Основные формы территориальной организации машиностроительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

В наше время машиностроение служит основой экономики любой страны и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического процесса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.
Машиностроение - целый комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Условно в составе машиностроения мира можно выделить три большие группы, охватывающие более 90% всех товаров, выпускаемых этой отраслью, и приблизительно равными по стоимости: 1) общее машиностроение, 2) транспортное машиностроение, 3) электротехника (включая электронику).

Содержание

I Вопрос стр.
Введение 3
1 Понятие и сущность машиностроительного производства 3
2 Основные формы территориальной организации машиностроительного производства. 6
II Вопрос
Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского района 8
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная география.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

В районе высокий естественный прирост  населения и избыток трудовых ресурсов.

Северный Кавказ — самый многонациональный  экономический район России. Здесь  насчитывается 42 народа, обладающих самостоятельными языками. В одном только Дагестане  проживает более 30 народностей (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и др.). Среди жителей по численности  выделяются осетины, кабардинцы, чеченцы.

Преобладает в районе русское население; даже в горных республиках Кавказа  доля русских колеблется от 9% в Дагестане  до 65% в Адыгее.

Пестрый этнический состав — результат  сложной и длительной истории  формирования района. До наступления  новой эры по его равнинам кочевали скифы, а горах жили многочисленные оседлые племена. Среди исконных и пришедших сюда народов: греки, гунны, монголы, половцы, адыги, аланы, хазары и многие другие. Славяне  появились на Северном Кавказе в IX в. н.э.

Историко-географический очерк. Массовая русская колонизация европейского Юга началась в конце 16 в. В результате бегства крестьян из Центральной России здесь возникло казачье Донское войско. В 18 веке к донским и терским казакам присоединились и запорожские, образовавшие здесь кубанское казачество. Казаки вели активные военные действия против Персии, Крыма, а временами - против русского царя.

Кавказ в течение столетий находился  в сфере интересов трех могучих  империй: России, Турции, Персии. Каждая из них претендовала на владычество  над этими грандиозными природными воротами из Азии в Европу. Причем отношение  к этому соперничеству самих  кавказцев учитывалось недостаточно.

В начале прошлого века Россия отстояла свои права на Грузию, Армению и  Азербайджан в войнах с Персией  и Турцией. Народы Северного Кавказа (все кроме осетин - исламские) как  бы «автоматически» отошли к России. Царская администрация попыталась навязать вольным обществам горцев российские законы и обычаи (в частности  был введен запрет на набеги — обычный  промысел горцев). Горские народы оказали  русским войскам ожесточенное сопротивление. Так столкновение несхожих культур, принадлежащих к двум разным цивилизациям (европейской и азиатской), усиление неравенства в обществе горцев и другие причины привели к начавшейся в 1817 году Кавказской войне. В результате кровопролитных сражений, стоивших жизни десяткам тысяч горцев и российских солдат и офицеров, в 1864 году война была признана официально оконченной, Кавказ — покоренным. Немалая часть горцев, не желая жить под властью русского царя, переселилась в Переднюю Азию.

Устранению напряженности на Кавказе  не способствовала попытка провести административно-территориальное деление  района по национальному признаку. Ситуация была также усложнена депортацией  многих северокавказских народов в  годы сталинизма и военными действиями в Чечне с 1994г. и по сей день.

Социально-политическая обстановка в  районе остается очень сложной. Последние  годы рост национального самосознания северо-кавказских народов используется радикальными преступными группировками в своих страшных целях. Проблема усугубляется тяжелейшим социально- экономическим положением (безработица, разрушенная инфраструктура, самый низкий в стране уровень жизни).

Решение политических и национальных проблем в районе требует принятия мер по оздоровлению экономической  ситуации, решения проблемы занятости, координации взаимодействия республиканских, федеральных и предпринимательских  структур.

  Общая характеристика хозяйства. Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Миллерово — Ростов — Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку и Волгоград — Сальск — Краснодар — Новороссийск, пересекающиеся в 'Тихорецке. От них отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину.

В районе располагается крупнейший нефтеналивной порт России— Новороссийск.

