Республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:40, реферат

Краткое описание

Респу́блика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Вложенные файлы: 1 файл

Респу́блика.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

Респу́блика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

По состоянию на 2005 год  в мире из 190 государств 140 являются республиками.

Виды республик

Классификация республик  связана с тем, каким именно образом  осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством  полномочий. По этому принципу республики классифицируются по трем формам правления:

  • Парламентская республика
  • Президентская республика
  • Смешанная республика (полупрезидентская).

Известны также республики следующих видов.

  • Советская республика
  • Исламская республика
  • Народная республика
  • Феодальная республика
  • Федеративная республика
  • Рабовладельческая республика
  • Вече

Парла́ментская респу́блика

Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.

При такой форме правления  правительство формируется из депутатов  партий, обладающих большинством голосов  в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства  роспуска парламента и назначения новых  выборов. Такая форма правления  существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Полномочия парламента

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства

Глава государства в  таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации  или представительных региональных органов самоуправления. Это и  является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует  по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В  Федеративной Республике Германия президент  избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и  такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. В парламентских  республиках выборы могут быть также  и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или  министра контрасигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства  при такой форме правления  обладает определенными серьёзными полномочиями.[источник не указан 1278 дней] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается  президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское  большинство, и необязательно глава  победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской  республики является то, что правительство  правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Президентская республика

Президентская республика характеризуется значительной ролью  президента в системе государственных  органов, соединением в его руках  полномочий главы государства и  главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной  исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках  парламента.

Отличительные черты президентской  республики

  • внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США),
  • внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д’Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
  • в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Президентские республики

К президентским республикам  относят США, большинство республик  Латинской Америки и Африки.

Классической президентской  республикой являются Соединённые  Штаты Америки. В основе Конституции  США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит  Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует  правительство из лиц, принадлежащих  к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской  Америки. Эта форма правления  встречается также в некоторых  странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства  на деле выходит за конституционные  рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями  как суперпрезидентские.

Смешанная республика

Смешанная республика (также  может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Характеристика смешанной  республиканской формы правления

С одной стороны, парламент  смешанной республики имеет право  вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С  другой стороны, президент имеет  право распустить парламент и  назначить внеочередные выборы (в  некоторых странах парламент  не может быть распущен в течение  конституционно определённого срока).

Если в новом составе  парламента партия президента получит  большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и  в парламентарных странах, в смешанной  республике правительство может  работать, только когда оно опирается  на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах  президент или монарх (номинальный  глава государства) лишь формально  назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с  подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Литва, Словакия, Россия, Украина, Финляндия

Народная Республика

Народная Республика —  часть официального названия некоторых  государств.

В 1917—1920 годах этот термин использовался рядом националистических государственных образований на территории бывших Российской империи  и Австро-Венгрии — Белорусская, Западно-Украинская, Крымская, Кубанская  и Украинская Народные Республики, а также Русская народная республика лемков.

В 1920 году на территориях  Бухарского эмирата и Хивинского ханства были созданы Бухарская  и Хорезмская Народные Советские  Республики (существовали до 1924)

В начале 1920-х годов на заявленной территории Китая появились  просоветские Монгольская и Тувинская  Народные Республики.

После 1945 термин «Народная  республика» часто использовался  коммунистическими или близкими им режимами в качестве официальных  наименований стран, в которых они  находились у власти. Многие из этих стран называли себя социалистическими  странами в их конституциях.

Подразумевалось, что государство  действует в интересах подавляющего большинства населения и, таким  образом, республика является подлинно народной республикой.

Примеры

  1. Украинская Народная Республика (1917—1920)
  2. Крымская Народная Республика (1917—1919)
  3. Белорусская Народная Республика (1918—1920)
  4. Западно-Украинская народная республика (1918—1919)
  5. Кубанская Народная Республика (1918—1920)
  6. Русская народная республика лемков (1918—1920)
  7. Бухарская Народная Советская Республика (1920—1924)
  8. Хорезмская Народная Советская Республика (1920—1923)
  9. Тувинская Народная Республика (1921—1944)
  10. Монгольская Народная Республика (1924—1992)
  11. Федеративная Народная Республика Югославия (1946—1963)
  12. Народная Республика Босния и Герцеговина (1946—1963)
  13. Народная Республика Македония (1946—1963)
  14. Народная Республика Сербия (1946—1963)
  15. Народная Республика Словения (1946—1963)
  16. Народная Республика Хорватия (1946—1963)
  17. Народная Республика Черногория (1946—1963)
  18. Народная Социалистическая Республика Албания (1946—1992)
  19. Народная Республика Болгария (1946—1990)
  20. Румынская Народная Республика (1947—1965)
  21. Корейская Народно-Демократическая Республика (с 1948)
  22. Венгерская Народная Республика (1949—1989)
  23. Китайская Народная Республика (с 1949)
  24. Польская Народная Республика (1952—1989)
  25. Алжирская Народная Демократическая Республика (с 1962)
  26. Народная Республика Южного Йемена (1967—1970)
  27. Народная Республика Конго (1970—1992)
  28. Народная Демократическая Республика Йемен (1970—1990)
  29. Народная Республика Бангладеш (с 1971)
  30. Народная Республика Бенин (1975—1990)
  31. Народная Республика Мозамбик (1975—1990)
  32. Народная Республика Ангола (1975—1992)
  33. Лаосская Народно-Демократическая Республика (с 1975)
  34. Народная Республика Кампучия (1979—1989)

Информация о работе Республика