Экономический анализ и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования, его методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования.
Задачей данной работы является изучение теоретических аспектов прогнозирования, а также методов прогнозирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 404.97 Кб (Скачать файл)

Основой построения премиальной системы являются показатели премирования, т.е. конкретные результаты хозяйственно-финансовой деятельности, при достижении которых выплачивается премия. 

В целях объективности и действенности премирования показатели должны соответствовать следующим условиям: 

1. Быть конкретными, четко  сформулированными. 

2.Поддаваться учета и  контроля. 

3. Зависеть от деятельности  рабочих, премируются. 

4. Наиболее полно характеризовать  важнейшие производственные показатели  деятельности. 

Признано целесообразным использование не более двух показателей премирования.

Условия премирования внедряются с целью контроля над другими сторонами деятельности конкретного работника (например, соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка) и предприятия в целом (например, получение определенного размера и уровня прибыли, достижения определенного объема товарооборота и др.), которые не учитываются показателями премирования. Соблюдение условий премирования подтверждает право работника (или подразделения в целом) на получение премии при достижении показателей премирования. 

Размер премии определяется в соответствии с разработанной  размером и шкалой премирования. 

В процессе разработки шкалы премирования должно быть определено:

- Исходная база премирования, что составляет количественную  характеристику (или степень выполнения) показателя премирования, начиная  с которого выплачивается премия;

- Собственно шкала премирования, которая в виде линейной функции  или по диапазону устанавливает  форму связи между степенью  выполнения показателя премирования  и размером премии;

Круг премированных рабочих должна формироваться таким образом, чтобы в него входили только те рабочие, труд которых реально влияет на достижение показателей премирования.

Кроме премирования за текущие результаты деятельности различают  премии, выплачиваемые единовременно и по специальным системам премирования:

-за содействие изобретательству  и рационализации, создание;

-освоение и внедрение  новой техники, своевременное и  досрочный ввод  производственных мощностей и объектов;

- за реализацию новых  и залежавшихся товаров;

- за сбор и сдачу  отходов;

-за сбор, хранение и  сдачи вторичного сырья; 

-за своевременное сдачу, возврат и повторное использование  тары;

-за сокращение времени  погрузочно-разгрузочных работ, рационализацию  маршрутов перевозки и прочее.

Характеристика премиальных систем, действующих на предприятии, порядок и источники средств для уплаты премий отражаются в Положении о премировании.

А теперь рассмотрим систему премирования и наказания. Приведем краткую характеристику системы премирования и наказания на предприятии.

 

 

 

 

 

 

Таблица 6.

Характеристика системы премирования

Условие премирования

Размер премии

Периодичность премирования

  1. выполнение всех показателей 

до 40 % должностного оклада

ежемесячно

  1. выполнение плана работ в срок

до 50 % должностного оклада

ежеквартально


 

Таблица 7.

Характеристика системы наказания

Условие наказания

Размер штрафа

Периодичность наказания

  1. несоблюдение сроков и качества отчетности

до 40 % должностного оклада

ежеквартально

  1. невыполнение приказов, распоряжений и указаний руководства ОАО «Владстройконструкция»

до 40 % должностного оклада

ежеквартально


 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика основных показателей деятельности предприятия.

    1. Характеристика выручки и прибыли от реализации продукции.

Основной источник доходов предприятий — выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой объем выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей хозяйствующих субъектов.

Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Следовательно, должны производиться изделия и товары, отвечающие требованиям потребителей и пользующиеся большим спросом. Для этого необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов реализации и повышения качества. С развитием предпринимательства и конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель выручки от реализации продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию предпринимательской деятельности.

Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной и пользующейся спросом на рынке продукции отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счет организации в банке, либо наличными в кассу. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов. Тот или иной метод определения выручки от реализации продукции в зависимости от договорных условий, форм сбыта продукции и иных хозяйственных проблем устанавливается самим предприятием на длительный период. Лишь при взаимоотношениях с налоговым органом предприятие обязано исчислять выручку от реализации вторым методом, т. е. по отгрузке продукции.

Выручка от реализации продукции является главным видом доходов от основной (производственной) деятельности. Кроме выручки от реализации продукции в результате деятельности могут поступать проценты по выданным коммерческим кредитам, авансы от покупателей, суммы в погашение дебиторской задолженности и прочие поступления. Наряду с основной деятельностью, являющейся источником доходов, предприятие занимается инвестиционной и финансовой деятельностью, в результате чего также образуются соответствующие виды доходов. Так, от инвестиционной деятельности могут поступать доходы от продажи основных фондов, нематериальных активов; дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений, от погашения ранее выданных кредитов и другие виды доходов от инвестиций. В результате финансовой деятельности поступают доходы от выпуска и реализации акций, облигаций и других ценных бумаг.

Таблица 8.

Характеристика выручки и прибыли от реализации выполненных работ

Показатель

период

2009

2010

2011

2012

2013

  1. Выручка, руб.

9423400

9624800

11486100

16523300

19462400

  1. Себестоимость, руб.

1014620

1046840

1188100

1356010

1648740

  1. Прибыль (чистая), руб.

83000

95000

96000

98000

110000


 

 

Рисунок 19. График выручки и прибыли от реализации продукции

Вывод: таким образом, прибыль в 2013 году составила на 12 тыс.руб. меньше, чем в 2011 году.

 

 

 

    1. Характеристика эффективности и рентабельности деятельности предприятия.

Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).

Соотношение показателей можно исчислять различными способами. При определении показателя эффективности как отношение результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации. Практическое использование системы показателей экономической эффективности в отраслях и хозяйствующих субъектах предусматривает:

- ориентацию предприятий (отраслей) на интенсивный путь  развития и достижение более  высокого уровня эффективности  в динамике;

- выявление резервов дальнейшего  совершенствования хозяйственной  деятельности предприятий (отраслей) на основе внедрения достижений  научно-технического прогресса, современной  технологии и улучшения организации  производства;

- создание действенного  механизма повышения эффективности [6].

В качестве показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия приняты показатели прибыли и рентабельности.

На краткосрочную ликвидность или платежеспособность предприятия влияет его способность генерировать прибыль. В этой связи рассматривается такой аспект деятельности предприятия как рентабельность. Это и качественный и количественный показатель эффективности деятельности всякого предприятия.

К основным показателям рентабельности, которые используются в ходе анализа финансового состояния предприятия, относятся:

    • Коэффициент рентабельности активов;
    • Коэффициент рентабельности собственного капитала;
    • Коэффициент рентабельности деятельности; 

Коэффициент рентабельности активов (экономическая рентабельность) характеризует - уровень прибыли, создаваемой всеми активами предприятия, находящиеся в его использовании согласно балансу. 

Коэффициент рентабельности собственного капитала (финансовая рентабельность) характеризует уровень доходности собственного капитала, вложенного в данное предприятие, поэтому наибольший интерес представляет для существующих и потенциальных владельцев ,и акционеров, и является одним из основных показателей инвестиционной привлекательности предприятия, так как его уровень показывает верхнюю границу дивидендных выплат.

Коэффициент рентабельности деятельности рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг). Увеличение этого показателя свидетельствует о росте эффективности хозяйственной деятельности предприятия, а уменьшение наоборот.

 

Таблица 9.

Характеристика рентабельности деятельности предприятия

Показатель

период

2009

2010

2011

2012

2013

Рентабельность продаж

0,88

0,98

0,836

0,593

0,565

Рентабельность затрат

10,87

10,87

10,34

8,21

8,47

Информация о работе Экономический анализ и прогнозирование на предприятии