Праздники Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение праздников в Германии.
Для достижения настоящей цели необходимо решить ряд задач, а именно:
исследовать особенности проведения праздников в Германии;
дать характеристику праздников, проводимых в Германии;
проанализировать отражение праздников Германии в художественной литературе.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная праздники германии.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

В Германии обучение в школе начинается с 6 лет. Оно начинается с введения в школу, в котором принимают участие родители и родственники. Затем дети идут с учителем в класс, где им дают расписание уроков. За дверью их ждут родители с традиционным подарком для такого дня – с пакетиком со сладостями (цукертюте). Этот пакетик обычно наполняют фруктами, конфетами, игрушками, книгами и другими нужными подарками. Праздновать вступление в школу – исключительно немецкая традиция, которая подходит в семейном кругу. Существует поверье, что ребенок не должен забывать в первый день учебы свою любимую куклу или медведя, чтобы облегчить переход от игры к обучению. В христианских обществах первый день в школе начинают с богослужения. Потом родители идут  вместе с детьми на первый урок.

Праздник совершеннолетия не является религиозным. Он был введен в 1859 году вместо конфирмации у протестантов и первого причастия у католиков и принят различными организациями и союзами. Идея празднования совершеннолетия нашла свое проявление еще во время просвещения. В прежней ГДР совершеннолетие было официальным праздником для всей молодежи при завершении  обучения в школе (для 14-15летних). В 1964 году вышел приказ об узаконивании этого праздника. Сегодня день совершеннолетия любят атеистические или нерелигиозные семьи.

В Германии браки заключаются позднее, чем в России. Будущие отцы семейства понимают, что должны иметь прочное материальное положение, поэтому они женятся, только если получили профессию  и занимают устойчивое положение в жизни, чтобы хорошо обеспечить будущую жену и детей. Чтобы проверить чувства, молодые должны сначала обручиться. Обручение более личное, чем свадьба и не нуждается в определенной форме проведения: во время небольшого семейного праздника обмениваются кольцами, которые позже используют при бракосочетании (жених надевает кольцо невесте и себе самому на левый безымянный палец). Если обрученные позже разочаруются друг в друге, они расстаются без официального разрешения. Если они полагаются друг на друга, то женятся. Но сегодня некоторые молодые люди предпочитают жить вместе, не узаконив свои отношения (гражданский брак). Свадьба празднуется не таким большим количеством участников как в некоторых других странах. Перед свадьбой проводятся традиционные мальчишник для жениха и девичник для невесты, в котором принимают участие друзья и коллеги. В этот вечер разбивают перед дверью посуду и глиняные предметы (только не стекло) на счастье. Потом гости поздравляют молодую пару и дарят подарки. В день бракосочетания есть обычай преподносить молодоженам хлеб и соль. Часто они должны перед входом в дом распилить деревянное полено, потом муж проносит жену через порог. Многие молодые пары проводят свой «медовый месяц» в свадебном путешествии. Некоторые женятся в начале путешествия во время отпуска.

Отпуск в Германии является для  большинства хорошим временем для  путешествия и отдыха. Хотя некоторые люди и отказываются от заслуженного отдыха, а другие делят его на небольшие отрезки, например, на рождественские праздники, Пасху и Троицу. Люди с удовольствием отдыхают как в стране, так и за границей. Немцы очень любят путешествовать и больше половины проводят отпуск вне мест проживания. Многих привлекают южные страны (Италия, Испания, Австрия, Швеция, Бельгия и др.). Также с удовольствием отдыхают в Англии, Скандинавии и даже в Северной и Южной Америке, иногда в Азии и некоторых африканских странах. Пользуются спросом и путешествия в столицы и культурные центры европейских стран, особенно в Париж, Брюссель, Вену, Амстердам, Рим. Одним словом, люди стараются провести отпуск активно и с пользой. Даже само путешествие семьей может стать большим долгим праздником.

