Концентрация производства в отраслях отечественной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Задача 7 По исходным данным рассчитать известные показатели концентрации, на их основе определить тип рыночной структуры. Концентрация продавцов (фирм, действующих на рынке) характеризуется их числом и долей, занимаемой на рынке. При сравнении концентрации в различных отраслях последняя выше там, где меньшее число фирм, либо, при равенстве фирм, там, где выше неравномерность распределения долей фирм. Необходимо определить девять известных показателей концентрации, вся необходимая информация о которых содержится в таблице 1.

Вложенные файлы: 1 файл

4118_ТОР_В_7.docx

— 160.29 Кб (Скачать файл)

 

Теоретические вопросы

7. Концентрация производства в отраслях отечественной промышленности.

Концентрация  производства и капитала является одним  из постоянно действующих факторов развития экономики. Формы и механизмы  концентрации претерпевают непрерывные  изменения. Национальное хозяйство  России характеризуется значительным удельным весом в своей структуре  базовых отраслей промышленности.( топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия, машиностроение предприятия общей химии, промышленность строительных материалов).

Актуальность  данной проблемы для отечественной  экономики обусловлена следующими причинами:

Во-первых, современные  процессы концентрации в промышленности имеют принципиально иные организационно-экономические  формы, побудительные мотивы и механизмы  по сравнению с советским периодом.

Во-вторых, меняются принципы взаимоотношений промышленных предприятий и корпораций с общей  институциональной системой государства.

В-третьих, тенденции  и последствия обозначенных выше процессов требуют углубленного исследования отечественной экономической  наукой. Необходим поиск новых  путей и механизмов концентрации и реструктуризации производства, разработка методологии выбора наиболее эффективных  вариантов в зависимости от специфики  каждой отрасли промышленного производства. Научные разработки и рекомендации по проблемам концентрации промышленного  производства особенно актуальны сейчас, поскольку в последний период происходят изменения общих принципов  управления промышленностью.

Развитие  современной экономики сопровождается появлением периодических волн слияний  и поглощений компаний. Такие волны  слияний и поглощений, например, в американской и западноевропейской экономике наблюдаются с интервалом в 15—20 лет и отличаются заметным размахом.

Слияния и  поглощения представляют собой процедуру  смены собственника или изменения  структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе  мер по ее реструктуризации.

Отличительной чертой сделки слияния компаний является то, что акционеры «приобретаемой»  компании после объединения сохраняют  свои права на акции, но уже нового, объединенного акционерного общества.

Поглощение  компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением  абсолютного или частичного права  собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия. Процедуру  поглощения отличает то, что здесь  приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую  часть акций.

Таким образом, акционеры поглощаемой компании теряют свои права на долю в капитале новой объединенной компании.

Примером  слияния/поглощения, в  качестве типичной процедуры для России можно привести скупку долгов, процедуру банкротства  и изменение собственника компании-цели.

В соответствии с российским законодательством, под  слиянием понимается реорганизация  юридических лиц, при которой  права и обязанности каждого  из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с  передаточным актом. Например, если компания А объединяется с компаниями В и С, то в результате на рынке может появиться новая компания Д (Д=А+В+С), а все остальные ликвидируются.

Слияние - один из самых распространенных приемов  развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании.

Однако первая же волна слияний продемонстрировала, что интеграция осуществлялась для  обеспечения более прочных монопольных  позиций расширявшейся фирмы. Все  это вызвало к жизни активные споры о роли слияний и поглощений в современной экономике и дискуссии относительно оптимальных форм регулирования указанных процессов.

В процессе институционально-экономических  преобразований в России дискуссия о роли слияний и поглощений, их особенностях в условиях перехода к рынку стала весьма актуальной.

Слияния и  поглощения компаний – это объективная  реальность, которую актуально исследовать, анализировать и делать соответствующие  выводы, позволяющие не повторять  уже пройденные другими странами ошибки.

Целями слияний  и поглощений является достижение конкурентных преимуществ на рынке и увеличение благосостояния акционеров. При этом поставленные цели могут достигаться  компанией с помощью использования  как внутренних методов (повышение  эффективности управления, использование  более современных способов ведения  бизнеса, новых технологий, повышение  производительности труда и т.д.), так и внешних методов, к которым  относится деятельность по слияниям и поглощениям. На пути к достижению целей компания разрабатывает конкретную стратегию своей деятельности.

