Экономическая сущность прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической сущности прибыли, ее функций и источников получения прибыли, а также изучение механизма формирования и распределения прибыли фирмы на примере предприятия.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть экономическую сущность прибыли;
изучить функции и источники получения прибыли;
проанализировать связь между выручкой, затратами и прибылью фирмы;
изучить механизм формирования и распределения прибыли, а также особенности использования прибыли на предприятии;
выработать пути максимизации прибыли предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Условный налог на прибыль определяется как произведение бухгалтерской прибыли и ставки налога на прибыль [12, c. 463]:

 

УНП= БП*0,20.                                       (2.8)

 

В целом схема формирования прибыли предприятия представлена в приложении 1.1, в котором графически описан данный процесс, являющийся наиболее распространенным методом и применяемый на большинстве предприятий как производственного характера, так и нематериального производства.

Для более подробного и практического ознакомления с вышеописанным процессом необходимо рассмотреть формирование прибыли на примере конкретного предприятия.

В качестве анализируемого предприятия нами будет рассмотрено условно  ОАО «Камаз - Дизель», являющееся одним из подразделений Камского автомобильного завода.

Проанализируем формирование чистой прибыли в ОАО «Камаз - Дизель». Для этого необходимо рассмотреть основные ее виды, которые представлены в форме №2 приложения к балансу «Отчет о прибылях и убытках» за 2009 год в таблице 2.1

Таблица 2.1

 

Отчет о прибылях и  убытках

 

Наименование показателя

За отчетный

период (тыс. руб.)

За аналогичный период предыдущего года (тыс. руб.)

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

   

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налог на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

              20441219

              14977990

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

(19327548)

( 14497797  )

Валовая прибыль

1113671

480193

Коммерческие расходы

(24825)

(14234)

Управленческие расходы

(554824)

(234578)

Прибыль (убыток) от продаж

534022

231381

II. Прочие доходы и расходы

   

Проценты к получению

-

-

Проценты к уплате

(5091)

(4848 ) 

Доходы от участия в других организациях

-

-

Прочие доходы

302203

1197991

Прочие расходы

(528472)

(1169960 )

Прибыль (убыток) до налогообложения

302662

254564

Отложенные налоговые активы

(40826)

(3824)

Отложенные налоговые обязательства

(4266)

(2262)

Текущий налог на прибыль

(40274)

(54871)

Иные аналогичные обязательные платежи

(8677)

(26999)

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

208619

166248

Постоянные налоговые  обязательства (активы)

24834

10044


 

По итогам финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Камаз - Дизель» в 2009 году получена прибыль на сумму 208619 тыс. руб. (в 2008 году была прибыль в размере   166248 тыс. руб.).

Валовая прибыль составила  1113671 тыс. руб., из нее от продажи:

- продукции                         1103670 тыс. руб.

- товаров                                     753 тыс. руб.

- услуг                                       9247 тыс. руб.

В 2010 году получена прибыль от финансово-хозяйственной деятельности в размере 302662 тыс. руб., чистая прибыль - 208619 тыс. руб.

Дебиторская задолженность  уменьшилась за год на 90 805   тыс. руб., кредиторская задолженность уменьшилась на сумму  895 656 тыс. руб. Более подробно ознакомиться с приведенным выше отчетом можно в приложении 2.1.

Принципы распределения  прибыли можно сформулировать следующим  образом:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление [15, с. 297].

На предприятии  распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Распределение чистой прибыли – одно из направлений  внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых за счет прибыли, оставшейся после расчета с учредителями и акционерами [15, с. 298].

Чистая прибыль  предприятия распределяется ежеквартально  нарастающим итогом с начала года в соответствии с финансовым планом на фонды потребления, фонды накопления и резервные фонды. Оставшаяся после распределения часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и служит, как правило, в качестве источника пополнения оборотных средств предприятия до принятия решения о ее распределении.

В любой хозяйственной  деятельности существует опасность  денежных потерь. Опасность таких  потерь представляет собой финансовые риски. Эти риски связаны с  вероятностью наступления ущерба от операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, с фондовыми ценными бумагами. В связи с этим предприятия создают резервный фонд за счет чистой прибыли. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий: не менее 15% от уставного капитала, размер ежегодных обязательных отчислений не менее 5% от чистой прибыли. Он используется для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций в случае отсутствия иных средств [13, c. 73].

