Экономический анализ планирования и прогнозирования предприятя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель анализа и планирования состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направлена на его улучшение.
Анализ финансового состояния показывает по каким конкретно направлениям надо вести эту работу, а планирование позволяет управленцам предприятия принимать эффективные решения. В соответствие с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности, а планирование помогает понять, каковы пробелы предприятия в той или иной степени.

Содержание

Введение…………………………………………………………..2

Экономическая сущность, роль, значение финансового анализа и планирования на предприятии…………………………………..4

Значение планирования для успешной деятельности
предприятия………………………………………………………15

Горизонт планирования…………………………………………...18

Роль анализа в разработке основных показателей планов
предприятия………………………………………………………..23

Контроль за выполнением планов………………………………..25

Заключение………………………………………………………...31

Список используемых источников…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………..2

 

Экономическая сущность, роль, значение финансового анализа и  планирования на предприятии…………………………………..4

 

Значение планирования для  успешной деятельности

предприятия………………………………………………………15

 

Горизонт планирования…………………………………………...18

 

Роль анализа в разработке основных показателей планов

предприятия………………………………………………………..23

 

Контроль за выполнением планов………………………………..25

 

Заключение………………………………………………………...31

 

Список используемых источников…………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

Введение.

         Финансовый анализ — это метод  оценки и прогнозирования финансового  состояния предприятия на основе  его бухгалтерской отчетности.

Задачами экономического анализа и планирования финансовых результатов является: объективная  оценка использования финансовых ресурсов на предприятии, выявление внутрихозяйственных  резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений  между предприятием и внешними финансовыми, кредитными органами и другие.

Цель финансового анализа  и планирования – оценка прошлой  деятельности и положения предприятия  на данный момент, а также оценка и планирование будущего потенциала предприятия.

Цель анализа и планирования состоит не только в том, чтобы  установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также  и в том, чтобы постоянно проводить  работу, направлена на его улучшение.

Анализ финансового состояния  показывает по каким конкретно направлениям надо вести эту работу, а планирование позволяет управленцам предприятия принимать эффективные решения.

В соответствие с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения  финансового состояния предприятия  в конкретный период его деятельности, а планирование помогает понять, каковы пробелы предприятия в той  или иной степени.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния  предприятия служат отчетный бухгалтерский  баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о  движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность  хозяйствования предприятия. Рост прибыли  создает базу для самостоятельного финансирования, расширения производства, решения проблем социальных и  трудовых конфликтов. За счет прибыли  выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

Экономическая сущность, роль, значение финансового анализа  и планирования на предприятии.

 

Анализ - познавательная процедура  мысленного или реального расчленения  объекта или явления на части. Слово имеет греческое происхождение  и используется в различных формах (химический анализ, математический анализ, экономический анализ, финансовый анализ и т.п.).

В общем смысле экономический  анализ представляет собой систематизированную  совокупность аналитических процедур с целью получения заключений, выводов, рекомендаций экономического характера в отношении некоторого объекта.

Сущность финансового  анализа представляет собой совокупность аналитических процедур, основывающихся на общедоступной информации финансового  характера и предназначенных  для оценки состояния и эффективности  экономического потенциала компании, а также принятия управленческих решений в отношении оптимизации  ее деятельности или участия в  ней.

К основным особенностям финансового  анализа относятся:

- обеспечение общей характеристики  имущественного и финансового  положения компании;

- приоритетность оценок: платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности;

- базирование на общедоступной  информации;

- возможность унификации  состава и содержания счетно-аналитических  процедур;

- доминанта денежного  измерителя в системе денежных  критериев;

- высокий уровень достоверности  итогов анализа.

Сущность и содержание процедуры финансового анализа  вытекает из его функций:

- изучение характера действия  экономических законов, установление  закономерностей и тенденций  экономических явлений и процессов  в конкретных условиях предприятия;

- контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;

- поиск резервов повышения  эффективности производства на  основе изучения передового опыта  и достижений науки и практики;

- оценка результатов деятельности  предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития  экономики, использованию имеющихся  возможностей;

- разработка мероприятий  по использованию выявленных  резервов в процессе хозяйственной  деятельности.

В приложении к сфере экономических  отношений под анализом понимается совокупность отношений, возникающих  в процессе производства, обмена, распределения  и потребления благ.

Данный термин дает обобщенную характеристику аналитических процедур, заключающихся в использовании  некоторых моделей и методов, применяемых для оценки, осмысления и обоснования явлений или  действий в экономике.

В рамках общей экономической  теории принято выделять макро- и  микроэкономику.

Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальных экономических систем, на основе формирующихся  макро пропорций (объекты изучения: общий уровень цен, занятость, национальный продукт, государственный бюджет, рынки  продуктов, труда и капитала).

Микроэкономика исследует  поведение отдельных экономических  закономерностей или субъектов (объекты  изучения: цена отдельного ресурса, издержки, механизм функционирования фирмы, полезность, конкурентоспособность, мотивация  труда, действия потребителя и др.).

