Анализ и предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 02:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного проекта заключается в анализе и оценке эффективности управления государственной собственностью в научной и научно-технической сфере Архангельской области.
Задачами данного курсового проекта являются изучить нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос; изучить историю вопроса в России и за рубежом; провести анализ и дать оценку эффективности управления собственностью в научной и научно-технической сфере Архангельской области; сформулировать предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью в научных и научно-технических организациях Архангельской области.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Государственная собственность………………………………………………………………4
2 Нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос……………………………....7
3 Государственная собственность в научной и научно-технической сфере в России и за рубежом…………………………………………………………………………………………15
4 Анализ и предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью ………………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word КУРСАЧ.docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….2

1 Государственная  собственность………………………………………………………………4

2 Нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос……………………………....7

3 Государственная  собственность в научной и  научно-технической сфере в России  и за рубежом…………………………………………………………………………………………15

4 Анализ и предложения  по повышению эффективности управления  государственной собственностью  ………………………………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………………………...28

Список использованных источников…………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мировой опыт становления технологического рынка в США, Японии, Швеции, Тайване и др. показывает, что основным элементом государственной политики в развитых странах являются программы устойчивого развития и создания техноэкополисов и технопарковых структур как инновационных центров.

В 2000 году в России научными исследованиями и разработками было занято 4145 организаций. Проводимые этими организациями фундаментальные и поисковые исследования способствовали получению новых знаний в областях астрономии и космоса, физики высоких энергий, ядерной физики, физики конденсированных сред, физики квантовых и волновых процессов, биоинженерии, генетики, генома человека, природной среды и климата, изучения океанов и морей, а прикладные исследования и разработки решению проблем социально-экономического развития и модернизации экономики.

В настоящее время функционируют государственные научные фонды, сеть государственных научных центров, идет процесс образования наукоградов. Создана и функционирует первая очередь системы инновационно-технологических центров и технопарковых структур в субъектах Российской Федерации.

Выстроены законодательные основы и нормативно-правовая база научно-технической деятельности. Наука претерпела заметные изменения - стала более открытой и демократичной, изменился характер участия ученых в международном сотрудничестве, исчез чрезмерный административный контроль. Формируемая система финансирования научных исследований и разработок, характеризуется многоканальностью и конкурентностью. 

Цель данного проекта заключается в анализе и оценке эффективности управления государственной собственностью в научной и научно-технической сфере Архангельской области.

Задачами данного курсового проекта являются изучить нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос; изучить историю вопроса в России и за рубежом; провести анализ и дать оценку эффективности управления собственностью в научной и научно-технической сфере Архангельской области; сформулировать предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью в научных и научно-технических организациях Архангельской области.

За счет концентрации ресурсов и научных сил на приоритетных направлениях развития науки и техники, благодаря совместным усилиям исполнительной и законодательной власти, РАН и отраслевых академий наук удалось сохранить основную часть фундаментальной науки - главную стратегическую составляющую общества.

Начали закрепляться положительные тенденции в научно-технической сфере, наметившиеся еще в 1999 году: выделение средств из бюджета на финансирование науки происходит на регулярной основе, исполнение бюджета осуществляется на 100 %; величина средней заработной платы в отрасли “Наука и научное обслуживание” превысила уровень средней заработной платы по экономике в целом; продолжилось выделение целевых средств на укрепление приборной базы науки, поддержку патентной деятельности, строительство жилья для молодых ученых.

В 2001 году ожидается увеличение величины внутренних затрат на исследования и разработки до 77,5 млрд. руб. (в ценах 2000 года). В 2000 году этот показатель составлял 74,9 млрд. руб. Предполагается увеличение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки, до 4176 и численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, до 916,2 тыс., человек, что на 6,2 тыс. человек больше, чем в 2000 году.

Однако в целом ситуация в научной и в научно-технической сфере остается сложной, не удается преодолеть ряд негативных тенденций, наметившихся с начала 90-х годов (остаются проблемы спроса на научно-техническую продукцию, престижа труда в науке, старения научных кадров и другие).

 

 

 

 

 

1 Государственная собственность

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51-ФЗ, ст.214

В экономике ХХ века велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

Этот вид собственности существует на 3-х уровнях:

  • На уровне всей федерации — федеральная собственность.

  • На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.

  • Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).

Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ.

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами – предприятиями и учреждениями – на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это “распределенное” государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства – этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства)  (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (“нераспределенное” государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной именно “нераспределенное” государственное имущество, а не орган государства (казначейство). Это имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы бюджетные средства, которые реально составляют объект такого взыскания. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства (публично-правового образования) по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами.

В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную (публичную) собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством.

Управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом. Возникающие при этом отношения с унитарными предприятиями суть гражданско-правовые. Если учесть, что гражданское законодательство – предмет ведения исключительно Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать гражданско-правовые нормы. Нормы о видах имущества, на отчуждение которого унитарным предприятием требуется согласие собственника, являются гражданско-правовыми нормами, так как в соответствии с п. 1. ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет порядок осуществления права собственности и других вещных прав. В связи с этим нормы законов субъектов Российской Федерации, постановлений глав их администраций и иных правовых актов субъектов Российской Федерации не могут устанавливать в соответствии со ст. 295 ГК РФ иные случаи, когда предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Тем более такие ограничения не могут предусматриваться в уставах унитарных предприятий, договорах их с собственником или в контрактах с руководителями предприятий. При этом следует учесть, что условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос

Регулирующих данный вопрос нормативно-правовых актов в Архангельской области, как оказалось, очень мало. Постараюсь перечислить и раскрыть их суть.

