Экономическая сущность прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности прибыли, ее функций и источников получения прибыли, а также изучение механизма формирования и распределения прибыли фирмы на примере предприятия.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть экономическую сущность прибыли;
изучить функции и источники получения прибыли;
проанализировать связь между выручкой, затратами и прибылью фирмы;
изучить механизм формирования и распределения прибыли, а также особенности использования прибыли на предприятии;
выработать пути максимизации прибыли предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Максимизация прибыли  предполагает необходимость учитывать  уровень соотношения переменных и постоянных затрат, который влияет на объем выручки от реализации продукции. Так, если предприятие имеет возможность  при одном и том же уровне издержек увеличивать долю постоянных затрат за счет сокращения доли переменных затрат и имеется долгосрочная перспектива спроса на его продукцию, при ее реализации можно получить больший прирост прибыли [5, c. 76].

В структуре издержек  производства значительную роль занимает оплата труда. В данный момент важной является задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности  административно-обслуживающего персонала.

Также прибыль  может возрасти в результате повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, увеличения производства продукции, снижения себестоимости продукции. Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли  предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости, заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Снижение себестоимости за счет экономии сырья, материалов, топлива, энергии и затрат живого труда позволяет выпустить дополнительную продукцию при тех же ресурсах, а также снижение себестоимости (при сохранении тех же цен на готовую продукцию) ведет к росту рентабельности продукции. Необходимо заметить, что сокращение затрат на производство является материальной основой для снижения цен на продукцию предприятий, что повышает ее конкурентоспособность, увеличивает рынки сбыта [19, c. 23].

На многих предприятиях существуют подразделения экономических  служб, которые постатейно анализируют  себестоимость и изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении  при прочих равных условиях ведет  к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с  помощью капитальных вложений, что  требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства [21, c. 18].

Не требует капитальных  расходов ускорение оборачиваемости  оборотных средств, которое также  ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

Прибыль предприятий  растет высокими темпами, главным образом  за счет роста цен. Среднемесячные темпы  ее прироста, превышая темпы роста  цен, свидетельствуют об инфляционном характере формирования полученной прибыли. При росте расходов на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции [11, c. 98].

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

При стабильных экономических  условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции  состоит в снижении себестоимости  в части материальных расходов. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, а также значителен вес отходов.

Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с  выбытием основных фондов, не оказывали  заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной для накопления.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная  цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются расходы, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Для максимизации прибыли предприятие  «Камаз- Дизель» приоритетным направлением деятельности избрало разработку и освоение новых видов продукции, расширение рынка сбыта, которое заключается в:

  • продвижения двигателей, соответствующих экологическим параметрам Евро 4;
  • продвижения газовых двигателей, продвижения двигателей и силовых агрегатов на комплектацию сельскохозяйственной, железнодорожной и спецтехники;
  • расширения номенклатуры автокомпонентов: детали цилиндропоршневой группы, ПГУ и пр.
  • продвижения  электроагрегатов и двигателей для силовых установок.
  • расширение модельного ряда электроагрегатов: открытое, капотное, 1, 2 степени автоматизации; электроагрегаты 3 степени автоматизации; электростанции контейнерного типа; электроагрегаты на прицепе; разработка и изготовление электроагрегатов для МО и МЧС РФ [24].

На последующие  годы намечены следующие работы:

  1. расширение рынка сбыта выпускаемой продукции;
  2. увеличение перечня предприятий-поставщиков;
  3. приобретение нового оборудования.

Таким образом, пути максимизации прибыли довольно многообразны и выбор каждого из них возложен на само предприятие. Стараясь максимизировать свою прибыль, предприниматель создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. Тем самым, улучшаются финансовое состояние предприятия и характеристики его конкурентоспособности (то есть платежеспособности, кредитоспособности), а также выполняются обязательства перед государством и другими организациями.

 

Заключение

 

В заключение можно отметить то, что прибыль предприятия является  основной целью предпринимательской  деятельности. Основная часть прибыли  получается в результате реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Прибыль выполняет три основных функции: стимулирующую, оценочную и распределительную; является основным показателем эффективности деятельности предприятия, источником формирования бюджетов различных уровней, социального и производственного развития предприятия.

Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства. Прибыль оказывает стимулирующее влияние на общественное развитие. Стремление получать прибыль заставляет субъекты хозяйствования искать различные технические и организационные нововведения. С помощью таких новаций создаются возможности для увеличения прибыли. Постоянное улучшение технологического процесса производства, повышение качества оказываемых услуг, «нормальное» налоговое законодательство, расширение производства, снижение себестоимости продукции или услуги, грамотное и эффективное  управление – это самые главные, но далеко не все, направления максимизации прибыли предприятия в стране с рыночной экономикой.

Процесс формирование прибыли был проанализирован на примере предприятия ОАО «Камаз - Дизель», исходя из отчетности которого был сделан вывод о  его прибыльности и эффективности тех мероприятий, которые непосредственно  используются для  максимизации прибыли.

Распределение прибыли происходит между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Государство получает свою долю прибыли в виде налогов и сборов, и, следовательно, имеет финансовые источники для выполнения своих функций.

Чтобы получать прибыль, необходимо нормальное функционирование, как самого предприятия, так и рынка в целом. Эти два условия находятся в постоянном противоречии, что в реальной действительности проявляется в различных формах: в нарушениях хода воспроизводства, недоиспользовании производственных мощностей, перепроизводстве товаров, избытке или нехватке денежных средств и в многочисленных банкротствах отдельных предприятий.

 Успешность  в современной экономике является  итогом многогранной предпринимательской  деятельности, характеризующейся инновациями, модернизацией, которые обеспечивают получение максимальной прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – Омега-Л, 2009. – с. 191.
  2. Азрилиян А. Н., Калашникова Е. В. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
  3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд., Книжный мир. 2004-860с.
  4. Бочаров В. В. Современный финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
  5. Бурмистрова Л. М. Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.
  6. Волков О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 601 с.
  7. Ковалева А. М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. 2-изд. испр., допол. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 493 с.
  8. Максимов А.В. Экономика фирмы: Учебник. –– Ростов н/Д: Феникс, 2009- 571 с.
  9. Ожегов С. Толковый словарь русского языка.
  10. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007.-532с.
  11. Романенко И. В. Экономика предприятия. – 3-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 264 с.
  12. Сергеев И. В. Экономика организаций (предприятия): Учеб. пособие – М.: Проспект, 2008. – 576 с.
  13. Сливоцки А. Зона прибыли. – М.: - Эксмо,2008. 448 с.
  14. Чуев И. Н. Экономика предприятия: Учеб. – М.: Дашков и К, 2007. – 416 с.
  15. Шуляк Н. П. Финансы предприятия: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 712 с.
  16. Щербина А. А. Финансы организаций: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 506 с.
  17. Юров В. Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 144 с.
  18. Бочкова Л. С.  Отчет о прибылях и убытках с учетом новшеств// Главбух. – 2007. - №1. – с. 47-58.
  19. Головина Т. А. Теоретико-методические аспекты учета и планирования прибыли в деятельности предприятия// Управленческий учет. – 2006. – №3. – с. 18-31.
  20. Караева Ф.Е., Жатаева А.Х. Максимизация прибыли как один из факторов конкурентной борьбы хозяйствующего субъекта// Экономический анализ: теория и практика. – 2008.- №22.- с. 48-50.
  21. Лумпов Н. А. Формула прибыли и ее применение при распределении постоянных расходов// Финансовый менеджмент. – 2006. – № 5. – с. 14-26.
  22. Перевозчиков А. Г. Определение прибыли предпринимателя на основе методов выделения и распределения// Экономический анализ: теория и практика. – 2006. - №19. – с. 2-4.
  23. Шубина Т. В. Распределение прибыли в акционерном обществе// Финансовый менеджмент. – 2006. – №2. – с. 15-23
  24. Официальный сайт  предприятия ОАО «Камаз- Дизель». - Режим доступа: http://www.kamaz.ru/ru/company/plants/kamazdiesel

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Экономическая сущность прибыли предприятия