Праздники Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение праздников в Германии.
Для достижения настоящей цели необходимо решить ряд задач, а именно:
исследовать особенности проведения праздников в Германии;
дать характеристику праздников, проводимых в Германии;
проанализировать отражение праздников Германии в художественной литературе.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная праздники германии.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)
              1.  
                Фестиваль пива
              2.  
                Парад любви
              3.  
                Карнавал
              4.  
                День св. Мартина

 
4.Список используемой литературы 
Об истории традиций и праздников Германии. 
Обычаи и традиции являют собой важный аспект нашей повседневной жизни. Часто традиции означают интеграцию и единение. Люди создают свои собственные обычаи и ритуалы, такие как празднование определенных дат, приготовление специальных блюд, пошив костюмов к праздникам, организация клубов, празднеств, собраний и так далее, тем самым желая выстроить своё национальное и личное сообщество. 
 
Традиции помогают ответить на вопрос: «А что же я буду делать на этом празднике?», они устанавливают рамки, символы и знаки, 
 
роли и правила. Все важные события в жизни, такие как рождение и смерть, свадьба и другие праздники, имеют свои традиции, а наследование их означает дань уважения нашим предкам, которые эти традиции ввели. Однако, сумбурный научно-технический прогресс конца 19-начала 20 века, внес существенные изменения в структуру общества, осуществив переход от агрокультурного до урбанистического общества. Это поспособствовало потере связей с традициями предков, или же потерю первичного смысла и идей традиций. В данное время, идет тенденция к тому, что традиции вовсе будут забыты, если не поддерживать и не напоминать о них. Особенно это касается людей младшей генерации, которые всё больше отгораживаются от предков и родителей, наступила эпоха индивидуализма, где на первое место выходит понятие «индивид», и замещает прежнее «общество». Однако это не единственная причина того, что традиции утрачивают свое прежнее значение, вторым фактором, приводящим к этому, является элементарная потеря важности традиции, её старение. Многие такие традиции, как и положено, трансформируются в новые, а некоторые просто-напросто безвозвратно забываются. 
Германская культура перенасыщена специфическими обычаями, на это есть свои исторические причины, например то, что Германия, традиционно и на протяжении веков была поделена на отдельные земли и княжества, что означало изолированность и индивидуальное развитие культуры и традиций в каждой из земель страны. В этом есть огромная доля правды, ведь, как, к примеру, можно сравнивать и унифицировать культуру баварских городов и северного Гамбурга или Бремена? Более того, немецкая культура имела огромное распространение по всему миру, поэтому традиции германского народа можно встретить практически в любой национальной культуре. Это также случилось исторически, факторами распространения традиций, кроме прочих, стали волны иммиграции германского народа и обширность австро-венгерской империи в свое время. 
 
Как уже было сказано выше, традиции помогают людям идентифицировать себя как нацию. Однако в Германии есть огромный спектр всевозможных обычаев и традиций, ведь некоторые празднуются лишь в отдельных землях, это, так называемые, локальные традиции, а другие традиции схожи между собой не только в самой Германии, но и среди множества европейских стран, в которых данные традиции были позаимствованы и которые считаются общеевропейскими. К примеру, обычай наряжать ёлку, искать пасхальные яйца, являются традициями, позаимствованными именно из Германии. 
 
Остановимся на некоторых современных и популярных немецких традициях отдельно. 
 
 
Национальные и религиозные праздники Германии. 
 
День единства Германии. 
День немецкого единства (Tag der deutschen Einheit) - национальный праздник ФРГ. Он отмечается в день успешного официального воссоединения Западной и Восточной Германии 3 октября 1990 года. Одновременно с объединением этот день провозглашен официальным национальным праздником и государственным выходным днем, при этом упразднен национальный праздник бывшей ФРГ - 17 июня. 
 
В этот день организуются праздничные митинги и заседания в земельных парламентах и мэриях, на которых произносятся политические праздничные речи. В них принимают участие члены бундесрата (верхняя палата парламента Германии) и других конституционных органов страны, а также представители политики, общества и населения (так называемые делегации граждан – Burgeldelegation).Особых обычаев и традиций этот праздник не имеет. В некоторых местностях проводятся концерты и гуляния, вечером проходят фейерверки. По сравнению с днем взятия Бастилии во Франции или днем независимости в США, национальный праздник Германии отмечается достаточно скромно. Исключение, составляет, наверное, только Берлин. Однако и здесь это больше сводится к большому культурному мероприятию, проходящему одновременно на разных сценических площадках. 
 
Единение Германии стало возможным благодаря «Мирной революции» в ГДР осенью 1989 года, которая и служит де-фактом объединения народа и почитается им больше. 
Рождество. 
Праздник Рождества Христова в Германии один из самых любимых. К тому же, это самый главный семейный праздник. Немцы называют его «Вайнахт» («Святая Ночь») и отмечают его в ночь с 24 на 25 декабря. Готовятся к нему заранее: как у православных христиан Рождеству предшествует сорокадневный рождественский пост, так и у католиков, к которым относятся и немцы, светлый праздник тоже предваряет пост – Адвент (в переводе с латинского - «пришествие»), смысл которого – в подготовке души и тела к празднику Рождества, к пришествию в мир Иисуса Христа. Адвент длится с 1 по 24 декабря, и в это время немцы наводят порядок не только в своей душе, но и в своих домах: все моется, чистится, прибирается, стирается, закупаются продукты для праздничного стола и рождественские подарки для близких и друзей. Все это надо успеть сделать до Рождества, потому что во время самого праздника и следующей за ним рождественской недели строго соблюдается основной запрет – не осквернять праздника никакой работой. 
 
