Отраслевая структура народного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

В целом совокупность всех структурных подразделений и составляет макроэкономическую структуру народного хозяйства.
Характеристика экономики с точки зрения отраслевой структуры позволяет увидеть вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи, проанализировать распределение и перераспределение доходов и инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….
3
1. Отрасли народного хозяйства…………………………………………………………..
4
2. Промышленность……………………………………………………………………….
8
3. Аграрно-промышленный комплекс……………………………………………………
14
4. Транспорт и связь……………………………………………………………………….

5. Комплекс социально-культурных отраслей……………………………………………...

Заключение…………………………………………………………………………………..

Список использованных источников……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Отраслевая структура народного хозяйства Беларуси.docx

— 78.85 Кб (Скачать файл)

Способствуя сохранению традиций аутентичной культуры, народное творчество, однако, весьма восприимчиво к новым тенденциям культурной жизни, отражая разнообразные эстетические потребности своих участников. Среди множества разноплановых коллективов в разных уголках страны можно встретить дискотеатр, рок-группу, театр моды и т. д.

Отдельной строкой следует отметить активизацию художественных коллективов, созданных при национально-культурных объединениях. Последнее, без сомнения, стало свидетельством эффективности государственной политики в этой области, воплощением которой является проведение Республиканского фестиваля национальных культур.

Последовательная реализация государственной культурной политики в сфере театрального искусства приносит должный результат: регулярно ставятся новые спектакли, пополняются труппы подготовленными творческими кадрами, активно фестивальное движение.

Подчеркнем, что репертуарный театр является основной моделью в нашей стране: на сегодняшний день в Республике Беларусь работает 29 государственных театров, выпускающих ежегодно около 100 премьер. В количественном отношении сравнительная статистика с другими европейскими странами, в том числе с Россией (там на 1 млн жителей приходится 3,2 театра, у нас - 2,9), пока не в нашу пользу. Но тенденция последних лет (созданы Драматический театр Белорусской Армии в Минске и Полесский драматический театр в Пинске) дает новые возможности для творческого роста деятелей сценического искусства, а это, в свою очередь, вселяет оптимизм и надежду на качественное обновление национальной театральной культуры.

Ежегодная финансовая государственная поддержка новых постановок составляет около 400 млн руб. Немаловажно и то, что спектакли отечественных театров сегодня могут увидеть не только жители крупных городов. Государство затрачивает около 300-400 млн руб. ежегодно на программы, в рамках которых театральные коллективы гастролируют на селе. Деятельность крупных театров дотируется государством на 70-75 %, остальные средства они зарабатывают сами, что в значительной степени активизировало их экономическую деятельность. Несмотря на господдержку, сегодня белорусскому театру нужен хорошо образованный менеджер и просвещенный продюсер-профессионал.

Активно развивается театрально-фестивальное движение. Широкое признание как в республике, так и далеко за ее пределами получили Международный театральный фестиваль «Белая вежа» в Бресте, Международный фестиваль театрального искусства «Панорама» в Минске, Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт» в Могилеве, Международный фестиваль «Славянские театральные встречи» в Гомеле. Осенью своих гостей будет встречать Международный фестиваль национальной драматургии им. В. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске. Такая богатая фестивальная палитра дает возможность наблюдать за тенденциями, характерными для мировых театральных процессов и действенно включать белорусские сценические достижения в пространство мирового театрального искусства.

О новом качественном уровне белорусского изобразительного искусства свидетельствуют высокая динамика выставочной деятельности, соревновательный накал между представителями разных направлений, расширение международного обмена в области культуры. Мировое сообщество открывает новые имена белорусских творцов. Для более активного выхода на международный артрынок необходима интенсивная популяризация достижений белорусского искусства.

За счет бюджетных средств и грантов Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства Министерство приобретает произведения, созданные по социально-творческому заказу. Важное событие последних лет - оформление Национальной библиотеки Беларуси - красноречиво продемонстрировало потенциал национальной художественной школы, способность молодого поколения участвовать в больших художественных проектах. Сохранение традиций академического мастерства остается преимущественной чертой всей национальной художественной школы, но вместе с тем многие авторы стремятся переосмысливать опыт предшественников исходя из требований нового времени.

Академическое музыкальное искусство сегодня снискало международное признание. Центром профессионального музыкального образования является Белорусская государственная академия музыки, в которой сложились авторитетные творческие школы. Копилка побед воспитанников Академии на престижных международных творческих состязаниях ежегодно пополняется почти на сотню. Филиалы этого высшего учебного заведения открыты во всех областных центрах, а также в Мо-лодечно, что позволяет пополнять регионы высококвалифицированными местными кадрами.

Министерство культуры является инициатором учреждения в Беларуси собственных музыкальных конкурсов международного статуса. Среди них - конкурс пианистов «Минск», конкурс камерных ансамблей им. М. К. Огинского, конкурс исполнителей на струнных смычковых инструментах им. М. Ельско-го, конкурс вокалистов им. Л. П. Александровской, конкурс исполнителей на народных инструментах им. И. Жиновича. Сегодня уже можно говорить о том, что эти конкурсы получили поистине международный авторитет. Постоянно происходит совершенствование системы их проведения и подготовки кадров для участия в музыкальных состязаниях.

Призеры престижных конкурсов вливаются в состав ведущих творческих коллективов страны: Национального академического Большого театра оперы Республики Беларусь, Государственного академического симфонического оркестра, Государственного камерного оркестра Беларуси, Национальной академической хоровой капеллы им. Г. Ширмы, Камерного хора Беларуси, музыкальных коллективов Национальной телерадиокомпании и т. д.

