Республика Куба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

От земледельческих народов сибонеев и таино (V-X вв.) остались керамика (расписные сосуды, статуэтки людей и животных), каменные и деревянные идолы ("семи"), а также каркасные хижины ("бойо") и свайные платформы для продуктов ("барбакоа"). После испанской колонизации (с конца XV в.) возникли города (Гавана, Сантьяго-де Куба, Тринидад и др.) с мощными укреплениями, прямоугольной сетью улиц, с церковью, ратушей и особняками знати на центральных площадях. Экономическое развитие Кубы вызвало в XVIII в. бурный рост гражданской архитектуры, испытавшей воздействие стиля "мудехар".

Содержание

Введение………………………….. ………… 2-3

Экономика Кубы………………… ……….... 4-20


Политика Кубы………………………….. 21-26


Культура Кубы…………………………….. 27-31

Заключение ………………………... ……… 32

Список использованных источников……… 33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Венеры.docx

— 127.21 Кб (Скачать файл)

Конституция 1976 г., определяет Кубу как социалистическое государство под управлением  Фиделя Кастро, который назван в документе президентом республики, . первым секретарем Коммунистической партии, президентом Государственного совета и президентом Совета министров. Вся власть сосредоточена в руках компартии, которая оказывает огромное влияние на решения, принимаемые членами правительства. 
Совет министров успешно управляет государством под руководством Кастро, который избирает его членов. Совет готовит законопроекты для вынесения на утверждение Национальной ассамблеей, которая собирается дважды в год, утверждает членов правительства и избирает из числа своих депутатов Госсовет. Членов Ассамблеи избирают в ходе национальных выборов, которые проводятся раз в пять лет. Государственный совет выполняет функцию исполнительного комитета Национальной ассамблеи. Высший народный суд, президента и вице-президента которого назначает Кастро, является верховным судебным органом в стране. Правительство сосредоточено в президентском дворце в Гаване, с восточной стороны Пласа-де-ла-Революсьон. 
Страна поделена на 14 провинций: Пи-нар-дель-Рио, Гавана, Матансас, Вилья-Клара, Сьенфуэгос, Санкти-Спиритус, Сьего-де-Авила, Камагуэй, Лас-Тунас, Ольгин, Гранма, Сантьяго-де-Куба и Гуантанамо плюс город Гавана. Остров Ху-вентуд (Остров молодежи) определяется как «специальная» мунисипио. Провинциями управляют избираемые провинциальные ассамблеи, а непосредственными проблемами 169-ти мунисипиос занимаются муниципальные советы. 
Коммунистическая партия (КПК) — единственная разрешенная на Кубе политическая партия. Она играет главенствующую роль во всех государственных учреждениях и организациях. Все средства массовой информации подлежат цензуре. Военная сфера подчиняется младшему брату Фиделя Кастро, Раулю. 
Власть Кастро держится на обаянии его личности и антиамериканской пропаганде, которой он подогревает решимость граждан не отступать от идеалов социализма. 
В Министерстве внутренних дел хранится досье на каждого гражданина Кубы, за которым значится какой-либо проступок. Любого, кто подозревается в нелояльности к государственному строю, ждут серьезные неприятности. Повсеместно действует тайная полиция, и кубинцы живут в постоянном страхе перед осведомителями. Вместо имени Кастро кубинцы просто прикладывают руку к подбородку, что ассоциируется с его бородой.

 

