Экономическая оценка мероприятий по увеличению товарооборота ООО «Савати»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и значение розничного товарооборота
Понятие и виды розничного товарооборота
Показатели товарооборота
Факторы, влияющие на товарооборот
Глава 2. Анализ розничного товарооборота ООО «Савати»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Савати»
2.2 Анализ товарооборота предприятия
Глава 3. Экономическая оценка мероприятий по увеличению товарооборота ООО «Савати»
3.1 Направления развития товарооборота.
3.2 Влияние ассортимента и трудовых ресурсов на объем товарооборота
3.3 Совершенствование маркетинговой деятельности как основы для увеличения товарооборота

Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

С ростом реальных доходов в условиях насыщенного  рынка в объеме розничного товарооборота  повышается доля непродовольственных  товаров, сближается структура покупок  городского и сельского населения, увеличивается продажа высококалорийных продуктов питания, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, длительного пользования, транспортных средств, предметов оборудования жилищ, изделий повышенного качества.

Кратко структуру  продовольственных товаров можно  представить следующими группами: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, жиры, молоко и молочные продукты, яйца, сахар, кондитерские изделия, чай, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа и макаронные изделия, картофель, овощи, плоды, фрукты и ягоды, и другие продовольственные товары.

В структуре непродовольственных товаров различают следующие ассортиментные группы: ткани, одежда, белье, головные уборы и меха, трикотажные и чулочно-носочные изделия, обувь, хозяйственное мыло, синтетические моющие средства, туалетное мыло и парфюмерия, галантерея и нитки, табачные изделия, спички, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, и другие непродовольственные товары [30, с.142-143].

В заключение вопроса  можно сделать следующие выводы:

- розничная торговля по  своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования, является сложной системой, функционирующей в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды;

- социальное значение  розничной торговой сети заключается  в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей  членов общества, повышении уровня  жизни населения, создании благоприятных  условий для всестороннего развития  личности;

- розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж; он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы;

- состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж;

- ассортиментный  состав проданных товаров по  группам или отдельным товарным  наименованиям характеризует структуру  розничного товарооборота и является  его качественной характеристикой;

- розничный  товарооборот используется для  определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, так как в обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат.

**** 
Розничный товарооборот представляет собой продажу потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно: юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной; юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной; физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.д.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания, обслуживающих ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - с.1066

 

 

******* 
ТОВАРООБОРОТ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ. >ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА

 

 

Товарооборот  – это важнейший показатель, характеризующий  хозяйственную деятельность предприятия  торговли. Он является оценочным показателем предприятия торговли, измерителем эффективности его деятельности.

 

Объем продажи  товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его  долю в общем объеме продаж, объем  деятельности, степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе товарооборота и позволяет определить его возможности на рынке. Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, его товарной политики, при принятии решений о включении в ассортимент или снятии различных товаров с продажи, в процессе выработки оптимальных пропорций товарооборота.

 

Показатели  товарооборота дают возможность  выявить фактическую потребность  в товарах, определить уровень покупательной  способности населения, сформировать требования покупателей к товарам, установить факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также увидеть перспективу изменения потребностей, выражаемую не только темпами изменения товарооборота, но и характером жизненного цикла товара.

 

Потребности покупателей  и требования их к товару постоянно меняются, поэтому успех на рынке имеет то торговое предприятие, которое наилучшим образом приспособилось к оптимальному удовлетворению спроса. Зная объем и структуру товарооборота, предприятие может предугадывать смену фаз цикла спроса и жизненного цикла товара и пересматривать стратегию в соответствии с меняющимися условиями конкуренции на рынке. Эти тенденции влияют на динамику и структуру товарооборота предприятия.

 

Товарооборот, отражая размер предприятия, его  денежную выручку за проданные товары, является основой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В нем воплощены различные стороны хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его звеньев.

 

Реализация  товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя основными показателями, которые можно оценить как важнейшие при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных пропорций товарооборота, при анализе и планировании товарооборота. К этим показателям относятся:

 

1) общий объем  товарооборота. Характеризует объем продажи товаров в стоимостном выражении за определенный период. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота и общий объем оптового товарооборота;

 

2) состав товарооборота.  Этот показатель характеризует  соотношение отдельных видов и форм товарооборота в общем его объеме. Например, в составе общего объема розничного товарооборота рассматривают объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи, продажу товаров за наличный и безналичный расчет и т.п. В составе товарооборота изучают реализацию товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и по другим наиболее характерным признакам, отражающим специфику работы фирмы;

 

3) товарная структура  товарооборота. Это качественный  показатель, который характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах. Структуру товарооборота изучают в целом по предприятию, его филиалам, отделам, секциям, а также по временным периодам. Структура товарооборота позволяет охарактеризовать процесс удовлетворения покупательского спроса, установить тенденции его изменения, отражает распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров.

 

Торговое предприятие  для оценки результатов своей  деятельности в процессе анализа и планирования использует также различные количественные и качественные показатели товарооборота. К ним относятся:

 

общий объем  продажи товаров за отчетный и  прошлый периоды в текущих  и сопоставимых ценах;

 

среднедневная продажа товаров;

 

розничные и  оптовые цены на товары;

 

равномерность, ритмичность, а также сезонность реализации товаров;

 

поступление товаров  в покупных ценах;

 

наличие товаров  на складе, их соответствие нормативам;

 

время обращения  товарных запасов;

 

издержкоемкость и рентабельность продаж отдельных товаров и товарных групп;

 

товарооборот  на одного работника, на одного продавца;

 

товарооборот  на 1 м2 торговой площади;

 

число покупателей  за анализируемый период;

 

степень удовлетворения спроса (завершенность покупки, ее средняя стоимость);

 

интенсивность потока покупателей и т.п.

