Размещение отраслей машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы раскрыть наиболее важные аспекты свободных экономических зон, в особенности их влияние на развитие регионов.
Для раскрытия моей темы целесообразно решить следующие задачи:
Раскрыть Сущность СЭЗ, и их роль в развитии регионов;
Так как идею о создания СЭЗ мы переняли у иностранных государств следует описать опыт создания таких зон зарубежом;
Описать процесс создания экономических зон в РФ;
Раскрыть понятия технополюсов и технопарков;
Привести примеры свободных экономических зон, таких как «Находка» и «Янтарь»;
Составить картосхему на которой изображены все экономические зоны РФ;
Осветить выводы и результаты проделанное работы в заключении.

Содержание

Введение 3
1. Сущность СЭЗ 5
2. Роль СЭЗ в период проведения рыночных реформ. Преимущества и недостатки СЭЗ. 8
3. Опыт создания СЭЗ в Китае 12
4. Процесс создания СЭЗ 19
5. Деятельность научных парков и технополюсов РФ 32
6. Свободная экономическая зона «Находка» 34
7. Свободная экономическая зона «Янтарь» 38
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение(картосхема) 45

Вложенные файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны Российской Федерации.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

На сегодняшний день в России созданы или планируются к  созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые33.

Такое разнообразие организационных  форм позволяет оказывать государственную  поддержку широкому спектру экономических  субъектов. При этом акцент делается на отрасли с высокой добавленной  стоимостью, инновационностью и мультипликативностью. Такой подход позволяет рассчитывать на то, что создание ОЭЗ приведет не только к финансовому благополучию предприятий-резидентов, но и будет активно стимулировать развитие смежных отраслей и сопредельных территорий. Это является значительным позитивным отличием от предыдущих попыток создания особых зон в России34

Другое важное отличие, которое  необходимо в дальнейшем поддерживать и усиливать, – относительная  прозрачность и конкурентность при  принятии решений о присвоении статуса  особой экономической зоны. Внедрение  конкурсных механизмов, определение критериев отбора, создание экспертных советов и межведомственных комиссий, разработка индивидуальных концепций для каждой ОЭЗ и гласность при обсуждении региональных заявок существенно увеличивают доверие бизнеса к этому инструменту экономической политики. 

Также стоит отметить декларируемое  невмешательство государства в  непосредственную реализацию инвестиционных проектов на территории ОЭЗ. Оно лишь создает условия для эффективного ведения бизнеса и отслеживает соблюдение правил игры.   

Мировой практике известны два альтернативных метода создания ОЭЗ («свободных зон», по международной терминологии) - «сверху» и «снизу»35. В первом случае свободные зоны создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частично Южная Корея)36. Во втором случае (он сегодня распространен в мире гораздо шире) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.   
     В Законе об ОЭЗ выбран первый подход - создание в России исключительно государственных ОЭЗ на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства. При этом возможность реализации инвестиционных проектов методом «снизу» (преимущественно за счет частных инвестиций) заведомо отвергается, что на практике не только не соответствует общемировым тенденциям, но и игнорирует сегодняшнюю ситуацию в России (напряженное состояние государственных финансов).  
     Принцип создания зон «сверху», в частности разрешительный порядок инвестирования, влечет за собой усложненную систему администрирования в ОЭЗ. Не случайно многие положения Закона об ОЭЗ посвящены тем или иным вопросам администрирования ОЭЗ, взаимоотношении органов их управления с резидентами37.  

Создание особых экономических зон представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития международного сотрудничества для привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации. 
        Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.  
           При этом туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. В отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон рассматриваемые зоны не имеют ограничения по площади. Туристско-рекреационные особые зоны могут располагаться на территории нескольких муниципальных образований или могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. 
         При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.  
          На территории особой экономической зоны не допускается: 
1) разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;  
2) переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов; 
3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). 