Борьба против режима Батисты 
25 ноября 1956 г. Кастро и еще 81 революционер отплыли из мексиканского порта Туспан на яхте «Гранма» длиной чуть менее 12 м, не слишком хорошо оснащенной и сильно перегруженной. Семь дней спустя повстанцы высадились в районе Лас-Колорадас на южном побережье нынешней провинции Гранма. Отряд революционеров атаковали солдаты Батисты, убив восьмерых в первом бою и еще 18 –в последующие дни. Знаменательно, что среди тех, кто уцелел, были лидеры сопротивления: Фидель Кастро, его младший брат Рауль, Камило Сьенфуэгос (1923–1959) и молодой аргентинский врач Эрнесто Че Гевара (1928-1967). Осажденный отряд укрылся в горах Сьерра-Маэстра. 
Пока Кастро в горах собирался с силами, городские партизаны нападали на полицейские участки, Военные и полицейские силы Батисты отражали атаки со все возрастающей жестокостью, что лишь усиливало антипатию к ним среди населения. К весне 1958 г. армия повстанцев взяла под свой контроль горные районы в провинции Орьенте. Продвинувшись в провинцию Лас-Вильяс, Кастро открывал новые фронты под командованием своих соратников. 
После ряда побед 30 декабря отряды Че пустили под откос вражеский поезд и захватили ключевой для них город Санта-Клара. На следующий день Батиста бежал с Кубы. Фидель Кастро повел отряд в Гавану и 8 января 1959 г. триумфально вступил в город. 
В ходе борьбы Кастро провозгласил было отказ от идей коммунизма и издал в июле 1957 г. «Декларацию Сьерра-Маэст-ры», вверяя себя «свободным и демократическим выборам». Но с уходом Батисты с политической арены все довольно быстро поменялось, При поддержке США на Кубе было сформировано временное правительство во главе с уважаемым судьей Мануэлем Уррутиа (1901 -1981). Но Кастро тайно сформировал свое правительство, которое готовилось свергнуть Уррутиа и осуществить широкомасштабную революцию. В мае 1959 г. Кастро, контролировавший вооруженные силы, подписал закон об аграрной реформе, по которому все крупные землевладения экспроприировались без какой-либо компенсации. Тем временем Че председательствовал на дисциплинарных судах, которые отправляли тысячи противников нового режима на расстрел. Квалифицированные специалисты и состоятельные люди, опасаясь за свою жизнь, в массовом порядке стали покидать Кубу (после революции из страны уехало около 2 млн человек). В июле Кастро сфабриковал заявление Уррутиа об отставке и захватил власть к бурной радости крестьянства и рабочего класса. 1 мая 1960 г. он приостановил действие Конституции и объявил, что «народ» не видит необходимости в проведении выборов. 
Годом раньше революционное правительство Кастро было официально признано Советским Союзом. Вскоре за этим последовали торговые соглашения и договоренности в оборонной сфере. СССР покупал на Кубе сахар и оказывал финансовую, техническую и экономическую помощь, ставя целью развитие производства, энергетической, горной и сельской промышленности. Когда в 1960 г. на Кубу стала поступать советская нефть, президент США Дуайт Эйзенхауэр (1890– 1969) приказал американским заводам не перерабатывать ее. В ответ Кастро национализировал нефтяную промышленность. К январю 1961 г. Кастро национализировал все американские предприятия на острове, и США разорвали дипломатические отношения с Кубой. В марте 1961 г. началась экономическая блокада Кубы, которая действует и по сей день.

Катастрофа и кризис 
Несмотря на популярность у наименее обеспеченных слоев населения, Кастро своими радикальными преобразованиями стал вызывать сильное недовольство, в том числе среди своих бывших соратников, многие из которых позже попали в тюрьму или были отправлены в ссылку. К 1960 г. отряды контрреволюционеров организовали партизанский фронт в горах Сьерра-дель-Эскамбрай. Для подавления батальонов «Луча Контра Банди-дос» Кастро понадобилось целых шесть лет. Между тем в Майами возмущенные эмигранты, обученные и вооруженные ЦРУ, готовились к возвращению. 
17 апреля в районе Плая-Хирон, в бухте Кочинос (Заливе Свиней), высадился вооруженный отряд численностью 1400 человек. Они намеревались объединиться с противниками Кастро и свергнуть его режим. Но контрреволюция была подавлена и повлекла за собой усиление власти Кастро на Кубе. 
Однако, несмотря на победу, Кастро опасался вторжения со стороны США. Не совсем ясно, кто был инициатором визита, но летом 1962 г. на Кубу прибыла советская делегация с предложением о размещении на острове ядерных ракет среднего радиуса действия. 14 октября ракеты были обнаружены американской разведкой. Президент США Джон Кеннеди (1917– 1963) потребовал их немедленного удаления и привел в боевую готовность американские войска (Карибский кризис). Через 13 дней СССР согласился вывезти ракеты с Кубы в обмен на обещание США не вторгаться на остров.

