Стратегия социально-экономического развития Калининградской области с учетом природных условий и ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенности развития Калининградской области как автономного субъекта РФ и определение направлений ее дальнейшего развития
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть особенности Калининградской области как субъекта Российской Федерации;
- рассмотреть особенности социально-экономического развитие Калининградской области на современном этапе;
определить перспективы развития Калининградской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности социально-экономического развитие
Калининградской области на современном этапе………………………………6
1.1 Социально-экономические и геополитические особенности
Калининградской области………………………………………………...............6
1.2 Особенности геополитического положения Калининградской области…14
1.3 Экономико-географическая характеристика Калининградской области...17
1.4 Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие
Калининградской области……………………………………………………….21
Глава 2. Перспективы развития Калининградской области…………………..25
2.1 Государственные мероприятия, направленные на реализацию
приоритетных направлений экономического развития Калининградской
области……………………………………………………………………………25
2.2 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их
решения…………………………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия социально-экономического развития Калининградской области с учетом природных условий и ресурсов.docx

— 367.15 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, настроения населения в целом нельзя назвать позитивными. Велик процент респондентов, считающих, что область ждет отделение от РФ. «Все хорошо» - лишь у 2% опрошенных. Ухудшающейся считают ситуацию 13 процентов. Почти половина опрошенных высказалась за то, что регион останется в составе РФ, однако лишь 21% (менее половины поддерживающих эту позицию) считают такое будущее связанным со стратегической важностью региона.

Ответы на вопрос «Что необходимо сделать, чтобы повысить качество жизни» распределились следующим образом (Табл. 3).

Таблица 3

Данные анкетирования «Что необходимо сделать, чтобы повысить качество жизни» [3]

ПозицииКол-во ответов, %

 

«Сделать так, чтоб чиновники не воровали»

35

«Сделать так, чтоб взяток не брали»

28

Все должны добросовестно выполнять свою работу, а не «отбывать повинность»

15

Пересмотреть миграционную политику, ужесточить условия для въезда

7

Привлекать грамотных специалистов из других регионов

4

Добиться от федеральной власти особых условий (каких именно - не оговаривалось)

3

Отделиться от РФ

8


 

Можно сделать вывод, что подавляющее большинство респондентов связывает возможности улучшения жизни с антикоррупционными мерами.

Три процента опрошенных связали повышение качество жизни с предоставлением региону неких дополнительных особых условий. В мировой истории известны примеры чрезвычайного быстрого роста отдельных территорий. И этот успех часто приписывают наличию тех или иных преференций. Сегодня предпринимается попытка перенести один из этих опытов на территорию Калининградской области. В частности, рассматривается возможность развития области по «сингапурскому варианту». Суть в следующем. В Сингапуре началось привлечение инвестиций для разворачивания производств, в результате чего он превратился в азиатский центр производства электроники. Следующий шаг развития территории - развертывание национальной промышленности (собственных предприятий и брендов). Началось привлечение инвестиций для разворачивания производств, в результате чего Сингапур превратился в азиатский центр производства электроники.

Опыт реформирования отечественной экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения. Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственных фондов страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях.

Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима эффективная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

Основными факторами, влияющими на формирование инвестиционной политики региона, являются «инвестиционный климат», «инвестиционный механизм» и «инвестиционная деятельность».

Инвестиционный климат Калининградской области определяется воздействием следующих основных факторов (табл. 4).

Таблица 4

Основные факторы, определяющие инвестиционный климат Калининградской области [4]

Факторы

Описание

1. Геополитическое положение региона  и его природно-ресурсный потенциал.

Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов. Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.

2. Производственный и финансовый  потенциал региона и состояние  региональных товарных рынков.

Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

3. Уровень развития рыночной инфраструктуры

Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала, возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.

4. Налоговая политика.

Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем: регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.

5. Внешнеэкономические риски.

Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.


 

«Инвестиционный климат» региона, представляет собой обобщенную характеристику совокупности факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов и целей регионального уровня. Он определяется на основе двух категорий «инвестиционный потенциал» и «инвестиционный риск»:

Инвестиционный потенциал - количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион.

Инвестиционный риск - характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической, криминальной ситуации и законодательной среды. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

По данным агентства «Эксперт РА» текущий инвестиционный рейтинг Калининградской области - ЗВ1, что означает пониженный потенциал, умеренный риск. В инвестиционном рейтинге регионов область занимает 5-е место по инвестиционному риску и 30-по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск - социальный, наибольший - криминальный. Наибольший инвестиционный потенциал -инфраструктурный.

По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе глубокого спада, по рейтингу экономической устойчивости - к группе стагнации, по рейтингу социальной устойчивости - к группе глубокого спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости - к группе глубокого спада.

Как показал проведенный мониторинг сегодня наибольшие угрозы для инвесторов - криминал и система управления, третье место сохраняет социальный риск. Законодательный риск утратил приоритетность в глазах инвесторов вследствие ограничения федеральной властью возможностей введения новых законодательных норм; как следствие, произошло «усреднение» регионального инвестиционного законодательства. Еще недавно инвесторы рассматривали в ряду наиболее привлекательных факторов инвестирования производственный, трудовой, потребительский и инфраструктурный потенциал регионов. В настоящее время лидерские позиции занимает в основном трудовой потенциал. По мнению инвесторов, несколько возросла значимость инфраструктурного потенциала, существенно влияющая на издержки производства в российских условиях. На третье место вышел финансовый потенциал. Пока не оправдывают надежд региональных властей и не вызывают повышенного интереса у инвесторов туристический и по-прежнему монополизированный и законодательно труднодоступный природно-ресурсный потенциал. Вяло реагирует инвестор и на инновационный потенциал регионов. Но наибольшее разочарование постигло инвесторов в оценке потребительского потенциала.

