Основные формы территориальной организации машиностроительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

В наше время машиностроение служит основой экономики любой страны и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического процесса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.
Машиностроение - целый комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Условно в составе машиностроения мира можно выделить три большие группы, охватывающие более 90% всех товаров, выпускаемых этой отраслью, и приблизительно равными по стоимости: 1) общее машиностроение, 2) транспортное машиностроение, 3) электротехника (включая электронику).

Содержание

I Вопрос стр.
Введение 3
1 Понятие и сущность машиностроительного производства 3
2 Основные формы территориальной организации машиностроительного производства. 6
II Вопрос
Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского района 8
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная география.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный  технологический университет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

 

по дисциплине Экономическая география и регионалистика

на тему: Основные формы территориальной организации машиностроительного производства.

Выполнила:  студентка 2 курса

факультета  заочного обучения

  Радченко  Елена Сергеевна

      Шифр:12-ЗЭБ-109.

Специальность:080100

                                                    Рецензент контрольной работы ___________


Допущена к защите______________________

                                           Защищена____________________

  Члены комиссии: _______________________


 

 

Краснодар, 2014

План:

 

I Вопрос                                                                                                                стр.                                                                     

Введение                                                                                                                  3

1 Понятие и сущность машиностроительного производства                             3

2 Основные формы территориальной организации машиностроительного производства.                                                                                                          6

II Вопрос                                                                                                                

Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского района      8

Заключение                                                                                                            16

Список литературы                                                                                               17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В наше время машиностроение служит основой экономики любой страны и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит  исключительно важная роль в ускорении научно-технического процесса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.

Машиностроение - целый комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Условно в составе машиностроения мира можно выделить три большие  группы, охватывающие более 90% всех товаров, выпускаемых этой отраслью, и приблизительно равными по стоимости: 1) общее машиностроение, 2) транспортное машиностроение, 3) электротехника (включая электронику). 

Сначала мы дадим подробное определение машиностроению, после чего  выполним главную цель контрольной работы: выявим основные формы территориальной организации машиностроительного  производства.

 

Понятие и сущность машиностроительного производства

 

Машиностроение  — отрасль промышленности, производящая всевозможные машины, оборудование, орудия труда, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Машиностроение делится  на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая  промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством  технологического оборудования для  различных отраслей промышленности.

Тяжёлое машиностроение:

  • Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин — грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.))
  • Энергомашиностроение

Производство технологического оборудования по отраслям:

  • Строительное и коммунальное машиностроение
  • Сельскохозяйственное машиностроение
  • Нефтегазовое машиностроение
  • Химическое машиностроение
  • Лесопромышленное машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станко-инструментальное машиностроение, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

  • Автомобильная промышленность
  • Тракторостроение
  • Станкостроение
  • Робототехника
  • Инструментальная промышленность
  • Оборудование легкой промышленности
  • Оборудование пищевой промышленности
  • Промышленность бытовых приборов и машин

Ведущие отрасли точного  машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

  • Приборостроение
  • Радиотехническая и электронная промышленность
  • Электротехническая промышленность

Производство  металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование  средств производства, методов организации  производства (к прим. использование  технологий серийного и массового  изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

В экономически развитых странах  на долю машиностроительных производств  приходится от 30 до 50% общего объема выпуска  промышленной продукции (в Германии – 53,6%, Японии – 51,5%, Англии – 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%). Это обеспечивает техническое перевооружение всей промышленности каждые 8-10 лет. При этом доля продукции  машиностроения в ВВП стран Евросоюза  составляет 36-45%, в США – 10%, в России машиностроение обеспечивает 18% ВВП.

 

Основные формы  территориальной организации машиностроительного  производства

Машиностроение развито  во всех районах страны, но специализация  его различна в разных регионах.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые  влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты  специализация (сосредоточение предприятия  на выпуске одного или нескольких видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой  продукции участвуют несколько  предприятий). Например, автомобильный  завод выпускает один вид продукции  — автомобили, а многие детали и  узлы получает от других предприятий, число которых может быть очень  велико. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть (Центральная  Россия, Поволжье). Транспортный фактор — важный фактор размещения машиностроения.

Автомобилестроение  — одна из главных отраслей среднего машиностроения. В настоящее время по производству легковых автомобилей выделяются Волжский автомобильный завод — ВАЗ в г. Тольятти (почти 70% общего количества), АЗЛК в Москве и «Ижмаш». Выпуск грузовых автомобилей осуществляется в основном на пяти предприятиях: ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск), УралАЗ (Миасс). Производство автобусов осуществляется в городах Ликино, Голицино, Яхроме, Кургане, Краснодаре; микроавтобусов на базе ЗИЛ — в Москве, на ГАЗе. 