У немцев Адвент никогда не обходится без двух обязательных вещей: адвентского венка и адвентского календаря. В каждом доме на столе обязательно лежит адвентский (рождественский) венок, сплетенный из еловых веток, перевитый красной, зеленой или золотой лентами, украшенный серебристыми шишками или гроздьями рябины. Но главное в этом венке – это 4 свечи (обычно красного цвета), которые зажигает все семейство только по воскресным дням во время Адвента. Свечи имеют свое название: первая – Свеча Пророчества, вторая – Вифлеемская, третья – Свеча Пастухов и четвертая – Ангельская. Зажигают их в этом же порядке. Адвентский венок со свечами – изобретение чисто немецкое. Во многих других странах рождественский венок (без свечей) просто вешается на двери дома. 
 
Адвентский календарь тоже появился именно в Германии в конце ХIХ века. Его придумала фрау Ланг для своего маленького сына, чтобы сделать ожидание Рождества более интересным. Сейчас адвентский календарь обязательно присутствует в каждом немецком доме, где есть хотя бы один ребенок. Чаще всего это красочная коробка из цветного картона с красивыми дверцами, которых ровно 24 – по числу дней Адвента. Каждый день ребенок открывает одну дверцу, за которой спрятан подарок. Это может быть яркая рождественская открытка или маленькая шоколадка в форме Вифлеемской восьмиконечной звезды, елки, или небольшая игрушка. Если родители ребенка – верующие христиане, то за дверцу они могут положить либо стих из Священного Писания (Евангелия), либо список добрых дел, которые стоило бы в этот день совершить и тем самым угодить Богу. Назначение адвентского календаря – создать радостную атмосферу приближающегося праздника, ведь даже самый маленький ребенок, не умеющий считать, знает: чем меньше осталось на календаре открытых дверок, тем ближе долгожданное Рождество! 
 
Во время Адвента все вокруг напоминает людям о рождении Сына Божия. 1 декабря во всех католических храмах устанавливаются целые композиции, так называемые вертепы, изображающие сцену рождения Христа с фигурками из дерева, фарфора или керамики, расписанной от руки. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску Ассизскому, утвердился в ХIII веке и сохранился у католиков до сих пор. Со временем вертепы стали ставить и в обычных домах в специальных застекленных ящиках. 
 
В Германии праздник Рождества просто немыслим без знаменитых рождественских ярмарок. Они проводятся по всей стране, работают целый месяц до самого Рождества и представляют собой всегда яркое и незабываемое зрелище. Но самый главный, самый популярный рождественский базар Германии, по традиции, организуется в Нюрнберге, где он впервые и появился 382 года тому назад (в 1626 году) и куда ежегодно устремляются тысячи гостей со всех концов земли. 
 
Елки немцы обычно наряжают перед самым праздником – 21, 22 или 23 декабря, ведь какое же Рождество без нарядной и сияющей разноцветными огнями зеленой красавицы? Кстати, обычай украшать елку подарили человечеству древнегерманские племена. Считалось, что в еловых ветвях скрываются духи, которых необходимо умилостивить приношениями. После принятия Германией христианства языческий обычай задабривать духов ели был забыт, но немцы стали использовать еловые ветки как праздничное украшение дома. Сама же традиция ставить на Рождество ель и наряжать ее появилась тоже в Германии, но позже – в 1605 году в Эльзасе, а елочными украшениями в старину служили бумажные розы, яблоки, конфеты и печенье. Но основным украшением ели были, конечно же, свечи. Широко распространено убеждение, что первым, кто поставил свечи на рождественскую елку, был ни кто иной, как Мартин Лютер – немецкий монах, основатель протестантского движения и лютеранства. Однажды накануне Рождества 1513 года Мартин Лютер возвращался домой поздним зимним вечером, и вдруг его поразило ночное небо восхитительной красоты, сверкающее бесчисленными звездами, которые мерцали сквозь кроны деревьев, как бриллианты. Чтобы показать красоту этой картины своей семье, придя домой, он украсил свою рождественскую елку зажженными свечами. Так появилась эта красивая традиция. Позже свечи были заменены электрическими гирляндами, которые сверкают, вспыхивают и переливаются на еловых ветвях, как яркие ночные звездочки. В течение ХIХ века традиция ставить на Рождество елку и наряжать ее распространилась из Германии по всем христианским странам, и зеленая красавица стала главным атрибутом праздника. 
 
Празднование Рождества в Германии начинается в Сочельник, 24 декабря, с 17 часов вечера. В Сочельник по установленным правилам христиане соблюдают строжайший пост, а многие в этот день вообще ничего не едят до того момента, как на небе загорится первая звезда, то есть до наступления темноты. В это время в церквях начинается вечернее праздничное богослужение, и каждый уважающий себя немец непременно отправляется в храм. Вернувшись из храма домой, вся немецкая семья усаживается за празднично накрытый стол, и начинается празднование Рождества (для немцев Рождество – это, прежде всего, семейный праздник, и если кто-то из членов семьи был в отъезде, то обязательно должен был вернуться к этому дню домой). После того, как все сели за стол, зажигаются свечи, глава семьи читает тот отрывок из Евангелия, где повествуется о рождении Иисуса Христа Сына Божиего, и только после этого начинается трапеза. По традиции в этот вечер на стол ставится 9 блюд, каждое из которых имеет свое значение. Гороховая или пшенная каша приносят в дом мелкие деньги, яблочный или свекольный салат – радость. Хлеб и соль привлекают в дом дорогих гостей. Картофельный салат должен привнести в семью трудолюбие, сельдь – богатство, квашеная капуста – здоровье, молоко – красоту. Фруктовый или ягодный компот сделает жизнь еще слаще. А с мясными блюдами все члены семьи должны приобрести материальное благополучие и силу. К рождественскому столу всегда подают свинину или свиные колбасы, поскольку у немцев считается, что свинья приносит… счастье. По немецкой пословице «быть счастливым» переводится буквально «иметь свинью». 
 
В этот же вечер, в Сочельник, принято дарить друг другу подарки. Что дарят друг другу немцы на Рождество? Люди состоятельные – богатые украшения, дорогую парфюмерию, путевки на отдых. Люди с меньшим достатком в качестве подарка преподносят предметы первой необходимости, недорогую бытовую технику. Дети получают вкусные сладости и игрушки, которые родители прячут для них под елкой в рождественский сапожок или вязанный полосатый носочек. Кстати, в старину непослушным детям вместо подарка насыпали в рождественский сапог уголь. Это означало, что за год ребенок должен изменить свое поведение в лучшую сторону, чтобы в следующее Рождество получить желанный подарок. 
 
