География отраслей промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире большое внимание уделяется развитию рыночных отношений и экономических связей между странами, а так же мировой торговле и других факторов, которые оказывают влияние на развитие экономики.
Мировое хозяйство - определенное экономическое единство, функционирование которого связано с наличием международного разделения труда и мировой системы транспорта и связи, мирового рынка товаров, капиталов и рабочей силы с существованием определенной международной финансовой системы и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по географии.docx

— 32.29 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В современном мире большое внимание уделяется развитию рыночных отношений  и экономических связей между  странами, а так же мировой торговле и других факторов, которые оказывают  влияние на развитие экономики. 
Мировое хозяйство - определенное экономическое единство, функционирование которого связано с наличием международного разделения труда и мировой системы транспорта и связи, мирового рынка товаров, капиталов и рабочей силы с существованием определенной международной финансовой системы и т.д. 
В своем становлении и развитии мировое хозяйство прошло долгий и сложный путь. Некоторые исследователи его возникновение относят еще ко временам Древнего Рима. Римская империя, полагают некоторые ученые, была системой всемирного хозяйства того времени. Другие ученые отсчет функционирования мирового хозяйства ведут со времени великих географических открытий XV-XVI вв., которые привели к ускоренному развитию международной торговли драгоценностями, пряностями, рабами. Однако мировое хозяйство этого периода было ограниченным, оставаясь сферой приложения купеческого капитала. 
Современное мировое хозяйство возникло после промышленного переворота, в ходе перерастания капитализма в его монополистическую стадию. Мировое хозяйство конца XIX - начала XX в. заметно отличается от мирового хозяйства XX столетия, особенно его последней четверти. 
Мировое хозяйство начала XX в. в большей степени базировалось на военной силе, внешнеэкономическом принуждении, чем на "силе капитала". В рамках мирового хозяйства этого периода существовали острые противоречия, делавшие его неустойчивым. К их числу можно отнести противоречия между империалистическими странами (приведшие к двум мировым войнам), а также между промышленно развитыми и экономически отсталыми странами.  
К середине XX в. мировое хозяйство оказалось расколото на две части: мировое капиталистическое и мировое социалистическое хозяйство. В системе международных экономических связей мировое капиталистическое хозяйство заняло доминирующие позиции.  
С 60-х гг. в систему мирового хозяйства, как полноправные субъекты международных отношений, вошли развивающиеся страны. К середине 70-х гг. среди них заметно выделяются новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (первая волна - четыре "малых дракона" - Южная Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур) и страны Латинской Америки - Бразилия, Аргентина, Мексика. 
После распада СССР и революционных преобразований в странах Восточной Европы мировое хозяйство начинает приобретать черты единого, целостного образования. Формирующееся глобальное мировое хозяйство, не являясь однородным, включает национальные экономики промышленно развитых стран, весьма дифференцированные по уровню экономического развития развивающиеся страны и страны с экономической системой переходного типа. Неоднородность мирового хозяйства по уровню развития экономики различных стран и регионов существенным образом отражается на международных экономических отношениях. 
Сохраняя множество противоречий и разноплановых тенденций, мировое хозяйство начала XXI вв. все же является несравненно более целостным, интегрированным, динамичным, чем в середине XX в. 
Современное мировое хозяйство - это система производственной и экономической связи взаимосвязи всех стран мира и соответствующая ее система международных экономических отношений.

Глава 1. География отраслей промышленности

Промышленность является ведущей  отраслью материального производства, где занято около 350 млн. человек. За последнее столетие промышленное производство выросло более чем в 50 раз.

В зависимости от времени возникновения  отрасли промышленность делят на три группы:

1) старые отрасли, возникшие во время промышленных переворотов (каменноугольная, металлургическая и текстильная промышленность, паровозостроение и др.). В наши дни эти отрасли растут замедленными темпами;

2) новые отрасли, определявшие научно-технический прогресс в первой половине XX в. (автомобилестроение, производство пластмасс и химического волокна и др.). Эти отрасли в настоящее время растут более быстрыми темпами;

3) новейшие отрасли, возникшие в эпоху НТР и относящиеся к наукоемким отраслям (микроэлектроника, микробиология, роботостроение и др.). Эти отрасли называют отраслями высоких технологий. В наши дни эти отрасли растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами.

