Отраслевая структура народного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

В целом совокупность всех структурных подразделений и составляет макроэкономическую структуру народного хозяйства.
Характеристика экономики с точки зрения отраслевой структуры позволяет увидеть вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи, проанализировать распределение и перераспределение доходов и инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….
3
1. Отрасли народного хозяйства…………………………………………………………..
4
2. Промышленность……………………………………………………………………….
8
3. Аграрно-промышленный комплекс……………………………………………………
14
4. Транспорт и связь……………………………………………………………………….

5. Комплекс социально-культурных отраслей……………………………………………...

Заключение…………………………………………………………………………………..

Список использованных источников……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Отраслевая структура народного хозяйства Беларуси.docx

— 78.85 Кб (Скачать файл)

Основными штатными подразделениями Министерства связи являются: управление электрической связи, управление почтовой связи, управление телевидения, радиосвязи, радиовещания, управление научно-технического развития, управление внешних связей, управление экономики и финансов, управление правового обеспечения и кадров, управление инвестиций.

К предприятиям основной формы деятельности следует отнести государственные объединения "Белетелеком" и "Белпочта", "Белорусский радиотелевизионный передающий центр" (БРТПЦ), управление государственной фельдъегерской службы (УГФС) и государственное предприятие "БелГИЭ". В состав "Белетелекома" входит шесть ГП "Облтелеком" в областных центрах, ГП "Междугородная связь", Минская городская телефонная сеть (МГТС), Минская телеграфно-телефонная станция (Телепорт), Международный центр коммутации, Республиканский информационно-вычислительный центр (РИВЦ). Основными предприятиями, входящими в состав "Облтелекома", являются районные узлы электрической связи (РУЭС), эксплуатационно-технические узлы связи (ЭТУС), ремонтно-строительные управления (РСУ). В состав "Минскоблтелекома" вместо ЭТУСа входит линейно-технический цех. В состав государственного объединения

"Белпочта" входит шесть ГП "Облпочта", 124 районных узла почтовой связи, ГП "Узел спецсвязи".

К предприятиям неосновной формы деятельности относятся ПО "Промсвязь", государственное проектное и научно-исследовательское предприятие "Гипросвязь", промышленно-аграрная фирма "Лес" (г. Барань), ОАО "Белсвязьстрой", ОАО "Белремстройсвязь", ОАО "Минсктелекомстрой", Высший колледж связи.

В Республике Беларусь услуги мобильной телефонной связи оказывают четыре компании-оператора, выступающих под брендами "МТС", "Velcom", "Life" и "DIALLOG".

В настоящее время отраслью связи реализуется программа мероприятий, которая предусматривает реализацию следующих мероприятий6:

- дальнейшее  развитие и техническое перевооружение  сетей местной телефонной связи  путём замены устаревших АТС  на современное цифровое коммутационное  оборудование и развитие сети  беспроводного доступа;

- внедрение  современных систем связи на  междугородних линиях;

- дальнейшее  внедрение стандарта GSM 900 и 1800 МГц  в областях мобильной связи. Создание  сети стандарта CDMA;

- развитие  сети радиовещания в диапазоне 87,5 - 100 МГц;

- начало  опытного цифрового радиовещания  и телевидения;

- дальнейшее  внедрение систем широкополосного  кабельного телевидения.

В 2000 г. Беларусь стала членом Европейского совещания по планированию сети (ENPM). Число телевизионных станций в Республике Беларусь должно составить 47 (117 передатчиков). Вещанием первого канала БТ должно быть охвачено 100% территории, двумя каналами – 97%, тремя – 74%, четырьмя – 50%. Число радиоточек должно составить 3120000, а число УКВ приёмников 175000.

 

 

 

 

 

5. Комплекс социально-культурных  отраслей

 

В Республике Беларусь осуществляется построение социально ориентированной рыночной экономики. Это направление реализуется путем проведения целенаправленной социальной политики, которая представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством, по регулированию социально-экономических условий жизни общества.

Организационной и материально-технической базой социальной политики является народное хозяйство и, прежде всего, его социальная сфера Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей экономики, а также экономических отношений, которые обеспечивают воспроизводство человеческого потенциала и достойную жизнь всех членов общества.

Поскольку категория «эффективность» отражает соотношение народнохозяйственных результатов и произведенных затрат, то многие показатели социального развития (например, уровень образования) и развития социальной сферы (например, обеспеченность лечебными учреждениями) вообще нельзя отнести к показателям эффективности в чистом виде.

