Проблемы формирования демографической политики и уровня жизни населения в регионах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление проблем формирования демографической политики, а также комплексное исследование состояния уровня и качества жизни населения в регионах Российской Федерации и разработка рекомендаций по улучшению состояния уровня жизни в регионах.
Для реализации поставленной цели в данной работе были определены следующие задачи:
- проанализировать социальное неравенство в состоянии качества и уровня жизни между субъектами Российской Федерации;
- исследовать критерии неравенства в России;
- определить индикаторы социального неравенства в регионах России;
- разработать рекомендации по улучшению состояния уровня жизни населения в России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава I Основные показатели уровня жизни населения ……………………… 5
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………………………... 5
1.2 Государственная политика в сфере демографической политики
в Российской Федерации …………………………………………………………. 7
Глава II Анализ уровня жизни населения Чувашской Республики ………… 16
2.1 Анализ доходов и благосостояния населения ЧР ………………………... 16
2.2 Анализ потребления и дифференциации доходов населения ЧР ……….. 25
2.3 Проблемы формирования демографической политики в ЧР …………… 29
Глава III Повышение уровня жизни населения Чувашской Республики …… 32
3.1 Пути решения проблем демографической политики в ЧР ……………… 32
3.2 Перспективы повышения уровня жизни населения в ЧР ………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 43
Литература ……………………………………………………………………… 46

Вложенные файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FE.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

В области социальной защиты населения однозначно разграничить направленность норм законодательства на стимулирование продолжительности жизни либо на обеспечение роста рождаемости представляется затруднительным. Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предопределяется обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, об их социальной защищенности. Из указанного постулата следует, что сама природа социальных обязательств государства перед гражданами, в совокупности с социальными правами и гарантиями, установленными главой 2 Основного закона, предполагает законодательное содействие росту продолжительности жизни и естественному приросту населения. Соответственно весь социальный блок законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления содержит демографический аспект, предусматривающий создание условий для сохранения имеющегося демографического потенциала, обеспечение россиянам долгой, здоровой и полноценной жизни.

В данном ключе Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года ставит ряд конкретных задач в социально-правовой сфере. В области здравоохранения: увеличение продолжительности жизни населения за счет снижения преждевременной смертности, улучшение репродуктивного здоровья населения, улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося потенциала здоровья. В области семейной политики: укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, создание предпосылок для перехода от малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей. Основываясь на данных положениях, можно сделать подробную раскладку приоритетов де-мографической политики в социальной сфере: здоровье населения трудоспособного возраста; репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого наиболее значимо снижение заболеваемости женщин репродуктивного возраста и профилактика детской инвалидности; здоровье подростков, для которых особую актуальность представляет профилактика психических расстройств, алкоголизма, наркомании; здоровье социально уязвимых групп населения; формирование гражданской позиции общества в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи; повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения; повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации.

В сфере укрепления социальной политики поддержки семьи, материнства и детства, как составной части демографической политики Российской Федерации, оптимальным видится повышение уровня социального обеспечения граждан путем внедрения механизма единых на всей территории Российской Федерации стандартов государственной поддержки семей, имеющих детей, многодетных и молодых семей. Предполагается, что данные стандарты социальной поддержки должны утверждаться федеральными законами в форме минимальных требований к объему и содержанию предоставляемых им мер поддержки из региональных бюджетов. При недостаточности региональных ресурсов на обеспечение указанных стандартов должен существовать механизм предоставления средств федерального бюджета на указанные цели. 

Как видим, острие принимаемых мер должно концентрироваться на содействии естественному приросту населения и усилении поддержки семьи. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года признает данное направление приоритетным. Действительно, ситуация здесь весьма неблагоприятная. В России 41 млн домохозяйств и только 21 млн имеют детей до 18 лет. Из них 65 процентов – это семьи с одним ребенком, 28 процентов – с двумя детьми. Многодетные семьи, где трое и более детей, составляют менее 7 процентов от общей численности домохозяйств. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в среднем по России свыше 80 процентов всех домохозяйств, имеющих в своем составе троих и более детей, являются малоимущими. Доля многодетных семей среди бедных семей составляет 76 процентов. При этом прирост населения Российской Федерации обеспечивает только семья, имеющая в составе троих и более детей. В свою очередь доля семей, имеющих в своем составе троих детей, – это свыше 90 процентов всех многодетных семей. Соответственно для роста числа рождаемости основным направлением демографической политики Российской Федерации должна явиться законодательная мера содействия рождению и воспитанию третьего ребенка в семье, принятая на федеральном уровне. 

Одновременно требуют решения вопросы обязательного трудоустройства многодетных женщин после родов и достижения ребенком возраста трех лет. В целях упрощения для многодетных матерей порядка выработки страхового и пенсионного стажа необходимо совершенствование пенсионного законодательства по вопросам предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, родившим и воспитавшим троих и более детей. 

Помимо совершенствования форм социальной поддержки многодетных семей важным звеном демографической политики представляются меры, направленные на повышение качества жизни российских граждан. По словам Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, дети и бедность стали в последнее время синонимами: на долю 20 процентов населения, живущего за гранью прожиточного уровня в России, приходится половина всех детей.

