Стратегия социально-экономического развития Калининградской области с учетом природных условий и ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенности развития Калининградской области как автономного субъекта РФ и определение направлений ее дальнейшего развития
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть особенности Калининградской области как субъекта Российской Федерации;
- рассмотреть особенности социально-экономического развитие Калининградской области на современном этапе;
определить перспективы развития Калининградской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности социально-экономического развитие
Калининградской области на современном этапе………………………………6
1.1 Социально-экономические и геополитические особенности
Калининградской области………………………………………………...............6
1.2 Особенности геополитического положения Калининградской области…14
1.3 Экономико-географическая характеристика Калининградской области...17
1.4 Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие
Калининградской области……………………………………………………….21
Глава 2. Перспективы развития Калининградской области…………………..25
2.1 Государственные мероприятия, направленные на реализацию
приоритетных направлений экономического развития Калининградской
области……………………………………………………………………………25
2.2 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их
решения…………………………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия социально-экономического развития Калининградской области с учетом природных условий и ресурсов.docx

— 367.15 Кб (Скачать файл)

То есть, не выполняется конституционное требование (часть 1 статьи 27 Конституции), в соответствии с которым «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» на всей ее территории.

Автор полагает, что требования России на установление безвизового транзитного коридора вполне обоснованны, поскольку право государств на проход к своим анклавам закреплено в международных нормативно-правовых документах.

Не могут быть реализованы в Калининградской области и требования части 1 статьи 37 Конституции, в соответствии с которой «...труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Жители Калининградской области, по вышеуказанным обстоятельствам, при выборе места и рода деятельности на территории других регионов Российской Федерации находятся в неравном с жителями «остальной» России положении.

Нельзя забывать и о проблеме экономического положения Калининградской области, фактически «выпадающей» из системы конституционных гарантий единого экономического пространства. Эта проблема имеет те же причины, что и проблема свободного передвижения жителей области.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Таким образом, определены обязанности государства (всех государственных органов и должностных лиц) в экономической сфере.

Следует подчеркнуть, что данные обязательства не «берутся» на себя государством, они возложены на него самим фактом принятия и вступления в силу в 1993 году Конституции Российской Федерации, учредившую новую, демократическую Россию как правовое государство. В этом смысле они выступают как оценочный критерий всей деятельности в сфере экономики органов государственной власти.

Более того, Конституция Российской Федерации прямо запрещает установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 74 Конституции). В результате наличия общегосударственного таможенного регулирования (пункт «ж» статьи 71 Конституции), а также общепринятой международной практики экономической защиты внутреннего рынка мы вынуждены термином «территория» обозначать таможенную территорию Российской Федерации, то есть пространство в рамках ее таможенных границ.

Железнодорожный транспорт, работающий на территории других регионов России, практически в едином экономическом пространстве сети железных дорог, в условиях Калининградской области попадает в двойственное состояние: с одной стороны Калининградская железная дорога находится в «зарубежном» положении по отношению к остальным железнодорожным магистралям России, стыкуется только с иностранными железными дорогами и поэтому фактически является участником международных железнодорожных сообщений, а с другой стороны, она должна находиться в едином экономическом транспортном пространстве Российской Федерации, «гарантируемом» Конституцией федерации.

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, должна входить в единое экономическое пространство России, на котором действует вышеуказанная система гарантий. Но конституционные гарантии единого экономического пространства России в отношении Калининградской области не действуют в результате того, что прямо или косвенно создаются препятствия для перемещения товаров и других грузов между Калининградской областью, ее субъектами экономической деятельности, и остальными регионами Российской Федерации, их субъектами этой деятельности, возникают принципиальные различия в их положении с точки зрения реализации свободы экономической деятельности, которые гарантируются Конституцией (часть 1 статьи 8 Конституции). Наличие таможен, транспортировка грузов по территориям других независимых государств из/в Калининградской области Российской Федерации на остальную территорию России приводит к нарушениям названных базовых конституционных экономических принципов.

Житель Калининградской области не может (ограничен в своих правах, хотя это ему гарантируется в соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так как не находится в равных условиях с другими жителями Российской Федерации.

