Размещение отраслей машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы раскрыть наиболее важные аспекты свободных экономических зон, в особенности их влияние на развитие регионов.
Для раскрытия моей темы целесообразно решить следующие задачи:
Раскрыть Сущность СЭЗ, и их роль в развитии регионов;
Так как идею о создания СЭЗ мы переняли у иностранных государств следует описать опыт создания таких зон зарубежом;
Описать процесс создания экономических зон в РФ;
Раскрыть понятия технополюсов и технопарков;
Привести примеры свободных экономических зон, таких как «Находка» и «Янтарь»;
Составить картосхему на которой изображены все экономические зоны РФ;
Осветить выводы и результаты проделанное работы в заключении.

Содержание

Введение 3
1. Сущность СЭЗ 5
2. Роль СЭЗ в период проведения рыночных реформ. Преимущества и недостатки СЭЗ. 8
3. Опыт создания СЭЗ в Китае 12
4. Процесс создания СЭЗ 19
5. Деятельность научных парков и технополюсов РФ 32
6. Свободная экономическая зона «Находка» 34
7. Свободная экономическая зона «Янтарь» 38
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение(картосхема) 45

Вложенные файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны Российской Федерации.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Конечно для регионов, которые имеют  развитие ниже среднего, тяжело решать вопросы необходимости софинансирования создания инфраструктуры – это необходимое требование для того, чтобы заявка получила высокий балл. Хотя с другой стороны, так или иначе регионам развиваться надо, инфраструктуру строить необходимо, здесь же появляется возможность получить порядка 50% финансирования из федерального бюджета. Наверное, на таких условиях можно дополнить оставшуюся часть средствами и из своего бюджета.  

И последний момент, который смущает  отдельные регионы, это то, что  в особой зоне существенные управленческие полномочия переходят к федеральному центру, к представителям РосОЭЗ. Но с другой стороны, очевидная практика уже созданных особых экономических зон показывает, что никакие ключевые решения без региональных властей приниматься не будут и, очевидные погрешности не имеют места быть, поэтому риски региона в этом вопросе тоже невелики.

Таким образом, преимущества ОЭЗ существенно  перевешивают недостатки.

При этом региону надо иметь ввиду, что вышеуказанные преимущества возникают не сразу. В первую очередь, еще до того как вложен первый рубль, регион уже получает серьезный прирост в имидже и интересе инвесторов просто самим фактором, что ему удалось выиграть особую экономическую зону. Затем начинают идти федеральные средства на строительство инфраструктуры и т.д., что очень существенно. А рост доходов региональных бюджетов – это далеко не первый по времени результат. Его придется ждать с учетом того, что на начальном этапе осуществляются большие бюджетные вложения в инфраструктуру. Но тем не менее, как показывают выигравшие проекты, это вопрос нескольких лет. Затраты окупаются, но решение о создании особой экономической зоны таким образом является именно стратегическим решением с горизонтом планирования явно более чем на три года.   

  1. Опыт создания СЭЗ в Китае

 

В свободных экономических зонах Китая, как и других государств фа, установлен льготный таможенный режим для зарубежных предпринимателей. В целях привлечения иностранных инвестиций придающая сторона может также предоставлять и иные льготы, например, налоговые.

Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): [эньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань — одноименная провинция раны. В 1984 г. правительство Китая открыло для внешней торговли городов: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Цин-о, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуан-соу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай, т.е. все крупные портовые города раны.

В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дель-рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части (Овинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, также в Гуанси — Чжуанском автономном районе.

В 1990 г. правительство приняло решение об открытии и освоении нового района Пудун Шанхая и о дальнейшем открытии ряда городов вдоль реки Янцзы, что привело к формированию открытой поло вдоль этой реки с Пудуном в качестве «головной открытой зоны».

После 1991 г. решениями Госсовета КНР статус открытых для внешнего мира получили ряд приграничных городов и административные центры внутриконтинентальных, провинций неавтономных районов;. В крупных и средних, городах страны было создано 13 беспошлинных зон* 32 зоны технико-экономического освоения и 52 — освоения новых и высоких технологий государственного значения.

Все ОЭР расположены в юго-восточной части Китая. Шэньчжэньский ОЭР находится в южной части провинции Гуандун,граничит с Цзюлунским районом Сянгана (Гонконга), общая его площадь составляет 327,5 км2; Шаньтоуский ОЭР возник в юго-восточной части провинции Гуандун и состоит из двух частей: района вокруг озера Лунху на восточной окраине города Шаньтоу (площадь — 22,6 км2) и района на полуострове Гуанъао в юго-восточной часта города Шаньтоу (площадь. — 30 км2); Чжухайский ОЭР обосновался в южной части провинции Гуандун на западном берегу реки Чжуцзян, граничит с Аомэнем (Макао) и занимает площадь 121 км2; Сямэньский ОЭР расположен на островах Сямэньдао и Гуланъюй и в собственно городе Сямэнь (общая площадь района — 131 км2); Хайнаньский ОЭР занимает территорию всего острова в 34 тыс. км2.

ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50% производимой там продукции. В ОЭР развивается в основном обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многим таможенными и налоговыми льготами, им предоставлень1 большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.

Правда, все это было достигнуто после ясно заявленной политической воли китайского руководства, а также в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания практически на голом месте современнейшей инфраструктуры (дороги, связь, жилье, офисы и т.д. и т.п.). Причем необходимо особо отметить, что на 80% затраты этого рода легли на китайскую сторону, а иностранные инвесторы пришли практически на все готовое и развернули свою производственную деятельность. Поэтому надежды некоторых российских хозяйственников, что иностранцы горят желанием приехать в Россию, чтобы обустроить нашу неухоженную бескрайнюю территорию, очень далеки от реальной мировой практики.

Что касается 14 открытых приморских городов, то им отведена роль «окон» и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных квесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов США.

Новый район Пудун площадью 350 км2 расположен на восточном берегу реки Хуанпу (Вампу) рядом, со старой частью Шанхая. Создаете района Пудун рассчитано на превращение Шанхая в один из крупнейших центров мировой экономики, финансов и торговли. Это перли шаг к открытию городов вдоль реки Янцзы. Правительство КНР предоставило этому району большие льготы. В отличие от других форм ЭЗ, применяемых в Китае, в Пудуне иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации, магазины, супермаркеты, также: открывать фондовые биржи и выпускать акции.

В 1990 г. генеральный план развития, района Пудун был утвержден Госсоветом КНР, а в 1991 г. здесь началось интенсивное строительство. Быстро растет инфраструктура. Так, построены Наньпуский Янпуский мосты, пудунский участок автоэстакады внутреннего кольца, Вайгарцяоский морской порт, Пудунский газогенераторный завод очистные сооружения. В строительную программу включены такие объекты, как Вайгаоцяоская электростанция, Линьцяоская станция снабжения, система связи и другие объекты. Сформировались айгаоцяоская беспошлинная зона, Луцзяцзуйская зона торгово-финансовой деятельности, Цзиньцяоская зона обрабатывающей промышленности, ориентированная на экспорт, Чжанцзянская зона освоения новых и высоких технологий.

В Пудунской промышленной зоне сооружается несколько сотен объектов. В 1992 г. по решению Госсовета КНР шесть городов на берег Янцзы (Уху, Цзюцзян, Юеян, Ухань,, Хуанши и Чунцин),, а также Эфэй, Наньчан, Чанша и Чэнду, являющиеся административными центрами провинций, стали открываться для Внешнего мира. В настоящее время открытая полоса вдоль реки Янцзы простирается от Пудуа; (Шанхай) до Чунцина (провинции Сычуань, являющейся самой крупной, по численности населения в Китае).

Создание беспошлинных зон является важным шагом в целях расширения внешнеэкономических связей КНР, и привлечения иностранных инвестиций. Беспошлинная зона представляет собой особую, полостью -изолированную территорию," называемую в других странах свободным портом» или «зоной беспошлинной торговли», В этих шах действует особая таможенная политика, применяются специфические правила таможенного управления и надзора.

После 1990 г. с разрешения правительства КНР были созданы следующие беспошлинные зоны:

  1. Вайгаоцяоская (Шанхай), находящаяся в устье реки Янцзы, площадью 3,28 км2 (наиболее открытая в Китае);
  2. порта Тяньцзинь, расположенная на территории Тяньцзиньского морского порта (занимает 5 км2 и являющаяся самой крупной беспошлинной зоной в Северном Китае);
  3. Даляньская, находящаяся в восточной части Даляньской зоны технико-экономического освоения площадью 1,25 км2;
  4. Шатоуцзяоская — в поселке Шатоуцзяо г. Шэньчжэнь (пло-, дцадь 0,2 км2);
  5. Футяньская, площадью в 1,35 км2, расположенная в южной части г. Шэньчжень, в пограничном пункте Хуанган, на границе с Сянганом; -
  6. Гуанчжоуская, площадью 1,4 км2, в северо-восточной части Гуанчжоуской зоны технико-экономического освоения;
  7. Чжанцзяганская, площадью (по проекту) 4,1 км2, расположенная в нижнем течении реки Янцзы в восточной части Чжанцзяганского речного порта — единственная в КНР беспошлинная зона, созданная в речном порту;
  8. Хайкоуская, находящаяся в Цзиньпанской зоне обрабатывающей, промышленности г. Хайкоу, занимающая 1,93 км2;
  9. Циндаоская, охватывает западньш берег залива Цзяочжоувань близ г. Циндао (провинция Шаньдун), проектная площадь зоны — 2,5 км2;

