Выбор оптимального местоположения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Выбор месторасположения торгового предприятия является ключевым решением, которое должна принять компания, работающая в сфере розничной торговли. С одной стороны, месторасположение магазина определяет потенциальное количество клиентов и оборот. С другой стороны, в зависимости от места стоимость получения прав на строительство и аренду земли может различаться в несколько раз. Наконец, размещение магазина влияет на его имидж и имидж марки торговой сети. Но если арендная плата и стоимость получения прав на строительство известны заранее, то оборот можно только прогнозировать. Поэтому прогнозирование оборота является центральной и наиболее сложной процедурой при выборе местоположения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные теории размещения хозяйства и оптимальное местонахождения предприятия……………………………………………………………………....6
2. Выбор местоположения промышленного предприятия………..………......16
3. Численная реализация задачи……………………………………..…………22
3.1 Матрица парных сравнений………………………………………………..18
3.2 Метод контрольного списка………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая оптимальное местонахождение компании.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

Однако в связи с явной тенденцией развития торговых центров и промышленных парков решение о размещении промышленного предприятия зачастую принимает разработчик, а не сам предприниматель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          3 Численная реализация задачи

                        3.1  Матрица парных сравнений.

Рассмотрим  в работе оптимальное местонахождение  торговой компании. Пусть экспертная, которая занимается выбором оптимального местонахождения компании, отобрала пять вариантов местонахождения: В1, В2, В3, В4, В5. При выборе учитываются такие критерии как: К1 – стоимость строительства,  К2 – удаленность от населенны пунктов, К3 – наличие дорог и парковки, К4 – отдаленность от мест закупки товара, К5 – заселенность района.

Построим матрицы  попарных сравнений для критериев  К1,…,К5, а затем для альтернатив  В1,…,В5 по каждому из критериев. Матрица  имеет вид  , где элемент матрицы интерпретируется как коэффициент превосходства i-го объекта над j-м объектом. Оценка происходит по шкале, представленной в таблице 1.

Таблица 1 –  Таблица важности.

1

равная важность

2

 

3

умеренное превосходство  одного над другим

4

 

5

существенное  превосходство одного над другим

6

 

7

значительное  превосходство одного над другим

8

 

9

очень сильное  превосходство одного над другим


 

Далее по каждой из матриц вычисляются собственные  вектора: корень n-й степени из произведения элементов каждой строки матрицы. Затем вычисляется вес критерия: собственный вектор i-й строки разделить на сумму собственных векторов.

Определение наилучшей  альтернативы происходит по формуле: , где vj - показатель качества j-й альтернативы; wj - вес i-гo критерия; vji — важность j-й альтернативы по i-му критерию.

 

Таблица 2 –  Матрица сравнения критериев.

критерии

К1

К2

К3

 

К4

К5

Соб. вектор

вес

К1

1

4

3

4

3

2,702

0,439

К2

0,25

1

5

3

2

1,496

0,243

К3

0,33

0,2

1

3

3

0,901

0,146

К4

0,25

0,33

0,33

1

3

0,606

0,098

К5

0,33

0,5

0,33

0,33

1

0,448

0,073

           

6,153

1,000


 

Таблица 3 –  Сравнение по критерию К1

альтернативы

В1

В2

В3

В4

В5

Соб. вектор

вес

В1

1,00

0,17

0,14

0,11

0,50

1,139

0,144

В2

6,00

1,00

0,25

0,20

0,25

1,504

0,191

В3

7,00

4,00

1,00

0,25

0,17

1,655

0,210

В4

9,00

5,00

4,00

1,00

0,20

1,806

0,229

В5

2,00

4,00

6,00

5,00

1,00

1,783

0,226

           

7,887

1,000


 

 

 

 

Таблица 4 –  Сравнение по критерию К2

альтернативы

В1

В2

В3

В4

В5

Соб. вектор

вес

В1

1,00

0,13

0,17

0,20

0,33

0,268

0,038

В2

8,00

1,00

2,00

4,00

5,00

3,170

0,445

В3

6,00

0,50

1,00

5,00

3,00

2,141

0,300

В4

5,00

0,25

0,20

1,00

4,00

1,000

0,140

В5

3,00

0,20

0,33

0,25

1,00

0,548

0,077

           

