Размещение отраслей машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы раскрыть наиболее важные аспекты свободных экономических зон, в особенности их влияние на развитие регионов.
Для раскрытия моей темы целесообразно решить следующие задачи:
Раскрыть Сущность СЭЗ, и их роль в развитии регионов;
Так как идею о создания СЭЗ мы переняли у иностранных государств следует описать опыт создания таких зон зарубежом;
Описать процесс создания экономических зон в РФ;
Раскрыть понятия технополюсов и технопарков;
Привести примеры свободных экономических зон, таких как «Находка» и «Янтарь»;
Составить картосхему на которой изображены все экономические зоны РФ;
Осветить выводы и результаты проделанное работы в заключении.

Содержание

Введение 3
1. Сущность СЭЗ 5
2. Роль СЭЗ в период проведения рыночных реформ. Преимущества и недостатки СЭЗ. 8
3. Опыт создания СЭЗ в Китае 12
4. Процесс создания СЭЗ 19
5. Деятельность научных парков и технополюсов РФ 32
6. Свободная экономическая зона «Находка» 34
7. Свободная экономическая зона «Янтарь» 38
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение(картосхема) 45

Вложенные файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны Российской Федерации.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Система оффшоров на сегодня –  это одна  из наиболее эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций, развития экономического и научного потенциала любого государства27.

Кроме того, снижение налогового бремени  посредством льготных налоговых  юрисдикций - фактор, позволяющий  наиболее эффективно осуществлять национальную экономическую деятельность. Использование подобного правового средства позволяет государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику28.

Решение о создании особой экономической  зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования  принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Правительством Российской Федерации.

Хотелось рассказать, как выглядит сам процесс разработки заявки, когда  соответствующее решение принято.

После формального объявления конкурса до момента приема заявок обычно проходит приблизительно полтора месяца. Еще  около месяца отводится на подведение итогов. При этом практика показывает, что разработка качественной заявки обычно требует от трех до пяти месяцев, потому что это и работа с инвесторами, и поиск оптимального участка, и подготовку технико-экономического обоснования(ТЭО). Необходимо разобраться также с земельными, инфраструктурными вопросами. Региону в любом случае желательно начинать работу еще до объявления конкурса, т.е. ориентироваться на предварительные сигналы, которые может быть имеются и в настоящий момент.

Как оцениваются заявки? Согласно конкурсной документации предыдущего  конкурса по промышленным зонам, имелось  довольно большое количество показателей. Их можно разделить на четыре группы.

Примерно половина веса в тот  раз приходилась на показатели, отражающие нагрузку на федеральный бюджет (чем  меньше нагрузка, тем считалось лучше), То есть, чтобы были не очень большие  расходы на инфраструктуру, чтобы была существенная доля региональных и местных бюджетов.

Существует расхожее мнение, что  оценка заявок на ОЭЗ сильно зависит  от характеристик самого региона, т.е. развитые регионы имеют заведомо очень мощное преимущество перед более депрессивными. Тем не менее, если внимательно посмотреть показатели, то видно, что на параметры региона, которые нельзя изменить при разработке заявки (например, состояние кредитного рейтинга или бюджетной обеспеченности региона), приходится всего порядка 11% веса в общей оценке. Для сравнения: на характеристики самого проекта приходится 31,5%. Кроме того, 7% дает удачный выбор участка29.

Таким образом, регионы, которые не входят в число лидеров по своему текущему развитию, при качественной проработке заявки имеют реальные шансы побороться за победу. 

Какого рода проекты по нашему мнению стоит включать в заявку? Очень  хорошо, если заявка является не просто набором случайным инвестиционных проектов, накопившимся и по разным причинам и нереализованным в  течение многих лет в регионе. Желательно, чтобы они были связаны какой-то единой концепцией, формировали целостный кластер, то есть планируемые к строительству предприятия были взаимодополняющими. Также важно, чтобы явно прослеживалась инновационная составляющая. Особые экономические зоны по идеологии – это все-таки не поддержка нерентабельных коммерческих проектов, а стимулирование эффективных инвесторов. Сам по себе инвестиционный проект должен быть достаточно рентабельным, а государство лишь помогает ему с тем, чтобы осуществить его быстрее и удобнее.