В Святую рождественскую ночь люди поздно ложатся спать. Вечер проходит в приятной атмосфере теплого семейного торжества, с пением рождественских песен, одна из которых необычайно популярна во всем католическом мире – «Тихая ночь, дивная ночь». А утром 25 декабря церкви полны народом. Даже тот немец, который целый год не ведает сюда дороги, в Рождество отправляется к мессе, то есть на утреннюю церковную службу. 
 
В сам день Рождества Христова вся семья вновь собирается за праздничным обедом. Только на этот раз на столе будет стоять запеченный гусь с тушеной квашеной капустой – традиционное и самое главное рождественское блюдо у немцев. Согласно народному поверью, квашеная капуста обладает целебными свойствами, и тот, кто поел ее на Рождество, в течение всего года будет здоровым. Немцы, желая кому-нибудь счастья, говорят: «Живи хорошо, ешь капусту». На десерт подают много выпечки, которую немцы очень любят. Хозяйки обязательно выпекают два особых блюда, которые готовят только на Рождество: это тончайшая лепешка, очень ломкая и хрупкая (наподобие нашего хвороста) с выпуклым, рельефным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом Христом. Второе обязательное блюдо называется «штолен». Это сладкий сдобный рулет, обильно начиненный изюмом, пряностями и орехами, форма которого напоминает запеленатого ребенка-Христа. Известно, что штольни выпекались в Саксонии (одной из областей Германии) еще в 1300 году. Кроме этих обязательных сладких блюд, к праздничному столу подают до 10 видов пряного печенья: твердое печенье с кардамоном и сиропом, пряники с молотой гвоздикой и орехами, масляное печенье, а также насыпной пирог, пирог с сыром, крендели, двойные булочки, рождественские пончики и фигурные пряники. 
 
День Рождества – это день визитов. В первую очередь поздравляют бабушек и дедушек, не забывают и крестных, с детской радостью обмениваются подарками, угощают друг друга сладостями и проводят время в приятном общении в кругу близких и друзей, с удовольствием потягивая пиво – чисто немецкий национальный напиток, который немцы очень любят. 
 
Празднование Рождества продолжается 8 дней – с 25 декабря и до 1 января. Эти праздничные дни называются «Октавой Рождества» (от латинского «октава» - «восемь»). Таким образом, Рождество плавно переходит во встречу Нового года, который, кстати, отмечается в Германии гораздо скромнее и считается у немцев менее значительным праздником, чем Рождество Христово. 
 
^ Новый год. 
Тому, что наступление Нового года в Германии празднуют с 31 декабря на 1 января, немцы благодарны папе Грегору XIII и его календарю, который так и называется грегорианский и ведет отсчет с 1582 года. 
 
Новогодний праздник в Германии называют Silvester (Сильвестр). Правда, далеко не каждому немцу знаком этот святой, жизнь и деятельность которого с Новым годом и календарем была никак не связана, просто последний день уходящего года, 31 декабря – дата его смерти и день его поминовения. 
 
«Что ты делаешь в новогоднюю ночь?» - такой вопрос можно в Германии не задавать. В новогоднюю ночь немцы не сидят дома. 
 
Еще накануне знакомые, коллеги и друзья, встречаясь, желают друг другу «хорошего скольжения в новый год». Вечеринки, концерты, дискотеки, рестораны открыты до утра и ждут гостей. 
 
В эту ночь трудно чувствовать себя одиноким, потому что с первым полночным ударом часов люди выходят на улицу и в небо летят пробки от шампанского, ракеты, петарды, начинается салют в честь Нового года. Один из самых фантастических по своему размаху праздников проходит в Берлине: протяженность новогодней уличной вечеринки – до 2 километров, а разноцветное шоу в ночном небе продолжается более часа.  
 
Обычай встречать наступающий год фейерверком также пришел из древности. Стреляя из ружей и пушек, люди отпугивали злых духов. Жители некоторых регионов страны стреляли в предрассветных сумерках первого дня Нового года в садах, чтобы деревья принесли в этом году богатый урожай. Желательно было при этом не попасть в само дерево. В Вестфалии селяне в новогоднюю ночь собирались у кузнеца около его наковальни, чтобы проводить уходящий год под ритмичные удары. 
 
На севере Германии существовала другая традиция: в первый день наступившего года дети с песнями и музыкой обходили дома, получая от жителей сладости и мелкие монетки. 
 
Поднимая бокал с шампанским немцы говорят: «Prosit Neujahr» или «Prost Neujahr». Слово «Prost» пришло из латыни и переводится «это может удаться». 
 
И конечно, удача в новом году просто гарантирована, если в первый день наступившего года на Вашем столе будут стоять рыбные блюда. Особенно популярен в Германии карп. Существует множество искусных рецептов его приготовления. А пару больших кружочков его чешуи советуется носить в кошельке – это приносит богатство. 
 
^ Страстная пятница. 
Страстная неделя (Karwoche) начинается с вербного воскресенья (Palmsonntag) и заканчивается чистым четвергом (Grundonnerstag), страстной пятницей (Karfreitag) и страстной субботой (Karsamstag), завершая тем самым 40-дневный великий пост (Passionszeit). 
 
Страстная пятница (Karfreitag) - это знак печали и горя, она олицетворяет смерть Иисуса. Данный церковный праздник выведен в ранг государственного. Его название произошло от старонемецкого слова «kara, chara» - «скорбь, печаль, траур, сетования». 
 
Вербное воскресенье - это торжественный вход Иисуса в Иерусалим и обозначает вступление Его на путь крестных страданий. 
 
Чистый (зеленый) четверг – это память о тайной вечере Христа и его учеников. 
 