Ряд из них отражает социальные последствия развития экономики (например, смертность, травматизм, загрязнение окружающей среды), которые являются, по существу, затратами.

Другие показатели можно считать определенными признаками позитивных достижений. Например, тот же уровень образования. Однако последний несет на себе и оттенок затратности, так как определенный уровень образования люди вынуждены получать для приобретения профессии.

В целом же социальная эффективность связана с конечной целью производства. Она отражает распределительные аспекты воспроизводства.

Социальная и экономическая эффективность тесно связаны между собой. Более того, как отмечает В.С.Маврищев7, социальная эффективность является главной, ибо любые хозяйственные мероприятия, направленные на повышение экономической эффективности, приемлемы лишь тогда, когда они приводят к улучшению жизненных условий трудящихся.

В своих выступлениях Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко неоднократно подчеркивал, что культура является важным стратегическим ресурсом развития социума, оказывая значительное влияние на все сферы общественной жизни, способствуя формированию мировоззрения человека, его шкалы моральных ценностей.

Сфера культуры Республики Беларусь представляет собой целую отрасль со сложной структурой, включающей собственную сеть творческих коллективов, органов государственного управления и научно-методического руководства, центров народного творчества, средних специальных и высших учебных заведений, клубов, музеев, театров, концертно-зрелищных организаций и библиотек, а также целую систему охраны историко-культурного наследия. Сегодня более 9 тыс. учреждений, в которых работают около 46,5 тыс. человек, обслуживают жителей и гостей нашей страны8.

Научный потенциал отрасли, сосредоточенный в профильных вузах, - Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белорусская государственная академия музыки, Белорусская государственная академия искусств - это более 30 докторов наук и профессоров, более 200 кандидатов наук и доцентов, а также более 160 аспирантов и докторантов.

Все разноплановые научные исследования в сфере культуры напрямую либо косвенно подчинены единой практической цели - способствовать оптимизации процессов освоения, сохранения, распространения и приумножения культурных ценностей. Научно-теоретические исследования ориентированы на внедрение в практическую деятельность учреждений культуры новых методик, касаемых, например, различных аспектов развития видов искусства, патриотического воспитания детей и молодежи, сохранения традиционного культурного наследия.

Коллективы учебных заведений отрасли принимают участие в создании научно обоснованных проектов социально-культурного развития регионов Беларуси. Одна из наиболее актуальных сегодня тем - разработка различных моделей учреждений культуры для агрогородков с учетом их современного общественно-экономического состояния, социальной инфраструктуры, этнорегиональных особенностей и культурно-исторических традиций.

Научный потенциал задействован и в разработке принципиально новых законодательных актов, призванных обеспечить функционирование комплексных моделей социально-культурной деятельности в соответствии с новым уровнем потребностей как городского, так и сельского населения.

Два года назад при Министерстве культуры образован Координационный совет по научной деятельности в сфере культуры и искусств, который объединил ученых из различных организаций. Главная его задача - координация научной работы в отрасли и выработка государственного заказа в области исследований актуальных проблем культуры. Совет сформулировал основные концептуальные задачи по подготовке и усовершенствованию качества диссертационных работ, проведя корректировку тематической палитры исследований в области культуры. Министерство выступило также инициатором проведения ежегодной Международной научно-практической конференции «Культура. Наука. Творчество».

Для дальнейшего развития отрасли неуклонно возрастающее значение имеет такое перспективное научное направление, как экономика культуры. К сожалению, в республике пока не сформировалась собственная научная школа, способная чутко реагировать на изменение экономических законов функционирования культуры в современном мире и создавать новые технологии организации социально-культурной деятельности. Формирование такой школы - одна из приоритетных задач для белорусского научного сообщества в области культуры.

Музеи самого различного профиля востребованы белорусами. Разветвленная музейная сеть расположена по всем городам и весям страны. Сегодня наблюдается устойчивая динамика роста не только количества музеев (как в системе Министерства культуры РБ, которая в ближайшие годы должна пополниться 24 новыми музейными учреждениями, так и основанных иными организациями и даже частными лицами), но и числа посетителей. Сегодня Глава государства поддержал проект создания Национального исторического музея Республики Беларусь.

