Экономико - математические методы и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

1. Роль математического моделирования в экономической теории и практике:
Математические методы позволяют сделать количественную оценку, например, оценить зависимость между увеличением занятости населения и увеличением национального дохода; математика позволяет выяснить, на сколько увеличиться национальный доход, если число занятых возрастет на 1%.
Математический метод – это инструмент, который позволяет и помогает получить количественные оценки, которые могут быть использованы в управлении производством.

Содержание

I раздел: Балансовая модель (линейная алгебра);
II раздел: Оптимальная модель (линейное программирование);
III раздел: Статистическая модель (математическая статистика).

Вложенные файлы: 1 файл

MME.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

4.  Задача оптимального назначения.

Распределение взаимозаменяемых специалистов по работам:

Постановка  задачи:  пусть имеется n работ (1, 2,…, j,…, n) и m специалистов (1, 2,…, i,…, m). сij  – эффективность выполнения  j-ой работы  i-ым  специалистом.

Требуется оптимально распределить специалистов по работам, с целью  получения максимального суммарного эффектов при выполнении условий: 

1)  каждую работу  выполняет только один специалист; 

2)  каждый специалист назначается только на одну работу.

Рассмотрим случай, когда m = n – закрытая модель.

xij – переменная выбора, она равна:

xij = 1, если специалист выполнит  j-ую работу;

хij = 0, если специалист не выполнит  j-ую  работу (не назначен).

z = ® max           (1)

,      j =                   (2)

,      i =                  (3)

хij ³ 0                                      (4)

Это транспортная модель. А если свободные члены целые  числа, то переменные тоже целые числа.

Виды открытой модели:

Если m > n,  кто-то останется без работы:

(1), (2), (4)       и           (3)    

Если m < n, работы больше, чем специалистов:

(1), (3), (4)       и           (2)   

 

ПРИМЕР:

Имеется три специалиста  и столько же работ. Производительность каждого специалиста по каждой работе:

Специалисты

Производительность по работам

№1

№2

№3

1

2

3

20

17

18

15

12

15

10

15

14


хij – i-ый специалист выполняет j-ую работу.

Модель:

z = 20 × х11 + 15 × х12 + 10 × х13 + 17 × х21 + 12 × х22 + 15 × х23 + 18 × х31 + 15 × х32 + 14 × х33 ® max

требование, что каждый специалист выполняет одну работу:

    x11 + х12 + х13 = 1,


    x21 + х22 + х23 = 1,

    x31 + х32 + х33 = 1.

требование, что каждая работы выполнима:

    x11 + х21 + х31 = 1,


    x12 + х22 + х32 = 1,

    x13 + х23  + х33  = 1.

Переменных 9 штук.

ПРИМЕР: 

Имеется 3 группы взаимозаменяемого  оборудования, на котором обрабатывается 3 вида изделий:  № 1,   № 2,   № 3. Даны нормы расхода времени на одно изделие, фонд времени и прибыль от реализации одного изделия.

Группа оборудования

Нормы времени

Фонд времени

№ 1

№ 2

№ 3

1

10

5

15

150

2

15

10

20

300

3

20

25

50

350

Прибыль

10

20

30

 

Требуется оптимально закрепить  обработку изделий за станками взаимозаменяемой группы с целью получения max прибыли, при условии чтобы изделие обрабатывалось только на одном виде оборудования.

Группа оборудования

Количество изделий

№ 1

№ 2

№ 3

1

15

30

10

2

20

30

15

3

25

20

10


Модель:  хij – выбор;  i – оборудование;  j – изделие.

z = 10 × 15 × x11 + 10 × 20 × x21 + 10 × 25 × x31 + 20 × (30 × x12 + 30 × x22 + 20 × x32) + 30 × (10 × x13 + 15 × x23 + 10 × x33) ® max 

   x11 + x12 + x13 = 1,


   x21 + х22 + х23 = 1,

   x31 + х32 + х33 = 1.

   x11 + х21 + х31 = 1,


   x12 + х22 + х32 = 1,

   x13 + х23  + х33  = 1.

xij  ³ 0

 

 

 

МОДЕЛИ  ОПТИМАЛЬНОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ,

РАЗВИТИЯ  И  РАЗМЕЩЕНИЯ  ПРОИЗВОДСТВА

 

1. Основные положения оптимизации развития и размещения производства.

2. Однопродуктовые отраслевые  модели развития и размещения  производства.

 

1. Основные положения оптимизации развития и размещения производства.

Эта проблема является отраслевой, факторы: выбор места,  выбор мощности, построение отношений между поставщиком и потребителем.

Планирование касается базовых отраслей, продукция  которых  идет на нужды других отраслей. Это: добывающие отрасли; отрасли переработки; нефтяная отрасль; металлургия.

Для решения этой задачи необходимо:

1. Выбор проблемы и описание круга вопросов: связано с тем, чем мы будем заниматься. Например, проблема – добыча нефти, вопросы – что мы имеем для начала? На какой уровень хотим выйти? Выгодное ли местоположение?

2. Выбор оптимизирующей системы: как связана эта проблема с другими экономическими системами, кто перерабатывает, кто потребляет.