 

Чем шире перечень анализируемых показателей, тем  больше возможностей для глубокого  анализа тенденций развития товарооборота, изменения структуры спроса покупателей, оценки эффективности использования ресурсов предприятия. Это позволяет наиболее точно определять, что и в каких количествах, по какой цене необходимо продавать на рынке либо закупать то, что будет пользоваться наибольшим спросом у потребителей. Изучение и сопоставление издержкоемкости реализации товаров дает возможность выбрать те из них, которые приносят наибольшую прибыль, являются наиболее рентабельными.

 

Анализ товарооборота  позволяет: оценить достигнутые  результаты; изучить развитие товарооборота  в динамике по видам и формам, по структуре; определить тенденции его изменения; оценить правильность стратегии предприятия в развитии товарооборота; сравнить деятельность данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов – основа планирования объема реализации.

 

Необходимость проведения анализа товарооборота также связана с тем, что от него напрямую зависят финансовое состояние предприятия, степень удовлетворения потребительского спроса, уровень издержек обращения, уровень валового дохода от реализации товаров и полученная прибыль. Анализ проводится по данным бухгалтерской и статистической отчетности, по материалам оперативного учета.

 

Цель анализа  товарооборота – получение информации, необходимой торговому предприятию  для принятия решения, что и в  каких количествах следует продавать на рынке в будущем, чтобы обеспечить получение необходимой прибыли.

 

Для достижения поставленной цели необходимо определить задачи анализа товарооборота. Они  таковы:

 

1. Анализ товарооборота  в предплановом периоде, проверка  степени его выполнения по сравнению с планом или предыдущим периодом; выявление всех изменений, происшедших в объеме, составе и структуре товарооборота за этот период.

 

2. Изучение, количественное  измерение и обобщение влияния  факторов на динамику и изменение  товарооборота.

 

3. Выявление внутренних резервов, путей и возможностей оптимизации товарооборота и совершенствования его ассортиментной структуры.

 

Важное значение при проведении анализа имеет  выбор показателей и приемлемых методов, позволяющих получить более  точные и объективные результаты. При анализе товарооборота используют: показатели динамики; абсолютные, относительные и средние показатели; стоимостные и натуральные; балансовый метод, методы сравнения, цепной подстановки, метод абсолютных и относительных разниц, индексный, интегральный, графический методы и др.

 

Анализу должна предшествовать работа по подбору и  подготовке информации. Информацией  для анализа служат данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, нормы и нормативы, разработанные  на предприятии, материалы наблюдений и опросов. Эти данные проверяются с точки зрения правильности и сопоставимости отдельных показателей.

 

Прежде чем  приступить к анализу, необходимо проверить, соответствуют ли используемые для  этого показатели товарооборота:

 

а) по ценам: товарооборот отчетного периода должен быть рассчитан в таких же ценах, что и товарооборот базисного периода (для этого рассчитывается индекс цен);

 

б) по времени: товарооборот отчетного и базисного периодов должен быть взят за одинаковые промежутки времени, а если эти временные периоды различаются, то необходимо использовать дополнительный показатель среднедневного товарооборота;

 

в) по торговой площади: товарооборот отчетного и  базисного периодов должен быть рассчитан  на одну и ту же торговую площадь.

 

Поскольку разработка плана товарооборота на будущий  год начинается в текущем году, когда еще нет отчетных данных за весь год, необходимо рассчитать ожидаемый  товарооборот за текущий год. Для  этого определяется ожидаемый товарооборот за оставшийся период до конца года (как правило, за квартал).

 

В случае анализа  товарооборота за IV квартал рекомендуется  прибавить к фактическому товарообороту  за прошедший отрезок квартала (например, октябрь) ожидаемый товарооборот на оставшийся период (ноябрь, декабрь).

 

При определении ожидаемого товарооборота необходимо исходить из оценки ожидаемого поступления товаров, изменения товарных запасов, а также следует учитывать состояние торговли отдельными товарами.

 

Кроме того, принимают  во внимание темпы изменения товарооборота за IV квартал текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлых лет и удельный вес этих кварталов в фактическом товарообороте предшествующих лет. Если не предвидится существенных изменений товарооборота в целом и по товарным группам по сравнению с планом на оставшийся период года, то ожидаемое выполнение на этот период принимается на уровне плана.

 

Определение товарооборота  за текущий год является важной составной  частью анализа: чем точнее определено ожидаемое выполнение, тем обоснованнее будет составлен план на следующий год. Ожидаемое выполнение плана рассчитывают по отдельным товарным группам. Методика определения ожидаемого товарооборота по различным товарам неодинакова.

 

Для товаров, по которым не наблюдается значительного  перевыполнения плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана товарооборота на второе полугодие (или на основе фактического товарооборота за девять месяцев и плана товарооборота на IV квартал). Например, фактический товарооборот магазина по плодам, фруктам, ягодам за первое полугодие составил 1437,4 тыс. р.; план продажи на второе полугодие установлен в сумме 1500 тыс. р. Ожидаемый товарооборот составит 2937,4 тыс. р. (1437,4 + 1500).

Информация о работе Экономическая оценка мероприятий по увеличению товарооборота ООО «Савати»