Страстная суббота - это день погребения Христа, День спокойствия и упокоения. Это день строгого поста. Все готовятся к празднику вознесения Господня - к Пасхальному воскресенью (Osternsamstag). В католических и лютеранских церквях перестают с четверга звонить колокола. До IV века тайная вечеря (Abendmahl), смерть Христа на Кресте (Kreuzestod), вознесение Господне (Auferstehung Jesu) праздновались в пасхальную ночь (Osternacht), в ночь с субботы на воскресенье. Нынче - это три дня скорби, начиная с чистого четверга.С середины XVIII века происходит паломничество крестного хода в святые города. 
 
В евангелистских церквях на страстной неделе проходят ежедневные благовеяния. Особо отмечена в данном календаре страстная пятница. 
 
Для протестантских христиан день смерти Иисуса - это избавление людей от грехов. Это наивысшая вершина церковного года, самый главный праздник в году. 
 
В католических церквях служба не проходит, как и на следующий день, в страстную субботу (день перед пасхой). Вместо этого в 15 часов - час смерти Христа - верующие собираются вместе, чтобы помолиться. Проходит служба, посвященная Иисусу. В последние 3 дня страстной недели, особо в пятницу, в Германии не принято ходить в гости, веселиться. Разрешается проводить время с семьей, обязательно посещение церкви. 
Пасха. 
Пасха (Ostern) или Вознесение Христово немцы, как и другие христиане, отмечают в воскресенье после первого весеннего полнолуния - не раньше 22 марта, не позже 25 апреля. 
 
В современном мире немцы отмечают Пасху два дня: пасхальное воскресение и следующий день — пасхальный понедельник. Оба дня являются государственными выходными. 
 
Первоначально древние германцы праздновали в этот день весеннее равноденствие и восхваляли богиню весны и плодородия Остару, от имени которой и пошло название праздника. 
 
Христианская церковь терпимо отнеслась к этим языческим обычаям и объединила этот праздник с Воскресением Христовым, благодаря чему древние традиции приобрели новое значение и трактовку. 
 
Яйцо, имевшее ранее значение жизни и плодородия, в христианстве стало символом новой жизни и нового завета. В Германии яйца стали освящать примерно с IV века, и уже тогда их красили в разные цвета (в основном — в красный). 
Другой символ немецкой Пасхи — пасхальный заяц. Он также позаимствован из древнегерманских культов и, по народным поверьям, несет праздничные яйца. Накануне праздника Воскресения Христова заяц прячет от ребятишек в траве, в саду, в лесу пасхальные яйца, которые дети к удовольствию родителей в дни праздника с рвением ищут. Это очень интересный и забавный пасхальный обычай Германии, напоминающий игру «12 записок». 
 
Однако этим важным делом (крашением яиц и их прятаньем) не всегда занимался только заяц. Еще в XIX веке в некоторых германских землях эти особенности зайца были совершенно никому неизвестны. Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались животные самых разных видов. В некоторых регионах их «прятали» лисы и петухи, в других – аисты, кукушки, журавли и глухари.В Средние века пасхальный заяц подвергался гонениям, так как считался символом похотливости (у зайцев весной большой приплод). Почитался одно время только протестантской церковью. Сейчас пасхальный заяц – любимец всех детей. В Германии и других германоязычных странах он очень популярен. Накануне Пасхи его можно встретить везде: на шторах и полотенцах, на дверях и на окне; от шоколадного и привычной мягкой игрушки до деревянных, керамических и даже восковых. Фантазиям на тему зайцев нет счету.Исследователи этой традиции утверждают, что заяц когда-то принадлежал к свите богини любви Афродиты, кроме того, он прислуживал и древнегерманской богини земли Хольде. Однако миссией посланника богов, он не ограничивается. Как и яйцо – заяц символизирует еще жизнь и плодородие. Прежде когда крестьяне видели зайчиху с многочисленными зайчатами, это было знаком того, что зима с ее холодами и снегами миновала. Начинается весна, новая жизнь. Со временем, в византийской символике животных заяц стал считаться символом Христа, дарующего людям вечную жизнь. 
 
И еще один важный элемент Пасхи -это венок, характеризующий просыпание природы, возрождение новой жизни. Пасхальный венок в Германии вывешивается на входные двери или окна, а можно и одновременно. Украшаются цветами, распустившимися ветками. 
 
В этот день принято святить в церкви, только распустившиеся ветки. Их украшают сладостями (особенно шоколадом), фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях. 
 
Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения взрослые договариваются с родственниками о визитах на понедельник, дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями. 
 
Пасхальный понедельник – это день визитов. Обязательно посещение замужними дочерьми родителей. 
 
Пасхальный обед – это обилие блюд: суп с лапшей (Nudelsup). Обязательно яйцо, сыр, масло. Пекут специально к Пасхе фигурное печенье. Едят булочки. В этот день принято преподносить подарки, тем или иным образом касающиеся тематики Пасхи. Любая символика праздника в различных вариантах уже продается в магазинах задолго до его наступления. Но ценятся вещи, сделанные и украшенные собственными руками. 
 
В Пасху любимы игры с яйцами, традиционны для этого праздника и прогулки с семьей, друзьями. Наиболее распространённые формы приветствия: «Frohe Ostern!» (Радостной Пасхи!) или «Ein frohes Osterfest!» (Весёлого праздника Пасхи!) 
 
 
^ Майский праздник. 
 
Майский праздник (Maifeiertag) издревле в Германии веселый день. На нем можно потанцевать, попеть, купить на ярмарке мастеров полезные и забавные вещи, послушать музыку. Одним словом весело провести время, отдохнуть. Празднование совершается в честь возрождающейся природы, расцветающей весны. Зима прошла – природа начинает новую жизнь 
 
Данный праздник связан символикой с Пасхой и Троицей. Распустившаяся зелень, сочетание красного и зеленого имеют особую магию. Однако обычай этого праздника восходит к языческим временам. 
 