Проблемы демографии не ограничиваются лишь вопросами повышения рождаемости, эта сфера общественного развития тесно связана с комплексом условий, которые определяют качество жизни человека и влияют на развитие человеческого потенциала. Уверенность в завтрашнем дне, достойная оплата труда, собственное жилье, эффективные системы здравоохранения и образования – вот ключевые составляющие формирования климата, способствующего количественному и качественному росту народонаселения. Не последняя роль в достижении поставленных задач принадлежит федеральному законодателю. Правовая реализация комплекса социально-демографических решений, содержащихся в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, способствует снижению «градуса» проблемы. Однако в России необходима законодательная концепция развития демографии. В настоящее время бремя поддержки многодетных семей, несовершеннолетних, организация их отдыха лежит преимущественно на регионах. Формирование единого законодательного подхода к проблемам семьи, рождения и воспитания детей, их обучения, государственной поддержки материнства, отцовства и детства, в совокупности с выделением финансовых ресурсов на указанные цели из федерального бюджета, позволит поставить точку в проблеме, а также консолидировать усилия всех уровней публичной власти и общественности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ уровня жизни населения ЧР

2.1 Анализ доходов  и благосостояния населения

 

Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель "реальные располагаемые доходы". Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен, тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

 

Таблица 1 Динамика реальных располагаемых денежных доходов в ЧР

 

В % к соответствующему

периоду предыдущего года

В % к предыдущему

периоду

 

2009 год

 

Январь

94,6

53,6

Февраль

101,5

134,5

Март

104,5

103,1

I квартал

100,7

78,6

Апрель

102,4

108,0

Январь-апрель

101,1

 

Май

104,7

96,9

Июнь

103,1

103,5

II квартал

103,4

119,0

I полугодие

102,1

 

Июль

97,7

97,1

Август

90,9

95,5

Сентябрь

101,4

103,2

III квартал

96,6

96,3

Январь-сентябрь

100,0

 

Октябрь

109,3

107,4

Ноябрь

103,2

96,5

Декабрь

111,5

139,6

IV квартал

108,2

119,3

 

2010 год

 

Январь

115,5

55,6

Февраль

105,0

122,3

Март

104,8

102,9

I квартал

107,6

78,7

Апрель

103,7

106,9


 
Из таблицы видно, что динамика периода 2009-2010 гг. реальных располагаемых доходов идёт на увеличение. Важнейшие источники денежных доходов - это оплата труда, прибыль, используемая на вознаграждение за предприимчивость, социальные трансферты и др.

 

Таблица 2 Структура денежных доходов населения ЧР в 2009-2010 гг.

 

Всего денежных доходов, млрд. рублей

в том числе в процентах

   

доходы от предприни-

мательской деятельности

оплата труда, включая скрытую заработную плату

социальные выплаты

доходы от собственности

другие

доходы

     

2009 г

     

Iквартал

5 227,1

10,2

68,4

13,3

6,1

2,0

IIквартал

6 283,7

9,6

68,4

12,7

7,4

1,9

IIIквартал

6 702,1

10,3

68,9

12,4

6,4

2,0

IYквартал

7 348,3

9,9

68,5

13,0

6,6

2,0

Год

25 561,2

10,0

68,6

12,8

6,6

2,0

     

20010 г

     

Iквартал

5 898,0

10,2

69,4

14,7

3,8

1,9

II квартал

7 140,0

9,1

71,2

13,9

3,8

2,0


 

Заработная плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Следует различать номинальную (т. е. начисленную) и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата (НЗП) представляет собой всю начисленную сумму оплаты труда вне зависимости от налогов и обязательных отчислений.

Располагаемая заработная плата - это начисленная сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд (1% номинальной заработной платы).

Реальная заработная плата (РЗП) - это номинальная заработная плата с учетом налогов и изменения цен, тарифов, т. е. то реальное количество материальных благ, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% (при неизменных налогах) может привести к росту реальной заработной платы на 4,5% (115 : 110 х 100= 104, 5). Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

В условиях рыночной экономики появляется новый источник доходов - доход от предприимчивости, или предпринимательский доход, который является вознаграждением предпринимателя за выполнение им функций (соединение труда, капитала, природных ресурсов в единый процесс производства товаров и услуг; принятие решений по управлению фирмой, внедрение инноваций; риск к вложенным средствам). Этот доход образуется за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за кредит, является переменной величиной и зависит от эффективности хозяйствования. Формы достижения этой прибыли могут быть законными и незаконными, связанными или не связанными с повышением эффективности хозяйства.

Изменения в структуре денежных источников доходов населения ЧР в 2008-2009 гг. (см. табл. 2) в целом можно оценить положительно. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации.

При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Резкое увеличение доли оплаты труда в доходах с свидетельствует об ослаблении заинтересованности в труде. Оно произошло по объективным причинам - это резкий прирост (примерно в 2 раза) объемов производства (услуг), удорожание рабочей силы (рост цен на сырье, топливо превышал темп роста заработной платы), снижение доли доходов от предпринимательской деятельности и по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к причинам можно отнести и занятость работников, непрекращение работы по выявлению резервов роста производительности труда, что отразилось на заработной плате.

 

Таблица 3 Баланс денежных доходов и расходов населения ЧР, млн.руб.

Информация о работе Проблемы формирования демографической политики и уровня жизни населения в регионах