В последние годы в стране наметилась тенденция упорядочивания фестивального движения, разработаны четкие критерии определения статуса форума. Экономия бюджетных средств за счет отказа от финансирования проектов, не имеющих должного социального значения, позволила концентрировать внимание на поддержку мероприятий, во многом определяющих лицо белорусской культуры. Среди них: в Брестской области - Международный фестиваль «Январские музыкальные вечера», в Витебской области - Международный фестиваль «Званы Сафи» в Полоцке, фестиваль современной хореографии в Витебске, в Гомельской области - Международный фестиваль «Сожсю карагод», в Могилевской области - международный фестиваль «Золотой шлягер в Могилеве», в Минске - «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», в Гродненской области - Республиканский фестиваль национальных культур в Гродно, в Минской области - Национальный фестиваль белорусской поэзии и песни и др.

Но самым грандиозным является Международный фестиваль искусств «Славянский базар» в Витебске, обретающий имидж форума всемирного масштаба. Из года в год Президент страны заинтересованно и действенно его патронирует.

Современное белорусское киноискусство значительно расширило тематику, жанровый спектр, выработало определенные образно-стилистические приемы. Оно прочно вошло в культурное пространство страны и выполняет свою функцию в формировании общественного мировоззрения.

Среди находок белорусской документалистики можно выделить ряд историко-ретроспективных фильмов, создание экранной галереи героев Великой Победы, портретов деятелей художественной культуры Беларуси, основательную разработку экологической проблематики. Белорусская анимация пошла путем образной обработки фольклорного, религиозного мифологизма.

В 2007 г. Национальная киностудия «Беларусьфильм» достигла заметных результатов: произведено 7 художественных фильмов (11 серий), 29 хроникально-документальных, научно-популярных фильмов, альманахов, социальных роликов (в 2006 г. - 22), 5 мультипликационных фильмов (в 2006 г. - 7).

В 2008 г. завершилась работа над полнометражными художественными фильмами «Июнь 41-го» (телевизионный, 4 серии), «На спине у черного кота», сданы 3 социальных ролика, созданы 4 хроникально-документальных фильма, 4 летописных материала. Белорусским видеоцентром за 2007 г. создано 37 видеофильмов и социальных видеороликов (в 2006 г. - 31).

В прошлом году белорусские кинематографисты приняли участие в международных кинофорумах России, Египта, Китая, Румынии, Турции, Украины, Польши, Молдовы и других стран, в которых наши фильмы награждены 49 дипломами и призами. За первое полугодие 2008 г. их уже 12.

В республике традиционно проходят Минский международный кинофестиваль «Лютапад», Республиканский фестиваль белорусских фильмов в Бресте, Международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаевка» в Могилеве и Минский международный кинофорум экологического кино «EKAFILM». Главной инновацией представительного форума «Лютапад» стало расширение его границ: начиная с прошлого года фестивальные мероприятия проходят практически по всей стране.

В соответствии с поручениями Главы государства осуществляется реализация инвестиционного проекта «Реконструкция и ремонт комплекса зданий и сооружений Национальной киностудии «Беларусьфильм» со строительством объектов технологического назначения и блока жилых домов на освобождаемой от производственных зданий территории. Проект планируется осуществить до 1 сентября 2009 г., что позволит, в частности, решить вопрос предоставления жилья нуждающимся работникам киноотрасли.

Главное предназначение национальной культуры — консолидировать народ на основе общих традиций и ценностей, воспитывать патриотов, развивать и приумножать творческий потенциал народа, создавать условия и гарантии для всестороннего развития личности, удовлетворения ее эстетических потребностей, реализации способностей и талантов.

 

 

 

 

Заключение

 

Каждая укрупненная отрасль состоит из отраслей, подотраслей и видов производства. При отнесении предприятия к той или иной отрасли учитываются назначение товара, вид основного сырья, характер технологического процесса.

    Таким образом, отраслевая  структура представляет собой  пропорции отдельных отраслей  в экономике страны и характеризуется  удельным весом каждой отдельной  отрасли в национальном хозяйстве.

    Все отрасли хозяйства  подразделяются на:

первичные, включающие сельское хозяйство и добывающую промышленность,

вторичные - обрабатывающая промышленность и строительство,

третичные - сфера услуг.

Республика Беларусь в своей социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. О внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2005 г. № 1129: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2008 г. № 200 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  2. Козловская Л.В. Социально-экономическая география Беларуси. В трех частях. Ч. 2. – Мн.: БГУ, 2004. С. 45-46.
  3. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. С. 56-58.
  4. Маврищев В.С. Проблемы эффективности промышленного производства: Учебное пособие. – Мн.: БГИНХ им. В.В.Куйбышева, 1978.
  5. Матвейчук В.Ф. Приоритеты культуры: быть востребованной социумом // Проблемы управления. –2008. – №3 (28). – 64.
  6. Организация связи в Республике Беларусь: конспект лекций по курсу “Организация и управление предприятиями и сетями связи и основы менеджмента”/ О. А. Хацкевич. - Мн.: БГУИР, 2006. С. 17.
  7. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы // Советская Белоруссия от 11 ноября 2010, №216 (23607).
  8. Основы экономики: учебное пособие / Под общ. ред  В.Л. Клюни. – Мн., 2008. С. 156-157.
  9. Основы экономики: учебное пособие под общ. ред  В.Л. Клюни, Минск, 2008
  10. Приходченко О.И. Экономика Беларуси: Курс лекций. Часть I / Приходченко О.И. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. С. 138-141.
  11. Черныш Л.П. Экономика Беларуси: Учебное пособие для студентов очного и заочного отделения. Ч. 1. – Мн.: Институт управления и предпринимательства, 2007. С. 36.
  12. Экономика предприятия / Под ред. проф. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: Выш. шк., 2004.

Информация о работе Отраслевая структура народного хозяйства