Еще древние греки в этот день наряжали полосками шерсти священную сосну Аттиса (супруг матери-Земли – Кибелы) в честь его воскрешения. Сосна была с отрубленными ветками. Ее торжественно несли с процессией к храму, во время шествия все танцевали вокруг дерева. В древнем мире превратился этот день в Праздник Хиларии, а позднее у северных народов – в день Майской королевы и Зеленого Человечка. В средние века этот обычай переняли немцы, который существует до сих пор. 
 
По обыкновению, майский праздник начинается накануне, в Вальпургиеву ночь. Вечером 30-го апреля повсюду проходят празднества «Танец (пляски) в май», которыми по старой традиции, приветствуется наступление лучшего месяца для пробуждения весны. Обязательным считается украшение дома (внутри и снаружи) и сада молодыми побегами, цветами. Все это обеспечивает успех, здоровье, богатый урожай. Ночью зажигаются костры, вокруг которых водят хороводы, устраивают пляски, прыжки через костер. Идет выбор майской королевы и короля. С утра веселье продолжается: это обязательный торжественный пронос разукрашенного майского дерева (Maibaum), которое водворяется в центре селения. Вокруг дерева снова происходят танцы, которые восславляют по древним обычаям его величество солнце. 
 
Майское дерево (Maibaum) - это высокий ствол с зеленным венком на верхушке, наряженный молодой зеленью и цветами. Венок украшает 7 разноцветными ленточками, чаще всего красными. Майское дерево посвящается земледелию и воскрешению образа Древа мира. Оно олицетворяет жизнь, цветение, весеннее плодородие, здоровье. Майское дерево символизирует мировую ось, вокруг которой вращается вселенная. Дерево без листьев (столб) – символ изменений, неизменяемая ось, или центр. Семь ленточек – семь цветов радуги, которая появляется после дождя во время солнца и приносит урожайную погоду. Разматывание ленточек от центра – символ создания мира от центра. 
Столб – это символ мужчины, а венок – женщины. Вместе олицетворяют обновление жизни, воскресения и весны. 
 
Фестивали Германии. 
Фестиваль пива. 
Октоберфест (Oktoberfest) - крупнейший в мире фестиваль пива. Он проходит в столице Баварии - Мюнхене, начинается в третьи выходные сентября и продолжается 16 дней. 
 
Все началось с бракосочетания Баварского наследника престола, кронпринца Людвига I и принцессы Терезы Саксонской. 12 октября 1810 года, в день, когда состоялась их свадьба, на праздничные гуляния были приглашены все жители города. Их собрали на большом лугу, в то время находившемся за чертой города. Теперь, в честь принцессы, его называют Луг Терезы (Theresienwiese). Для мюнхенцев в тот день были устроены гуляния с бесплатным пивом и конными скачками. Все прошло настолько живо и весело, что Людвиг отдал распоряжение праздновать Октоберфест ежегодно. С каждым годом традиции прошлых лет сохранялись, а к ним добавлялись новые. Так, в 1811 году к скачкам добавился праздник фермеров с показом красивейших коней и быков. В 1818 были установлены карусели и качели. Тогда же поставили первые пивные ларьки. В 1881 году открылась первая и крупнейшая в мире жаровня цыплят. 
 
С 1810 года традиция ежегодного проведения фестиваля прерывалась только во время мировых войн. После II Мировой фестиваль пива открылся в 1950 году, по распоряжению тогдашнего мэра Мюнхена Томаса Виммера. С тех пор он проходил ежегодно. В 2003 году Мюнхен отметил «праздник октября» в 170 раз. 
 
По традиции, в день открытия, ровно в 12 часов, мэр города откупоривает бочку с пивом. Это символическое действие дает старт «пивному марафону». Затем по центральным улицам города начинает движение праздничная процессия. Во главе ее - «Munchner Kindi» - символ города - молоденькая девушка с большим колокольчиком в руке верхом на разукрашенной лошади. Она одета в монашескую одежду желто-черного цвета. Рядом с ней движутся кареты мэра Мюнхена и администрации Баварии. За ними следует вереница украшенных карет и телег с пивом из всех районов Германии, прежде всего из Баварии. Кроме них в процессии участвуют колонна стрелков, артисты и исполнители фольклора, духовые оркестры, отряды в исторических униформах, а также представители всех земель Германии. В руках участников процессии - музыкальные инструменты разных районов страны, использующиеся с давних времен и по сей день. На ходу разыгрываются традиционные жанровые сценки, люди несут украшенные ветви и гирлянды. Эта традиционная костюмированная процессия получила почетное звание самой красивой, исторически важной и лучше всего организованной в мире. Шествие всегда проходит по одному и тому же маршруту, длина которого составляет 6 километров. Он начинается в Siegestor и проходит через великолепные улицы внутреннего города к основному месту празднования - Лугу Терезы. 
 
Другая традиция Октоберфеста - открытие гигантских пивных шатров, именуемых в народе «палатками». Каждый год их ровно 14. Первые такие «палатки» появились в 1896 году. В самой большой из них, принадлежащей мюнхенской пивной «Hofbrauhaus», помещается 11000 человек. Причем речь идет только о сидячих местах: немцы предпочитают пить пиво только сидя. Практически во всех шатрах люди располагаются все вместе, за длинными столами. У каждого шатра - своя вместимость и своя особенность. Например, в пивоварне августинцев (Augustiner-Festhalle), рассчитанной на 10000 человек, подают пиво из деревянных бочек, сваренное монахами. В Schottenhamel (6000 мест) чаще всего ходят необузданные и дикие студенты. Рядом со старейшей пивной города - пивной стрелков-арбалетчиков (Armbrustschutzenzelt) - тир с 14 стендами для стрельбы из арбалета. А в Winzerer Fahndl можно прийти и с детьми - там тихо, спокойно, по-семейному. 
 
Пиво можно купить не только в шатрах: во время пивного фестиваля в праздник погружается весь город, открываются многочисленные пивные точки на свежем воздухе - биргартены (пивные сады). 
 