Заявка – вещь объемная. Только перечень необходимых материалов, которые  должны быть в нее включены согласно конкурсной документации, занимает две  страницы. По опыту консалтинговой компании ФОК, хотелось бы обратить особое внимание на два емких раздела, которые потребуют наиболее существенной проработки: технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое включает в себя проработку отдельных проектов, а также вопросы инфраструктуры30.   
Так как концепция должна быть достаточно целостной, то процесс разработки заявки в части ТЭО для особой экономической зоны гораздо более сложный, чем подготовка одиночного проекта. Тут необходима состыковка различных инвестиционных проектов, уточнение их под запросы конкретных инвесторов, согласование с инфраструктурными проектами. 
Несколько слов о типичных проблемах, которые возникают при разработке заявок. Это и слабая проработка экономической части, и недостаточная инновационная составляющая проектов. Кроме того, особое внимание стоит обращать на вопросы, связанные с землей. Это касается и вопроса подбора инвесторов. На самом деле, кроме их достаточного количества, важны и качественные параметры. Желательно, чтобы в списке присутствовали довольно известные компании для подтверждения серьезности данной заявки.

C учетом того, что работа над  заявкой - это довольно объемный  труд и содержит много специфических  вопросов, успешные регионы обычно  привлекали консалтинговые компании. Но при этом важно, чтобы  регион не рассчитывал на то, что, наняв консультантов, заявка появится сама собой. В региональной администрации необходимо создавать соответствующую рабочую группу, которая помогает получать исходную информацию, участвует в переговорах с инвесторами, оказывает техническую поддержку и оперативно согласовывает предложения, которые вырабатываются консультантами. А остальное: вся фактура, разработка ТЭО, оценка эффектов, экспертиза сопроводительной документации, земельные и прочие документы – все же разумно предложить разработать специалистам.

Порядок оформления и подачи заявок на создание особых экономических зон определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 564 "Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны".

 Заявки подаются в Министерство экономического развития Российской Федерации претендентами на участие в конкурсе по отбору заявок на создание особых экономических зон - высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований.

 Заявки должны содержать  обоснование целесообразности создания  особых экономических зон и  их эффективности для решения  задач развития обрабатывающих  отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

 На создание каждого типа  особой экономической зоны подается  отдельная заявка.

 Претенденту может быть отказано  в рассмотрении заявки, если она  не соответствует требованиям  Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон и Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны.

Отбор заявок на создание особых экономических  зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:

1. Объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

2. План обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

3. Комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

4. Права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктуры этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные; (п. 4 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

5. Порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта; (п. 5 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

6. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

7. Обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;

8. Порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;

9. Обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;

10. Обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;

11. Иные условия, предусмотренные Федеральным законом.

Объекты инфраструктуры особой экономической  зоны могут создаваться за счет других источников.

Особая экономическая зона создается  на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

Досрочное прекращение существования  особой экономической зоны допускается  только в случае, если:

1. Это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3. В течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность(часть седьмая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

Особая экономическая зона создается  на двадцать лет. Срок существования  особой экономической зоны продлению  не подлежит.

Досрочное прекращение существования  особой экономической зоны допускается только в случае, если:

  1. Это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. В течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  3. В течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность. (часть седьмая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

Весьма значительным событие в  России - 15 февраля 2007 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил письмо Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову, в котором излагается точка зрения Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей по ряду актуальных вопросов развития и оптимизации функционирования особых экономических зон31

В письме подчеркивается, что этот механизм, являясь ярким примером частно-государственного партнерства  вызвал большой интерес в деловых  кругах. Именно такие инструменты могут составить основу современной промышленной политики. На протяжении последнего десятилетия в мире произошло коренное переосмысление этого понятия. Промышленная политика сегодня – это не раздача бюджетных средств и не поддержка неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Современная промышленная политика представляет собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ32.  

Информация о работе Размещение отраслей машиностроительного комплекса