Экономика организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

Изменения в формах собственности, в экономических отношениях между предприятиями и государством, изменение роли государства в движении ресурсов и результатов экономической деятельности обусловливают рассмотрение сначала места предприятия в системе народного хозяйства. Если раньше мы воспринимали предприятие как первичную ячейку экономики страны, то теперь рассматриваем в первую очередь организационно-правовые формы предприятий с точки зрения, чья эта собственность, поскольку сторонники рыночной экономики считают, что частная собственность – это наиболее эффективная форма общественного устройства, а общественная форма – менее эффективна.

Содержание

1.Объединения предприятий: концерны, корпорации, холдинги, комбинаты, синдикаты, компании, ассоциации, финансово-промышленные группы.
2.Содержание производственной программы предприятия, характеристика её разделов и показателей. Определение валовой, товарной и реализуемой продукции.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

эконом.орг..doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

  • Негосударственное образовательное учреждение

  • Высшего профессионального образования

    «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»

     

     

     

     

     

     

    Контрольная работа

    по дисциплине «Экономика организации»

    на тему: «Экономика организаций»

     

     

     

     

     

    Выполнил:ст.гр.ЗФ-10 Петров С.М.

    Проверил:д.э.н. Павлов В.К.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ижевск 2014

    Содержание

    1.Объединения предприятий: концерны, корпорации, холдинги, комбинаты, синдикаты, компании, ассоциации, финансово-промышленные группы.

    2.Содержание производственной  программы предприятия, характеристика её разделов и показателей. Определение валовой, товарной и реализуемой продукции.

    Список литературы

    • Введение

     
    Изменения в формах собственности, в экономических отношениях между предприятиями и государством, изменение роли государства в движении ресурсов и результатов экономической деятельности обусловливают рассмотрение сначала места предприятия в системе народного хозяйства. Если раньше мы воспринимали предприятие как первичную ячейку экономики страны, то теперь рассматриваем в первую очередь организационно-правовые формы предприятий с точки зрения, чья эта собственность, поскольку сторонники рыночной экономики считают, что частная собственность – это наиболее эффективная форма общественного устройства, а общественная форма – менее эффективна.  
     
    Перечисленные трансформации в экономических, политических и социальных отношениях привели к значительным изменениям функций отдельных подразделений и в целом всего предприятия. Особенно изменениям подверглись функции планирования деятельности предприятия. Если в централизованной системе управления народным хозяйством «портфель заказов» формировался в большей части государственными плановыми и административными органами, то в рыночной системе эти функции «спустились» на уровень предприятия и, следовательно, возникли новые подходы определения стратегии и тактики деятельности предприятия. Если в централизованной системе управления экономикой эффективным являлось предприятие, отвечающее интересам всего народного хозяйства в целом и обеспечивающее социально-экономическое развитие того или другого региона, территории, то в рыночной экономике на первое место выведены интересы частных собственников. В конкурентной среде предприятия сами определяют техническую политику, включая и вопросы управления качеством продукции. Результаты этих решений в значительной степени определяют место предприятия на рынке товаров, его благополучие, устойчивость.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Объединения предприятий: концерны, корпорации, холдинги, комбинаты, синдикаты, компании, ассоциации, финансово-промышленные группы

     

    Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, являющийся производителем товаров и услуг, основным рыночным агентом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

    В современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночной среде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночной конъюнктуры. Для повышения стойкости организации при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности. На практике сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картель, синдикаты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы, ассоциации, компании.

    Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление. Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.

    Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты).

    Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.

    Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

    В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.

    Хозяйственная ассоциация представляет собой договорное объединение предприятий, создаваемое в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Участие в ассоциации накладывает на предприятия менее жесткие, чем в концерне, ограничения. Участники хозяйственной ассоциации могут входить в другие договорные объединения предприятий без согласования с другими участниками.

    Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для картеля характерно наличие следующих признаков:

    • договорной характер объединения;
    • сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
    • совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

    К объединениям картельного типа относятся также пулы. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыли участников пула поступают в «общий котел», а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.

    Синдикат – разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. Синдикаты были широко распространены в дореволюционной России. Классическим примером синдиката является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

    Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над ними. Поэтому менеджмент холдингов заключается преимущественно в смене неэффективного руководства при проведении собрания акционеров и финансовом менеджменте (дивидендная политика, выпуск ценных бумаг и т. д.).

    Холдинг — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В РФ правильнее говорить холдинговая компания. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ, существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.

    Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

    Характерные черты холдинга:

    1. Концентрация акций фирм различных  отраслей и сфер экономики  или фирм, расположенных в различных регионах.

    2. Многоступенчатость, то есть наличие  дочерних, внучатых и прочих родственных  компаний. Нередко холдинг представляет  собой пирамиду, возглавляемую одной  или двумя фирмами, нередко разной  национальной принадлежности.

    3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

    • выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
    • реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
    • осуществление межфирменных связей;
    • финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
    • предоставление консультационных и технических услуг.

    Типы холдинга

    1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:

    • имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
    • договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

    2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:

    • чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
    • смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

    3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:

    • интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;
    • конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».

    4. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:

    • классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
    • перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».

    Примеры холдингов России: РосБизнесКонсалтинг, РАО ЕЭС, Агрохолдинг.

    Наибольшее развитие холдинги получили в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Первый холдинг возник в 1991 г. в виде государственного концерна «ЛУКОЙЛ». Затем возникли «СИДАНКО», «Славнефть», «Восточная нефтяная компаниям и другие. Холдинги строятся на различных принципах: отраслевом, межотраслевом, территориальном и программно-целевом. Масштаб их деятельности может изменяться от регионального, республиканского, государственного до межгосударственного.

    Информация о работе Экономика организаций