Имеются условия и для нарушения требований части 2 статьи 34 Конституции, которая запрещает недобросовестную конкуренцию. Калининградский предприниматель уже изначально ущемлен в своих возможностях работы на общероссийском рынке из-за особенностей местонахождения и геополитического положения Калининградской области. Себестоимость его продукции увеличивается за счет дополнительных составляющих (таможенной, транспортной и др.), которых нет у иных (в других регионах) российских предпринимателей.

Обеспечение прав человека и гражданина в Калининградской области - это не второстепенная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободы, неприкосновенность личной сферы, социальную защищенность.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции именно «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от...места жительства,...а также других обстоятельств». То есть федеральные органы государственной власти в соответствии с федеральной конституцией обязаны создать условия, при которых указанные конституционные требования не будут нарушаться. В противном случае в соответствии со статьей 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Такой вред определяется каждым жителем Калининградской области самостоятельно, а его размер - судами Российской Федерации общей и конституционной юрисдикции.

Не может решить этой проблемы и закон об Особой экономической зоне на территории Калининградской области, т.к. он является составной частью именно внутреннего законодательства России и недостаточно учитывает нормы международного права, которыми руководствуются соседние с областью страны. Сама Особая экономическая зона не является органом государственной власти и не обладает правами на самостоятельное регулирование налогообложения, таможенных сборов и пошлин, тарифов на грузоперевозки, введение квот и лицензий. Поэтому, прежде всего, необходимо полноценное правовое обеспечение свободной экономической зоны на территории нашей области с учетом окружающего ее европейского экономического пространства. Кроме того, этот закон регулирует только экономическую деятельность, в которой занято далеко не все население региона, а остальные стороны жизни калининградцев, определяющие их цивилизационное развитие, оставляет без внимания.

Реализация конституционно-правового статуса Калининградской области в современных условиях имеет особенности, которые можно подразделить на несколько групп:

особенности, связанные с действием принятой Конституции РФ и российского законодательства;

особенности, относящиеся к перспективе развития отношений Калининградской области с ЕС;

особенности, обусловленные перспективой реализации интересов граждан Калининградской области и граждан России в целом.

Учет выделенных особенностей в правовом положении Калининградской области как субъекта РФ, объективно требует и конкретной программы и плана действий государственной власти в лице ее законодательных органов, исполнительных и судебной власти.

В первом приближении решением проблемы свободного перемещения жителей Калининградской области на территорию Российской Федерации могло бы стать международное соглашение между Российской Федерацией и Литовской Республикой по указанной проблеме. Правда, без санкции Евросоюза данный документ появиться не может. Возможно и другое решение - обеспечение каждого жителя Калининградской области шенгенской визой, которая бы позволила калининградцам беспрепятственно достигать российской границы и перемещаться по территории Европейского Союза.

Годы функционирования ОЭЗ, и особенно кризис конца 2008-2009 годов, от которого и областной бюджет, и калининградский бизнес понесли весьма ощутимые потери, с очевидностью показали узкие места нормативно-правового обеспечения ОЭЗ, её таможенного регулирования, необходимость новых решений и новых подходов.

На наш взгляд, существующий закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» нуждается в изменении в части продления до 2021 года действия переходного периода для резидентов особой экономической зоны, чтобы сохранить преференции для предприятий.

Также видится целесообразным создать условия для развития логистического бизнеса в области как самостоятельного направления. Для этого необходимо вернуть закрытые маршруты перевозок через Калининград и произвести единовременную амнистию по пошлинам для всех закупленных для этих целей машин.

В условиях эксклавности и оторванности региона особое значение имеют условия взаимодействия федерального таможенного органа и таможенных органов области. Необходим особый режим таможенного регулирования и администрирования по отношению к Калининградской области. Следует придать региональной таможне статус таможни центрального подчинения, что позволит снять лишние административные барьеры, повысить управляемость процессами на границе. Считаем необходимым также внести изменения в перечень товаров, запрещенных к помещению под режим свободной таможенной зоны, чтобы стимулировать экспорт. Необходимо также продлить льготный период экспорта рапса, произведенного в Калининградской области.