Производство многих видов  машиностроительной продукции требует  больших затрат труда людей, высокой  квалификации рабочих. Особенно трудоемки  приборостроение, производство ЭВМ  и другие новейшие отрасли. Эти отрасли  также требуют постоянного внедрения  последних достижений науки, т. е. являются наукоемкими.

 
          Многие машиностроительные  производства, особенно тяжелое  машиностроение (производство оборудования  для металлургии, горнодобывающей  промышленности), металлоемки, поэтому  важным фактором их размещения  является близость крупных металлургических  предприятий.

    Крупнейшие центры тяжелого машиностроения сложились на Урале, юге Западной Сибири, т. е. в районах, где производится много металла. (лидер отрасли — «Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири (Красноярский завод, предприятия Кузбасса), в Центральном, Центрально-Черноземном районах. 
     Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта, ориентируется прежде всего на выгодное экономико-географическое положение. Так, например, судостроение ориентировано на морские и речные порты (Нижний Новгород, Мурманск, Астрахань, Санкт Петербург, Тюмень, Хабаровск, Владивосток).

Многие виды машиностроительной продукции  нужны везде, но некоторые (например, льноуборочные комбайны, тракторы для  вывоза леса) требуются только в  отдельных регионах. При этом такие  машины сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров, значит их выгоднее производить в  районах потребления. Поэтому близость потребителя то же влияет на размещение отрасли.

Сельскохозяйственное машиностроение  - тяготеет к местам потребления готовой продукции, специализация предприятий находится в соответствии с профилем сельского хозяйства в разных районах. Производство зерновых комбайнов сосредоточено, например, на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красноярск).

Станкостроение, точное и  военное машиностроение ориентированы  на крупные научно-производственные центры, которые имеют выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, места сосредоточения высококвалифицированных трудовых ресурсов и научных кадров (Москва, Санкт Петербург, Новосибирск). Эта группа отраслей выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью.

 

Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского  района

Введение. Состав района: (10 субъектов федерации) — Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская обл.

Площадь— 355,1 тыс. км2, население— 19 445 604 человек (13,6 %).

Географическое  положение. Это самый южный район страны. Он имеет выход к Азовскому, Чёрному и Каспийскому морям. Район находится на пересечении транспортных магистралей из северных, центральных и восточных районов России в страны Закавказья, Средиземноморья и зарубежной Азии. Он граничит с развитыми районами Украины, а также с Поволжским и Центрально-Чернозёмным районами России.

Природные условия и  ресурсы. Наличие в названии района слова «Кавказ» наводит на мысль о горном характере этого района. На самом же деле северный склон Кавказского хребта занимает незначительную часть района. Преобладающий равнинный рельеф в сочетании с долгим жарким и солнечным летом и плодороднейшими чернозёмами создают здесь наиболее благоприятные в стране условия для ведения сельского хозяйства. Не случайно этот район называют Европейским Югом. Минеральные ресурсы относительно невелики. Хозяйственное значение имеют уголь в Ростовской области, нефть Чечни и природный газ Ставрополья. В Северной Осетии — Алании — разрабатываются месторождения полиметаллических, в Кабардино-Балкарии — вольфрамово-молибденовых, а в Карачаево-Черкесии — медных руд. Северо-Кавказский район России имеет наилучшие условия для развития санаторно-курортного хозяйства и многих видов отдыха и туризма. На многих участках побережья расположены удобные пляжи. Даже в зимние месяцы на юге побережья температуры положительные. Кроме отдыха, здесь можно лечить многие болезни . Наиболее крупным курортом являются Большие Сочи . Другие курорты - Анапа, Геленджик, Туапсе . На Черноморское побережье приходится половина емкости лечебных и курортных учреждений Северного Кавказа .

 Население. Район густо заселен. При относительно небольшой площади, Северный Кавказ обладает третьим по численности населением в России. Демографические показатели разных частей района сильно отличаются друг от друга. В Ростовской области, например, доля горожан составляет 67,9%, а в Дагестане— лишь 41%. Средняя плотность населения — около 49,5 чел./км2, что в пять раз выше, чем в среднем по России; наибольшая плотность отмечается в предгорных районах и на Кубани, менее заселены Ставрополье и Дагестан.

Информация о работе Основные формы территориальной организации машиностроительного производства