Экономическая сущность прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности прибыли, ее функций и источников получения прибыли, а также изучение механизма формирования и распределения прибыли фирмы на примере предприятия.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть экономическую сущность прибыли;
изучить функции и источники получения прибыли;
проанализировать связь между выручкой, затратами и прибылью фирмы;
изучить механизм формирования и распределения прибыли, а также особенности использования прибыли на предприятии;
выработать пути максимизации прибыли предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Одним из основных вопросов формирования прибыли является определение  ее источников. В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, выделяют три основных источника получения прибыли:

  • первый источник образуется за счет монопольного положения организации по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
  • второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Он касается практически всех организаций. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности организации по выпуску продукции, то есть выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом. Во-вторых, величина прибыли зависит от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг, а именно: цены, сроков поставки, обслуживания покупателей, послепродажного обслуживания и т. д. В-третьих, на величину прибыли влияют объемы производства, то есть чем больше объем производства, тем больше масса прибыли. В-четвертых, прибыль также неразрывно связана со структурой снижения расходов производства.
    • третий источник проистекает из инновационной деятельности организации. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли [16, c. 261].

Рассмотрим вопрос о взаимосвязи  выручки, прибыли и издержек. Между  ними существует прямая связь. Основой определения их взаимовлияния и взаимосвязи является группировка затрат на переменные и условно-постоянные. В западной экономике этот метод получил название директ-костинг (direct costing) и в широком смысле трактуется как метод управления затратами с целью максимизации прибыли.

Связь между объемом  продаж и структурой издержек можно  представить графически (рис. 1.1) [6, c. 228].

 

Рис. 1.1 Схема расположения точки безубыточности

 

Из этой графической  зависимости следуют важные выводы, ставшие экономическими постулатами:

    • предприятие может зарабатывать прибыль, если объем реализации его продукции будет превышать некоторый критический объем выручки;
    • точку пересечения кривой общих издержек с кривой выручки от реализации принято называть точкой безубыточности, или точкой перегиба, или точкой перелома. Лишь при переходе этой точки наступает окупаемость всех издержек, и предприятие становится прибыльным. В сущности, это главное условие успешного функционирования любого предприятия [6, c. 228].

В реальной жизни экономисты редко пользуются приемами поиска координат точки безубыточности на основе графических методов. Для этих целей широко применяются формальные подходы, позволяющие не только определить координаты точки безубыточности, но и исследовать количественные взаимосвязи между различными элементами выручки. Приведем эти соотношения [6, c. 228]:

 

                                                (1.1)

                                      (1.2)

                                                (1.3)

 

где – выручка от реализации продукции;

 – количество продукции в натуральном выражении;

 – цена за единицу продукции;

 – переменные затраты на  единицу продукции; 

– постоянные затраты;

– себестоимость продукции;

 – прибыль.

Используя приведенные соотношения, получаем:

 

     (1.4)

 

В соответствии с экономическим смыслом точки безубыточности прибыль в этой точке равна нулю ( = 0). Это наступает при определенном критическом объеме производства ( ) [6, c. 228]:

 

                                      (1.5)

 

Критический объем производства в денежном выражении определяется по формуле [6, c. 229]:

 

                                          (1.6)

где – удельный вес переменных затрат в цене товара.

Положение точки безубыточности задано исходными параметрами. Учет изменений  этих параметров позволяет определить:

  1. объем продукции для обеспечения установленной суммы прибыли [6, c. 229]:

 

                                       (1.7)

 

  1. предельный уровень цен [6, c. 229]:

 

                            (1.8)

 

 Некоторые допущения и соответственно погрешности в вычислениях от представления зависимости выручки, затрат и прибыли друг от друга, от цен и количества реализованной продукции в виде линейной функции позволяют решить одни из основных вопросов финансово-хозяйственной деятельности:

    • сколько продукции выпускать;
    • каков минимально достаточный объем производства;
    • какова минимальная цена продукции [6, c. 229].

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели сущность и  значимость прибыли как для самого предприятия, так и для государства, общества; основные функции, которые  выполняет прибыль; источники прибыли. Для того же, чтобы полнее представить картину о прибыли необходимо рассмотреть вопросы о том, как формируется прибыль, как осуществляется распределение прибыли, которые будут рассмотрены во второй главе.

 

 

2. Механизм формирования и распределения прибыли фирмы на конкретном  предприятии

 

Достижение высоких результатов  работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения  и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.

Для характеристик прибыли  предприятия необходимо рассмотреть  основные ее виды, определенные нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и российским законодательством  о налогах и сборах. Данная классификация  видов прибыли представлена в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», где показываются валовая прибыль, прибыль от продаж, бухгалтерская и чистая прибыль.