Таким образом, семейный праздник –  это одни из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение  друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим. Семейный праздник является средством передачи народной культуры. Также в семье могут отмечать и другие праздники – календарные, которые мы рассмотрим далее.

 

2.3. Календарные праздники и традиции  немецкого народа.

Благодаря календарной обусловленности  и изначально заданному порядку действия, традиционности драматургии праздники и обряды формируют состояние ожидания завтрашней радости, а их театрализованный характер, насыщенность игровыми и ритуальными элементами привлекают к участию.

Самый большой праздник года в Германии – Рождество. Новый год пользуется меньшей популярностью. Время подготовки к празднику Рождества – Адвент (предрождественское время), оно отмечено торжественным постом. Каждое из четырех последних воскресений перед Рождеством – тоже Адвент: первый Адвент, второй Адвент и т.д. В настоящее время  символом Адвента стал венок  - зеленый венок из еловых веток, обвитый золотыми и красными лентами, с четырьмя свечами, зажигающимися последовательно в течение четырех недель каждый воскресный вечер. В сочельник горят уже все четыре свечи. 6 декабря – день Святого Николая, покровителя судоходства, торговли и ремесел: обычный его образ – старый добродушный человек с длинной седой бородой, одетый иногда как епископ или монах. В руке Святой  Николай держал розги, а за плечами большой мешок с подарками. Он справлялся у родителей о поведении детей. Выслушав ответ, Святой Николай одаривал послушных детей орехами и сушеными фруктами, а непослушных бил розгами. Образ Святого Николауса был значительно модернизирован в современности, став Санта Клаусом, он изображается на новогодних открытках. В сочельник (24 декабря) – святой вечер – убирают дом и двор, пекут выпечку, пироги и готовят кушанья, украшают елку. Обычай украшать елку пришел в Германию из Эльзаса в конце 18 века и отсюда в течении19 века распространился по всей Европе. Сохранился обычай обмениваться подарками. Вместо мифологических персонажей (косматого страшного старика – Кнехта Рупрехта или младенца Христа) подарки детям теперь дарит Санта Клаус. Рождество обычно встречают в семейном кругу за праздничным ужином у зажженной елки. В католических областях, особенно в Баварии, в дни святок (25деабря -6 января) по улицам проходят процессии ряженных, у многих из них устрашающий вид: лица вымазаны сажей или скрыты под страшными рогатыми масками. Рождество является и государственным праздником с законными выходными.

6 января в праздник Трех Королей  завершается рождественский цикл. В этот день в последний  раз зажигают огни на елке, дом и двор окуривают, чтобы  изгнать нечистую силу, на дверях и воротах пишут освященным мелом три начальные буквы имени Трех Королей – С+М+В (Каспар, Мельхиор, Бальтазар). Вечером ряженые со звездой ходили от дома к дому и пели.

Первый весенний праздник – масленица  – один из наиболее веселых и  буйных праздников этого времени года, праздник встречи весны (карнавал). Он приурочен обычно к понедельнику или вторнику последней недели перед пасхальным постом. Особенно славятся карнавалы в Кельне, Дюссельдорфе и Мюнхене. Подготовкой к карнавалу занимаются специальные общества. Эта подготовка начинается традиционно одиннадцатого числа одиннадцатого месяца (ноября) в одиннадцать минут одиннадцатого часа. Избираются карнавальные власти – «принц», «принцесса», карнавальная гвардия шутов. «Три безумных дня» карнавала проходят под девизом «чем безумнее, тем лучше». Вот так, например, проходит карнавал в Кельне. Еще в ранние утренние часы люди выходят на улицу, чтобы увидеть праздничное шествие, которое растягивается на 5-6 километров. Шествие открывают «принц», «принцесса» и «крестьянин», а за ними идут и едут на лошадях участники карнавала в масках и костюмах, изображающие и всем известных героев, и людей из повседневной жизни. Шествие сопровождают десятки музыкальных ансамблей. «Принца», «принцессу» и «крестьянина» ведут к знаменитому Кельнскому собору. А люди не остаются пассивными зрителями: они поют, танцуют, веселятся в многочисленных «кнайпе» (пивных). Ритуальное значение имеет и пища в дни масленицы: много пекли блинов, оладий, булочек. В масленичных обрядах ярко выражен культ огня: в факельных шествиях вокруг полей, разжигании ритуальных костров, бросании горящих дисков, т.к. масленица – праздник кануна весны и плодородия и с помощью шествия люди, по старинному поверью, избавляются от страха перед демонами и злыми духами, перед холодом и болезнями.

