Проблемы формирования демографической политики и уровня жизни населения в регионах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление проблем формирования демографической политики, а также комплексное исследование состояния уровня и качества жизни населения в регионах Российской Федерации и разработка рекомендаций по улучшению состояния уровня жизни в регионах.
Для реализации поставленной цели в данной работе были определены следующие задачи:
- проанализировать социальное неравенство в состоянии качества и уровня жизни между субъектами Российской Федерации;
- исследовать критерии неравенства в России;
- определить индикаторы социального неравенства в регионах России;
- разработать рекомендации по улучшению состояния уровня жизни населения в России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава I Основные показатели уровня жизни населения ……………………… 5
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………………………... 5
1.2 Государственная политика в сфере демографической политики
в Российской Федерации …………………………………………………………. 7
Глава II Анализ уровня жизни населения Чувашской Республики ………… 16
2.1 Анализ доходов и благосостояния населения ЧР ………………………... 16
2.2 Анализ потребления и дифференциации доходов населения ЧР ……….. 25
2.3 Проблемы формирования демографической политики в ЧР …………… 29
Глава III Повышение уровня жизни населения Чувашской Республики …… 32
3.1 Пути решения проблем демографической политики в ЧР ……………… 32
3.2 Перспективы повышения уровня жизни населения в ЧР ………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 43
Литература ……………………………………………………………………… 46

Вложенные файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FE.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

- государство должно выработать  систему мер для обеспечения  по возможности полноценного  личностного становления детей, растущих в неполных семьях  и детей, оставшихся без попечения  родственников (в том числе и вследствие люмпенизации некоторой части населения), для того, чтобы в перспективе оба эти социальных явления свести к минимуму, обусловленному несчастными случаями, а не распространённостью в обществе порочных нравственности и этики;

- государство должно выработать и проводить систему мер по предотвращению люмпенизации населения, социальной реабилитации семей, ставших на путь люмпенизации, и беспощадного подавления и изоляции необратимо люмпенизированного населения.

При этом надо понимать, что наилучшая возможная проблемно-тематически и процедурно детально разработанная демографическая политика останется пустыми словами, если она не будет подкреплена соответствующей именно ей экономической политикой государственности этого общества. По существу это означает постановку и решение вопроса о гарантированном экономическом обеспечении такого рода демографической политики также в преемственности поколений. Однако есть основания утверждать, что исторически сложившиеся в экономической науке подходы, не обеспечивают решения задачи поддержки политики демографической устойчивости государства его экономической политикой.

 

 

 

 

Глава 3. Пути повышения уровня жизни населения ЧР

3.1 Пути решения  проблем демографической политики  в ЧР

 

Анализ структуры и содержания предложенной национальной программы демографического развития России и отдельных ее регионов требует дальнейшей ее доработки.

При этом особо следует обратить внимание на следующие моменты:

1.  Программа не должна предусматривать меры только на 2-3 года. Здесь должны быть определены стратегические задачи на более отдаленные времена. В связи с этим прогнозы и планы должны носить краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер.

2.  Исходя из этого — должны конкретизироваться цели и задачи национальной программы социально-демографического развития страны.

3.  Повышение рождаемости и укрепление семьи связано не только с увеличением различных пособий, оно требует системного комплексного характера. Здесь должны быть предусмотрены не только финансовые формы воздействия, но и создания всей системы инфраструктуры, способствующей расширенному воспроизводству населения. Большое внимание должно уделяться процессу формирования у молодежи установок на создание многодетных семей.

Следует особо отметить, что национальная программа социально-демографического развития должна быть принята как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных регионов, областей и национальных республик. Это существенно повысит эффективность реализации целей и задач, предусмотренных Российской национальной программой. К этому следует добавить, что национальные программы социально-демографического развития должны иметь законодательную основу и их реализация должна находиться под строгим контролем как федеральных, так и региональных властных структур.

И есть все основания утверждать, что Россия, имеющая богатые ресурсы и традиционные установки на многодетные семьи, в состоянии вывести страну из создавшегося демографического кризиса и укрепить свою национальную безопасность.