Важным фактором дальнейшего развития российского рынка корпоративного контроля является активизация государственного влияния на эти процессы.

Требуется более  активный контроль государства в  области сделок по слияниям и поглощениям.

Необходимо, в частности, внести поправки в действующее  законодательство с целью усиления контроля не только за компаниями-участниками, но и за государственными институтами  и государственными «агентами-участниками».

С другой стороны, необходимо ужесточить наказание за недобросовестное ведение бизнеса.

Большинство проблем, которые сейчас стоят перед  российскими предприятиями, можно решить только на правовом законодательном уровне.

Необходимо  создать систему непрерывного мониторинга  рынка слияний и поглощений в  России.

Особое внимание должно быть уделено контролю за враждебными  поглощениями (как использование  административного ресурса, подкуп, коррупция, взятки, фальсификация, недобросовестная конкуренция. Под враждебное поглощение может попасть любое предприятие, даже мощные экономические структуры.

Данные мероприятия  позволять:

искоренить недобросовестную конкуренцию;

решить проблемы с коррумпированностью  сделок по слияниям и поглощениям;

позволят разрешить противоречивость законодательной базы;

разрешит споры в судебной практике, возникающих в процессе слияния и поглощения;

позволят защитить права  акционеров при поглощении (право  принятия решений, «справедливая цена»  и др.);

позволят определить основные требования к информации о процедуре  слияния или поглощения.

Выводы

Концентрация  – это расширение размера предприятия  за счет его капитализации, то есть внутренних накоплений, продажи акций  и заемных инвестиций, а также  за счет заемных ресурсов.

Концентрация  производства становится наиболее типичной стратегией повышения его эффективности  в условиях стабилизации российской экономики.

Повышение эффективности  экономической деятельности в корпорации достигается за счет использования  сильных сторон каждого предприятия, входящего в корпоративную структуру, и максимальной концентрации средств для решения ключевых задач.

Концентрация  капитала осуществляется путем трансформации  предприятий в форме слияний  и поглощений.

Концентрация  производства на основе слияний и  поглощений стала глобальным процессом  мировой экономики и очень  актуальна для современной России.

При анализе  проблем слияний и поглощений в отечественной и зарубежной литературе отсутствует жесткая  общепринятая терминология. Существует целый ряд противоречий и разногласий  в определениях, касающихся трактовки  понятий «слияние и поглощение»  в мировой практике и в российском законодательстве.

В организации  сделок по слияниям и поглощениям  особенно велика роль человеческого  фактора. Субъективная проблема враждебных поглощений заключается и в том, что в России отсутствует культура управления акционерным капиталом, характерная для экономически развитых стран. Это не благоприятно влияет на международное восприятие российских компаний как делового партнера. Для  России, как страны с переходной экономикой, эта проблема особенно актуальна.

Тенденции развития отечественного рынка слияний и поглощений, показывают, что Россия постепенно выходит на цивилизованный путь в этом процессе.

Таким образом, концентрация производства и капитала является одной из важнейших проблем  развития реального сектора российской экономики. Современной России требуется  взвешенная позиция по этой важнейшей  экономической проблеме.

17. Анализ российских рынков с высокой степенью риска безответственности.

Когда информация между участниками рынка распределена неравномерно, то лица, обладающие более  полной информацией о благе или  об условиях сделки, оказываются в  выигрыше и могут использовать это  обстоятельство к собственной выгоде. Такое явление получило название риска безответственности.

Риск безответственности (moral hazard) – недобросовестное поведение, которое состоит в искажении информации и характеризуется стремлением извлечь дополнительную выгоду за счет наличия асимметрии информации.

Можно определить риск безответственности как недобросовестное поведение, но это, строго говоря, не совсем подходящая характеристика для оценки рыночного поведения. Искажение или даже непредставление любой части информации является свидетельством недобросовестного поведения. Однако нельзя забывать, что получение информации связано с затратами. Поэтому риск, которому подвергается мало информированное лицо, с экономической точки зрения может рассматриваться в качестве своеобразной платы за доступ к информации. Другими словами, в экономическом аспекте получение выгоды за счет обладания более полной информацией вполне отвечает принципу рационального поведения. Следовательно, осуществляемый нами анализ влияния риска безответственности на рынок будет лишен императивов морального рода.

