Экономическая эффективность повышения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Таким образом, тема экономической эффективности повышения конкурентоспособности очень актуальна в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………………5
1.2. Показатели конкурентоспособности предприятия………………..…………..6
1.3. Оценка конкурентоспособности предприятия….…………………………….8
1.4. Пути повышения конкурентоспособности предприятия…..………………..12
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…….......................................................................18
2.1. Характеристика фирмы «Стройторг»………………………………………...18
2.2. Оценка конкурентоспособности ООО «Стройторг»………………………...19
2.3. Выводы по аналитической части……………………………………………..27
III. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….30
3.1. Разработка мероприятий………………………………………………………30
3.2. Экономическая оценка предложенных мероприятий……………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭП.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Стратегия повышения  качества товара является важнейшей  составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

2.1. Характеристика фирмы «Стройторг»

 

Фирма «Стройторг» - среднее предприятие. Расположено в городе Прокопьевске. Действует на основании устава. Предприятие образовалось 1 апреля 2004 года. Постепенно росло и укрупнялось. Появлялись новые подразделения. Увеличивалась численность персонала. Предприятие занимается оптово-розничной торговлей строительных материалов на рынке города Прокопьевска и оказанием услуг по установке пластиковых окон и дверей.

Фирма находится в частной собственности  Назарова А. А., который  и является ее директором.

Директор


Бухгалтерия


 

                 м. «Стороймаркет»    м. «Двери»         м. «На рынке»

                      администратор    администратор     администратор


 

                           продавцы-           продавцы-             продавцы-

                        консультанты     консультанты        консультанты

Рис. 1 Организационная структура  предприятия

Во главе предприятия  стоит директор. В его собственности  находятся 3 магазина: «Строймаркет», «Двери», «На рынке». Старшим в каждом магазине является администратор, который следит за порядком и работой продавцов-консультантов. Бухгалтерия непосредственно подчиняется директору.

Магазин «Строймаркет». Первый магазин, появившийся в фирме. Здание магазина -  аренда федерального имущества. В нем расположены 2 отдела: непосредственно торговый зал и офис, в котором находится бухгалтерия. Магазин занимается продажей панелей, потолков, окон, красок для потолков и стен, шпаклевок, сухих и жидких смесей, кафеля, гипсокартона, сантехники  и т.д. А также оказывает услуги по установке пластиковых окон и дверей.

Магазин «Двери». Появился позже магазина «Строймаркет». Здание находится на собственной земле. Занимается продажей и установкой дверей.

Магазин «На рынке». Появился последним из трех магазинов. Здание находится на арендованной земле. Занимается продажей тех же товаров и оказанием  тех же услуг, что и магазин  «Строймаркет».

Численность персонала  всей фирмы составляет 25 человек: 1 директор, 2 бухгалтера, 3 администратора , 10 продавцов-консультантов, 2 водителя, 7 грузчиков. В собственности предприятия находятся 2 Газели, компьютеры, ККМ, торговое оборудование (стеллажи, витрины), офисная мебель.

Фирма «Стройторг» играет значительную роль на рынке строительных материалов города Прокопьевска. Главными конкурентами фирмы являются такие предприятия как: «Первомастер», «Форум Эверест», «Все для дома» и «У Кондратыча».

 

2.2. Оценка конкурентоспособности ООО «Стройторг»

 

В настоящее время на российском рынке существует множество фирм, занимающихся продажей строительных материалов. И вполне естественно, что между ними существует жесткая конкуренция. В городе Прокопьевске также немало фирм, занимающихся подобной деятельностью. И каждая такая фирма стремится стать более конкурентоспособной по отношению к другой фирме. Поэтому просто необходимо проводить оценку конкурентоспособности фирмы, чтобы выяснить, какие пути ее повышения нужно использовать.