Концептуальный подход к демографической политике предполагает, что наш взгляд, всесторонний учет и анализ всех очевидных и потенциальных факторов, так или иначе влияющих на воспроизводство наделения. В самом широком контексте и, по существу, демографическая политика априори имеет ярко выраженный социальный характер. Поскольку демографическая политика тесно связана с конкретной социальной практикой, постольку все реформы в социальной сфере, также как и национальные проекты России, должны быть нацелены на решение проблем демографического развития страны. В этой связи уместно подчеркнуть, что реализуемые в настоящее время национальные проекты («Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК») стали не только новыми и востребованными инструментами социальной политики, но и перспективными практическими мерами с точки зрения постепенного улучшения демографической ситуации в стране. Более того, особая острота и актуальность снижения смертности, повышения рождаемости и оптимизации миграционной политики вызывает необходимость придания самой демографической политике особого статуса приоритетного национального проекта. Идеологическими основами и о травными точками подготовительной работы в этом направлении являются Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и разработанные соответствующие региональные и республиканские концепции, в том числе и в Республике Чувашии.

Основными рекомендациями и предложениями по реализации на региональном уровне мер, направленных на улучшение демографической ситуации на региональном уровне являются:

    1. разработка (корректировки) региональных программ демографического развития в соответствии с рекомендациями Минтруда России;
    2. разработка комплексных межведомственных программ профилактики и снижения уровня смертности населения от предотвратимых причин смерти;
    3. активизация работы средств массовой информации и социально ориентированных некоммерческих  организаций по пропаганде здорового образа жизни;
    4. совершенствование системы социально-психологической и информационной поддержки семей и лиц, вступающих в брак, повышения престижа полной и многодетной семьи, возрождения семейных традиций и ценностей;
    5. разработка и принятие региональных законов, устанавливающих правила формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Фонда «РЖС»;
    6. усиление контроля за своевременностью выявления и учету детей, родители которых лишении либо ограничены в родительских правах;
    7. усиление пропаганды семейного устройства детей-сирот, расширение доступа граждан к информации о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи;

 

 

 

 

3.2 Перспективы  повышения уровня жизни населения в ЧР

 

Основные пути повышения уровня жизни населения ЧР заложены в основу стратегии, идеей которой является доведение среднедушевых денежных доходов населения не менее чем до 25 тыс. рублей в месяц и обеспечения к 2020 году достойного уровня жизни населения, целевые же ориентиры приведены в таблице 15.

 
Таблица 8 Индикаторы оценки достижения стратегических целей в повышении уровня жизни населения ЧР

Индикаторы

Активные структурные преобразования экономики(2006-2010 годы)

Повышение технологической и инновационной конкурентоспособности (2011-2015гг)

Приближение к Европейским стандартам уровня и качества жизни

(2016-2020 гг)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2010 к 2005г,%

1.Повышение уровня и  качества жизни: Сред\душ. денежные доходы населения, руб.

3905,2

5241,6

6325,0

7568,0

9040,0

10754,0

В 2,8 раза

17234,0 (2015г)

2015 к 2005г,%

В 4,4 раза

24810,0 (2020 г)

2020 к 2005 г,%

В 6,4 раза

Среднемесячная з/п одного работника,руб.

5073,1

6407,2

7660,3

9038,7

10665,6

12030,8

В 2,4 раза

20712,6

В 4,1 раз

31894,9

В 6,3 раза

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума,%

27,0

20,3

18,5

17,0

16,0

15,0

х

10

х

5,0

х

2.Обеспечение высоких  темпов экономического роста: ВРП на душу населения, тыс.руб.

59,4

70,9

84,1

99,4

118,4

139,7

В 2,4 раза

254,0

В 4,3 раза

447,6

В 4,5 раз

В% к предыдущему году в сопоставимых ценах

106,8

107,5

108,0

108,5

110,0

110,0

В 1,5 раз

107,0

В 2,1 раза

107,0

В 2,9 раза

Общий объём инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения,тыс.руб.

15,0

20,6

26,1

32,4

39,6

47,5

В 3,2 раза

103,6

В 6,9 раз

226,1

В 15,1 раза

Объём отгруженной продукции обрабатывающего производства на душу населения,т.р.

37,1

46,2

60,0

73,5

88,4

104,1

В 2,8 р

168,7

В 4,5 р

277,5

В 7,5 р

Объём продукции с/х на душу населения,т.р.

11,4

12,2

14,2

15,6

17,1

18,5

В 1,6 р

27,0

В 2,4 р

39,1

В 3,4 р

Объём экспорта продукции в зарубежные страны, млн.долл.США

133,2

164,4

155,0

170,0

187,0

206

В 1,5 р

332

В 2,5 р

535

В 4,0 р

Объём поставок в регионы РФ,млн.,р.

9004,3

10900

12600

14500

16600

18000

В 2,о раза

25000

В 2,8 раза

39000

В 4,3 раза

3.Формирование благоприятных усл-ий жизнедеят., Кол-во пользователей сети Интернет, тыс.чел.