Пасха считается одним из наиболее радостных праздников, важную роль играют различные пасхальные обряды. Вербное воскресение – последнее  воскресение перед Пасхой, и этим воскресением начинается Страстная  неделя. Считалось, что пальмовые или оливковые ветви после освящения их в храме защищают человека от злых сил. Из-за природных условий пальмы заменяются вербными веточками, можжевельником, пихтой и другими ветками. Украшенные ветки освящают в церкви, а потом приносят в дом и хранят их. Страстная неделя называется также великой, тихой, святой, неделей плача, раскаяния и печали. Она начинается в Вербное воскресение и заканчивается в Страстную субботу. Во время Страстной недели не должно происходить судебных разбирательств, не взыскивают долгов, это время освобождения заключенных. В повседневной жизни это значит: никаких танцев, празднеств, охоты и стрельбы, шума. Народ дал каждому дню этой недели свое собственное название. Например, Страстная суббота – день очищения. В этот день дом отмывается и торжественно очищается к пасхе, пекутся пасхальные хлеба, занимаются покраской яиц. Пасхальное воскресение, или собственно Пасха, зависят от начала весны и от новолуния: ее празднуют ежегодно в воскресение после первого новолуния после начала весны, после сорокадневного Великого поста. Главным символом этого праздника является пасхальное яйцо – символ Воскресения, плодородия и вечного возвращения жизни. Но есть и другие символы праздника – свеча, костер, вода, дерево и заяц. Пасха не проходит и без игр: разбивания, катания, сбора яиц. Традиционной пасхальной едой считается жаркое из ягненка, суп из девяти кореньев, печенье в виде зайца, петуха, ягненка и других животных, хлеб в форме пасхальных человечков с запеченными в него яйцами.

Очень интересным является обряд «сожжения ведьм» в Вальпургиеву ночь (в ночь на 1 Мая). Широко распространено поверье, что в это время ведьмы верхом на метлах, кошках или козлах или козлах прибывают в аббатство ведьм на горе Блоксберг в Гарце, чтобы потанцевать с дьяволом. В эту ночь возможны любые чудеса и превращения: растения могут прекратить расти, а воду можно превратить в вино. В эту ночь всюду принимаются меры предосторожности: двери хлевов запирают и рисуют на них кресты, также ставят перед ними борону, перевернутую вверх зубьями. Во двор приносят оберегающие от несчастья травы, жгут на полях костры, а также разводят костры и посередине села: на них сжигают все старые метлы или же бегают с горящими метлами как с факелами. Часто со старыми вещами сжигали «ведьму» - соломенное чучело. Ведьмы изгоняются как огнем, так и хлопаньем кнута, поэтому с заходом солнца парни бегали вокруг домов, щелкая кнутами, чтобы отогнать ведьм, а в церквах звонили в колокола.

Много старых народных обычаев приурочено еще к одному весеннему празднику – 1 Мая. Он отмечается и как государственный праздник – День международной солидарности трудящихся всего мира. В народе же в этот день все дома в селениях украшают свежей зеленью. На главной площади тоже устанавливают «майское дерево» - высокий шест, увешанный зелеными ветвями, цветами, лентами с разукрашенными яйцами, колбасами, окороками, позолоченными орехами, красными фруктами. В течение майского дня парни устраивают соревнования по лазанию, и кто достигает верхушки – уносит все, что может снять. Часто дерево усеяно свечами, которые зажигают вечером, и при наступлении темноты начинаются танцы вокруг освященного дерева: хороводы, танцы по кругу, танцы цепочкой и многие другие. Интересен такой факт, что «майское дерево» устанавливали парни возле домов понравившейся девушки. При этом украсть чужое дерево было не менее важно, чем установить свое.

