многом зависит от скоординированности действий  федеральных и территориальных органов исполнительной власти, подразделений  Госавтоинспекций (РТИ), предприятий  транспортно-дорожного   комплекса, образовательных, медицинских учреждений, общественных образований.

Сегодняшний уровень  такого взаимодействия  не позволяет  кардинально изменить положение  с аварийностью в стране. 

Все большее  распространение сознательное невыполнение требований основного закона автомобилистов-Правил Дорожного движения. На это указали 42% водителей,  78% пешеходов. Половина дорожно-транспортных происшествий совершена  лицами без водительских прав или не имеющими соответствующей категории.  Каждое пятое нарушение  - водителями транспортных средств состоянии алкогольного опьянения. В первом полугодии текущего года в 72000 ДТП погибли 12323 человека, 84000 получили ранения. Количество ДТП увеличилось на 16%, число раненных - на 13%, погибших - на 18%.Этот прирост составил 1500 погибших, 13000- раненных. Рост основных показателей аварийности отмечен в 53 субъектах РФ. Впервые за последние 5 лет увеличились на 14% количество  происшествий по вине водителей в нетрезвом состоянии, почти на 30% увеличилось количество ДТП с участием не установленного транспорта. Так же наблюдается рост аварийности по вине водителей автобусов  протяжении  последних трех лет. За 6 месяцев т.г. в 1659 таких происшествиях погибли и получили ранения 2475 человек.  Особенно значительный их рост зарегистрирован  в республике Татарстан, Архангельской, Московской, Иркутской, Нижегородской, Новосибирской областях.

Каждое второе происшествие совершается водителями автобусов, принадлежащих физическим лицам. Эти данные  говорят  об отсутствии системы государственного контроля над обеспечением безопасности пассажирских перевозок.

Принижено значение линейного контроля над работой  водителей. Многочисленные факты превышения норм  вместимости автобусов -последний  дагестанский случай, - несоблюдение  графиков движения(отсюда переполнение автобусов и превышение скорости) и даже управление автобусами  в нетрезвом состоянии.

Техническое состояние  автобусов – неудовлетворительное. Сохраняется тенденция старения парка: почти каждый второй автобус  эксплуатируется свыше 10 лет. По результатам  государственного технического осмотра, признаны неисправными более четверти автобусов.

Анализ ДТП  на пассажирских перевозках показал  необходимость дифференцированного  подхода к профилактике аварийности.

МВД РФ готово, если нас поддержат  субъекты федерации, внести соответствующие предложения  в  Правительство РФ по ужесточению требований к междугородным и международным пассажирским перевозкам. Это может быть исключение из таких перевозок физических лиц, использование сочлененных автобусов и других позиций... 

Особенностью  таких перевозок является большая  протяженность  маршрутов, длительная работа  без отдыха водителей. Транспортные средства находятся в отрыве от АТП, и отсутствует линейный контроль.

Ослабление  работы с пешеходами  увеличило долю  происшествий по их вине на 8%. Риск пострадать в ДТП в Приморском крае, Калужской, Московской, Орловской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе на 40%  выше, чем в среднем по РФ.

Также необходимо нужным рассказать о проблеме автопарка Росси. Динамика роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного отставания потребительских и экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. Не ликвидировано уже существующее многие годы отставание в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети. В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок удельный вес (14–15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 1999 г. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%.

В последние  годы общая численность парков автобусов и грузовых автомобилей изменялась практически незначительно. Тем временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности граждан. Автомобилизация страны стимулируется инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями автомобилизации становятся все отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.

Прирост автомобильного парка в России пришелся в основном на первое полугодие 2008 года. За этот срок автомобилисты поставили на учет около 2 млн. новых и подержанных  автомобилей. В результате автопарк России составил 32 млн. машин. «Газета. RU» публикует отчет, основанный на информации от экспертов аналитического агентства «Автостат».

Отечественные автомобилисты неохотно пересаживаются на более новые автомобили, отмечают специалисты. Почти половина машин, которые колесят по российским дорогам, старше 12 лет. В итоге обновление парка происходит медленно.

