Проблемы формирования демографической политики и уровня жизни населения в регионах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление проблем формирования демографической политики, а также комплексное исследование состояния уровня и качества жизни населения в регионах Российской Федерации и разработка рекомендаций по улучшению состояния уровня жизни в регионах.
Для реализации поставленной цели в данной работе были определены следующие задачи:
- проанализировать социальное неравенство в состоянии качества и уровня жизни между субъектами Российской Федерации;
- исследовать критерии неравенства в России;
- определить индикаторы социального неравенства в регионах России;
- разработать рекомендации по улучшению состояния уровня жизни населения в России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава I Основные показатели уровня жизни населения ……………………… 5
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………………………... 5
1.2 Государственная политика в сфере демографической политики
в Российской Федерации …………………………………………………………. 7
Глава II Анализ уровня жизни населения Чувашской Республики ………… 16
2.1 Анализ доходов и благосостояния населения ЧР ………………………... 16
2.2 Анализ потребления и дифференциации доходов населения ЧР ……….. 25
2.3 Проблемы формирования демографической политики в ЧР …………… 29
Глава III Повышение уровня жизни населения Чувашской Республики …… 32
3.1 Пути решения проблем демографической политики в ЧР ……………… 32
3.2 Перспективы повышения уровня жизни населения в ЧР ………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 43
Литература ……………………………………………………………………… 46

Вложенные файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FE.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования

"Чувашский государственный  университет имени И.Н.Ульянова"

 

Кафедра региональной экономики и предпринимательства

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Региональная экономика и управление

на тему: «Проблемы формирования демографической политики

и уровня жизни населения в регионах» 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

2 курса гр. ЭК-02-12

Асонова Юлия Александровна

Руководитель: доц., к. э. н.

Соколова Галина Николаевна

 

 

Чебоксары 2013

 

Содержание

 
Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава I Основные показатели уровня жизни населения ……………………… 5

1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………………………... 5

1.2 Государственная политика в сфере демографической политики

в Российской Федерации ………………………………………………………….  7

Глава II Анализ уровня жизни населения Чувашской Республики ………… 16

2.1 Анализ доходов и благосостояния населения ЧР ………………………... 16

2.2 Анализ потребления и дифференциации доходов населения ЧР ……….. 25

2.3 Проблемы формирования демографической политики в ЧР …………… 29

Глава III Повышение уровня жизни населения Чувашской Республики …… 32

3.1 Пути решения проблем демографической политики в ЧР ……………… 32

3.2 Перспективы повышения уровня жизни населения в ЧР ………………… 35

Заключение ……………………………………………………………………… 43

Литература ……………………………………………………………………… 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью изучения последствий трансформационных процессов, происходящих в стране. Изменение отношений собственности сопровождалось противоречивыми процессами. С одной стороны, произошли качественные позитивные изменения в экономической и социальной сфере. Расширились возможности реализации творческой инициативы и предприимчивости личности, сформировались новые "рыночные" ценности: частная собственность, свобода экономического поведения, получение престижного образования и профессии, ориентация на интенсивную трудовую деятельность. Улучшилось материальное положение некоторой части населения страны. С другой стороны, происходят углубление социальной дифференциации, обнищание большей части населения, растет социальная напряженность в обществе. В результате негативных процессов трансформации общества снижаются качество жизни населения, человеческий потенциал страны, возникают трудности для экономического роста и формирования гражданского общества.

Актуальность изучаемой темы связана также с необходимостью обобщения и анализа существующих подходов к качеству и уровню жизни населения в регионах РФ, методик определения и измерения его показателей.

Интерес к исследованию уровня жизни населения в регионах обусловлен тем, что особенно крупных городах, наиболее ярко выражены процессы социально-экономической дифференциации, а также то, что именно там формируются и находят развитие прогрессивные тенденции, которые обусловливают качество и уровень жизни населения других территориальных общностей.

