Анализ и предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 02:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного проекта заключается в анализе и оценке эффективности управления государственной собственностью в научной и научно-технической сфере Архангельской области.
Задачами данного курсового проекта являются изучить нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос; изучить историю вопроса в России и за рубежом; провести анализ и дать оценку эффективности управления собственностью в научной и научно-технической сфере Архангельской области; сформулировать предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью в научных и научно-технических организациях Архангельской области.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Государственная собственность………………………………………………………………4
2 Нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос……………………………....7
3 Государственная собственность в научной и научно-технической сфере в России и за рубежом…………………………………………………………………………………………15
4 Анализ и предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью ………………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word КУРСАЧ.docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

2. В государственной собственности Архангельской области (далее также — областная собственность) находятся имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти Архангельской области по предметам ведения Архангельской области, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, средства бюджета Архангельской области (далее — областной бюджет) и территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области, имущественные права Архангельской области и иное имущество в соответствии с федеральными законами.

(в ред. законов Архангельской области от 06.02.2008 N 475-24-ОЗ, от 20.05.2009 N 18-3-ОЗ, от 02.07.2012 N 499-32-ОЗ)

Учет имущества, находящегося в областной собственности, а также объектов федеральной собственности и имущества, переданных в управление Архангельской области, составление реестра этого имущества и своевременное внесение в него изменений осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области.

(в ред. постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 09.12.2003 N 660, закона Архангельской области от 06.02.2008 N 475-24-ОЗ)

3. Правительство Архангельской  области управляет федеральной  собственностью, переданной в управление Архангельской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 3 в ред. закона Архангельской области от 02.07.2012 N 499-32-ОЗ)

4. Владение, пользование и распоряжение объектами областной собственности, в том числе их отчуждение, залог и приватизация, осуществляются Правительством Архангельской области и иными исполнительными органами государственной власти Архангельской области в соответствии с федеральными и областными законами.

(в ред. постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 09.12.2003 N 660, законов Архангельской области от 06.02.2008 N 475-24-ОЗ, от 20.05.2009 N 18-3-ОЗ)

5. Порядок создания областных  фондов, доходы которых формируются  за счет добровольных взносов (пожертвований) юридических и физических лиц, определяется законодательством Российской Федерации.

(п. 5 введен постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 25.11.2004 N 943; в ред. закона Архангельской области от 20.05.2009 N 18-3-ОЗ)

В-четвертых, существует целевая программа Архангельской области 
«Капитальный ремонт зданий, находящихся в государственной собственности Архангельской области, на 2012-2014 годы».  

Исполнители 
Программы

-

агентство по ремонту объектов, находящихся в государственной собственности Архангельской области, и сохранению объектов 
культурного наследия Архангельской области; 
министерство образования и науки Архангельской области; 
министерство здравоохранения Архангельской области;

министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области; 
министерство культуры Архангельской области; 
организации, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее - исполнители, определяемые в соответствии с законодательством о размещении госзаказа)»;


 

Контроль за реализацией программы осуществляется Правительством Архангельской области, государственным заказчиком-координатором программы и государственными заказчиками программы. Государственный заказчик-координатор отвечает за реализацию программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.

Государственные заказчики программы отвечают за реализацию программы в части мероприятий, исполнителями которых они являются, обеспечивают подготовку и реализацию соответствующих программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств при их проведении. 
Контроль за реализацией программы включает в себя ежеквартальную и итоговую отчетность о реализации мероприятий программы, рациональном использовании исполнителями программы выделяемых им средств, качестве реализуемых мероприятий программы, сроках выполнения соглашений. 
   Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет государственному заказчику-координатору отчеты (с нарастающим итогом с начала года) о реализации Программы согласно приложениям N 4 и 5 к Порядку и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации Программы в разрезе мероприятий. 
Государственный заказчик Программы ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляет государственному заказчику-координатору отчеты о реализации Программы (итоговые отчеты о реализации Программы в целом), выполнении ее целевых показателей (индикаторов), показателей результативности Программы по форме согласно приложениям N 2, 4-6 к Порядку, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в разрезе мероприятий. 
 