3. Определить период планирования: стратегическое планирование – 10 – 15 лет.

4. Критерий оптимальности: минимум затрат на производство, доставку и использование этой продукции; максимум прибыли – разность между доходами от реализации и затратами.

5. Разработка вариантов развития производства: например, должны быть разработаны проекты по добыче нефти ( мощность, затраты, местоположение).

6. Сбор и обработка информации: сколько необходимо производить, чтобы информация была сопоставима; все затраты рассматриваются в один период. Коэффициент дисконтирования:  Bt = (1 + E)α - t        (1),      t - текущий год   Bt - коэффициент дисконтирования, α - год приведения информации,  Е – норма эффективности.

7. Построение модели и ее расчет: модели делятся на дискретные и непрерывные, смотря по тому, какая информация используется. Дискретная модель составляется, т.к. информация по годам. Также модели бывают однопродуктовые и многопродуктовые, одноэтапные и многоэтапные.

8. Анализ полученных результатов и рекомендации: в результате решения задачи мы получили ответы на вопросы: где строить предприятие и какой мощности; как будет удовлетворяться потребность на продукцию; будут установлены оптимальные взаимосвязи; будет определена потребность в капитальных вложениях для развития отрасли.

 

2. Однопродуктовые отраслевые модели развития и размещения производства:

Наиболее простая модель для решения этой задачи – открытая транспортная модель. Потребители продукции известны:   1, 2,…, n, известна потребность каждого потребителя:      b1, b2, …, bn  эти данные определены из других исследований. Известны предполагаемые пункты строительства новых объектов, реконструкция старых и действующие.

1, 2,…, m - пункты производства. ai – максимально возможная мощность, на которую можно выйти.

- реально задача может существовать  при этом условии.

xij – количество продукции, которое необходимо поставить от i-того производителя к j-ому потребителю.

cij – затраты на единицу продукции, ее производство в i-том пункте и затраты на транспортировку к j-тому потребителю

z =   ® min  - целевая функция включает все затраты.

Ограничения:  ,  j = (2) – количество груза, поставленное j-ому потребителю, равно его потребности.

,    i =     (3) – суммарное количество вывозимого груза из i-того пункта, не больше максимальной мощности этого пункта.

хij ³ 0

 

B1

B2

Вn

Bn+1

а1

с11  x11

с12    x12

с1n     x1n

0    x1n+1

а2

с21  x21

с22    x22

с2n     x2n

0   x2n+1

аm

сm1 xm1

сm2    xm2

сmn    xmn

0   xmn+1


bn+1 = ,     количество переменных   m × (n +1).

xi = -  оптимальная мощность.

ai   не более 20%. Если оптимальная мощность отличается не более чем на 10 – 20%, то этот пункт включается в план развития.

Недостаток: для некоторых  предприятий сокращение мощности не желательно, не реально от проектной мощности.

 

ПРИМЕР: 

Пусть имеется  n потребителей;   b1,  b2,…, bn  – потребностей;  1, 2, …i …, m – предполагаемые пункты производства. Для каждого пункта разработано несколько проектов, которые различаются по мощности:  Аi1 ,  Аi2 , … Аik - мощности.

cij – коэффициенты затрат (включают затраты на производство в i-том пункте и транспортировку в j-тый пункт). Требуется определить оптимальный план развития производства, для этого надо ответить на вопрос: в каких пунктах и какой мощности должны быть предприятия, чтобы удовлетворить потребностям с min издержками.

хij – количество продукции i-того пункта, которое должны поставить в j-тый пункт.

Модель:   z = ® min       (1)

,         j =                              (2)   – потребности должны быть удовлетворены.

                        (3)

xij ³  0                                                      (4)

из  i-того пункта количество вывозимого груза должно равняться нулю, если невыгодно строить или количество вывозимого груза из  i-того пункта равной одной из проектируемых мощностей.

Метод решения  задачи: метод коэффициентов интенсивности. Процесс решения задачи итерационный. Каждая операция это решение транспортной задачи. Для каждого пункта строительства берут max проектные мощности и решают открытые транспортные задачи, где обязательно будет условный потребитель.

Коэффициент интенсивности – это отношение поставок реальных потребителей к мощности:

< 1,   если 1 – выгодно строить.

Дробное самое маленькое  число – для этого пункта переходят  к новой меньшей мощности и  снова решают открытую ТЗ, до тех  пор пока не будет дробных коэффициентов, только 1 и 0.

Процесс этот сходится, т.к. при переходе от одного проекта к  более меньшему проекту затраты  на 1 единицу увеличиваются.

 

ЗАДАЧА: 

Имеется  4 потребителя:  1,    2,    3,    4

Потребность тыс. руб.:   15     5    10   10

Вариант

Мощность,

тыс. руб.

Затраты на ед., руб.

А1

А2

А3

1

15

24

23

22

2

20

21

20

21

3

25

20

19

-


 

 

Вариант

Трудовые  затраты, руб.

А1

А2

А3

1

7

3

3

2

3

2

6

3

1

4

4

Информация о работе Экономико - математические методы и модели