10) Нинбоская, площадью 2,3 км2, расположенная в северной части 
Бэйлуньганского морского порта г. Нинбо;

И) Фучжоуская, находящаяся на территории Мавйской зоны технико-экономического освоения города Фучжоу, площадь 1,8 км2;

12) Сяньюйская беспошлинная зона г. Сямэнь, находящаяся в Сямэньском ОЭР (площадь первой очереди строительства — 0,6 км2); ^ 13) Шаньтоуская, площадью 2,3 км2, расположенная в Шаньтоуском ОЭР.

Беспошлинные зоны быстро развиваются, в них уже функционируют несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов США, Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзиньском морском порту. Из приведенного выше перечня беспошлинных зон видно, что они сформированы во многих приморских городах и занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий, пограничный и таможенный контроль. Нельзя не отметить также, что устройство беспошлинных зон не требует больших капиталовложений, а эффект приносит ощутимый спустя короткий период времени.

В 1992 г. КНР открыла внешнему миру 13 приграничных городов: уньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэньхэ и Хэйхэ (провинция Хэй-дщзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутреняя Монголия), Тачэн, Болэ, Инин (Синьцзян-Уйгурский автономий район), Хэкоу, Ваньцзин, Жуйли (провинция Юньнань), Пинсян Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Затем правитель-гво Китая решило открыть административные центры семи пригра-ичных и приморских провинций (автономных районов): города Аньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь и Шицзяч-уан.

Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и российский Дальни Восток. В настоящее время в них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля на основе бартерных сделок.

Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торгов-е, которая при правильной организации дела является не просто взаимоэффективной, но и единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В не меньшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы и соседи Китая, в том числе приграничные районы России, Это следовало бы иметь в виду некоторым руководителям восточных регионов, которые свою бездеятельность в области нормального международного сотрудничества пытаются скрыть шумихой об экспансии соседей. При этом совершенно недопустимо, чтобы российская граница была объектом приватизации, как порой фактикуется на Дальнем Востоке.

В Китае руководство страны полностью отдает себе отчет в том, что такие выгоды можно ожидать от приграничного сотрудничества. Поэтому, согласно постановлению Госсовета КНР, 13 открытых приграничных городов имеют право создавать на своей территории зоны Приграничного экономического сотрудничества, в которых осуществляется политика предоставления льгот, как в приморских зонах технико-экономического освоения.

Kaк уже отмечалось, одной из важнейших целей создания всего многообразия СЭЗ в Китае является привлечение иностранных инвестиций.

Китайская Народная Республика, несмотря на многие препятствия и трудности, с поставленной целью успешно справляется. В среднем ежегодно в эту страну поступает порядка 40 млрд дол. иностранных инвестиций. В этом видится сегодня ответ на вопрос: поит ли тратить усилия на создание свободных экономических зон в России?22

 

 

 

 

 

    1. Процесс создания СЭЗ

 

Одним из важных звеньев в реализации принципов открытой экономики является создание особых экономических зон. Их функционирование связывается с  либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика особых экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный и налоговый режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Особые экономические зоны, как  территориальная экономическая подсистема национальной экономики, способны повышать эффективность ее развития, так как привлекают необходимые инвестиции.

Помимо привлечения инвестиций, задействованных для активизации  экономических процессов в регионе, создание свободных зон увязывается также с такими важными задачами, как превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста экономики региона, роста занятости23.

Многие аспекты неудачных и  успешных примеров создания  особых экономических зон определяются рациональностью выбранной модели государственного управления созданием свободных экономических зон. Для успешного функционирования свободной экономической зоны необходима разработка методических принципов и модели управления, учитывающих весь комплекс факторов. Управление созданием свободной экономической зоны в силу ряда причин обладает своей спецификой. Положение усугубляется недостаточной изученностью вопросов управления свободными экономическими зонами, а также отсутствием четко сформулированных рекомендаций по разработке и реализации структурно-инвестиционной политики24.

В последнее время развитие особых зон стало одним из новых явлений  в мировой экономике. История  создания особых зон знает два  концептуальных подхода – территориальный  и функциональный25.

Несмотря на то, что в их основе лежит единый принцип предоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее, между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места их размещения26.

Информация о работе Размещение отраслей машиностроительного комплекса