Модель оценки конкурентоспособности  рассматриваемой фирмы включает в себя следующие этапы:

  1. Структурирование, формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность фирмы.
  2. Каждый параметр разбивается на уровни качества. Удобнее всего выбрать трехбалльную шкалу при четырех уровнях от «0» (отсутствие признака) до «3» (признак отлично выражен).
  3. Стоится матрица-таблица «Параметры  - Уровни» и по ней оценивается фирма.
  4. Рассчитывается общий индекс качества К0 (как среднеарифметическое показателей качества), строится графическое отображение матрицы.
  5. По итоговым показателям индекса качества К0 оценивается конкурентоспособность фирмы в соответствии с интервалами:

3,00 – 2,25: очень высокая  конкурентоспособность фирмы;

2,24 – 1,51: высокая конкурентоспособность  фирмы;

1,50 – 0,76: средняя конкурентоспособность фирмы;

0,75 – 0,00: низкая конкурентоспособность  фирмы.

Основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка. Другими словами, необходимо выделить основные параметры, которые влияют на конкурентоспособность фирмы.

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности  рассматриваемой фирмы мы выбрали следующие:

    1. Качество товаров.
    2. Качество оказываемых услуг.
    3. Цена.
    4. Уровень квалификации персонала.
    5. Разнообразие ассортимента.
    6. Рекламная стратегия.
    7. Стаж работы на рынке города Прокопьевска.
    8. «Лицо» фирмы.

Сведем данные параметры  в таблицу, разграничив каждый из параметров на уровни (таблица 1).

Таблица 1. Уровни оценки фирмы.

Параметры

Уровни оценки фирмы

0 «неудовлетворительно»

1

«удовлетворительно»

2

«хорошо»

3

«отлично»

1. Качество товаров

Низкое качество, материалы  ломаются, смеси портятся.

Среднее качество, некоторые  материалы могут ломаться.

Хорошее качество, практически  все материалы в отличном состоянии.

Отличное качество, все  материалы без дефектов.  

2. Качество услуг

Медленная и некачественная установка окон и дверей.

Быстрая, но некачественная установка окон и дверей.

Качественная, но медленная  установка окон и дверей.

Быстрая и качественная установка  окон и дверей.

3. Цена

Очень высокая цена

Высокая цена

Средняя цена

Низкая цена

4. Уровень квалификации  персонала

Очень низкий уровень  квалификации. Персонал почти не консультирует клиентов, а только оформляет покупки.

Низкий уровень квалификации. Могут консультировать только по узкому кругу вопросов и часто вводят клиента в заблуждение.

Хороший уровень квалификации. Консультируют по многим вопросам.

Могут ответить практически на любой вопрос. Не вводят клиента в заблуждение.

5. Разнообразие ассортимента

Небольшое количество предлагаемых товаров. Только основной набор товаров.

Ассортимент разнообразен, но клиент часто может не найти  нужный ему товар.

Большое количество, предлагаемых товаров. Практически всегда можно  найти необходимый товар.

Очень широкий ассортимент  товаров. Клиент всегда найдет все, что  ему нужно.

6. Рекламная стратегия

Реклама только в печатных СМИ, т.к. у совсем молодой фирмы пока нет средств на рекламу в электронных СМИ.

Практически отсутствует  реклама. Иногда можно встретить рекламу в электронных и печатных СМИ.

Реклама довольно часто показывается в электронных и печатных СМИ.

Очень мощная рекламная  стратегия. Реклама встречается очень часто и во всех СМИ.

7. Стаж работы

Фирма только что создана, ее пока почти никто не знает.

Достаточно новая, недавно созданная фирма, малоизвестная на рынке.

Средний стаж работы (1,5-5 лет). Уже достаточно известная фирма.

Стаж работы более 5 лет. Очень известная фирма.

8. «Лицо» фирмы

Здания фирмы некрасивые. Персонал выглядит неопрятно.

Ничем непримечательный вид зданий. Персонал выглядит опрятно.

Красивые здания фирмы. Персонал выглядит опрятно.

Красивые здания фирмы. Персонал в единой форме.


Для более полного  и правильного анализа конкурентоспособности  фирмы ООО «Стройторг» целесообразно  будет провести этот анализ в сравнении  с другой аналогичной фирмой –  конкурентом, например с фирмой «Первомастер».