Государственный заказчик-координатор Программы ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического и конкурентной политики Архангельской области развития отчеты (нарастающим итогом с начала года) о реализации долгосрочной целевой программы по форме согласно приложениям N 4 и 5 к настоящему Порядку и пояснительную записку, содержащие информацию о результатах реализации долгосрочной целевой программы в разрезе мероприятий. 
 
Государственный заказчик-координатор программы ежегодно, до 01 марта года, следующего за отчетным, представляет в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области отчет о реализации программы (итоговый отчет о реализации Программы в целом) по форме согласно приложениям N 2,4-6 к Порядку, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программы. 
 
Государственный заказчик-координатор программы после доведения министерством финансов Архангельской области лимитов бюджетных обязательств на текущий год представляет до 01 марта текущего года в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области план реализации Программы на текущий год согласно приложению N 7 к порядку. 
 
Государственный заказчик-координатор программы в составе годовой и квартальной бюджетной отчетности направляет в министерство финансов Архангельской области сведения об исполнении программы по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, а также статистическую и аналитическую информацию о реализации программы. 
 
Государственный заказчик-координатор программы после получения заключения о реализации программы от министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области представляет отчет о реализации программы по итогам за год (итоговый отчет о реализации программы в целом) по форме согласно приложениям N 4 и 6 к порядку в Правительство Архангельской области. 
Отчет, подготовленный по итогам реализации программы за текущий год, рассматривается и утверждается на заседании Правительства Архангельской области.

И в-пятых, закон Архангельской области от 29.10.2012 N 567-34-ОЗ "О государственной поддержке инновационной деятельности в Архангельской области". Там прописано, что в целях оказания государственной поддержки инновационной деятельности создается областное государственное учреждение - Инновационный центр Архангельской области. Инновационный центр разрабатывает и содействует реализации проектов, направленных на поддержку инновационной деятельности, оказывает субъектам инновационной деятельности консультационную, информационную, экспертную, аналитическую и организационную помощь в реализации инновационных проектов; организует исследования с целью выявления потребностей отраслей экономики области в инновациях, проводит соответствующие маркетинговые и социологические исследования; содействует коммерциализации результатов научно-технической деятельности и повышению эффективности инновационного бизнеса.

В целях оказания государственной поддержки посредством аккумулирования и инвестирования денежных средств в инновационные проекты в области может быть создан региональный венчурный фонд, учредителем которого является область в лице уполномоченного исполнительного органа. Венчурный фонд формируется за счет средств областного бюджета. Фонд вправе привлекать средства федерального бюджета и внебюджетных источников. Фонд осуществляет финансовое обеспечение инновационных проектов, предоставляет субъектам инновационной деятельности поручительства по обязательствам, связанным с осуществлением ими инновационной деятельности, а также участвует в подготовке проектов правовых актов, регламентирующих порядок проведения конкурсов инновационных проектов. В составе венчурного фонда создается экспертный совет, к основным функциям которого относятся проведение экспертизы инновационных проектов, представленных на конкурс, подготовка рекомендаций по определению объема финансирования инновационных проектов, разработка предложений в сфере развития инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Государственная собственность  в научной и научно-технической  сфере в России и за рубежом

Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основой участия государства в экономике являются экономические, в частности фискальные, меры. При этом государства стремятся уменьшить свое непосредственное участие в производственном процессе (например, Германия). В этой связи одним из основных способов управления федеральной собственностью становится приватизация предприятий. Рассмотрим опыт различных стран в проведении приватизации.

Великобритания

Приватизация в Великобритании началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Большую часть общей суммы в 97 миллиардов долларов, поступившей от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Гэз, Бритиш Эйруэйз и Бритиш Петролеум. Среди других основных достижений британской программы приватизации можно назвать:

1) значительно возросшую  эффективность и прибыльность  бывших государственных предприятий;

2) значительный рост числа  акционеров (от 4% взрослого населения  в 1979 г. до более 25% в середине 90-х  годов);

3) значительное сокращение  государственных субсидий ГП.

