Территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:22, дипломная работа

Краткое описание

Автомобильный транспорт является наиболее мобильным и универсальным средством коммуникации и занимает существенное место в транспортном комплексе страны, доставляя 82% всех грузов и более 78% пассажиров. Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта. В условиях России, в отличие от европейских стран и США, он выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1т груза составляет всего 24 км.

Содержание

Введение 3
Глава I. Технико – экономические особенности автомобильного транспорта. 7
1.1. Характеристика подвижного состава 11
1.2. Характеристика постоянных устройств 18
Глава II. Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России. 24
2.1. Территориальная организация автомобильного транспорта. 26
2.2. Современные проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта России 33
Глава III. Особенности развития автомобильного транспорта Тамбовской области на современном этапе. 48
3.1. Динамика развития и территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области. 48
3.2. Автомобильный транспорт Тамбовской области, как фактор развития антропогенной среды региона. 58
3.3. Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта Тамбовской области. 63
Заключение 73
Список использованной литературы: 79

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

  • Составлено автором

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Характеристика подвижного состава

Подвижной состав – автомобили, полуприцепы и прицепы. Автомобили как активные самодвижущиеся единицы представляют собой главную и наиболее сложную часть подвижного состава, определяющую технический уровень и экономико-эксплуатационные характеристики всех других элементов оснащения. Полуприцепы и прицепы – это безмоторные повозки для грузов и пассажиров.

Автомобили  по своему основному назначению разделяются на транспортные, специальные и спортивные. Как вытекает из наименования, транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров, специальные – для выполнения различных технических функций (подъемные краны, подвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные и т. п.) и спортивные – преимущественно для достижения определенных рекордов скорости.

Транспортные автомобили, в свою очередь, подразделяются на три основные категории: пассажирские, к которым относятся легковые автомобили и автобусы; грузовые – для перевозки грузов различных наименований; тягачи седельные и балластные, не имеющие собственных грузовых емкостей и предназначенные для буксировки полуприцепов и прицепов.

Особую подгруппу  составляют так называемые грузо-пассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки небольших партий груза (250 – 500 кг).

Тягач, соединенный  полуприцепом или прицепом, а также  автомобиль, соединенный с прицепом, носит название автопоезда. Автопоезд  может состоять из активной единицы (тягача или автомобиля) и нескольких прицепных единиц.

Каждый автомобиль предназначается для выполнения определенных функций и оценивается с помощью параметров и характеристик, свойственных данному типу.

К числу основных технико-эксплуатационных характеристик относятся: вместимость, измеряемая числом пассажиров (для пассажирских автомобилей), грузоподъемность в тоннах и тип кузова (для грузовых автомобилей), максимальная конструкционная скорость движения в км/ч, мощность двигателя в л.с, число всех ведущих колес, полный вес и максимальная нагрузка (давление) на дорогу от отдельных осей автомобиля, габаритная длина, ширина и высота автомобиля или автопоезда.

Автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров. Их важной эксплуатационной характеристикой является вместимость. По этому параметру различают автобусы: особо малой вместимости до 10 мест (длина 5 м); малой вместимости 10—35 мест (длина 6,0—7,5 м); средней вместимости 35—60 мест (длина 8,0— 9,5 м); большой вместимости 60—100 мест (длина 10,5—12,0 м); особо большой вместимости 100 мест (длина 12—16,5 м); особо большой вместимости (сочлененный) свыше 160—190 мест (длина 16,5 м и более).

В зависимости  от цели и сферы обращения автобусы разделяют на: автобусы общего назначения, городские, пригородные, междугородные, туристские, экскурсионные и школьные. Автобусы общего назначения могут быть использованы для самых разнообразных перевозок и, в частности, для общественных городских перевозок, обслуживания предприятий, санаториев, туристических фирм и т.п.; специализированные, предназначенные, как правило, для определенного выполнения вида перевозок.