В настоящее время в Калининградской области используются следующие меры стимулирования инвестиционной деятельности, которые закреплены в нормативно-правовых документах:

1) ограничение бюрократизации и коррупции;

2) упрощение таможенных процедур;

3) уменьшение размера ставок по кредитам;

4) предоставление налоговых льгот инвесторам;

5) развитие инфраструктуры;

6) упрощение процедур аренды земли.

В законодательной базе к настоящему моменту решены следующие вопросы:

1) регулирование отношений инвесторов и государства в рамках ОЭЗ;

2) поддержка организаций, осуществляющих формы капитальных вложений на территории Калининградской области;

3) определены объекты коммунальной инфраструктуры для привлечения стратегических партнеров с целью внедрения частно-государственного партнерства.

Однако, существует ряд проблем, диктующих необходимость новых решений и новых подходов.

 

 

2.2 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения

В начале 90-х, когда область оказалась физически отрезана от основной территории страны и ее экономика, в то время глубоко интегрированная в экономику СССР, была на грани полного краха, властям региона удалось убедить руководство страны создать на территории всей области свободную (особую) экономическую зону, благодаря режиму которой сформировалась новая экономика, в основе которой лежала известная схема импортозамещения

К началу XXI века стало очевидно, что такая схема для Калининградской области не может быть вечной хотя бы потому, что она, стимулируя развитие импортозамещения в отдельном регионе, тем самым сдерживала развитие подобных производств на остальной территории страны вследствие искусственного создания более благоприятных условий для калининградских предпринимателей.

Разразившийся в 2008 мировой кризис больно ударил по калининградской экономике. В условиях падения цен на нефть руководство страны приняло решение о стимулировании импортозамещения в стране в целом, снизив ввозные пошлины на целый ряд импортных комплектующих. В результате множество калининградских компаний, использовавших эту схему ведения бизнеса, перекочевало в большую Россию, где и логистика лучше, и ресурсы дешевле. Таким образом, Калининградская область, показав стране в целом пример создания и развития импортозамещающего сектора экономики, оказалась у «разбитого корыта».

Сегодня, на наш взгляд, речь должна идти, в первую очередь, о глубокой степени реальной модернизации региональной экономики и обустройства всего нашего регионального сообщества.

Кризис вскрыл болевые точки портового комплекса Калининграда. Главная из них - неудобное экономико-географическое положение. Из-за анклавности регион оказывается неконкурентным по сравнению с российскими портами. Калининград - единственный порт, куда грузы идут через четыре таможни. А это дополнительные деньги и время, потерянные при пересечении границ.

Прибалтийским портам Калининград проигрывает из-за чрезмерно сложного оформления грузов и судов из-за обилия бюрократических процедур. В Прибалтике это оформление проходит очень быстро.

Кроме этого существуют инфраструктурные проблемы, которые связаны с более низким техническим уровнем развития и оснащения портов Калининградской области по сравнению с портами-конкурентами прибалтийских государств. Сюда же относится проблема низкой мощности портового комплекса Калининграда по перевалке грузов, которая сейчас равняется примерно 26 млн тонн в год.

Опасность создает и познаваемая в сравнении с российской действительностью внешняя привлекательность и относительное бытовое благополучие жителей Европейского Союза. Основу такого благополучия создает объединение европейских государств на основе социокультурных факторов. Высокие уровень и качество жизни населения в окружающих Калининградскую область европейских странах создает опасный потенциал притяжения.

В регионе Балтийского моря представителями европейской цивилизации являются страны Скандинавии, Германия, Польша, Финляндия, страны Прибалтики

При этом полюсами геополитической интеграции (стратегическими столицами) являются Брюссель и Москва. Связь между ними образует столь необходимую для мира в Европе геополитическую ось, проходящую через Калининград

Указанные выше геополитические аспекты должны найти отражение в федеральной политике в отношении Калининградской области.

Введение визового режима сопредельными с Калининградской областью государствами создало реальные проблемы для перемещения граждан, угрожает свертыванию традиционных экономических и человеческих связей Калининградской области с приграничными регионами Польши, Литвы и остальными регионами России. Сложность прогнозирования и неопределенность перспектив решения визовой проблемы, грузового транзита в «большую» Россию, а также проблем энерго- и газоснабжения являются проблемой для экономического развития региона.

Но кроме этого возникла и конституционная проблема, которая связана с нарушением конституционных прав человека и гражданина на территории Калининградской области. Анализ данной проблемы показывает, что калининградцы имеют существенные трудности для поездок в другие местности Российской Федерации, которых нет у жителей других регионов России. Причем, эти трудности связанны не с природными препятствиями, которые могут быть преодолены с помощью инженерных сооружений и совершенства транспортных средств, а с необходимостью пересекать границы иностранных государств, выполнять требования и правила такого пересечения, диктуемые не Российской Федерацией, гражданами которой они являются, а другими независимыми государствами. Любая, даже самая равнинная и благоприятная для сооружения транспортных магистралей местность, становится для калининградцев непреодолимым препятствием, т.к. она находится под юрисдикцией другого суверенного государства. В нашем случае Литвы и Польши.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Калининградской области с учетом природных условий и ресурсов