Проблемы управления региональным развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:16, реферат

Краткое описание

В российской науке и практике под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.
В экономической и географической литературе регионами называют самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами: группы стран, территории страны, охватывающие несколько экономических районов, экономические районы, области, края, республики и их группы.

Содержание

Введение
3
Региональное управление
Сущность регионального управления
Методы регионального управления

4
7
Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
2.1. Сущность развития региона
2.2. Цели регионального развития
2.3.Критерии и показатели развития
2.4.Типы регионального развития

9
9
10
11
Проблемы управления региональным развитием
14
Заключение
18
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 37.86 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся административно-территориальная форма регионализации России далеко не всегда является продуктивной. В ряде случаев старые административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов в России, сдерживают экономический рост ее регионов, существенно понижают масштабность региональных стратегий развития. В частности, старые административные формы российских регионов оказались маловосприимчивы к идущему в мире процессу нового регионального строительства, облекаемого в соответствующие правовые формы. Так, в мире новые крупные регионы становятся более активными игроками на глобальном рынке: они способны продуцировать более масштабные проекты; их столицы претендуют на более высокий статус в мировой региональной иерархии; схемы развития транспортных путей, системы расселения становятся более простыми и понятными. Недаром Польша в преддверии вступления в Евросоюз осуществила укрупнение своих воеводств. Вместо 49, было создано 16 регионов (воеводств). Широкую известность получил опыт создания ассоциаций муниципалитетов в США и Японии (по поправкам 1994 года к закону Японии «О местной автономии», было юридическое признание «койки рэнго» («ассоциаций обширных районов») со специальной системой управления, создаваемых для решения специфических задач силами нескольких префектур и/или городов). В Европе принята рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадридская конвенция от 21 мая 1980 года). Сегодня в Европе эффективная форма приграничных сообществ представлена 136 еврорегионами и, в том числе, в Центральной и Восточной Европе - 42. Укрупнение регионов как способ обеспечить их конкурентоспособность и минимизировать непроизводительные расходы, в полной мере использовать известный всем экономистам «эффект масштаба» является процессом набирающим силу и обретающим все новые формы. В частности, после завершения строительства соединяющего датский Копенгаген и шведский Мальме моста через пролив Эресунн эти два города фактически образовали «единый муниципалитет». В настоящий момент по пути создания «единого муниципалитета» фактически уже движутся эстонский Таллинн и финский Хельсинки. Следует учитывать: Европейский союз исходит из того, что в XXI веке «Европа стран» станет «Европой регионов». Именно регионы будут обеспечивать глобальную конкурентоспособность. Тренд на их укрупнение является естественным. Интенсивное новое региональное строительство идет в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В частности, Китайская народная Республика реализует план создания почти 100 новых городов -«миллионников», в ноябре 2003 года Госсовет КНР создал «руководящую группу» по возрождению «старых промышленных баз» в северо-восточных провинциях Ляонин, Цзилин и Хэйлунцзян как едином старопромышленном регионе. Очевидно, что процессы новой регионализации затрагивают, в том числе и российские территории. Во многом эти процессы определяются глобальными тенденциями и развертываются в геополитической и геоэкономической логике. Принимаемая в стране форма освоения территориальных процессов должна обеспечивать конкурентоспособность и безопасность России и ее отдельных территорий.

 

 

 

 

Заключение 
 
Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации, как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе. 
 
Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития: 
 
• средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; 
 
• продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей; 
 
• уровень образования; 
 
• уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования; 
 
• уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг); 
 
• состояние окружающей среды; 
 
• равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса; 
 
• обогащение культурной жизни людей. 
 
В действительности всегда одни регионы в определенный период характеризуются более высокими, другие – более низкими показателями социально-экономического развития. Сложившееся межрегиональное соотношение не является застывшим, оно может меняться под воздействием сложной гаммы внутренних и внешних обстоятельств. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 
 
1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. – М., 2000. – 448 с. 
 
2. Коваленко Е. Региональная экономика и управление. - СПб.: Питер, 2005. - 180с.  
 
3. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие. – М., 1998. – 172 с. 
 
4. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. Региональная экономика. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 472с. 
 
5. Нестеров А.П., Нестеров П.М. Региональная экономика - М.: ЮНИТИ, 2002. - 220с. 
 
6. http://www.jourclub.ru/1/

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы управления региональным развитием