Основные сдвиги в отраслевой промышленности в эпоху НТР связаны с уменьшением  доли старых отраслей и увеличением  доли новых и особенно новейших отраслей. Изменяются также территориальные  пропорции размещения промышленности. Территориальную структуру мировой  промышленности в первую очередь  определяет размещение крупных промышленных районов. Всего их в мире более  ста. Основная масса их находится  в странах зарубежной Европы, СНГ, Восточной Азии, Северной Америке.

В состав отраслей мирового хозяйства  входят:

1. Топливно-энергетическая промышленность. После нефтяного и энергетического  кризиса 70-х гг. темпы роста  этих отраслей замедлились. Поэтому  многие развитые страны начали  проводить политику энергосбережения  и уменьшения удельных расходов  топлива и энергии. В конце  90-х гг. мировое производство энергоресурсов  составило 10 млрд. тонн.

В своем развитии топливно-энергетическая промышленность прошла два этапа. Первый - «угольный этап» (XIX в. - первая половина XX в.). На этом этапе в структуре  мирового топливно-энергетического  баланса преобладало угольное топливо. Второй - «нефтяной этап». Основан  на использовании преимуществ нефти  и газа как более экономичных  энергоресурсов.

В состав топливно-энергетической промышленности входят нефтяная, газовая и угольная промышленность. Добыча нефти в конце 90-х гг. составила 3 млрд. тонн. Нефть  добывают приблизительно в 80 странах  мира, но географию этой отрасли  определяют страны «Большой Семерки». Особенность географии нефтяной промышленности заключается в том, что более 4/5 запасов и 1/2 добычи приходится на развивающиеся страны. Эти страны являются главными экспортерами. Наиболее крупные грузопотоки нефти сосредоточены  в районе Персидского залива и  в России. Мировая добыча природного газа составляет более 2 трлн. м3. Крупными производителями газа являются Россия, США, Нидерланды, Канада. Добыча угля составляет приблизительно 5 млрд. тонн в год. Добывается уголь в 60 странах мира. В отличие от добычи нефти среди главных угледобывающих стран преобладают экономически развитые страны.

2. Электроэнергетика. Мировая выработка  электроэнергии составляет 12 трлн. кВт/ч в год. Больше всего  производят электроэнергии в  США, России, Японии, Германии и  Канаде. В структуре производства  электроэнергии первое место  принадлежит тепловой энергии  (60%), второе - гидравлической (20%), третье - атомной (17%).

3. Горнодобывающая промышленность. Является поставщиком минерального  сырья. Доля горнодобывающей промышленности  в мировом промышленном производстве  постепенно снижается, но она  продолжает оказывать большое  воздействие на международное  географическое разделение труда  и географию мирового хозяйства.  Именно с горнодобывающей промышленностью  связано преодоление территориального  разрыва между районами добычи  и районами потребления, формирование  межконтинентальных грузопотоков, освоение новых ресурсных районов.  В результате международного  разделения труда в мировом  хозяйстве сформировалось восемь  великих горнодобывающих держав: США, Канада, Австралия, ЮАР, Бразилия, Индия, Китай и Россия.

4. Металлургическая промышленность. Делится на цветную и черную. Географию отраслей черной металлургии  определяет добыча железной руды  и выплавка стали. Главными  мировыми производителями железной  руды являются Россия, Китай, Бразилия, Австралия. Мировая выплавка стали  составляет около 750 млн. тонн  в год. В последнее время  предприятия этой отрасли растут  замедленными темпами.

На географию отраслей цветной  металлургии большое воздействие  оказывают особенности сырьевой базы и технологии переработки сырья. Руды цветных металлов имеют низкое содержание металлов, поэтому перевозить их невыгодно. Цветная металлургия  зародилась в колониальный и полуколониальный периоды в Чили, Перу, Индонезии  и др., которые в настоящее время  являются крупными поставщиками цветных  металлов в экономически развитые страны.

5. Машиностроение. По числу занятых  и по стоимости продукции занимает  первое место среди всех отраслей  мирового хозяйства. 9/10 всей машиностроительной  продукции приходится на экономически  развитые страны. В отраслевой  структуре машиностроения особенно  четко прослеживается подразделение  всех отраслей на старые, новые  и новейшие. Старые отрасли либо  стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке (судостроение). Новые отрасли обнаруживают некоторый  рост производства (автомобилестроение). Новейшие отрасли демонстрируют  быстрый и устойчивый рост (электронное  машиностроение). В мире выделяют  четыре машиностроительных региона:  Северная Америка (все виды  машиностроительной продукции), зарубежная  Европа (массовая машиностроительная  продукция), Восточная и Юго-Восточная Азия (массовое машиностроение в сочетании с продукцией высоких технологий), страны СНГ (главная отрасль международной специализации).