Качество товаров. Качество товаров в свою очередь определяется по двум основным  критериям:

      1. Внешний вид товара: отсутствие физических дефектов, соответствие цвету, размеру.
      2. Соответствие товаров ГОСТу, т.е. наличие сертификата качества.

«Стройторг»

«Первомастер»

Все товары соответствуют  ГОСТу, имеются сертификаты качества. При внешнем осмотре товаров  не выявлено каких-либо дефектов.


Таким образом, по таблице 1 эти фирмы можно оценить на «3».

Качество предоставляемых услуг (установка окон и дверей). Определяется внешним видом установленных окон и дверей и временем, затраченным на установку. По опросам рабочих, занимающихся установкой, и клиентов было выявлено:

«Стройторг»

«Первомастер»

Выполняет качественную установку окон и дверей: отсутствуют дефекты, непропорциональности (несоответствия размеров окон и дверей размерам оконных и дверных проемов), наличие аккуратности в выполнении работы. Фирма затрачивает в среднем 3-3,5 часа на установку окна или двери.

Не оказывают услуг по установке окон и дверей.


Таким образом по таблице 1 фирма «Стройторг» оценивается  на «2», а фирма «Первомастер»  на «0».

Цена. Сравнив цены на товары и услуги по прайс-листам фирм можно сделать вывод, что цены ниже в фирме «Стройторг». Некоторые из них представлены в таблице:

«Стройторг»

«Первомастер»

Полотно дверное БЕКАР  Глория

2650 руб.

2810 руб.

Краска в/э для потолков и стен «Диола-214»14кг

777 руб.

980 руб.

Шпаклевка Ветонит KR 25 кг

530 руб.

670 руб.


Таким образом по таблице 1 фирма «Стройторг» оценивается на «2», а фирма «Первомастер» на «1».

Уровень квалификации персонала.  Под квалификацией персонала подразумеваются консультации клиентов для выбора строительного материала, соответствующего их нуждам, потребностям и ценовой категории. Уровень квалификации персонала определяется наличием образования, различных сертификатов, опытом работы, а также общественным мнением.

«Стройторг»

«Первомастер»

Весь персонал имеет  высшее образование и способен проконсультировать клиентов по многим вопросам. Но из-за небольшого срока существования фирмы персонал не достаточно опытен, и иногда возникают вопросы, на которые продавцы-консультанты не могут ответить.

Весь персонал имеет  высшее образование. Многие продавцы-консультанты имеют сертификаты об участии в семинарах и могут ответить практически на любой вопрос клиентов. Отлично ориентируются в ассортименте товаров. Достаточно опытный персонал.


Таким образом по таблице 1 фирма «Стройторг» оценивается  на «2», а фирма «Первомастер»  на «3».

Разнообразие  ассортимента товаров. Определяется в сравнении с количеством товаров  в другой фирме, в данном случае в фирме «Первомастер», а также учитывается опрос общественного мнения.

«Стройторг»

«Первомастер»

Ассортимент фирмы по прайс-листам составляет около 500 наименований товаров. Это достаточно большое количество товаров, но клиент не всегда может найти необходимый ему товар.

Ассортимент фирмы по прайс-листам  составляет около 750 наименований. Это достаточно широкий ассортимент  товаров. Клиент всегда может найти  необходимый ему товар.


Таким образом по таблице 1 фирма «Стройторг» оценивается  на «2», а фирма «Первомастер»  на «3».

Рекламная стратегия. Подразумевает наличие рекламы в различных средствах массовой информации.

«Стройторг»

«Первомастер»

Реклама появляется редко в средствах массовой информации. Иногда можно встретить рекламу в газетах и по телевидению.

Реклама довольно часто  появляется в различных средствах  массовой информации: в газетах, по радио и телевидению.


Таким образом по таблице 1 фирма «Стройторг» оценивается на «1», а фирма «Первомастер» на «2».

Информация о работе Экономическая эффективность повышения конкурентоспособности предприятия