Городские автобусы предназначены для массовых маршрутных перевозок пассажиров, имеют большей частью многоместные кузова вагонного типа, позволяющие более рационально использовать габаритные размеры автобуса. При узких улицах и интенсивном движении целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с хорошими маневренными свойствами. Микроавтобусы применяют как маршрутные такси при незначительном пассажиропотоке. Особенностью городских автобусов является их способность к интенсивному разгону, обеспечивающему высокую среднюю скорость движения при частых остановках. Максимальная скорость ограничена 70—80 км/ч.

Пригородные автобусы работают на маршрутах, связывающих города с пригородами. По сравнению с городскими автобусами они рассчитаны для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеют более высокую максимальную скорость. Эта же разновидность автобусов используется на внутригородских экспрессных линиях.

Междугородные автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров на значительные расстояния, должны обеспечивать быстроту передвижения и повышенные удобства для пассажиров. Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальных ящиках в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши. 

Автобусы  местного сообщения курсируют между небольшими городами, населенными пунктами и внутри них преимущественно в сельской местности по сети дорог с различными видами покрытий, а также по грунтовым дорогам.

Туристские  автобусы используют на туристских маршрутах. По конструкции они аналогичны междугородным, но дополнительно должны иметь оборудованное место для экскурсовода.

Экскурсионные автобусы предназначены для перевозки пассажиров по городам и за их пределами на небольшие расстояния. Они имеют большую площадь остекления, высокую комфортабельность для пассажиров.

Школьные  автобусы используют для перевозки школьников в сельской местности и малонаселенных районах. Их оборудуют устройствами, повышающими безопасность движения, сиденьями соответствующих габаритов. На этих автобусах устанавливают трафареты, указывающие их назначение.

Грузовые автомобили классифицируются по многим признакам, из которых наиболее важным для практических целей является грузоподъемность, тип кузова и проходимость. В зависимости от грузоподъемности автомобили относят к категориям:

  1. Особо малой грузоподъемности (до 0,5 т);
  2. Малой грузоподъемности (0,5 – 2т);
  3. Средней грузоподъемности (2 –5т);
  4. Большой грузоподъемности (5–15т);
  5. Особо большой грузоподъемности (свыше 15т).

По типу кузова автомобили разделяются на:

  1. Универсальные или общего пользования с кузовом в виде платформы с бортом (бортовые автомобили);
  2. Специализированные с кузовами, приспособленными для транспортировки определенных видов грузов.

К числу наиболее распространенных специализированных автомобилей относятся:

  1. Самосвалы;
  2. Фургоны;
  3. Цистерны;
  4. Рефрижераторы;
  5. Панелевозы;
  6. Контейнеровозы.

По признаку проходимости автомобили разделяются на: дорожные (вездеходные) и внедорожные или карьерные машины, которые по своим габаритам и нагрузке от осей не могут выходить на дороги без особых разрешений и мер предосторожности.

В подгруппе  вездеходных различают автомобили нормальной, повышенной и высокой  проходимости. Автомобили двух последних  категорий могут работать на грунтовых  дорогах и даже в условиях бездорожья, поскольку они имеют увеличенное число ведущих колес, а некоторые из них оснащены специальными шинами или гусеницами.

Общее число  колес и в том числе и  ведущих, через которые передается тяговое усилие, принято обозначать колесной формулой автомобиля в виде цифр: 4х2, 6х4, 4х4, 6х6 и т.п. Приведенные формулы обозначают, что первый автомобиль имеет четыре колеса, два из которых ведущие, второй автомобиль имеет шесть колес, из которых четыре ведущие, третий – четыре колеса и все ведущие, четвертый – шесть колес и все ведущие.

По действующему ГОСТу все автомобили и автопоезда разбиты на две группы: «А» и «Б». К группе «А» отнесены более тяжелые единицы с максимальной нагрузкой на ось 10т. т, которые могут обращаться, как правило, лишь на дорогах высших классов, имеющих более прочные капитальные покрытия (т. е на дорогах 1 и 2 категории). В группу «Б» входят единицы, с максимальной нагрузкой на ось 6т. т и которые могут обращаться по всей сети автомобильных дорог страны. Габаритные размеры подвижного состава также устанавливаются ГОСТом. Они лимитируют длину, ширину и высоту автомобилей и автопоездов, что имеет большое значение для обеспечения маневренности единицы, в особенности при движении по улицам городов и безопасности движения, а также для реализации пропускной способности дорог и заданной скорости.