Пиво разносят официантки, одетые в старинные немецкие костюмы. Поражает выносливость этих женщин, без труда поднимающих по 3-4 кружки пива. А ведь пиво на Октоберфесте пьют литровыми кружками, называемыми «масс». Впервые «масс» появилась аж в 1892 году. Интересно, что за время праздника посетители уносят с собой, на память о фестивале, более 70 000 таких кружек! 
 
Несмотря на то, что пиво - напиток сугубо для взрослых, о детях в дни праздника тоже не забывают. Для будущих потенциальных участников фестивалей специально строятся карусели, продается мороженое и прочие сладости. Дети катаются по детской железной дороге, ездят в повозках, запряженных лошадьми, для них устраиваются специальные представления. На каждом углу продают светящиеся рожки, сердечки, шапки с мигающими лампочками. Однако покупают их не только дети, но и взрослые. Причем иногда из практических соображений. По мигающим в темноте сердечкам и звездочкам специальная служба опознает тех, кто, слегка перебрав пива, заснул на свежем воздухе. На тележках их отвезут в специальное место, где бедолаги смогут выспаться и откуда их заберут друзья и родственники. 
 
Все 16 дней распития пива сопровождаются насыщенной шоу-программой. Костюмированные парады, шествия стрелков, скачки, концерты сменяют друг друга. Близ пивных часто можно увидеть танцоров в традиционных баварских костюмах с кожаными штанами, отбивающих чечетку «шуплаттль» тяжелыми альпийскими ботинками. Также вас ждут со своими экскурсиями пивоварни города и музеи пива. 
 
О размахе праздника лучше всего говорят цифры статистики. За время фестиваля выпивается около 7 миллионов литров пива (с каждым годом этот объем увеличивается), съедается порядка 1,5 миллионов жареных цыплят и сосисок, 84 быка. Пиво, предоставляемое шестью пивоварнями Мюнхена, продается в 650 пивных местах. Дополнительно открывается 363 магазина с сувенирами. Посетителей развлекают 200 аттракционов и концертных площадок. Во время фестиваля Мюнхен посещают более 7 миллионов туристов со всех континентов земли. Сам праздник освящается в прямом эфире телеканалов различных стран мира. За все это пивной фестиваль «Октоберфест» был занесен в Книгу рекордов Гинесса как самый большой в мире праздник. 
^ Парад любви. 
Начиная с 1990 г. каждый год в Берлине проходит крупнейший в мире, знаменитый фестиваль - Love Paradе. Этот шокирующий, завораживающий своей зрелищностью праздник, привлекает людей со всей Европы. Под звуки современной музыки стиля «техно» и рекой льющегося пива он заставляет людей расслабиться и быть немного добрее друг к другу. 
 
Безудержное веселье напоминает собой красочную фиесту, состоящую из раскрашенных во все краски, как одетых, так и порой полностью раздетых, людей. На этом празднике обычно распространяется много информации в виде листовок и книг, состоящих из неопубликованных ранее «откровений» звезд музыки и кино.  
 
Как правило, народные гуляния проходят до позднего вечера и заканчиваются в ночных ресторанах, барах, а так же клубах  
 
А началось все только лишь с одной машины с гремящей музыкой, с небольшой группы фанатов рейв-музыки, которые вместе со своими сторонниками решили провести демонстрацию «за любовь во всем мире и за любовь к рейв-музыке». Тогда многие прохожие, заметив пеструю толпу, посмеивались над «сумасшедшими». Но некоторые присоединялись к громыхающей машине, и ежегодно к этой рейв-демонстрации присоединяется все большее количество поклонников, дискотек на колесах в виде автобусов и грузовых автомобилей с прицепами и тысячеваттными колонками и популярными ди-джеями. C утра до ночи на главной площади Берлина разворачивается огромное феерическое представление. Миллионы людей - фанатов рейв-культуры - медленно продвигаются по длинной улице Берлина - улице 17 Июня, слушая новинки танцевальной музыки, которые проигрываются через массу современной аудиоаппаратуры. 
 
Кстати, глубоко ошибается тот, кто считает, что рейв и танцевальная музыка - это музыка только для молодых. Несмотря на то, что подавляющее большинство посетителей Парада - это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, на параде можно встретить людей старшего поколения (от 35 до 65 лет). 
Карнавал. 
В феврале в католических регионах Германии проходит карнавал, «Fastnacht» или «Fasching». 
 
Подготовка к карнавалу, как и все в Германии, начинается загодя, еще в ноябре. 11.11 в 11 часов 11 минут по всей стране проходят первые собрания активистов карнавала и официально объявляется начало карнавала. В этот день на улицах в первый раз можно встретить людей в карнавальных костюмах. 
 
Особенно весело и с размахом празднуется карнавал в католических регионах Германии. Карнавалы в Мюнхене и Кёльне известны по всему миру. Существуют рукописные свидетельства о праздновании карнавала в Мюнхене еще в 1295 году. Почему бы после скучной зимы, когда невозможна практически никакая работа, не устроить себе веселый праздник перед тем как начнется суровый Пост, а затем и тяжелые летние заботы. 
 
Современные люди тоже нуждаются в небольшой паузе от забот. Поэтому Мюнхен, центр культуры, науки и политики, на время превращается в место развлечений и шуток. Вино, женщины, веселье – что может быть замечательней?! 
 
Начало праздника – Weiberfastnacht – в один из четвергов февраля, празднуют только женщины. Они наряжаются в ведьм, ярмарочных торговок, чертовок. Мужчины, зайдя в этот день в ресторан, рискуют выйти от туда без одежды – так могут пошутить развеселившиеся не на шутку женщины. Главным же мероприятием праздника считается Rosenmontag (в переводе неистовый великолепный понедельник) – февральское карнавальное шествие. Оно напоминает демонстрацию: перекрывается автомобильное движение и по центральным улицам города несколько часов подряд идут и едут на украшенных машинах наряженные клоуны, принцессы, короли, бароны, всевозможные оркестры, девушки, несмотря на погоду, одетые в короткие карнавальные платья. Все поют, кричат приветствия, бросают в толпу зрителей конфетти, конфеты, раздают стаканчики с пивом и вином. Заканчивается шествие где-нибудь на большой площади города приветствиями участников и концертом. На следующий день, во вторник, костюмы одевают дети, причем уже с утра, просто приходят наряженными в школу. Сразу же после уроков они пойдут по домам (современные маленькие карнавальщики ходят по магазинам), где их уже ждут со сладостями и мелкими сувенирами. В магазинах и булочных в этот день продаются пончики с повидлом «Берлинер», среди которых может встретиться «счастливый» с горчицей или монеткой, кому уж как повезет. 
 