Таким образом, необходимо отметить, что создание свободной экономической зоны – весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободной экономической зоны ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и продуктов.

Актуальной остается проблема отсутствия четко сформулированных целей создания особых экономических зон, не противоречащих интересам регионов. Так как многие видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону – перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Также многие полагают, что особые экономические зоны помогут избавиться от проблем, которые решить без их создания ни в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки. При этом не задумываясь о том, кто же тогда в такую особую зону придет со своим капиталом?

    1. Деятельность научных парков и технополюсов РФ

Практическое решение проблемы активизации инновационной деятельности связано с использованием имеющегося огромного потенциала науки и техники, прежде всего в тех регионах и зонах, где для этого имеются условия. Речь идет о выделении особых региональных производственно-научных систем, способных стать «полюсами роста». Обобщенное название таких инновационных центров — технопарковые структуры (техноэкополисы, технопарки,  наукограды).

Традиционно под технополисом понимают город, в экономике которого ведущую роль играют исследовательские центры новых технологий й использующие эти технологии предприятия. Однако это определение не отражает главного: новые технологии служат, здесь лишь инструментом для создания иной системы взаимоотношений между самими людьми и между людьми и природой.

Впервые, стихийно, процесс, создания технополисов начался 
в США, но лишь Япония сделала его осознанной политикой, сформулированной на государственном уровне. Здесь в 70-х годах была разработана стратегическая линия развития, в основе которой лежит государственно организованный процесс сознательного использования 
научного и культурного потенциала человечества в интересах сохранения и процветания японской нации. Стратегия получила название 
«Стратегия технополисов» — выращивания совместными усилиями 
властей (центральных и местных), бизнеса и науки новых условий жизнедеятельности людей.

Обратимся к материалам, предоставленным губернатором провинции Морихику Хиромацу (одним из отцов японского «экономического чуда»). Префектура Опта (Ооита, Ойта) расположена на острове Кюсю (юго-западная часть Японии) на площади 630 га, в часе-полутора лёта от Токио. Население — 1 млн 260 тыс. человек. Морихику Хиромацу стал губернатором в 1979 г., после работы в Министерстве внешней торговли и промышленности. Цель своей деятельности он определил как активизацию жизни местного населения и на этой основе — повышение его жизненного уровня и создание такого общества в котором можно получить удовлетворение по отношению к красивой природе, безопасности и стабильной жизни, комплексным бытовым условиям. К 1987 г. доход на жителя префектуры превысил аналогичный показатель Франции и Канады. Цель реализовывалась по трем направлениям:

1) активизация местной жизни за счет использования местных ресурсов;   активизация местной жизни за счет привлечения передовых технологий и формирования технополиса; 

  1. работа с населением (воспитание качественных людских ресу сов).
  2. работа с населением (воспитание качественных людских ресу сов).

Необходимо отметить, что за годы реформ положение осложнилось тем, что произошел спад в самой сфере разработок высоких технологий. И сегодня появляются совсем не оптимистические прогнозы заокеанских экспертов. Россия к 2015 г., по их оценке, не будет играть никакой роли в развитии высокотехнологичной продукции. Основой российской экономики, по их мнению, останется экспорт необработанного минерального сырья. Эта оценка базируется на нескольких американских исследовательских, программах. По данным американских исследователей, число патентных заявок, поданных российскими специалистами за 7 лет (с 1992 по 1999 г.), уменьшилось с 33 666 до 19 900. В США эта цифра.за те же годы выросла с 98 000 до 150 000. По числу научных публикаций на миллион жителей Россия занимает 36-е место в мире (после, Эстонии, Кувейта и Польши).

    1. Свободная экономическая зона «Находка»

Территория СЭЗ «Находка» располагается в административных границах г. Находка и Приморского района Приморского края. Целью ее создания является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока.