Суть проблемы риска безответственности заключается  в том, что рынок с асимметричной  информацией предоставляет возможность  одному из участников рыночной сделки злоупотреблять ожиданиями другого  участника, располагающего менее полной информацией [6]. Проиллюстрируем это на примере рыночной сделки с благом (рис. 1).

Рис. 1. Последствия  проявления риска безответственности при одноразовой сделке

Предположим, что две фирмы производят аналогичный  продукт, качество которого не может  быть определено покупателем при  продаже, – например, стиральные машины. В случае с асимметрией информации спрос (Dасим) будет один и тот же в отношении как качественного, так и некачественного товара. Вместе с тем совершенно очевидно, что при прочих равных условиях у фирмы, производящей более качественный товар, средние издержки производства (АСк) будут выше средних издержек (АСн) фирмы, которая выпускает товар более низкого качества (АСк > АСн). Если обе фирмы максимизируют прибыль, то для производителя низкокачественного товара оптимальным (MR = МСн) будет выпуск Qн при цене Рн, а для производителя качественного товара (MR = МСк) – выпуск Qк при цене Рк. Если ожидания покупателя связаны с тем, что все товары являются гомогенными (не различаются по качественным параметрам), то он, естественно, купит тот товар, цена которого ниже. Поскольку цена на низкокачественный товар ниже, то она играет роль равновесной – все покупатели будут ориентироваться на нее. Производитель качественного товара либо ничего не сможет продать, либо вынужден будет продавать по цене низкокачественного товара (Рн).

Будет ли он в  этом случае получать прибыль или  нести убытки, зависит от соотношения  уровня средних издержек фирмы и  уровня цены, установленной производителем низкокачественного товара. Однако в  любом случае величина прибыли продавца низкокачественного товара окажется больше прибыли продавца высококачественного  товара. Поскольку АСн  (P* ´ Qк - ACк - Qк). Так как продавцы качественных товаров будут получать низкую прибыль или нести убытки, то они вынуждены будут либо уйти с рынка, либо, что вероятнее всего, снижать качество продукции. Подобная ситуация неизбежна при любом типе ожиданий покупателя. Когда его ожидания связаны с тем, что на рынке преобладают низкокачественные товары, он все равно будет руководствоваться тем же принципом принятия решения – покупать более дешевые товары. Следовательно, и результат для рынка будет тот же.

Последствия проявления риска безответственности не однозначны. Если покупатель не способен выявить действительное качество товара при покупке, то он может сделать  это в процессе его потребления. Если качество товара определяется в  процессе его потребления, то это  позволяет покупателю идентифицировать продавцов, и тем четче, чем большей  будет повторяемость покупок. При  повторяющемся взаимодействии между  продавцом и покупателем степень  асимметрии информации для покупателя снизится и он сможет дифференцировать товары продавцов. Это, конечно, не означает, что потребители откажутся от низкокачественных товаров, а говорит лишь о том, что спрос на качественный товар (Dк) обособится от спроса на низкокачественный товар (Dн) (рис. 2).

Рис. 2. Устранение асимметрии информации при повторяющемся  взаимодействии продавца и покупателя

 

При этом рыночная ситуация кардинально меняется. Фактически мы получаем рынок монополистической  конкуренции, где продавцы дифференцированного  продукта конкурируют за объем продаж. Соответственно, распределение рыночных долей продавцов и их прибылей будет зависеть от особенностей спроса на каждый из товаров и уровня производственных издержек. В нашем случае продавец качественного товара реализует  его по цене Рк в объеме Qк, а продавец низкокачественного товара – по цене Рн в объеме Qн.

Общий вывод, который позволяет сделать проведенный  анализ, заключается в том, что  степень проявления риска безответственности зависит от двух факторов:

– осведомленность  покупателей;

– повторяемость  взаимодействия между продавцом  и покупателем.

Достаточно  очевидно, что степень осведомленности  покупателей напрямую зависит от повторяемости их взаимодействия с  продавцами, которая способствует росту  информированности покупателей, а  значит, снижению степени асимметрии информации. Ведь не случайно низкокачественные  товары чаще всего продаются через  уличных торговцев или в форме  так называемых рекламных акций, когда повторяемость покупок  фактически исключается. Вместе с тем  степень проявления на рынке риска  безответственности зависит от доли осведомленных покупателей. В этой связи можно сформулировать несколько  закономерностей.

Информация о работе Концентрация производства в отраслях отечественной промышленности