На территории района проходит более 200 основных транспортных магистралей, из них 60 - общереспубликанского и международного значения. 

В межрайонном обмене Северный Кавказ выступает поставщиком продукции  сельскохозяйственного, энергетического  и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и легкой промышленности, агропромышленного комплекса. Вывозятся  также цемент и уголь. Основные продукты ввоза — прокат черных металлов, некоторые виды минеральных удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, автомобили, тракторы, а в последнее  время нефть.

Агропромышленный комплекс Северного  Кавказа дает более половины всего  совокупного продукта, производимого  в районе. Центральным звеном его  является сельское хозяйство, для развития которого здесь имеются исключительно  благоприятные условия. Достаточно отметить, что в расчете на душу населения в районе производится сельскохозяйственной продукции на 40% больше, чем в среднем по России.

В экономике Северного Кавказа  значительную роль играют также топливно-энергетический, металлургический, химический комплексы, комплекс отраслей по производству непродовольственных  товаров народного потребления, производство цемента и других строительных материалов. В районе развито сельскохозяйственное, энергетическое и транспортное машиностроение.

Свыше 70% всего парка сельскохозяйственной техники России выпускает ОАО  «Ростсельмаш» (г. Ростов-на-Дону). Компания «Рост- сельмаш» входит в пятерку  крупнейших мировых производителей комбайнов и сельскохозяйственной техники. Современное оборудование для атомных электростанций, металлургической и нефтегазо-химической промышленности производит Волгодонское ОАО «ЭМК- Атоммаш».

В Таганроге работает предприятие  по производству оборудования для теплоэнергетики  — котлостроительный завод «Красный котельщик». Его основная продукция — энергетические и отопительные котлы большой мощности, парогенераторы для парогазовых установок, теплообменная и водоподготовительная аппаратура.

Единственное в России предприятие  по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов «Новочеркасский  электровозостроительный завод» находится  в Ростовской области.

Авиационная промышленность представлена ОАО «Роствертол» (производство вертолетов) и ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» (производство гидросамолетов и самолетов-амфибий).

Автомобилестроение представлено ООО «ТагАЗ» (Таганрогский автомобильный  завод). Предприятие создано в 1998 г. на базе незадействованных и находящихся в незавершенном строительстве объектов Таганрогского комбайнового завода. Введена в эксплуатацию первая очередь производства по выпуску автомобилей.

Северный Кавказ — крупнейший в России поставщик зерна. Главная зерновая культура — озимая пшеница. Основными районами ее возделывания являются Краснодарский край. Ростовская область и западная часть Ставрополья. Широко распространены посевы кукурузы. Значительные площади заняты под такой ценной зерновой культурой, как рис. Он выращивается в низовьях Кубани (Кубанские плавни), а также на поливных землях Ростовской области и Дагестана.

В районе производятся технические  культуры: подсолнечник, сахарная свекла, табак. Северный Кавказ — крупный  район садоводства и виноградарства. Здесь находится около трети всех плодово-ягодных насаждений и почти все виноградники Российской Федерации. Северный Кавказ — единственный в России район, где выращиваются субтропические культуры — чай, цитрусовые, хурма, инжир (главным образом на Черноморском побережье Краснодарского края).

Высокой товарностью отличается животноводство. Здесь разводят крупный рогатый  скот, свиней, птицу. Важное значение имеет  овцеводство, особенно тонкорунное. На долю Северного Кавказа приходится половина тонкой шерсти, заготавливаемой  в России.

   Формирование рыночных отношений и инфраструктура.  На территории СКЭР функционирует около 10% предприятий и организаций РФ, большинство — в сфере торговли и общественного питания (30%), сельского хозяйства (20%), промышленности (10%), строительства (9%). Растет число предприятий и организаций в отраслях информационно-вычислительного обслуживания и операциях с недвижимым имуществом.

Развитие региона и  его проблемы.       В ближайшие годы Северный Кавказ, возможно, реализует выгоды своего экономико-географического положения.