Во-первых, как основной, это закон Архангельской области от 25 февраля 1998 года N 60-14-ОЗ "О региональной научно-технической политике Архангельской области" (с изменениями от 29 октября 2008 г., 23 сентября 2009 г.). Настоящий закон направлен на создание и развитие системы научного сопровождения структурной и промышленной политики Архангельской области, поддержку субъектов научной и (или) научно-технической деятельности в Архангельской области.  Глава II называется: региональная научно-техническая политика Архангельской области. Согласно этой главе статье 4 данного закона, региональная научно-техническая политика Архангельской области - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение органов государственной власти Архангельской области к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Архангельской области в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. А в статье 5 прописано что, региональную научно-техническую политику Архангельской области определяет Правительство Архангельской области, руководствуясь государственной научно-технической политикой, определяемой Президентом Российской Федерации, и приоритетными направлениями научно-технической деятельности на территории области. Статья 6 гласит об определении основных направлений региональной научно-технической политики Архангельской области, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития региональной науки и техники, разработка рекомендаций и предложений по реализации научных и научно-технических программ и проектов по использованию достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественного обсуждения, экспертиз и конкурсов. Далее в законе прописаны полномочия областного Собрания депутатов: 1. утверждение основных направлений региональной научно-технической политики и формирование экономического механизма по ее реализации; 
2. стимулирование научной деятельности через систему налоговых и других экономических льгот; 
3. участие в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссиях, экспертных и рабочих группах; 
4. законодательное регулирование мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе по их материальному обеспечению; 
5. осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.  К полномочиям Правительства Архангельской области относятся: 
1. определение основных направлений региональной научно-технической политики Архангельской области; 
 2. принятие постановлений об осуществлении исполнительными органами государственной власти Архангельской области деятельности в научной и (или) научно-технической сферах; 
3. определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка проведения экспертизы научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета; 
4. заключение в установленном порядке соглашений в сфере реализации государственной научно-технической политики, в том числе с федеральными государственными учреждениями, Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом; 
5. осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.  К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере научной и научно-технической деятельности относятся: 
1. участие в реализации региональной научно-технической политики Архангельской области; 
2. участие в разработке и реализации научных и научно-технических программ и проектов Архангельской области; 
3. организация и обеспечение проведения конкурсов научных и научно-технических программ и проектов Архангельской области; 
4. получение и обработка информации о научных исследованиях, проведенных в Архангельской области, а также иных исследованиях, имеющих значение для социально-экономического развития Архангельской области; 
5. организация проведения экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета; 
6. осуществление иных полномочий в сфере научной и научно-технической деятельности, предусмотренных Правительством Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

Помимо уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере научной и научно-технической деятельности в разработке и реализации научных и научно-технических программ и проектов Архангельской области в пределах своих полномочий принимают участие также иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области.1

Во-вторых это закон от 22 января 1998 года N 55-13-ОЗ "Об основах управления объектами государственной собственности Архангельской области" где в статье 1 прописывалось что:

1. Настоящим законом  определяются основы управления  объектами государственной собственности  Архангельской области (далее - областное  имущество).

2. Под управлением областным  имуществом понимается осуществляемая  от имени Архангельской области (далее - области) и в интересах  ее населения деятельность органов  государственной власти области  по реализации в рамках их  компетенции, установленной Уставом  области, настоящим законом и  иными актами, а также уполномоченных  ими лиц правомочий владения, пользования и распоряжения областным  имуществом.

3. Отношения в сфере управления финансовыми ресурсами, являющимися собственностью областью, не урегулированные настоящим законом, а также отношения в сфере управления объектами интеллектуальной собственности, природными ресурсами, включая землю, относящимися к собственности области, регулируются специальными нормативными актами органов государственной власти Российской Федерации и области, принятыми в пределах их полномочий.

4. Особенности управления  отдельными видами областного  имущества могут быть урегулированы  специальными областными законами. В случае противоречия норм  специального закона правилам, установленным  настоящим законом, действует специальный  закон.

Но существует также и обратная сторона медали, данный закон существовал недолгое время, как выяснилось, Архангельское областное Собрание депутатов от  23 сентября 2008 года  N 562-29-ОЗ, от 29 октября 2008 N 585-30-ОЗ разработали  закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в сфере приватизации государственного имущества". В данном законе утратили силу статья 1 и статья 3, так или иначе  касающиеся управления государственной собственностью в Архангельской области.

В-третьих, данный вопрос регулируется в уставе Архангельской области в статье 11, там прописано что:

1. Экономической основой развития  Архангельской области являются  природные, материальные, финансовые, информационные и другие ресурсы, находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, предусмотренных федеральными законами.

Информация о работе Анализ и предложения по повышению эффективности управления государственной собственностью