Революция 
У Кастро появилась возможность провести социалистическую революцию. Отряды добровольцев разъезжали по деревням, ликвидируя безграмотность среди крестьян. Огромные средства вкладывались в улучшение системы здравоохранения, резко снижены были цены на жилье, коммунальные услуги и транспорт. Впрочем, крупные города не страдали от избытка внимания, так как все усилия были направлены на подъем уровня жизни в сельской местности. В обществе подавлялась свобода личности. Шло формирование «нового человека», ставящего государственные интересы выше собственных. Экономические реформы достигли кульминации в 1968 г., когда правительство национализировало все частные предприятия. Уже с 1962 г. экономика пребывала в упадке, и была введена карточная система снабжения. Попытки внести разнообразие в базирующуюся на сахарной промышленности экономику страны бесславно провалились, и в 1970 г. был сделан упор на производство сахара в ущерб всем остальным отраслям. Кастро был вынужден расстаться с мечтами о самодостаточности и стал поставлять сахар в СССР в обмен на нефть, рис, хлеб и другие товары. 
В 1966 г. Кастро учредил свой «Пятый интернационал», ставя целью создать «столько вьетнамов, сколько возможно». На Кубе проходили военную подготовку международные революционеры, а кубинские войска оказывали помощь левым движениям в Африке. Че Гевара в 1965 г. уехал из страны, чтобы возглавить революционные движения за границей, и был убит в Боливии в 1967-м. Кубинские медики и технические специалисты оказывали помощь всему «третьему миру», а в это время на Кубе проводились кампании против интеллигенции, сексуальных меньшинств, ревностных католиков и прочих «отбросов общества».

Проблеск надежды 
Авантюрная политика Кастро ухудшила и без того холодные отношения Гаваны и Вашингтона. Тем не менее, в 1977 г, президент США Джимми Картер попытался возобновить дружеские связи с островом, ослабив экономическую блокаду и сняв ограничения в сфере туризма. Более того, страны даже создали диппредставительст-ва – «отделы интересов» – в качестве первого шага на пути к полноценному восстановлению дипломатических отношений. Но в 1980 г. напряжение вновь возросло. И когда в том же году 12 кубинцев попросили политического убежища в перуанском посольстве в Гаване, Картер провозгласил, что США открыты для политэмигрантов с Кубы. Кастро тут же выслал из страны всех недовольных граждан, заключенных и прочие «асоциальные элементы». Более 120 тыс, беженцев погрузились на корабли, идущие во Флориду. В последующие годы отношения между США и Кубой оставались напряженными. Короткий период заигрывания с идеями свободного рынка в середине 80-х годов ненадолго поддержал шаткую кубинскую экономику, однако в 1986 г. Кастро вновь повернул в сторону коммунистической идеологии. Он не принял проводимую Михаилом Горбачевым политику перестройки. Распад СССР усугубил кризисную ситуацию на Кубе, поскольку прекратились поставки нефти и других товаров. Наступил так называемый «особый период», и экономика страны погрузилась в кому. В апреле 1992 г. президент США Джордж Буш-старший закрутил гайки, подписав «Закон о демократии на Кубе», еще более ограничивший торговлю с Кубой, включая поставки пищи и медикаментов, и направленный на то, чтобы Кастро отказался от власти. Кубинский народ столкнулся с тяжелейшей нуждой, по стране пошла волна беспорядков, и вновь появился мрачный лозунг 60-х годов: «Socialismo о Muerte!» – «Социализм или смерть!»

Современное положение 
Кубинское правительство было вынуждено провести ряд реформ в сфере экономики. С участием иностранного капитала стал развиваться туристический бизнес. Вслед за подавлением народных выступлений в Гаване в августе 1994 г. во Флориду хлынула новая волна эмигрантов. 
  