Заканчивается праздник в среду, Aschermittwoch. Название «пепельная среда» говорит само за себя: головная боль с похмелья особо активных карнавальщиков. На следующий день, в четверг, начинается «Fastnacht» - строгий Пост, который закончится через 40 дней Пасхой. 
^ День святого Мартина. 
В Германии День святого Мартина (Martinstag) является праздником сбора урожая. Особенно он любим детьми. Ведь именно в этот день происходит Laternenumzug (в свободном переводе - «Шествие с фонариками»). Все начинается еще за несколько дней, с подготовки к событию - дети в детских садах и младших классах школы своими руками изготавливают фонарики из бумаги, куда вставляются свечи. В вечер праздника дети вместе с родителями собираются в условленном месте (обычно около церкви) и отправляются колонной в некую заранее определенную финальную точку похода. Обычно расстояние невелико: 30-40 минут пути, но весь смысл в том, как это происходит. Процессия выглядит впечатляюще - взрослые несут факела, дети бумажные фонарики с зажженными свечами. Обычно в таких походах участвует до нескольких сотен человек, таким образом, по городу растягивается этакая светящая змея из сотен фонариков и факелов. По легенде, именно таким образом односельчане святого Мартина искали его в свое время с фонарями и факелами для того, чтобы воздать ему должное за его доброту. 
 
 
Список используемой литературы. 
Реферат написан на основе материалов Интернета.

          1.  
            http://www.sander.ru/articles/269.html
          2.  
            http://www.calend.ru/holidays/germany
          3.  
            http://puzyaka.ru/forum/showthread.php?t=1735
          4.  
            http://archive.travel.ru/germany/entertainment/fest
          5.  
            http://www.gute-reisen-online.com/Countries/Germany/Holidays_Traditions/holidays_germany_0101.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изначально в понятие «культура» включалось все прекрасное и нетленное, относящееся к высшим сферам человеческой деятельности. Пропуск в сокровищницу выдавался только произведениям  художественной литературы, классической и «серьезной» музыке, академической живописи и др. Но потом в один ряд с полотнами Альбрехта Дюрера встали политические карикатуры,

классическую  литературу вытеснили  романы домохозяек и стихи школьников в Интернете. В обиход стало  внедряться «расширенное» понятие о культуре, уходящее корнями в этнологию. Феномен «культура», ранее объединявший только произведения «высокого искусства», содержательно расширился за счет песен рабочих окраин и «бестселлеров», моды и рекламы, рока и кантри, социально-политических явлений. С середины (на Западе) и с конца (в России) восьмидесятых годов социальные науки описывают культуру как обобщенное цивилизационное пространство, то есть продукты человеческой мысли и деятельности: опыт и нормы, определяющие и регламентирующие человеческую жизнь, отношения людей к новому и иному, к идеям, мировым системам и социальным формам. Такое понимание культуры в глобальном масштабе называется мультикультурой и играет важную роль в развитии дидактики иностранных языков.

Социальный заказ заставляет образовательные  структуры расширять сферу услуг  по изучению иных культур через языки. Поэтому возросшая потребность  в расширении знаний об экономике, транспорте, социальном устройстве иных стран дала толчок к возрастанию роли иностранных языков.   В России в девяностые годы двадцатого столетия также много людей стало вовлечено в межкультурные контакты в различных сферах человеческой деятельности. Таким образом, необходимо воспитывать поколение, обладающее общепланетарным мышлением. То  есть человек должен быть способен рассматривать себя не только как представитель национальной культуры, но и в качестве гражданина мира, воспринимающего себя субъектом диалога культур. Важно отметить, что верное восприятие культуры возможно посредством проникновения в среду  этой культуры, для чего необходимо находиться среди ее представителей. Но не для каждого, изучающего иностранный язык, это приемлимо. Поэтому в настоящее время проводятся исследования и научные разработки в области преподавания иностранных языков и культур. Такими вопросами занимались и занимаются Есин А.Б., Вартанов А.В., Миролюбов А.А., Сафонова В.В., Сысоев П.В., Хохлова В.В.

При анализе работы «О качестве основного  общего образования в образовательных  учреждениях Свердловской области» стал очевиден факт, что часть учащихся обладает низким уровнем культуры, так как не все способны участвовать в межкультурной коммуникации, отрицательно или равнодушно относятся не только к своей культуре, но и к культуре страны изучаемого языка. Материал социокультурного блока обязательного минимума содержания образовательных программ по иностранному языку усвоен учащимися часто поверхностно, что приводит к значительным затруднениям при его интерпретации. [7;12]

Вышеизложенный материал отражает несоответствия имеющихся данных с требованиями ГОС, что ведет к некоторым противоречиям: 1)между требованиями ГОС о воспитании школьников, осуществляемом через систему личностных отношений и постигаемой культурой и процессом овладения этой культурой, предполагающим формирование у них положительного отношения к изучаемому языку, культуре народа, говорящего на этом языке, способствующих развитию мотивации учения и отсутствием такой системы, неумением соответственно ситуации вести себя и участвовать в народных праздниках, традициях, межэтнических отношениях; 2)между необходимостью знакомить учащихся с культурой и недостаточным количеством материала по данной теме.

Отсюда вытекает проблема по формированию культурной компетенции у учащихся начальной и основной школы, решению которой способствует знакомство с культурой народа, ее составляющими.

Таким образом, тема нашей учебно-исследовательской  работы: «Праздники и традиции как  часть культуры немецкого народа».