Целью курсовой работы является выявление проблем формирования демографической политики, а также комплексное исследование состояния уровня и качества жизни населения в регионах Российской Федерации и разработка рекомендаций по улучшению состояния уровня жизни в регионах.

Для реализации поставленной цели в данной работе были определены следующие задачи:

- проанализировать социальное неравенство в состоянии качества и уровня жизни между субъектами Российской Федерации;

- исследовать критерии неравенства в России;

- определить индикаторы социального неравенства в регионах России;

- разработать рекомендации по улучшению состояния уровня жизни населения в России.

Объектом исследования является демографическая политика и современное состояние уровня жизни населения в регионах России .

Предметом исследования являются экономические отношения по повышению уровня жизни населения в современной России и её регионах .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные показатели уровня жизни населения

    1. Понятие и показатели уровня жизни населения

 

По мере развития макроэкономики последовательно возрастает материальный и культурный уровень жизни членов общества. Важно выяснить содержание этой категории.

Уровень жизни - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства.

Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества - рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения. Поэтому может рассматриваться уровень жизни различных социальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей.

При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Среди личных потребностей людей различают:

1) материальные потребности. К ним относятся потребности  в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.,

2) духовные потребности. К ним относятся потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания.

3) социальные потребности. К ним относятся потребности  в обеспечении старости, в увеличении  свободного времени, в равенстве  мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов.

В связи с многочисленностью личных потребностей уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем. Для этого необходима система показателей, которая всесторонне отражала бы уровень жизни населения. Среди них выделяют:

1) реальные доходы на  душу населения;

2) общий объем потребления  материальных благ и услуг;

3) уровень потребления  продовольственных и непродовольственных  товаров;

4) обеспеченность жильем  и коммунальными услугами;

5) уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового  обслуживания;

6) уровень социального  обеспечения;

7) соотношение рабочего  и свободного времени, условия  отдыха;

8) условия труда, обеспеченность  работой, уровень безработицы.

Среди названных показателей уровня жизни важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения. Динамика реальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями:

1) уровнем заработной  платы работников производственных  фирм всех форм собственности;

2) размером доходов от  частнопредпринимательской деятельности  и личного подсобного хозяйства;

3) величиной выплат и  льгот из общественных (социальных) фондов потребления всем слоям  населения;

4) динамикой налогов и  налоговой политикой государства;

5) тенденциями и конъюнктурой  цен, уровнем инфляции.

В современном состоянии экономики РФ увеличение реальных доходов населения осуществляется, прежде всего, за счет роста вознаграждения за труд. Причем правительство заработную плату повышает в первую очередь низко- и среднеоплачиваемым категориям работников. Данная тенденция, наряду с ростом выплат прежде всего малоимущим слоям населения из общественных (социальных) фондов потребления, ведет к выравниванию реальных доходов и уровня жизни различных социальных слоев и групп населения.

Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с образом жизни людей. Образ жизни - это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя, личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: - труд, формы его социальной организации; - быт, формы использования свободного времени; - участие в политической и общественной жизни; - формы удовлетворения материальных и духовных потребностей; - правила и нормы поведения людей, вошедшие в повседневную практику.

Масштабы повышения уровня жизни зависят от конкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостояния и возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жизни оказывает также влияние международная обстановка. Ее обострение вызывает необходимость отвлечения ресурсов для укрепления обороны. Это, как правило, сдерживает подъем уровня жизни населения страны.

 

    1. Государственная политика в сфере демографической политики в Российской Федерации

 

Законодательство Российской Федерации, посвященное вопросам определения и реализации демографической политики, весьма многогранно. В Российской Федерации на законодательном уровне сформированы система сбора и обобщения демографических данных, критерии учета, оценки и использования демографических показателей в реализации общегосударственной политики и обеспечении государственной безопасности России. Как показывает анализ нормативных правовых актов, в той или иной степени связанных с демографией, в Российской Федерации нормативно освещены проблемы в сферах рождаемости, смертности, репродуктивного воспроизводства и миграции населения, сформулированы подходы и пути их решения, реализуется комплекс мер, призванных улучшить ситуацию. В данном контексте целью настоящего исследования является правовой анализ реализуемых в законодательстве Российской Федерации властно-распорядительных мер и решений, совокупность которых можно обозначить в качестве демографической политики в России.