Совокупности аналитических  процедур в системе макро и  микроэкономики называются соответственно макроэкономическим и микроэкономическим анализом.

Микроэкономический анализ представляет собой анализ экономики  предприятия, который подразделяется на технико-экономический анализ и  анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия может  быть подразделен на два вида: финансовый и внутрифирменный.

Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних  пользователей, не имеющих доступа  к внутрифирменной информации, т.е. основа его информационной базы - доступная  бухгалтерская отчетность.

Внутрифирменный анализ проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия. Он может быть дополнен и другими  аспектами:

- анализом эффективности  авансирования капитала;

- анализом взаимосвязи  издержек;

- оборота и прибыли  и т.п.

Данный вид анализа  осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного  управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его  результаты являются коммерческой тайной и носят конфиденциальный характер.

По содержанию процесса управления выделяются следующие типологии  видов анализа:

1. По отраслевому признаку:

- отраслевой;

- межотраслевой.

2. По признаку времени:

- перспективный (предварительный);

- ретроспективный (последующий).

Ретроспективный делится  на оперативный и итоговый.

3. По пространственному признаку:

- внутрифирменный;

- межфирменный анализ.

4. По аспекту исследования:

- финансовый;

- операционный (технико-экономический);

- социально-экономический;

- экономико-статистический;

- маркетинговый;

- инвестиционный;

- функционально-стоимостной  и др.

С позиции характеристики предприятия для внешних пользователей, а также его топ-менеджеров и функциональных руководителей наибольший интерес представляет именно финансовый анализ предприятия.

В обобщенном виде финансовый анализ предприятия представляет собой  целенаправленную деятельность, состоящую  в идентификации показателей, факторов и алгоритмов, позволяющую дать определенную формализованную характеристику, факторное  объяснение и/или обоснование фактов хозяйственной жизни с учетом прошлых периодов и ожидаемых  или планируемых к осуществлению  в будущем.

Таким образом, финансовый анализ может быть охарактеризован как  процесс познания сущности финансового  механизма функционирования предприятия, его диагностики, прогнозирования, выявления резервов для развития.

Основной целью финансового  анализа является получение ключевых и информативных параметров, дающих объективную и точную картину  текущего финансового состояния  предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов  и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, а также ожидаемые  параметры финансового состояния.

Цели анализа достигаются  в результате решения определенного  взаимосвязанного набора аналитических  задач.

Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа  с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Основным фактором для  проведения финансового анализа  является объем и качество исходной информации. Чтобы принимать решения  по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству хозяйствующего субъекта нужна деловая осведомленность  по соответствующим вопросам, которая  является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации.

Необходимо также аналитическое  прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Существует многообразная  экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности.

Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа Вследствие того, что управленческие решения должны быть мотивированными и оптимальными, основанными паточных расчетах, всестороннем анализе результатов, основными задачами финансового анализа предприятия являются:

1. оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения;

2. оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;

3. анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения ее уровня;

4. анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса.

В связи с тем, что финансовый анализ является частью общего, полного  анализа хозяйственной деятельности, на практике он разделяется на финансовый и управленческий анализ, что обусловлено  сложившимся разделением системы  бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и  управленческий учет.

Такое разделение анализа  условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение  внешнего анализа, и наоборот.

В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга  информацией.

Особенностями внешнего финансового  анализа являются:

1. множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

2. разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

3. наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

4. ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

5. ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

6. максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Финансовая деятельность предприятия охватывает процессы формирования, движения, обеспечения сохранности  имущества, контроля за его использованием, является результатом взаимодействия всех производственно-хозяйственных факторов и системы его финансовых отношений.

В целом деятельность любого предприятия, направлена на создание условий  для стратегического развития на базе эффективного использования финансовых ресурсов с целью извлечения прибыли.

Для обеспечения эффективного функционирования предприятия требуется  экономически грамотное управление его деятельностью, основанной на умении проведения анализа и принятия взвешенных управленческих решений.

С помощью финансового  анализа изучаются тенденции  развития предприятия, системно исследуются  факторы изменения результатов  его деятельности, обосновываются планы  развития и управленческие решения, а также осуществляется контроль над их выполнением, и в итоге, оцениваются результаты его финансово-хозяйственной  деятельности.

Являясь составной частью комплексного экономического анализа  производственно-финансовой деятельности предприятия, финансовый анализ занимает центральное место в системе  управления предприятием и определяется следующими принципами:

1. анализ должен носить научный характер, базироваться на экономических законах развития производства, результатах новейших исследований и лучшей практики;

2. финансовый анализ должен быть интегрирован в системе общего экономического анализа деятельности предприятия;

3. анализ должен быть обеспечен системным подходом с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов;

4. анализ должен быть объективным, конкретным и точным. Он должен базироваться на достоверной информации, реально отражающей действительность и подтвержденной аналитическими расчетами;

5. анализ должен быть востребованным и оказывать воздействие на результаты деятельности предприятия, иметь практическое применение;

Информация о работе Экономический анализ планирования и прогнозирования предприятя