7,127

1,000


 

Таблица 5 –  Сравнение по критерию К3

альтернативы

В1

В2

В3

В4

В5

Соб. вектор

вес

В1

1,00

7,00

5,00

3,00

4,00

3,347

0,504

В2

0,14

1,00

4,00

4,00

2,00

1,355

0,204

В3

0,20

0,25

1,00

4,00

4,00

0,956

0,144

В4

0,33

0,25

0,25

1,00

4,00

0,608

0,092

В5

0,25

0,50

0,25

0,25

1,00

0,379

0,057

           

6,646

1,000


Таблица 6 –  Сравнение по критерию К4

альтернативы

В1

В2

В3

В4

В5

Соб. вектор

вес

В1

1,00

3,00

2,00

4,00

2,00

2,169

0,331

В2

0,33

1,00

5,00

9,00

5,00

2,371

0,362

В3

0,50

0,20

1,00

5,00

5,00

1,201

0,183

В4

0,25

0,11

0,20

1,00

2,00

0,407

0,062

В5

0,50

0,20

0,20

0,50

1,00

0,398

0,061

           

6,546

1,000


 

Таблица 7 –  Сравнение по критерию К5

альтернативы

В1

В2

В3

В4

В5

Соб. вектор

вес

В1

1,00

0,11

0,25

5,00

0,33

0,541

0,084

В2

9,00

1,00

0,13

0,20

0,50

0,646

0,101

В3

4,00

8,00

1,00

3,00

4,00

3,288

0,512

В4

0,20

5,00

0,33

1,00

0,50

0,699

0,109

В5

3,00

2,00

0,25

2,00

1,00

1,246

0,194

           

6,419

1,000


 

Выбор наилучшей  альтернативы:

VВ1=0,439*0,144+0,243*0,038+0,146*0,504+0,098*0,331+0,073*0,084=

=0,185

VB2=0,439*0,191+0,243*0,445+0,146*0,204+0,098*0,362+0,073*0,101=

=0,266

VB3=0,439*0,210+0,243*0,3+0,146*0,144+0,098*0,183+0,073*0,512=

=0,241

VB4=0,439*0,229+0,243*0,14+0,146*0,092+0,098*0,062+0,073*0,109=

=0,162

VB5=0,439*0,226+0,243*0,077+0,146*0,057+0,098*0,061+0,073*0,194=

=0,146

VB2=0.266 – max. Значит наилучшим местом постройки является В2.

                   3.2  Метод контрольного списка

Пусть у эксперта есть некоторые варианты расположения торговой компании: А, Б, В,Г, Д, Е, Ж, З, И, К. Эксперт будет оценивать привлекательность данных месторасположений, используя следующие критерии: К1 – стоимость строительства,  К2 – удаленность от населенны пунктов, К3 – наличие дорог и парковки, К4 – отдаленность от мест закупки товара, К5 – заселенность района, К6 – общественный транспорт, К7 – поток прохожих в час, К8 – отдаленность от других торговых компаний.

Эксперт при  оценке использует некоторую количественную шкалу. Т.к. все критерии неоднородные и имеют разную значимость, то им приписываются разные максимальные числовые значения. В соответствии с этими значениями строится таблица.

 

Таблица 8 - оценки вариантов расположений предприятий  торговли.

Критерий

Оценка

Значение критерия

вариант

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

К1

100

90

80

100

60

100

85

90

90

75

100

2

К2

130

130

100

115

95

100

110

130

100

115

90

3

К3

110

85

100

110

95

80

110

105

70

110

95

4

К4

110

100

110

100

100

110

60

85

110

95

105

5

К5

120

85

110

120

95

75

120

110

90

90

110

6

К6

130

130

130

130

130

130

130

130

130

130

130

7

К7

120

100

95

75

105

60

45

95

75

105

100

8

К8

110

105

110

90

95

110

100

100

75

85

65

сумма

825

835

840

775

765

760

845

740

805

795

Информация о работе Выбор оптимального местоположения предприятия