Можно выделить семь основных проблем социально-экономического развития Калининградской области, наиболее обострившихся в период кризиса (табл. 5)

Таблица 5

Основные проблемы социально-экономического развития Калининградской области [5]

Группа проблем

Проблемы

1.Проблемы общего характера

· Неопределенность перспектив долгосрочных отношений России и ЕС и статуса Калининградской области в этих отношениях · Импортозависимость и дефицит прямых инвестиций · Недостаточная экспортная ориентация имеющихся производств

2.Проблемы демографии, миграции  и рынка труда

· Демографический дисбаланс · Дисбаланс рынка образования и рынка труда · Устаревший электросетевой комплекс · Наличие на предприятиях региона значительного количества рабочих мест с вредными условиями труда

3.Проблемы энергетики

· Дефицит энергетических ресурсов · Устаревший электросетевой комплекс · Слабая диверсификация, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары

4.Проблемы земель и земельного  рынка

· Проблемы использования земли, земельные отношения · Проблема мелиорации земель · Наличие на территории области больших объемов высвобожденного и неиспользуемого военного имущества

5.Проблемы транспортной, производственной  рыночной и финансово-экономической инфраструктур и основных отраслей экономики

· Отставания развития транспортной инфраструктуры от сопредельных государств · Проблема доступа хозяйствующих субъектов Калининградской области на рынки России и Европы · Недостаточно развитая производственная и рыночная инфраструктура АПК · Неравномерность развития территории области. Наличие «депрессивных» муниципальных образований · Недостаточная развитость инвестиционной инфраструктуры

6.Проблемы ЖКХ

· Отсутствие необходимой инфраструктуры жизнедеятельности, как социальной, так и инженерной · Низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора

7.Проблемы социальной сферы и  качества жизни 

· Существенные масштабы бедности, недостаточное качество жизни населения области · Потребность в повышении эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания · Проблемы социальной сферы села


 

В основе этих проблем лежит инвестиционная недостаточность, являющаяся следствие «инвестиционного голода», который обострился в России с начала девяностых годов ХХ века.

На сегодняшний день Калининградская область предоставляет широкий выбор инвестиционных возможностей, что подтверждается устойчивым ростом инвестиционной активности в регионе (табл. 6).

 

Табица 6

Основные инвестиционные возможности Калининградской области [6]

Инвестиционные возможности

Описание

1. Особые условия хозяйствования, предусмотренные Законом об Особой  экономической зоне.

Резиденты ОЭЗ освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество в течение первых 6 лет экономической деятельности, и на 50% освобождение от уплаты этих налогов в течение последующих 6 лет Зарегистрированные в Калининградской области компании (за исключением резидентов ОЭЗ) имеют право ввоза и использования на территории области импортных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов.

2. Тестовая площадка для вхождения  на российский рынок.

Калининград - реальная возможность отработки ведения бизнеса в российских условиях с последующим выходом на рынки основной территории России.

3. Близость европейских рынков.

Калининградская область имеет общую границу с двумя государствами ЕС: на севере и востоке - с Литовской Республикой, на юге - с Республикой Польша.

4. Доступность балтийских и атлантических  морских путей.

Порт Калининград - единственный незамерзающий российский порт на Балтике с причалами для Ро-Ро и пассажирских судов, железнодорожных паромов, генеральных и контейнерных грузов, с возможностью осуществления таможенных, пограничных и других обязательных процедур.

5. Значительный туристско-рекреационный  потенциал.

Мягкий климат и прекрасные природные ландшафты, развитая инфраструктура туризма и уникальные природные ресурсы края солнечного камня привлекает многочисленных гостей из регионов России и зарубежных стран. Реализация инициатив по созданию игорной зоны а также ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Куршской косы будут способствовать росту туристической привлекательности региона.

6. Растущий потенциал транспортной  системы.

В рамках Федеральной целевой программы предусмотрено финансирование целого ряда инфраструктурных проектов в сфере авиационного, железнодорожного, морского и речного транспорта.

7. Поддержка инвесторов со стороны  регионального правительства.

Политика открытых дверей, проводимая региональными властями, направлена на поддержку и развитие бизнеса, расширение межрегиональных и международных связей.

8. Стабильная среда для принятия  долгосрочных решений.

Приоритеты экономического развития региона закреплены в соответствующих программных документах, создавая условия стабильности и определенности.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Калининградской области с учетом природных условий и ресурсов