Очередной кризис разразился в феврале 1996 г., когда кубинские МИГи сбили над Флоридским проливом американских летчиков, которые искали кубинцев, бежавших с острова. 
В стране стал развиваться туризм из стран Европы, Канады и Латинской Америки (но по-прежнему не из США), принося стране доходы, необходимые для восстановления экономики. 
Дальнейшее ослабление режима было связано с визитом на Кубу папы римского Иоанна Павла II в январе 1998 г., который положил начало религиозной свободе. Но государство по-прежнему сдерживало частное предпринимательство, сохраняя контроль над ожившей экономикой. 
В сентябре 2001 г, Кастро во время выступления упал в обморок, что породило разные слухи о состоянии его здоровья. Спустя два месяца по провинциям Матансас и Вилья-Клара прошел ураган «Мишель». Президент США Джордж Буш предложил стране гуманитарную помощь. Вместо этого Кастро предпочел закупить необходимые стране продукты питания и медикаменты, воспользовавшись отменой американским Конгрессом в октябре 2000 г. запрета на торговлю этими видами товаров с Кубой. Это был первый случай торговых взаимоотношений между этими странами за 40 лет.

 

 

 

 

                                 Культура Кубы

 

Культура  Кубы представляет собой яркий пример взаимопроникновения испанских и африканских культур

 
Литература. Сильное воздействие на развитие кубинской литературы оказала борьба за независимость, продолжавшаяся более ста лет. Зачинателем романтизма в Испанской Америке был замечательный кубинский поэт и прозаик Хосе Мария де Эредия-и-Эредия (1803-1839). Из других кубинских писателей 19 в. выделяются авторы аболиционистских романов Хертрудис Гомес де Авельянеда (1814-1873) и Ансельмо Суарес-и-Ромеро (1818-1878), бытописатели Сирило Вильяверде (1812-1894) и Рамон Меса (1861-1911), поэты-романтики мулаты Пласидо (наст. имя Габриель де ла Консепсьон Вальдес, 1809-1844), и Хуан Франсиско Мансано (1797-1854), крупнейший представитель поэзии испано-американского модернизма Хулиан дель Касаль (1863-1893). Центральное место в кубинской литературе 19 в. занимает национальный герой Кубы и страстный борец за независимость Хосе Марти. Одним из самых выдающихся философов Кубы был позитивист Энрике Хосе Варона (1849-1933). В начале XX в. традиции реалистической прозы развивали романист Мигель де Каррион (1875-1929) и авторы психологических рассказов Альфонсо Эрнандес Ката (1885-1940) и Хесус Кастельянос (1879-1912). В 1930 годы Куба стала очагом формирования латиноамериканского "негризма". Выдающимся представителем этого течения был поэт Николас Гильен (1902-1989), стихи которого, звучащие африканскими ритмами, пронизаны страстным стремлением к социальной справедливости. Одним из зачинателей "нового латиноамериканского романа" был всемирно известный писатель Алехо Карпентьер (1904-1980). Другой знаменитый прозаик и поэт, Хосе Лесама Лима (1910-1976), прославился как смелый новатор формы. Новое поколение современных кубинских писателей получило известность после революции; это мастера рассказа Умберто Ареналь (род. 1926), Феликс Пита Родригес (1909-1990), Онелио Хорхе Кардосо (1914-1986), Верхилио Пиньера (1912-1979), романисты Солер Пуиг (1916-1996), Синтио Витьер (р. 1921), Лисандро Отеро (р. 1932), один из зачинателей латиноамериканской документально-художественной литературы "свидетельства" Мигель Барнет (р. 1940). Особого упоминания заслуживает Эдмундо Десноэс (р. 1930), многие произведения которого посвящены крушению старого мира и проблемам кубинской интеллигенции; по одному из его романов режиссер Т. Гутьеррес Алеа поставил один из самых замечательных кубинских фильмов Воспоминания об отсталости. Известностью пользуются также поэты Элисео Диего (1920-1994), Фаяр Хамис (р. 1930), Пабло Армандо Фернандес (р. 1930) и Роберто Фернандес Ретамар (р. 1930), поэт, очеркист, издатель литературного журнала, многие годы возглавлявший международный культурный центр "Дом Америк". К середине 1990-х годов ряд более молодых писателей снискал широкую популярность как литературным мастерством, так и выбором тем, которых большинство послереволюционных писателей предпочитало не касаться. Среди лучших из них - Сенель Пас и Абилио Эстевес.