В перспективе в экономике Северо-Кавказского  района ожидает уменьшение доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии. Вместе с тем получат развитие автомобилестроение и самолетостроение, производство оборудования для аграрного  сектора, отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, индустрии строительных материалов; в Таганроге будут производить теплообменное оборудование для атомных электростанций, предполагается развитие базы электроэнергетики: намечено строительство Зарамагской ГЭС в Северной Осети, Нижне-Терекского каскада ГЭС в Кабардино-Балкарии, Ирганайской ГЭС в Дагестане, Ачалукской ГЭС в Ингушетии, тепловой электростанции в Карачаево-Черкесии, предусмотрена реконструкция Каменской ТЭЦ в Ростовской области; обсуждается проблема ввода в действие Ростовской АЭС. В республике Дагестан возможно освоение новых нефтяных месторождений «Инчхе-море» и Дмитриевского и создание собственных мощностей по нефтепереработке. В Ростовской области намечено произвести реструктуризацию угольной промышленности: выделить наиболее эффективные шахты на самостоятельный баланс, закрыть убыточные шахты и создать новые рабочие места в угольных городах.

Будут создавать новые мощности по производству сахара в Краснодарском  и Ставропольском краях, Ростовской области, Карачаево-Черкесии и Адыгее.

Большие изменения произойдут в  морском транспорте Северного Кавказа. В настоящее время принята  программа развития российских портов на Черном море. Она рассчитана на увеличение грузооборота до 145-150 млн.т в год. Кроме значительного увеличения территории и мощностей действующих  портов, намечено новое строительство  в Геленджике, на Таманском полуострове  и в Керченском проливе.

Важнейшей задачей остается повышение  эффективности работы АПК Северного  Кавказа: увеличение урожайности всех культур, совершенствование сельскохозяйственной специализации каждой части района с учетом природных и климатических  условий, укрепление производственной базы сельского хозяйства и кормовой базы животноводства. Необходимо увеличивать  число фермерских хозяйств.

Нестабильность социально-политической обстановки последних лет привела  к спаду развития реакционной  сферы, включая и туризм, и отдых. Учитывая уникальность природных рекреационных  ресурсов Северного Кавказа, необходимо сделать все возможное для  его восстановления и дальнейшего  развития.

Социально-политическая обстановка на Северном Кавказе продолжает оставаться сложной. Основой имеющихся здесь  проблем, в том числе национальных, являются тяжелое социально-экономическое положение в некоторых республиках, бедность населения, депрессивность экономики. Для решения политических и национальных проблем необходимо принятие срочных мер, направленных на оздоровление в районе экономической ситуации, решение проблемы безработицы, повышение уровня доходов населения, развитие рыночных рычагов и стимулов.

 

Заключение

Основной вывод можно  сделать следующий, что размещение отдельных отраслей машиностроения зависит от характера производства, его трудоемкости, потребностей в квалифицированной рабочей силе, показателей расходов сырья, энергии и оборудования в расчете на выпуск единицы продукции.

Для стимулирования развития машиностроительного производства России необходимо обеспечить отечественных производителей государственными заказами, в том числе и на инновационную продукцию и, безусловно, необходимо существенно увеличить финансирование отечественной науки.

Машиностроения страны требует технического перевооружения, реконструкции, переспециализации тех предприятий, которые производят ненужную обществу продукцию. Новое направление — это создание небольших и средних заводов, выпускающих приборы, продукцию общемашиностроительного назначения, товары народного потребления. Это даст возможность более эффективно использовать возможности отдельных районов.

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учебное пособие для студ. ВУЗов / Под ред. проф. В.Г. Глушковой: в 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.-Ч.1.-430С.
    2. Керашев М.А., Ветров А.П. Экономическая география и регионалистика – Краснодар, 2002 г.
    3. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шинов С.С. Экономическая география России: учебное пособие для ВУЗов – М.: ЮНИТИ, 2000 г.
    4. Экономическая и социальная география России: учебник для вузов/под ред. проф. А.Т. Хрущева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дрофа», 2006.-607 с.
    5. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М.: кнорус, 2005.
    6. А.Л. Чепалыга, Г.И. Чепалыга  / Регионы России. Справочник/ Москва. 2006г.

 


Информация о работе Основные формы территориальной организации машиностроительного производства