Осенью наиболее популярен праздник Урожая или День Благодарения, он отмечается в первое воскресение октября. Во многих местах принято в воскресение в этот день после мессы освящать злаки, фрукты и цветы. Алтарь украшают колосьями и цветами, над кафедрой подвешивают венок из колосьев. Сразу после посещения церкви начинаются танцы и угощения с обязательным пивом (Erntebier). В Мюнхене в этот день проходит крупнейший в мире праздник пива. В праздник Урожая организуются также сельскохозяйственные выставки, скачки, праздничная стрельба по мишеням, коронование Короля стрелков, большой фейерверк.

Таким образом, проанализировав календарные  праздники, нам удалось выяснить, что практически каждый праздник имеет свою, характерную только для него структуру, свой обрядовый фон, который придает ему оригинальность и неповторимость.

 

Итак, рассмотрев во второй главе праздники  и традиции немецкого народа, мы пришли к выводу, что праздник не существует сам по себе. Он обрастает целой системой вспомогательных действий. И каждый элемент этой системы представляет собой пусть малую, но значащую частичку народной культуры. И, собрав эти частички воедино, у человека уже складывается определенный образ, представление о народе, дополняемое традиционностью проведения этих праздников. При этом традиции проявляются во всех сферах общественной жизни (например, совпадение народных и государственных праздников – пересечение политики и религии, быта). Таким образом, можно сделать вывод, что одинаковые праздники и традиции существуют как у городского, так и у сельского населения, как у простого чернорабочего, так и у министра. И значит, что праздники и традиции являются отражением культуры не отдельной социальной группы, а всего народа, владеющего одним языком, одной историей.                    

                       

 

 

    

 

  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время до сих пор  нет  четко сформулированного  понятия «культура». Но общее во всех определениях то, что культура неразрывно связана с человеком, с его деятельностью. А, следовательно, и с обществом. В ходе рассмотрения различных подходов к определению понятия «культура» мы пришли к выводу, что культура – это, прежде всего система материальных и духовных ценностей, созданных человеком, включающая в себя также процесс развития творческих способностей человеческой личности и общества в определенных исторических реалиях. Культура, независимо от того, является ли она культурой отдельной личности или культурой общества, имеет общие свойства: 1) стабильность и нестабильность; 2) толерантность и интолерантность; 3) открытость и замкнутость; 4) демократизм и элитарность; 5) прогрессивность, регрессивность и консервативность. Характер проявления этих свойств влияет на процесс восприятия культуры страны изучаемого языка.

В процессе овладения культурой  страны изучаемого языка выделяют три  стадии: 1) этноцентризм; 2) культурное самоопределение  и 3) диалог культур [22;16]. При этом присутствует и культурная вариативность. Постепенный переход индивида в направлении трех представленных стадий будет отражать способность ученика определять свое социокультурное пространство, то есть культурное самоопределение личности. При этом на культурное самоопределение будет влиять как родная социокультурная среда, так и среда родного языка, что отражено в теоретической модели Сысоева П.В. (см. приложение 1).

Одними из составляющих культуры  являются праздники и традиции. При  раскрытии сущности понятий «праздник» и «традиция» мы пришли к выводу, что понятие «традиция» шире. В отличие от определения понятия «праздник», означающего один или нескольких дней, посвященных отдыху по случаю или в память какого-либо события [12;578], - это элементы социального и культурного населения, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обстоятельствах, классах, социальных группах в течение длительного времени[18;1129].

Информация о работе Праздники Германии