По мнению специалистов, это связано с тем, что у  россиян по-прежнему не хватает средств, чтобы менять машины с той же регулярностью, что в Европе или США.

Так, если в Европе в среднем за год в утиль  сдается около 6% машин, для России этот показатель даже по самым оптимистичным  оценкам составляет не более 4%. Основу автопарка России составляют «Жигули» — на их долю приходится почти половина всего автопарка. В то же время специалисты отмечают постепенное вытеснение машин отечественных марок «иностранками».

Лидер среди  моделей иностранного производства — японская Toyota. На нее приходится 7,5% от всех автомобилей в стране. На втором месте Nissan – 3%. Большинство из этих машин праворульные и сосредоточены на Дальнем Востоке и в Сибири. На третьем месте Ford. Эта марка занимает первое место по популярности среди иномарок во многих регионах в центральной части России, на северо-западе и в Поволжье. К примеру, Ford Focus — бестселлер марки — лидирует среди иностранных машин в Москве и Московской области. А вот популярность Ford в Северной столице падает. Еще год назад производитель держал лидерство по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но в этом году его обошел Volkswagen. Хотя в целом по стране численность этих машин заметно упала: за полгода VW с четвертой строчки спустился на пятую, пропустив перед собой Mitsubishi. «Парк Volkswagen в России начал формироваться довольно давно, и более 70% автомобилей этой марки сосредоточено в Центральном и Северо-Западном округах», — отмечают эксперты.

В европейской  части на дорогах также преобладают  модели Chevrolet. Последние 2 года эта марка  уверенно держит первое место по продажам новых машин (данные Ассоциации европейского бизнеса). Кроме того, в этой части страны много автомобилей марки Opel, Hyundai и Audi.

А наиболее универсальными оказались модели Honda и Mazda — они  почти равномерно распространены по всей территории страны.

Перспективы развития автомобильного транспорта России. В среднесрочной перспективе можно ожидать повышения конкурентоспособности автоперевозчиков на внутреннем рынке транспортных услуг за счет повышения эффективности функционирования автотранспорта, качества транспортных услуг и лучшего использования, данных мониторинга потребительского спроса. Уровень загрузки автомобилей при междугородных перевозках грузов повысится примерно в 1,5 раза (с 48-50% до 75-80%) со среднегодовой экономией 800 млн. руб. Объемы перевозок грузов с применением современных технологий, в первую очередь терминальных, вырастут в 1,8-2 раза. Соответственно ежегодные доходы от осуществления междугородных перевозок увеличатся на 650-750 млн. руб.

В ближайшие 5-8 лет ожидается снижение себестоимости  перевозок грузов не менее чем на 10-12%.Вместе с тем сократятся финансовые издержки и расход материально-технических ресурсов, требуемых на эксплуатацию и модернизацию парка подвижного состава. Будут созданы условия для формирования цивилизованного рынка.

Повышению эффективности работы грузового автотранспорта и его конкурентоспособности на внутреннем рынке транспортных услуг будут способствовать:

  1. завершение процесса формирования законодательной базы в сфере грузовых автомобильных перевозок;
  2. создание правовых условий, стимулирующих производство транспортных средств, комплектующих и материалов на уровне требований международных стандартов;
  3. развитие транспортно-экспедиционных фирм и «транспортных бирж», облегчающих поиск клиентуры, предоставление дополнительных услуг, связанных с терминальной обработкой грузов, освоение междугородных перевозок с использованием логистических систем;
  4. введение унифицированных форм первичного учета перевозок для всех субъектов рынка транспортных услуг в целях обеспечения добросовестной конкуренции, а также системы контроля за их применением со стороны заинтересованных органов государственного управления и регулирования;
  5. пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом как по конструкции кузова (самосвалы, цистерны, рефрижераторы), так и по грузоподъемности (до 2 т и свыше 15т), в том числе таким способом кредитования автотранспортных предприятий и предпринимателей, как лизинг.   

Информация о работе Территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области