Современное понимание статуса музея - как культурного центра с самыми широкими полномочиями и функциями - предполагает разнообразие форм культурно-образовательной деятельности, в том числе и интерактивных. Прогрессивные подходы в решении задач музейной коммуникации связаны с совершенствованием традиционных форм и использованием новых педагогических технологий. Наиболее красноречивым воплощением этих тенденций стало уже традиционное проведение «Ночи музеев».

Важное значение для развития музейной отрасли имело принятие в 2005-2007 гг. ряда нормативных правовых актов, в том числе Закона Республики Беларусь «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь», Положения о Музейном фонде Республики Беларусь. Этими документами определены типы, виды, статус музеев, а также критерии их оценки.

По поручению Главы государства впервые на Беларуси проведена полная сверка предметов Музейного фонда. Для централизованного учета музейных предметов и музейных коллекций при Национальном музее истории и культуры Беларуси создана структура по ведению Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь как общегосударственной электронной базы данных. Его создание позволило повысить эффективность контроля за состоянием фондов и идентификацией культурных ценностей.

К положительным тенденциям развития музейного дела можно отнести инициативу региональных властей по музеефикации историко-культурного наследия. К примеру, по инициативе управления культуры Гомельского облисполкома создается музей под открытым небом - стоянка первобытного человека в г. п. Юровичи Калинковичского р-на.

Библиотечная система Республики Беларусь включает около 9,5 тыс. публичных и специальных библиотек различной ведомственной принадлежности с общим объемом фондов свыше 200 млн экземпляров. Информационные ресурсы ведущих библиотек Республики Беларусь сегодня включают не только документные фонды, но и электронные, представленные массивом библиографической информации в электронных каталогах и базами данных различного вида. Процесс информатизации библиотек страны - одна их приоритетных задач в этой сфере. Изменение традиционных библиотечных технологий способствует введению инновационных форм обслуживания пользователей. Значительно расширяется перечень библиотечных услуг, разворачивается электронное информационное обслуживание с помощью телекоммуникаций глобальной сети Интернет.

Тем не менее традиционные библиотеки не утрачивают своей социальной значимости. Процент охвата ими населения на протяжении многих лет остается относительно стабильным (в пределах 38 %, на селе - 52 %). Одна публичная библиотека приходится на 2 тыс. жителей, что соответствует нормам ЮНЕСКО.

Приоритетной является стратегия государства по отношению к проблеме возрождения культуры села. Позиция Президента страны здесь однозначная: сельский житель должен в полной мере пользоваться всем лучшим, чем владеет культура Беларуси в XXI в. На сегодняшний момент отрасль культуры успешно выполняет все плановые показатели Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Реформирование инфраструктуры учреждений культуры, внедрение новых моделей социокультурной деятельности на уровне регионов, их профилизация и специализация принесли положительные результаты. С начала реализации госпрограммы на селе сформировано 118 интегрированных учреждений, оказывающих культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, социально-культурные и другие услуги. Также за три года в агрогородках было открыто 14 домов ремесел, из них 6 на Гродненщине.

С целью улучшения культурного обслуживания жителей отдаленных сел сформировано 215 передвижных учреждений культуры, в том числе 49 - в Могилевской области (автоклуб там имеет каждый район). Приобретаются они за счет бюджетных средств и безвозмездно передаются в собственность района. Проведена компьютеризация 536 крупных сельских библиотек с подключением их к сети Интернет. Для приобщения тружеников села к искусству на базе крупных сельских домов культуры организованы 142 площадки для выступлений филармоний и театральных представлений (на оснащение использовано 950 млн руб. из местного бюджета).

Перевыполнение задания по открытию филиалов и классов детских школ искусств на селе стало уже традиционным. В 2005-2007 гг. открыто 192 таких филиала и класса (при плане 45) с контингентом учащихся более 2 тыс. человек. В 2007 г. в агрогородках начали работать три школы ремесел и народного творчества. Благодаря сохранению и развитию традиций народного искусства возможность творческого самовыражения получили самые широкие слои населения. Сегодня при государственных клубных учреждениях функционирует более 25 тыс. различных клубных формирований, которые объединяют около 300 тыс. человек. Ежегодно в республике с их участием проводится около 70 тыс. концертов и спектаклей, 26 тыс. театрализованных праздников, 20 тыс. выставок. В 2007 г. ведущие любительские коллективы приняли участие в 200 фестивалях и концертах в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Информация о работе Отраслевая структура народного хозяйства