Объект исследования – культура народа, а предмет – праздники и традиции как часть культуры немецкого народа.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении праздников и традиций немецкого народа как части его культуры.

Цель достигается при решении  следующих задач:

- раскрыть сущность понятия  «культура» и ее общие свойства;

- рассмотреть особенности восприятия  культуры страны изучаемого языка;

- раскрыть сущность понятий  «праздник» и «традиция»;

- рассмотреть семейные и календарные  праздники и традиции в Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ – ПРАЗДИКИ И ТРАДИЦИИ

 

2.1. Сущность понятий «праздник»  и «традиция».

Рассматривая сущность понятия  «культура», мы отметили также ее составляющие как праздник и традиции. Праздник, по определению С.И.Ожегова, - это  день, посвященный отдыху по случаю или в память какого-либо события (религиозного, государственного и т.п.) [12;578]. Праздники зародились еще в глубокой древности и были частью культа главнейших богов. Кроме того, проводились и торжества, связанные с государственными событиями, а также общественные праздники, не связанные ни с религией, ни с государством (Олимпийские игры). Большинство праздников было приурочено к определенным датам, а некоторые устраивались по мере надобности. Праздники раньше часто сопровождались жертвоприношениями, торжественными процессиями и театральными представлениями [8;115].

Праздники можно условно подразделить на семейные (дни рождения, крестины, свадьба, проводы в армию и  др.) и календарные. Последние, в свою очередь, делятся на государственные и народные. Календарные праздники такое название получили от слова «календарь», а оно, в свою очередь, происходит от латинского слова calendae (календы), то есть первый день каждого месяца. Позднее слово «календарь» приобрело значение систематического указателя всех дней в году с выделением праздничных и выходных дней [1;19].

Государственные праздники (День Конституции, Международный Женский День и  др.) имеют особенность периодически меняться. Не сложилось и традиций их проведения. Народные же праздники складывались веками, а в жизни каждого человека были особенным событием. С одной стороны, подведением некоторых итогов (сбор урожая, проводы зимы), с другой – общением, разговором  с природой, ее силами. В праздник, по представлениям предков, человек либо помогал солнцу, весне, лету, либо сам черпал у них силу. В народных праздниках очень четко регламентированы место и время их проведения, состав участников, последовательность совершаемых действий. В настоящее время некоторые праздники получают статус государственные (например, Рождество, 1 Мая).

Таким образом, между праздниками  нет четкого деления, один и тот  же праздник может относиться как  к одной, так и к другой группе.

Значение праздников велико. Во-первых, это установление гармонии между  людьми, устранить отчуждение людей друг от друга. Этому способствует приподнятое настроение, предрасположенность к веселью, к активным межличностным контактам, включение в радостную атмосферу. Во-вторых, праздник – одна из форм досуговой деятельности, содержащая в себе воспитательную функцию (особенно для подрастающего поколения). Эта функция формирует не только стереотипные действия, но и мировоззренческие структуры, духовный потенциал. Отсюда, поддержание и развитие духовной культуры народа – еще одно значение праздников. С понятием «праздник» неразрывно связано другое понятие «традиция». Традиция (от  латинского traditio «передача») – элементы социального и культурного населения, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обстоятельствах, классах, социальных группах в течение длительного времени [18,1129]. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем они многообразнее, тем духовно богаче народ.  «Ничто так объединяет народ, как традиции»[3;139]. Традиции и консервативны и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь[25;171]. Но в принципе все-таки они – явления, которые медленно эволюционируют.

Традиции, как элемент общественной жизни имеют свою специфику, обусловленную  конкретно-историческими и этносоциальными  условиями [3;141]. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых обязательно. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, то есть исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий [17;244]. Традиционны в народе многие праздники.

Таким образом, осуществляется связь  праздника и традиции. При этом традиции входили и закреплялись в обыденной жизни через обрядность, а обряды в свою очередь формировались с помощью праздников.

Далее мы рассмотрим семейные и календарные  праздники и традиции Германии.

 

2.2.Семейные праздники в Германии.

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором человек устраивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир.

Семейные праздники – это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события [1;14]. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, свадьбу и др. В каждой семье могут быть и свои праздники. Например, возвращение из долгой поездки одного из родственников, начало или окончание учебы в школе, выдающиеся достижения в спорте, творчестве и др.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Обычаи в этот день рождения в разных семьях различны. Некоторые подносят пирог с зажженными свечами к кровати, у других для именинника уже накрыт и украшен праздничный стол. На столе он находит и подарки, которые он может распаковать во время завтрака. Весь день проходит в праздничной обстановке. Настоящий праздник устраивают после обеда или вечером. Самый важный элемент – пирог (также может быть и торт). Пирог украшают свечами количеством лет, исполнившихся имениннику. Именинник должен попытаться задуть все свечи за один раз. «Круглые» или по-другому юбилейные даты отмечаются особенно торжественно. Сегодня распространены также и официальные поздравления по радио или в газетах.

Много обрядов связано с рождением  ребенка. В первый день после рождения маленький гражданин Земли и  его родители вместе с пожеланиями  счастья цветы, детское белье, игрушки и часто даже деньги в качестве подарка. Первый праздник для большинства маленьких граждан – крестины (по правилам можно крестить детей в возрасте от 10 дней до 2 лет). Крестины – это таинство принятия в христианскую церковь. Традиция окунания ребенка в воду относится еще к 13 веку. По старинному обычаю ребенок должен был получить после крещения маленькое украшение из серебра или золота. Оно должно было сопровождать его весь жизненный путь. Особое значение имеют крещенские свечи. Во время акта крещения их освящают и зажигают, а потом хранят в семьях. На каждые именины и в дальнейшие христианские праздники на протяжении всей жизни свечи снова зажигают. Сегодня по правилам для крещения нужно два крестных (мужчину и женщину). Сам ребенок, как центр всего происходящего, одет празднично. Крещение обычно проходит в узком семейном кругу. Чаще всего дарят серебряную ложку с гравюрой или маленький крестик.

Информация о работе Праздники Германии