 
Музыка. Многие специфические особенности кубинского искусства получили освещение и истолкование в трудах пользующегося международной известностью антрополога и музыковеда Фернандо Ортиса (1881-1969), исследовавшего роль африканского культурного наследия в кубинской культуре. По Ортису, "любовный союз между испанской гитарой и африканским барабаном" породил наиболее характерные для Кубы музыкальные формы, танец румбу и протяжную песню сон. Кубинская музыка сохранила европейский мелос, восприняв своеобразные и богатые африканские ритмы. Песенные традиции испанского фольклора прослеживаются в наиболее распространенных музыкальных жанрах - таких, как романтические песни и баллады (пунто), деревенский танец сапатео (типа чечетки) и крестьянская песня гуахира. Начало профессиональной кубинской композиторской школе положили Мануэль Саумель Робредо (1817-1870) и Игнасио Сервантес Каванаг (1847-1905), впервые использовавший в своих Кубинских танцах для фортепьяно темы национального фольклора. Основоположниками кубинской оперы стали Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874-1944) и Хосе Маури Эстеве (1856-1937), который впервые обратился к традициям афро-кубинского фольклора. Эту тенденцию развили в русле современных музыкальных форм два лучших кубинских композитора 20 в.: Амадео Рольдан (1900-1939) и Алехандро Гарсия Катурла (1906-1940). Большой популярностью пользуются песни и пьесы Эрнесто Лекуоны (1896-1963). После революции национальную музыкальную традицию развивают композиторы, испытавшие влияние западноевропейского авангардизма: Карлос Фариньяс (р. 1934), руководитель национального симфонического оркестра (осн. 1960) Мануэль Дучесне Кусан (р. 1932), гитарист Лео Брауэр (р. 1939), Хуан Бланко (р. 1920), приверженец электронной музыки. Существовавшие до революции "Общество любителей музыки" и "Лицеум", пропагандировавшие хорошую музыку, были заменены после 1959 многочисленными домами культуры. Народная кубинская музыка остается основой многих современных танцевальных ритмов во всем мире. Кроме певцов и музыкальных групп, пользовавшихся популярностью в 1930-е, 1940-е и 1950-е годы (таких, как Бенни Мор и трио "Матаморес"), мировую известность в 1990-е годы приобрели такие певцы, как Пабло Миланес, Сильвио Родригес, Омара Портуондо и Элена Бурке, джазовые пианисты Чучо Вальдес и Гонсало Рубалькаба, а также ансамбли Элио Реве, Исаака Дельгадо, Пачо Алонсо, Адальберто Альвареса, ансамбль "Лос Бан-бан" и др.