Фонд накопления предназначен для финансирования расходов, связанных с модернизацией собственной производственной и технологической базы предприятий. Данный фонд позволяет осуществлять финансирование затрат по техническому перевооружению и реконструкции производства; финансирование затрат по освоению производства новой, конверсионной продукции; финансирование прироста собственных оборотных средств, а также возмещение их недостатка. За счет средств из фонда накопления обеспечивается строительство новых объектов собственной производственной базы, внедрение новых прогрессивных технологий производства, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, погашение убытков от гибели, порчи основных средств в результате стихийных бедствий и погашение убытков прошлых лет, если эти убытки не покрываются за счет средств резервных фондов.

Фонд потребления  предназначен для финансирования расходов непроизводственного характера, а  также для материального стимулирования работников. В свою очередь, данный фонд подразделяется на три направления:

  • расходы на социальные нужды включают расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных культурно-массовых мероприятий;
  • расходы на материальные поощрения содержат единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен;
  • расходы на благотворительные цели [15, c. 299].

Процесс распределения  прибыли можно представить в  виде схемы, которая изображена на рисунке 2.2:


Рис. 2.2 Схема распределения прибыли

Распределение прибыли - это направление прибыли  на расширение производства, на удовлетворение социальных нужд работников, на их материальное поощрение, на формирование доходов бюджета, а также централизованных фондов и резервов вышестоящих органов.

Прибыль в размере 208619 тыс. руб. за 2009 год распределена следующим образом: на пополнение резервного фонда – 12037 тыс. руб.; на развитие хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ – Дизель » –192941тыс.руб., на пополнение фонда потребления- 3941 тыс. руб. [24].

За 2009 год погашена задолженность по налогам на сумму 604 381 тыс. руб. а именно: НДС – 359 615 тыс. руб., налог на прибыль – 51 357 тыс. руб., НДФЛ – 151 177тыс. руб.,  налог на имущество – 33 451 тыс. руб.,  транспортный налог – 173 тыс. руб.

Итак, в данной главе  были освещены вопросы, связанные с  механизмом формирования и распределения  прибыли.  Данные процессы были проанализированы на примере предприятия, с целью  практического ознакомления с ними.  И, как известно, после получения и формирования прибыль предприятия распределяется между предприятием и государством, между предприятием и отраслью, между предприятием и его работниками и так далее, и, как правило, данное распределение имеет свои особенности. В дальнейшем нам необходимо изучить пути максимизации прибыли, которые представлены в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути максимизации прибыли и особенности ее использования коммерческой фирмы

 

Прибыль при своем распределении пересекает интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы учредителей предприятия, и интересы отдельных работников. Предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Остающаяся в распоряжении предприятия  прибыль используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов [22, c. 3].

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и фондом потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Прибыль используется для  уплаты различных штрафов и санкций  в случаях нарушения предприятием действующего законодательства, например в случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль [21, c. 16].

Основная задача анализа использования  прибыли состоит в выявлении  тенденций и пропорций, сложившихся  в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в  динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Основным показателем  безубыточной работы предприятия является прибыль. Чистая прибыль должна позволять  предприятию реализовать его  цели и задачи. Поэтому у него возникает прямая заинтересованность в росте валовой прибыли, чтобы на этой основе увеличить и ту ее часть, которая образует чистую прибыль, что важно и для государства, которое с этой целью оптимизирует свои налоги и льготы. 

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

  • увеличение выпуска продукции;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его  в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства;
  • расширение рынка продаж.

Из этого перечня  мероприятий следует, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использования факторов производства [12, c. 466].

Коммерческий расчет требует, чтобы каждое предприятие  стремилось к улучшению качества продукции, приведению ее ассортимента в соответствии со спросом потребителей. Качество продукции оказывает серьезное влияние на уровень ее конкурентоспособности и размер выручки, прибыли.

С одной стороны, повышение  качества продукции требует дополнительных затрат, что повышает издержки производства. С другой стороны, качественная продукция имеет высокую рыночную цену, отличается повышенным спросом, что позволяет не только возмещать дополнительные затраты, но увеличивать рентабельность, рынок сбыта [12, c. 73].

Информация о работе Экономическая сущность прибыли предприятия