            Валовая прибыль вычисляется как разница между суммой выручки от продажи продукции и ее себестоимостью [12, с. 458]:

 

                                               (2.1)

 

где – валовая прибыль,

 – выручка от реализации  продукции;

 – себестоимость продукции.

              Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключаются сумма наценок или скидок, поступающая торговым и снабженческо-сбытовым организациям, участвующим в сбыте продукции. Организации, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных, то есть оборотных, и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки [16, c. 262].

Валовая прибыль, уменьшенная  на сумму коммерческих и управленческих расходов, составляет прибыль от продаж [12, c. 459]:

 

                                      (2.2)

 

где – прибыль от продаж;

 – коммерческие расходы; 

 – управленческие расходы.

Коммерческие расходы включают в себя транспортные расходы, оплату погрузочно-разгрузочных работ, расходы на тару и упаковку, амортизацию по оборудованию, которое используется для продажи, заработную плату продавцов, расходы на рекламу и др.

К управленческим расходам относятся затраты на оплату труда  административного персонала, на подготовку и переподготовку кадров, представительские расходы на оплату аудиторских, консультационных и информационных услуг, на содержание имущества общехозяйственного назначения, то есть ремонт, амортизация, арендная плата.

             Бухгалтерская прибыль или прибыль до налогообложения определяется по следующей формуле [18 , c. 50]:

 

,                     (2.3)

 

где – прибыль до налогообложения;

 – проценты к получению; 

 – проценты к уплате;

 – доходы от участия  в других организациях;

 — прочие доходы;

 – прочие расходы. 

Проценты к получению  отражают сумму процентов, которые  должна получить организация по займам, предоставленным другим организациям, а также от обслуживающего банка за использование денег на расчетном или депозитном счете фирмы [18 , c. 51].

В процентах к уплате приводятся проценты, которые организация  должна заплатить по полученным кредитам и займам, облигациям и акциям [18, c. 51].

Предприятие может иметь  долю в уставных капиталах других фирм и получать часть прибыли (дивиденды) от их деятельности. Такие доходы называют доходами от участия в других организациях [18, c. 52].

Прочие доходы отражают доходы от сдачи имущества в аренду, от продажи прочего имущества  фирмы (основных средств, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства или материалов), доходы от ликвидации основных средств. А также к прочим доходам относятся активы, полученные безвозмездно; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; курсовые разницы; штрафы, пени, неустойки за нарушения договоров, которые признаны должником или присуждены судом; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности [18, c. 52].

К прочим расходам, в частности, относятся затраты:

  • по сдаче имущества в аренду;
  • от списания прочего имущества фирмы (основных средств, нематериальных активов, материалов и т. д.);
  • по оплате услуг банка;
  • на оплату процентов по кредитам и займам;
  • признанные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • убытки, возмещаемые другим фирмам [18, c.53].

После уплаты всех налогов и обязательных платежей предприятия в его распоряжении остается чистая прибыль [18, c. 56]:

 

                          (2.4)

 

где – отложенные налоговые активы;

 – отложенные налоговые  обязательства; 

 – текущий налог на прибыль.

Отложенный налоговый  актив представляет собой увеличение налога на прибыль, возникающее в  текущем отчетном периоде, когда  сумма начисленного налога на прибыль  становится более высокой и компенсируется снижением налога в последующие отчетные периоды. Отложенный налоговый актив определяется как произведение величины вычитаемой временной разницы на ставку налога на прибыль [12, c. 462]:

 

ОНА= ВВР*0,20                                       (2.5)

 

где – временные вычитаемые разницы, возникающие тогда, когда налогооблагаемая прибыль в отчетном периоде по определенной операции временно больше бухгалтерской.

Налогооблагаемые временные разницы  возникают в тех случаях, когда налогооблагаемая прибыль в отчетном периоде по отдельным операциям меньше бухгалтерской прибыли. В такой ситуации меньшая сумма налога на прибыль в данном отчетном периоде будет компенсирована его увеличением в последующих отчетных периодах [12, c. 462]:

 

ОНО=ВНР*0,20                                     (2.6)

 

где – временные налогооблагаемые разницы.

Текущий налог на прибыль может  быть рассчитан на основе условного налога на прибыль [12, c. 463]:

 

                   (2.7)

 

где – условный налог на прибыль,

– постоянные налоговые обязательства,

– отложенные налоговые активы,

– отложенные налоговые обязательства.

Информация о работе Экономическая сущность прибыли предприятия