Хотя бюджетный дефицит в стране по-прежнему большой, в 1995 году он составлял 6% от ВВП, общее влияние приватизации на состояние государственных финансов Великобритании было положительным. По данным "Евромани" (февраль 1996 г.), в 1981 году затраты на ГП обходились британским налогоплательщикам в 50 млн. фунтов стерлингов в неделю, выплачиваемых в форме субсидий; те же самые компании сейчас вносят в казну страны 55 млн. в неделю в форме налогов. Такой поворот событий не был бы возможен без приватизации.

Основными чертами британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи.

Великобритания стимулировала широкое владение акциями посредством особого внимания к их розничному распределению, установления скидок на предлагаемую цену, доступности акций через посредничество банков и широкомасштабных рекламных кампаний в средствах массовой информации, а также создания различных программ стимулирования покупки акций сотрудниками предприятий и структур, предлагающих акции.

Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включая лицензирование и контроль за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Регулирование с помощью установления потолка цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе уровня возврата инвестиций, которое не способствует эффективности.

Франция

Французская программа приватизации, начатая в 1986 году правительством Ширака, была приостановлена в 1988 году и возобновлена в 1993 году правительствами Балладура и Жюппе частично из-за озабоченности по поводу бюджета. Франции предстоит сократить свой бюджетный дефицит с 5,3% до 3% от ВВП к 1998 г. с тем, чтобы удовлетворять критериям Маастрихта в отношении членства в Европейском валютном союзе.

В ходе приватизации до сегодняшнего дня было получено примерно 43 млрд. долларов, в ближайшие два-три года предстоит продать 25 государственных групп, при этом ожидается получить доход в 11 млрд. долларов. Приватизационная кампания способствовала увеличению числа акционеров во Франции в 1994 году с 4,5 млн. до 5,7 млн., то есть на 27%.

Отличительной чертой французской программы является сохранение правительством значительного контроля за приватизированными компаниями. Во Франции впервые были опробованы методы, которые позднее были использованы в других странах, в частности, во франкоговорящих странах Африки. Они включают методы:

1) автоматическое распределение  акций между сотрудниками приватизированных  компаний;

2) частное размещение крупных  блоков акций у "стабильного  ядра" (noyau dur) институциональных инвесторов, которые не будут использовать  эти акции в спекулятивных  целях, способствуя таким образом  их будущему твердому положению  на фондовом рынке.

Французское правительство часто использовало "золотую акцию". Однако это использование предотвратило выгодную операцию по слиянию Рено с Вольво в 1994 году, когда акционеры Вольво отказались одобрить эту сделку, предоставляющую неограниченные полномочия французским властям (Приложение 2).

Недавние проблемы с предложением акций в широкую продажу во Франции связаны с тем, что у инвесторов сложилось впечатление, что французское правительство и после приватизации будет продолжать свое постоянное вмешательство. Это одна из причин, по которой от продажи акций вместо планируемых 11 млрд. долларов удалось получить только 4 млрд. долларов. Еще одной проблемой общего характера является относительная слабость внутреннего рынка капитала в стране.

Италия

Приватизация в Италии была начата в 1992 г. правительством Амато с целью продажи нескольких государственных банков, страховых компаний, производственных предприятий и крупных компаний коммунальных услуг. Сюда вошли три крупнейшие государственные организации: IRI (Индустриальное реконструкционное агентство), NI (энергетическая группа) и N L (электрическая компания). Хотя и предыдущие правительства продавали некоторые предприятия, в Италии еще не было приватизации в таких широких масштабах.

Общий закон о приватизации был принят в 1992 г., согласно которому все ГП превращались в совместные предприятия, целиком принадлежащие итальянскому министерству финансов и для их продажи не требовалось дальнейшего одобрения парламента. До 1996 г. правительство получило около 17 млрд. долларов в виде поступлений от продаж, и итальянские власти предполагают получить еще 64 млрд. долларов в ближайшие пять лет после того, как будут проданы крупные компании, такие как NI и ST T (телекоммуникационная холдинговая компания). Правительство также надеется получить еще 12,9 млрд. долларов от продажи своих банковских авуаров и принадлежащей ему недвижимости.

Информация о работе Анализ и предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью