Экономическая сущность понятия “персонал” и значение повышения его использования в деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является анализ формирования оценка эффективности использования персонала предприятия.
Для достижения данной цели я выделяю следующие задачи:
1.определить, что современная наука понимает под понятием персонал, какое место он занимают в хозяйственной деятельности предприятия и ее анализе, а также дать характеристику показателей, используемых при проведении данного анализа;
2. дать оценку на примере предприятия (ЗАО «Тандер») динамике численности персонала, использованию трудовых ресурсов, производительности труда на предприятии;
3.рассмотреть основные направления повышения эффективности использования персонала организации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 99.55 Кб (Скачать файл)

Введение

Из всех ресурсов предприятия особое место принадлежит трудовым ресурсам. Трудовые ресурсы, призванные соединить все факторы производства, представлены на предприятие его кадрами.

Причинами, обусловливающими необходимость анализа трудовых ресурсов, являются исследование состава кадров с целью выявления обеспеченности ими и причин текучести трудовых ресурсов, повышение эффективности использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда.

Персонал является наиболее сложным объектом управления в организации, так как имеет возможность решать самостоятельно любые вопросы, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию и критически относится к предъявляемым к нему требованиям.

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность.

Персонал - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива предприятия.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, ведь чтобы происходило нормальное функционирование любого предприятия, необходимо наличие достаточного количества квалифицированного персонала.

Целью моей курсовой работы является анализ формирования оценка эффективности использования персонала предприятия.

Для достижения данной цели я выделяю следующие задачи:

1.определить, что современная наука понимает под понятием персонал, какое место он занимают в хозяйственной деятельности предприятия и ее анализе, а также дать характеристику показателей, используемых при проведении данного анализа;

2. дать оценку на примере  предприятия (ЗАО «Тандер») динамике численности персонала, использованию трудовых ресурсов, производительности труда на предприятии;

3.рассмотреть основные  направления повышения эффективности  использования персонала организации.

На сегодняшний день управление персоналом это достаточно актуальный вопрос, который освещается во многих источниках: как в учебных изданиях, так и в периодической литературе. Для написания данной курсовой работы были использованы следующие учебные пособия:, Бабук И.М. «Экономика предприятий», Горнаков Э.И. «Управление персоналом», Савицкая Г.В. «Экономический анализ» и др., а также следующие статьи: Агашкова А. Оценка эффективности деятельности персонала, Кохан О. Проблемы управления, Стародубцева Е.Б. Некоторые аспекты в управлении персоналом организации, Шахнович В.М. Как обеспечить предприятие нужными трудовыми ресурсами.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

В первом разделе были рассмотрены сущность, структура и основные функции управления персоналом.

Во втором разделе был произведен анализ формирования и эффективности использования персонала организации на примере ЗАО «Тандер».

Третий раздел посвящен основным направлениям повышения эффективности использования персонала организации.

 

 

 

 

 

 

1. ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ  И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

1.1 Экономическая сущность  понятия “персонал” и значение  повышения его использования  в деятельности организации

 

Управление персоналом как наука отделилась из менеджмента сравнительно недавно - в конце ХХ в. Однако вопросы управления людьми во все времена занимали умы и правителей, и учёных, и руководителей разных уровней.

Так, еще в 1950 г. до н.э. вавилонский правитель Хаммурапи издал первый свод законов управления различными сферами жизни общества и разработал лидерский стиль руководства. Сократ сформулировал принцип управляющего воздействия. А.Смит разработал концепцию контроля и принцип специализации. Т.Мор анализировал недостатки плохого управления. Дж.Стюарт стоял у истоков теории власти, а Т. Петерс обосновал необходимость отношения к персоналу как к важнейшему ресурсу развития бизнеса[4,с.15].

 Мы видим, что многие  ученые занимались вопросами  управления. И на сегодняшний  день, управление персоналом это  достаточно актуальный вопрос, который  освещается во многих источниках.

Главным и определяющим элементом системы управления любого современного предприятия являются трудовые ресурсы, которые оказывают решающие влияние на ее формирование и совершенствование. Сущность управления трудовых ресурсов раскрывается с помощью таких понятий, как персонал, трудовой коллектив, кадры. Факторами эффективной хозяйственной деятельности каждого предприятия в рыночных условиях есть обеспеченность его трудовыми ресурсами, рациональный режим труда, эффективность использования рабочего времени, повышение производительности труда. Необходимым условием управления персоналом предприятия, поиск резервов повышения производительности труда и усовершенствование системы материального поощрения есть проведение анализа современного состояния использования трудовых ресурсов предприятия. В условиях рыночных отношений главной целью анализа динамики персонала, есть установление изменений его количественного и качественного состава с позиции соответствия темпам развития хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Таким образом, в центре деятельности предприятия, как социально-экономической системы, стоит конкретный человек, являющийся ключевым элементом экономического планирования механизма предприятия. Для этого рассмотрим подробнее значение персонала и эффективность его использования в организации.

Персонал (от лат. persona – личность) – это совокупность всех работников предприятия занятых трудовою деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребенком и т.д.); это совокупность трудовых ресурсов, что находятся в распоряжении предприятия, которые необходимы для исполнения определенных функций, достижении целей деятельности и перспективного развития[8,с.33].

Персонал - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива предприятия[6,с.14].

Исходный этап в процессе управления персоналом — прием на работу, который включает в себя прежде всего такие процессы, как набор и отбор кадров.

Отбор персонала — процесс, посредством которого организация выбирает из числа претендентов того человека или людей, которые наилучшим образом соответствуют вакантному месту и условиям труда[6,с.17].

Целью набора персонала является, прежде всего, создание резерва кандидатов на все рабочие места в организации с учетом возможных кадровых и организационных изменений, увольнений, перемещений, уходов на пенсию, окончания сроков контрактов, изменений направлений и характера деятельности организации и ее подразделений.

Источники набора персонала могут быть: внутренние (из работников самой организации, предприятия) и внешние (из людей, до этого никак не связанных с предприятием).

Для того, чтобы построить эффективную систему формирования персонала, прежде всего, важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Отбор персонала не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть взаимоувязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в самоцель, которая осуществляется в ущерб другим формам работы с персоналом.

Плохо организованный подбор персонала приводит к нежелательным последствиям: высокой текучести персонала, плохому морально-психологическому климату, низкой трудовой и исполнительской дисциплине.

Общий контроль за политикой в сфере управления персоналом и ответственность за ее результаты несет высшее руководство. Политика руководства в отношении персонала (обучение и развитие работников, мотивация персонала, обеспечение хорошего морального климата в организации и др.) оказывает значительное влияние на методы и эффективность поиска и отбора персонала.

Процесс управления персоналом традиционно включает девять основных направлений деятельности[6,с.21]:

1. Планирование персонала, осуществляемое с учетом потребностей организации и внешних условий.

2. Поиск и отбор персонала.

3. Адаптация новых работников. Введение в организацию, в подразделение и в должность для обеспечения мягкого вхождения новых работников в организацию и максимально быстрого достижения ими требуемых рабочих показателей.

4. Анализ работы и нормирование труда.

5. Система стимулирования труда: широкий набор средств воздействия на мотивацию работников, от материальных стимулов до расширений полномочий и обогащения содержания труда с целью улучшения отношения персонала к выполняемой работе и организации и повышения заинтересованности в достижении высоких результатов.

6. Обучение и развитие, которое призвано увеличить потенциал работников, их вклад в достижение целей организации.

7. Оценка исполнения, сравнение результатов работы с имеющимися стандартами или с целями, установленными для конкретных должностных позиций.

8. Внутриорганизационные перемещения работников, повышения и понижения в должности, переводы, отражающие ценность работника для организации.

9. Формирование и поддержание организационной культуры, традиций, порядков, норм, правил, стандартов поведения и ценностей, обеспечивающих эффективное функционирование организации.

Поиск и отбор персонала, являясь ключевым элементом политики персонала, должен быть тесно увязан со всеми основными направлениями работы в сфере управления персоналом.

Для того, чтобы политика компании в области персонала была эффективной, а работники полностью подходили фирме по своим профессиональным, деловым и личностным качествам требованиям организации, необходим комплексный подход.

Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров предприятия.

Персонал является главным звеном системы управления. Структура персонала включает в себя классификацию по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу. Персонал классифицируется на производственный и управленческий, каждый из которых имеет свои функции.

Основными функциями управления персоналом организации являются: управление численностью, производительностью и стимулированием труда.

Управление персоналом базируется на следующих принципах: человек – основа корпоративной культуры, менеджмент для всех, эффективность, взаимоотношения и качество – критерии успеха организации, обучение – ключ к развитию и переменам.

Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии .

Выделяют три группы таких методов:

1) административные методы: формирование структуры и органов  управления; установление госзаказов; утверждение административных норм  и нормативов, издание приказов  и распоряжений; подбор и расстановка  кадров; разработка положений, должностных  инструкций и стандартов деятельности  организации;

2) экономические методы: технико-экономический анализ; технико-экономическое  обоснование; планирование; материальное  стимулирование; ценообразование; налоговая  система; экономические нормы и  нормативы;

3) социально-психологические  методы: социальный анализ в коллективе  работников; социальное планирование; участие работников в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие на  работников (формирование групп, создание  нормального психологического климата, моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности).

 Удовлетворение  потребности организации в персонале, рациональная расстановка и эффективное  использование кадров – основные  цели управления персоналом предприятия.

В целом я бы хотела еще раз подчеркнуть значимость данного процесса, так как от того, как проведен набор и какие люди отобраны для работы в организации, во многом зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами, а также деятельности самого предприятия в целом. Актуальность управления персоналом обусловлена тем, что процессы трансформации, в которые включена организация, невозможны без изменения требований к сотрудникам и в первую очередь к самому персоналу управления. Эти изменения должны коснуться: инновационных способностей, способностей к разрешению конфликтов, умений создавать сплочённую команду и организовывать групповую работу.

 

1.2 Методика анализа формирования  и эффективности использования персонала организации

 

Достаточная обеспеченность предприятий работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объёмов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия персоналом и эффективности его использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как результат объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Информация о работе Экономическая сущность понятия “персонал” и значение повышения его использования в деятельности организации