Находка — самый крупный незамерзающий дальневосточный порт, который находится в непосредственной близости от крупнейших центров стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Он располагает развитой инфраструктурой, строительной базой и достаточным промышленным потенциалом; с прилегающим Партизанским районом имеет большие свободные территории, которые могут быть использованы для строительства промышленных объектов, складских комплексов, развития туристического бизнеса. Непосредственно к городу примыкает крупный сельскохозяйственный район, расположенный в живописной Золотой долине вдоль реки Партизанка (до 1972 г. — Сучан), ограждённый невысокими горами с запада и востока. Особый микроклимат позволяет выращивать здесь богатые урожаи овощей, бахчевых, ягод и фруктов.

До недавнего времени Находка была единственным на Дальнем Востоке открытым гражданским портом, поэтому на сегодняшний день она имеет большой опыт внешнеэкономической деятельности.

Дальний Восток относится к районам страны, на развитие которых внешнеэкономический фактор может оказать существенное воздействие, поскольку здесь есть необходимые условия, позволяющие развивать экономику на рыночной основе с большей открытостью и высокими темпами, чем во внутренних регионах России.

Вовлечение российского Дальнего Востока в международное разделение труда в АТР является желательным процессом для стран этого региона. Однако существует множество проблем, связанных с привлечением сюда зарубежных капиталов и технологий. Это прежде всего отсутствие преимуществ в инвестировании по сравнению с другими странами, что в условиях обострения конкуренции за привлечение иностранного капитала в АТР оставляет российскому Дальнему Востоку мало шансов в конкурентной борьбе. Поэтому сегодня важное значение приобретает политика, направленная на ускорение формирования благоприятного микроинвестиционного климата на отдельных территориях за счет дополнительных льгот до тех пор, пока инвестиционный климат не будет соответствовать международному уровню.

Со СЭЗ «Находка» связывались большие надежды. Здесь рассчитывали создать благоприятный инвестиционный климат. Формирование СЭЗ, должно было осуществляться за счет самофинансирования привлечения частного отечественного и зарубежного капитала. Правительство России выделило администрации СЭЗ налоговый кредит 100 млрд руб. на три года подцелевые первостепенные проекты рекон-грукции транспортной инфраструктуры.

За последние годы в СЭЗ удалось рггзвить финансовую инфраструктуру. Здесь функционируют банковские учреждения, среди которых филиалы Промстройбанка, Внешторгбанка. На фондовом рынке действует 10 компаний. Они оказывают услуги по учету ценных бумаг, правлению собственностью, аудиту. Созданы 70 предприятий, более половины из них с иностранным участием.

Развивается сотрудничество СЭЗ с российскими регионами. Совместно с лесопромышленниками Хабаровского и Красноярского краев, Амурской и Иркутской областей строятся предприятия по переработке лесопродукции. Разрабатывались проекты с участием иностранного капитала. Однако сегодня они являются в лучшем случае декларациями о намерениях, нежели реальностью. Многие начинания установлены. Город с хроническим дефицитом электроэнергии, плохими дорогами, слабым обеспечением сельскохозяйственными продуктами, нехваткой гостиниц не привлекает серьезные инвестиции.

Все основные доходы СЭЗ направляются в федеральный бюджет, из которого административный комитет СЭЗ получает бюджетный кредит на программы развития, и прежде всего — инфраструктуры.

Развитие большинства СЭЗ, в том числе и «Находки», тормозится неурегулированностью таможенных и налоговых вопросов. Таможенный кодекс РФ 1993 г. отменил вер налоговые и таможенные льготы, если это не оговорено в законе. Вплоть до сегодняшнего дня то они отменяются, то вводятся вновь. Так, в особой экономической зоне Калининградской области льготы отменили в январе 2001 г. Сразу встало производство. Если прежде область получала 140 млн руб. в месяц в областной бюджет, то за 20 дней января — только 20 млн руб. Отсюда рост цен на 20—30%, невыплата заработной платы и прочие социальные потрясения. Такая неопределенность не способствует нормальному функционированию СЭЗ.

Информация о работе Размещение отраслей машиностроительного комплекса