Известно, что демографическая политика представляет собой государственное управление процессами воспроизводства населения в зависимости от демографической ситуации. В связи с относительной благоприятной ситуацией с динамикой роста численности населения в СССР и РСФСР, в рассматриваемый период регулирование демографических процессов сводилось преимущественно к стимулированию внутренней миграции в районы Крайнего Севера, приравненным к ним местностям, распределению молодых специалистов, а также к отдельным мерам стимулирования рождаемости. В качестве примера можно привести Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». В частности, в этом Постановлении указывалось, что с учетом сложившейся в различных регионах СССР демографической ситуации республики, края, области, автономные области и автономные округа должны были установить порядок обеспечения молодоженов при вступлении в брак как минимум комнатой, а при рождении первого ребенка – отдельной квартирой.

Иная демографическая ситуация сложилась в переходный период с 1990 по 2000 год. Точная оценка ситуации представлена в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, где отмечено, что в течение последних 15 лет в России ежегодно умирало более 2 млн человек, что в расчете на 1 тыс. человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождалось в этот период 1,2–1,5 млн человек. Концепция демографической политики Российской Федерации содержит оценку демографической ситуации, охватывая вопросы продолжительности жизни населения, показатели младенческой смертности, последствия таких социальных негативных явлений, как распространенность алкоголизма, наркомании, табакокурения, низкий уровень рождаемости, проблемы бедности, а также прогнозные показатели. Концепция утверждает цели демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которыми являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142–143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет. Для достижения указанных целей Президентом Российской Федерации определен широкий круг задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиоло-гической обстановки. В системе законодательства Российской Федерации Концепция занимает особое место, являясь ключевым нормативным правовым актом, в комплексе определяющим принципы, приоритеты, содержание, направление и ожидаемые результаты демографической политики Российской Федерации.

На основе данного документа разработан План мероприятий по реализации в 2008–2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которым рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные планы мероприятий по улучшению демографической ситуации.

Обзорный анализ законодательства Российской Федерации показывает, что правовые меры стимулирования демографических процессов условно можно разделить на три группы: миграционная политика; законодательное регулирование сфер правоотношений, обеспечивающих создание благоприятной ситуации для проживания и жизнедеятельности граждан (в медицине, образовании, трудовых отношениях, семье, пенсионном обеспечении), что непосредственно влияет на продолжительность жизни; меры по повышению воспроизводства населения.

Социально-демографические показатели определяют и принятие решений в сфере здравоохранения. На предупреждение негативных демографических последствий для Российской Федерации направлена профилактика заболеваний вирусом иммунодефицита человека, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Ряд мероприятий по улучшению демографической ситуации предусматривал и реализуемый в 2006–2009 годах приоритетный национальный проект «Здоровье». Указом от 21 октября 2005 года № 1226 образован Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, созданный в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов и демографической политикой.

Социально-экономические и демографические условия во многом определяют политику обеспечения внешней и внутренней безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, предполагает повышение качества жизни российских граждан путем снижения уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизацию его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе – коренное улучшение демографической ситуации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» определяющими факторами развития Вооруженных Сил Российской Федерации являются социально-экономические и демографические условия. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет концепцию продовольственной безопасности Российской Федерации в качестве важнейшей составляющей демографической политики. Демографические показатели содержатся, например, в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010– 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848, где предположено снижение к 2020 году численности населения Российской Федерации до 141,3 млн человек, интенсивное уменьшение численности населения трудоспособного возраста (с 89,8 млн человек до 78,9 млн человек), что в итоге может привести к дефициту трудовых ресурсов и снижению эффективности реализации мероприятий данной программы.

Информация о работе Проблемы формирования демографической политики и уровня жизни населения в регионах