 
Кино и театр. Под эгидой Кубинского института киноискусства и кинопромышленности, основанного в 1959, процветает национальная кинематография. Наибольшей известностью пользуются режиссеры Хулио Гарсия Эспиноса (р. 1926), Умберто Солас (р. 1942) и Томас Гутьеррес Алеа (1928-1996). Фильмы Лусия (1968) Соласа и Воспоминания об отсталости (1968) и Земляника и шоколад (1993) Гутьерреса Алеа получили множество международных премий. Начиная с 1979 в Гаване ежегодно проходит международный кинофестиваль - крупнейший кинофорум в Латинской Америке и третий по значению в Западном полушарии. Хотя на состоянии кубинской кинематографии тяжело отразился финансовый кризис, связанный с падением мировой социалистической системы, к концу 1990-х годов в ней наметились признаки возрождения; с помощью иностранных кинопродюсеров, чаще всего мексиканских или испанских, снимаются новые фильмы. В декабре 1998 в Гаване состоялся 20-й традиционный кинофестиваль, и главный приз на нем завоевал кубинский фильм режиссера Фернандо Переса. После революции в стране выросло количество театров, в том числе дающих представления на открытых площадках. Первым таким театром был созданный в конце 1960-х годов экспериментальный театр "Эскамбрай", которым руководит Серхио Корриери, прославившийся исполнением главной роли в фильме Гутьерреса Алеа Воспоминания об отсталости. Сюжеты пьес, которые ставятся в этом театре, заимствованы из жизни и отражают интересы простых людей провинции Эскамбрай, а профессиональная деятельность труппы тесно связана с социологической и политической работой. Всего в стране работает более 50 драматических коллективов. Большой известностью пользуются Национальный балет Кубы, созданный в 1948 прославленной балериной Алисией Алонсо, а также "Балет Камагуэя", основателем которого был Фернандо Алонсо. Имеется также замечательный фольклорный танцевальный коллектив. 
Изобразительное искусство. Формирование национальной школы живописи относится к первой половине 19 в., когда была основана (1817) Академия Сан-Алехандро (ныне - Национальная школа изящных искусств Сан-Алехандро). Тенденция к отражению национальной действительности ярко проявляется на рубеже 19-20 вв. в творчестве живописцев Армандо Менокаля (1863-1942), изобразившего сцены освободительной войны и жанристов Леопольдо Романьяча (1862-1951) и Рамона Лоя (р. 1894). На кубинских художников 20 в. заметное влияние оказало современное французское искусство. К их числу относятся абстракционисты Амелия Пелаэс (1897-1968) и Мариано Родригес (р. 1912); своеобразные художники Кундо Бермудес и Рене Портокарреро (р. 1912), использующие декоративные и архитектурные мотивы, Марсело Поголотти (р. 1902), создатель картин городской и пролетарской тематики; знаменитый Вильфредо Лам (р. 1902), для которого языческий религиозный культ сантерии послужил основой собственного фантастического мира; наконец, Марио Карреньо, автор фресок, изображающих жизнь чернокожих крестьян Кубы. В 1950-е годы среди молодых художников получил большое распространение абстракционизм как форма протеста против традиционного искусства. К этому направлению принадлежала известная "Группа одиннадцати", объединившая наиболее талантливых представителей молодого поколения, таких, как Рауль Мартинес (р. 1927), Антония Эйрис и Сервандо Кабрера Морено. В период революции выдвинулось новое поколение художников, многие из них приобрели широкую известность, например Хосе Бедия, Томас Санчес, Хуан Франсиско Эльсо Падилья, Мойсес Финале, Хосе Франко, Флавио Гарсиандия, Мануэль Мендиве, Сайда дель Рио, Хулия Вальдес, Марта Мария Перес Браво. К ним присоединился ряд еще более молодых художников, уже успевших заявить о себе в мире искусства: Абель Барросо, Таня Бругера, Карлос Эстевес, Алисия Леаль, Эльса Мора, Сандра Рамос, супруги Карпентер. В 1990-х годах появилась группа талантливых художников-самоучек, в том числе Роберто Хай Матаморос, Исабель де лас Мерседес и Хильберто де ла Нуэс. Наибольшей самобытностью отличаются работы Гарсии Монтебраво, Луиса Родригеса и Хулиана Эспиносы. Начиная с 1984, когда Центр им. Вильфредо Лама организовал Первый Гаванский фестиваль искусств, каждые два года в Гаване устраивается международная выставка изобразительного искусства ("Бьенналь"), представляющая искусство Латинской Америки и всего третьего мира. Правительство Кастро тратило значительные средства на издание книг и прилагало большие усилия к тому, чтобы нести искусство в массы. Было создано издательство "Дом Америк", под эгидой которого состоялся ряд финансировавшихся правительством международных конгрессов писателей; многие латиноамериканские писатели, участники конгрессов, стали поддерживать идеи кубинской революции. В 1960 был создан Национальный союз кубинских писателей и художников, первым председателем которого был поэт Николас Гильен, а после его смерти - Абель Прието (в настоящее время - член Политбюро и министр культуры в правительстве Кубы). Революционное правительство провело большую работу в масштабах всей страны для сохранения культурного наследия, особенно африканских традиций, в песенном и танцевальном фольклоре.

Информация о работе Республика Куба