31,6

65,0

80,0

100,0

120,0

150,0

В 4,7 р

180,0

В 5,7 р

2110,0

В 6,6 р

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем

20,6

21,5

22,1

22,8

23,5

24,3

В 1,2 р

29,0

В 1,4 р

34,1

В 1,65р

Удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общепользования,%

97,4

97,4

97,5

97,5

97,6

97,6

х

99,2

х

99,6

х


 

Важнейшими элементами механизма реализации Стратегии являются экономическая политика органов государственной власти Чувашской Республики, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики Чувашии, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий при оптимальном сочетании с принятием оперативных управленческих решений. Система планирования развития Чувашской Республики основывается на комплексном программно-целевом подходе. Ключевыми в системе регионального планирования являются следующие взаимоувязанные документы:

- Стратегия социально-экономического  развития Чувашской Республики  до 2010 года, представленная в Послании  Президента Чувашской Республики  Н. Федорова Государственному Совету  Чувашской Республики 2003 года "Крепкая  семья – сильная Чувашия";

- Комплексная программа  экономического и социального  развития Чувашской Республики  на 2003–2010 годы, утвержденная Законом  Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 39;

- Территориальная комплексная  схема градостроительного планирования  развития территории Чувашской Республики, разработанная Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург) и утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. № 9;

- Указы Президента Чувашской Республики, направленные на формирование современной инфраструктуры, в том числе на жилищное строительство, дорожное строительство, обеспечение населения качественной водой, обеспечение занятости сельского населения, обеспечение развития образования, ускоренное развитие малого предпринимательства, развитие инновационной среды и информационных технологий, физической культуры и спорта, пропаганду здорового образа жизни, создание сельских модельных библиотек и реализацию инновационных программ в сфере культуры, благоустройство населенных пунктов и территорий;

- Стратегический план  действий органов исполнительной  власти Чувашской Республики  на 2005–2006 годы, утвержденный постановлением  Кабинета Министров Чувашской  Республики от 3 февраля 2005 г. № 21; в последующем – сводные доклады об итогах деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики и субъектов бюджетного планирования за отчетный период;

- республиканские целевые  программы;

- перспективный финансовый  план на среднесрочный период;

- закон Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год;

- комплексные схемы градостроительного  планирования развития территорий  районов и проекты генеральных  планов городов;

- муниципальные программы  социально-экономического развития территорий;

- финансовые планы муниципальных  образований на среднесрочный  период;

- бюджеты муниципальных  образований на очередной финансовый  год;

- рациональное применение  экономических методов регулирования, направленных на создание благоприятных условий для активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, развития инвестопроводящей инфраструктуры, внедрения инноваций, развития добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;

- ежегодное проведение  комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований, ее учет при определении форм и методов государственной поддержки развития территорий;

- целенаправленная бюджетная  политика, финансово-кредитные рычаги  управления, предусматривающие:

- концентрацию бюджетных  средств на решении приоритетных  проблем и достижении стратегических  целей и задач социально-экономического  развития и т.д.

        Реализация Стратегии будет основываться в первую очередь на задействовании внутренних ресурсов повышения эффективности социально-экономического развития Чувашской Республики. При этом важной составляющей механизма реализации Стратегии будет являться использование инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета путем активного участия республики в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы при неуклонном выполнении обязательств по софинансированию соответствующих мероприятий проектов и программ со стороны Чувашской Республики.

          Постоянное совершенствование техники, а также новые технологии позволяют значительно улучшить качество нашей жизни.

          Среди компонентов социальной политики занятость занимает особое место, поскольку труд – не только основная форма жизнедеятельности людей, но и источник обеспечения всех условий жизни. И если человек, желающий работать на условиях найма, либо создать собственное дело, не может применить (или продать) свою рабочую силу, он лишается этого источника, становится безработным. Социальные потери от безработицы – это и снижение уровня жизни, и неблагоприятные тенденции в здоровье населения, ухудшение общего психологического климата в обществе, расширение социальной базы преступности и т.д. Анализ проблем регулирования заработной платы, повышения благосостояния населения ЧР приобрёл сегодня характер важной общегосударственной задачи, требующей скорейшего разрешения.

Важнейшей проблемой в этой связи является создание современной, гибкой законодательной базы в сфере занятости, регулирования заработной платы, трудовых отношений. Только благодаря этому станет возможно осуществить разработку конкретной системы мер, которая позволит достойно работать в указанном направлении в ЧР.

Информация о работе Проблемы формирования демографической политики и уровня жизни населения в регионах