6. Химическая промышленность. Ее  основу составляет нефтехимия  и производство полимерных материалов. В мире выделяют четыре главных  региона: США, Западная Европа, Япония, страны СНГ. В каждом  из них получили развитие горно-химическая  промышленность, производство минеральных  удобрений, химия органического  синтеза и полимерных материалов.

7. Лесная и деревообрабатывающая  промышленность. География определяется  двумя лесными поясами. В пределах  Северного лесного пояса заготавливают  древесину хвойных пород. Наиболее  развита деревообрабатывающая промышленность  в Канаде, Финляндии, России и  Швеции. В пределах Южного лесного  пояса заготавливают древесину  лиственных пород. Лесная промышленность  развита в тропической Африке, Бразилии и Юго-Восточной Азии.

8. Текстильная промышленность. Включает  в себя производство тканей  из натурального волокна и  производство тканей из химического  волокна. Текстильная промышленность  представлена во всех странах  мира. Выделяют пять центров: Восточная  Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубежная  Европа, США. В каждом из них  преобладает производство хлопчатобумажных  тканей и тканей из химического  волокна. В последнее время  темпы роста текстильной промышленности  в экономически развитых странах  падают, а в развивающихся возрастают.

Глава 2. География сельского хозяйства и рыболовства

Сельское хозяйство относят  к отраслям материального производства. В нем занято около 1,1 млрд. человек, оно отличается большим разнообразием. Так, ученые выделяют примерно 50 различных  его типов. Но все виды и типы сельского  хозяйства объединяют в две большие  группы:

1) товарное сельское хозяйство, которое включает как интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство;

2) потребительское сельское хозяйство, включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охоту и рыболовство.

В экономически развитых странах преобладает  высокотоварное сельское хозяйство, принимающее  форму агробизнеса. В эпоху НТР  оно достигло фактически предельно  возможного уровня механизации и  химизации. В настоящее время  в его развитии главную роль играет внедрение микроэлектроники, автоматизации, новейших достижений селекции, генетики, биотехнологии.

В развивающихся странах преобладает  мелкотоварное сельское хозяйство. В последнее время говорят  о «зеленой революции» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной  агротехники. «Зеленая революция» представляет собой одну из форм НТР. Она включает в себя выращивание новых скороспелых  зерновых культур, расширение ирригации, широкое применение техники и  удобрений. Наибольшее распространение  «зеленая революция получила в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной  Азии.

В структуре сельского хозяйства  выделяют две отрасли: растениеводство  и животноводство. Растениеводство  делят на производство зерновых культур  и производство продовольственных  и непродовольственных культур. Большую долю в структуре продовольственных  культур занимают зерновые (пшеница, рис, кукуруза). Второе место занимают масличные культуры (соя, подсолнечник, олива, арахис). Третье место занимают сахароносные культуры (сахарный тростник, свекла). На четвертом месте находятся  тонизирующие культуры (чай, кофе). На последнем  месте овощные и плодовые культуры.

География отраслей животноводства определяется размещением скота и общим  его поголовьем: крупнорогатый скот (Индия, Бразилия, США), свиноводство (Азия, Китай), овцеводство (Европа, Северная Америка), птицеводство.

Особую роль в структуре сельского  хозяйства играет рыболовство. 9/10 мировой  добычи рыбы и морепродуктов обеспечивает рыболовство в морях и океанах. В географии мирового рыболовства  во второй половине ХХ в. произошли  большие изменения. Если до и после  второй мировой войны главным  районом рыболовства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США), то позднее центр  этой отрасли переместился в северную часть Тихого океана. В настоящее  время рыболовство распространено повсеместно, но выделяют шесть районов: Япония, Китай, Россия, США, Чили, Перу.

В последнее время широкое развитие получило искусственное рыборазведение (аквакультура).

Глава 3. География транспорта

Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия  и транспортные средства. На мировом  транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится  более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перевозки географически  распределены очень неравномерно. Транспорт  экономически развитых стран отличается высоким уровнем и взаимодействием  различных подотраслей. В развивающихся  странах транспорт - это отстающая  отрасль экономики.

В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный.

К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.

Мировая железнодорожная сеть сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1 млн.км. Причем ? длины железных дорог приходится на США, Россию, Канаду, Австралию, Францию, Германию и Бразилию.

Информация о работе География отраслей промышленности