При перевозках грузов широко используют автопоезда в составе автомобилей – тягачей, полуприцепов и прицепов. Применение автопоездов позволяет снизить  расход топлива на 1т перевозимого груза, повысить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.

Наряду с  положительными сторонами автопоезда имеют и отрицательные – меньшую  проходимость (в условиях грунтовых  дорог) и худшую по сравнению с  одиночными автомобилями маневренность.

В зависимости от перевозимого груза прицепы бывают в различном исполнении:

  1. Прицепы – роспуски (одно – или двухосные) применяют для перевозки длинномерных грузов,
  2. Двухосные прицепы с бортовой платформой, используются для перевозок универсальных грузов,
  3. Многоосные прицепы, применяют для перевозки особо тяжелых (массой 24 – 120т) и крупногабаритных грузов.

Полуприцепы используются для перевозки строительных ферм, панелей, торговых и других грузов.

Легковые автомобили. По назначению их разделяют на 4 группы: личного пользования, служебные, автомобили-такси и прокатные.

По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили делятся на 5 классов:

  1. особо малый (до 1,2л);
  2. малый (от 1,2 до 1,8 л);
  3. средний (от 1,8 до 3,5 л);
  4. большой (более 3,5 л);
  5. высший (не регламентируется).

По типу кузова — на автомобили с закрытыми, открывающимися и открытыми кузовами.

Закрытые кузова для автомобилей второго и  третьего классов делают с двумя  рядами сидений (седан), для автомобилей  четвертого класса — с тремя рядами, а иногда с внутренней перегородкой (лимузины). За последние годы получили большое распространение закрытые кузова увеличенной вместимости типа «универсал», которые иногда считают полугрузовыми при убранном заднем сиденье.

Открывающиеся кузова (кабриолеты) имеют снимающийся  матерчатый или жесткий верх. Открытые кузова (фаэтоны) наиболее распространены и применяются главным образом для легковых автомобилей высокой проходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика постоянных устройств

Техническую базу современного автомобильного транспорта представляют: подвижной состав, дороги, автотранспортные предприятия.

Составной часть  автомобильного транспорта являются - автомобильные дороги.

Автомобильная дорога представляет собой комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий независимо от времени года, суток и погодных условий возможность непрерывного безопасного экономичного движения автомобилей с расчетными скоростями, а также обслуживание водителей, пассажиров и подвижного состава.

Автомобильные магистрали – дороги, предназначенные для интенсивных пассажирских и грузовых перевозок преимущественно на дальние расстояния, с высокими скоростями и без помех со стороны местного транспорта и встречных автомобилей.

Автомобильные магистрали, как правило, строят с  двумя проезжими частями, отделенными  друг от друга разделительной полосой. Каждая проезжая часть предназначена для движения в одном направлении и предусматривает возможность обгона.

Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования  и  ведомственного  назначения. Дороги общего пользования классифицируются на три типа: магистральные, рассчитанные  на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на  замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей. Дороги бывают  федеральные, соединяющие столицы  республик  и важнейшие административно – промышленные центры России; республиканские, связывающие столицы республик с подведомственными областями и крупными районными городами;  местные; включая сельские и ведомственные, используемые  по преимуществу  для транспортных связей отдельных населенных пунктов между собой и для хозяйственных нужд предприятий; областные, обеспечивающие транспортные связи областных центров  с соответствующими районными пунктами области; автономных образований и краевого значения.

В зависимости  от качества, технической оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

1 категория:  более 7000 автомобилей в сутки;

2 категория: от 3000 до 5000 автомобилей в сутки;

3 категория: от 1000 до 3000 автомобилей  в сутки;

4 категория: от 200 до тысячи  автомобилей в сутки;

5 категория:  до 200 автомобилей в сутки.

Чем выше категория  дороги, тем больший поток автомобилей  она пропускает и тем  более  совершенной  является в техническом  отношении. В зависимости от  интенсивности  движения,  разрешенной скорости  движения и рода  технических  характеристик  автомобильные дороги относят  к одной из пяти категорий. 

Информация о работе Территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области