Туризм как отрасль сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:34, реферат

Краткое описание

Имея длительную историю, понятие «туризм» до сих пор по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. Существующие определения туризма могут быть объединены в две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания тех процессов, которые происходят в российском туризме.

Вложенные файлы: 1 файл

Туризм как отрасль сферы услуг.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Туризм  как отрасль сферы  услуг

Имея  длительную историю, понятие «туризм» до сих пор по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. Существующие определения туризма могут быть объединены в две группы. Одни носят  узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания тех процессов, которые происходят в российском туризме.

В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с  переменой местожительства или  работы. По мере развития туризма и  превращения его в массовое явление по-явились первые формулировки понятия «туризм» с целью статисти-ческого учета путешествующих лиц.

Впервые понятие «международный турист»  было сформулиро-вано в 1937 г. Комитетом  экспертов по вопросам статистики Лиги Наций и согласно ему туристом является лицо, для которого характерны следующие признаки: передвижение, временное пребывание в определенном месте, отсутствие связи с трудом и заработной платой. Данное определение получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми поправками. На основе этих признаков и формировался понятийный аппарат сферы туризма. В последующие годы определение «турист» обсуждалось на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950; Лондон, 1957), на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963), конгрессе ВТО (Манила, 1986) и других, что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туриста, а также о стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений.

Одно  из первых определений туризма, принятое ООН, трактова-ло туризм как «активный  отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный  с передвижением за преде-лами постоянного  места жительства».

Более широкое определение этого понятия  дает Академия туриз-ма в Монте-Карло: «Туризм — общее понятие для  всех форм времен-ного выезда людей  с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для  удовлетворения познавательных интересов  в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания», т.е. главный упор делается на характер деятельности посетителей в месте, отличном от места проживания.

В настоящее  время наиболее широко используется определение, известное как «генеральная теория туризма В. Хунцикера — К. Крап- фа», которое определяет туризм как совокупность отношений и яв-лений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода.

Несмотря  на то что экономисты продолжают работать над поня-тийным аппаратом индустрии  туризма, термин «туризм» уже сложился. Различные определения лишь выделяют или дополняют отдельные его черты.

Так, например, согласно одному из последних определений, предложенных Статистической комиссией  ООН в 1992 г., «туризм — путешествия  и пребывания в местах, находящихся  вне пределов обычного места постоянного  жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с целью получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью». В данном определении критериями для выделения туризма из других видов путешествий являются: обычная среда путешествующего (местожительство); срок путешествия и мотивация поездки, не относящаяся к поиску постоянной работы или миграции; добровольность совершения поездки; спрос на туристские объекты, в том числе средства размещения.

Для этого  определения характерен ряд ограничений, которые но-сят чисто экономический  характер с целью использования  их для ста-тистической оценки и  сравнения.

Выезд за пределы обычной среды —  первый критерий классифи-кации туристов. Термин «обычная среда» был введен в оборот на От- тавской конференции, для того чтобы исключить из числа посетителей людей, ежедневно совершающих поездки из дома на работу и обратно, так как они не покидают обычной среды и не считаются туристами. В стране, где имеется правовой институт прописки, обычная среда — это место прописки, регистрируемое соответствующими службами го-сударственной власти, регулирующей миграцию населения.

В рекомендациях  по статистике Всемирной туристской органи-зации параметры обычной среды характеризуются двумя показате-лями: частотой посещения объекта и его удаленностью. Места, которые лицо посещает регулярно, являются элементом его обычной среды, даже если они находятся на значительном расстоянии от мес-тожительства. Поэтому, например, жители приграничных районов, работающие на территории сопредельного государства и многократно выезжающие за границу, не могут быть отнесены к категории меж-дународных туристов.

Кроме того, обычная среда включает объекты, находящиеся в не-посредственной близости от местожительства человека вне зависимо-сти от частоты их посещения. Такая трактовка вытекает из психологического восприятия людьми этих объектов, не только производственных, но также природных и культурных как элементов каждодневности.

Важным  и дискуссионным является вопрос порогового значения расстояния, которое  необходимо покрыть, чтобы считаться  туристом. Так, для жителей небольшого поселка поездка на расстояние в 70 км будет составлять дальнее путешествие, а в Москве это расстояние нахо-дится в пределах городской черты. Национальное законодательство не-которых стран дает четкое толкование метода определения количественных характеристик путешествий. Так, в США к категории путешествий относятся перемещения более чем на 100 миль от места постоянного проживания. Перемещения на меньшие расстояния в статистике туризма не учитываются. Однако данное расстояние существенно отличается по странам и требует специальных поправок в каждом конкретном случае. Таким образом, понятие «обычная среда» является спорным и дискуссионным.

Продолжительность пребывания — второй критерий. Он вводится в определение туризма и позволяет  отличить туристов и экскурсантов от резидентов. Постоянным жителем страны считается человек, пребывающий  в стране не менее определенного срока (обычно это срок определяется продолжительностью 12 месяцев).

Важнейшей категорией являются цели туризма, которые  позво-ляют четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые  и иные льготные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма. Главные цели туризма — это отдых, получение туристом удоволь-ствия и новых впечатлений, а также оздоровительные и лечебные, профессионально-деловые, гостевые и пр.

Цели  туризма должны отвечать общественной морали и доброму порядку. В международном праве и праве цивилизованных государств понятия «добрый порядок», «разумная прибыль», «общественная мо-раль» и другие — это категории, закрепленные в правовых нормах. Из целей, противоречащих морали, можно назвать цели секс-туризма, военного туризма и иные, выходящие за пределы разума и этических правил нормального человека.

Туризм  — важная составляющая экономики  многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гости-ниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступления ино-странной валюты и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве или местности. Туризм основан на экс-плуатации местных туристских ресурсов, и взамен местность или го-сударство должны получить доход. Поэтому турист не имеет права получать заработок из любого источника в посещаемой местности или стране. Иммиграционные службы государства озабочены проблемой ограничения притока рабочей силы и, как правило, разрешают найм иностранных рабочих только в случае острой нехватки собственных трудовых ресурсов или отсутствия специалистов надлежащего профиля, способных выполнять особенные (например, тяжелые, вредные, грязные и т.п.) работы, и на основе особой лицензии. Поэтому туристам запрещается работать в целях получения заработка, это указывается во всех разрешительных документах на въезд (визах). Например, в австралийской визе стоит четкая надпись: «Без права оплачиваемой работы или учебы».

Этот  принцип также обязателен и для  деловых туристов, так как они  получают денежное обеспечение в  своей стране или по месту ра-боты и, следовательно, привозят деньги в  страну пребывания. Кроме того, деловой  туризм достаточно прибылен, потому что туристы-биз-несмены тратят денег в таких поездках в 3—4 раза больше, чем туристы других категорий.

В Федеральном  законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 10 января 2003 г.) дана следующая трактовка этого понятия: «Туризм — временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства… с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Определения туризма, ограниченные узковедомственными рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешний связей этого  общественно-экономического явления, поэтому возникает необходимость концептуального или сущностного определения туризма, которое формирует комплексное представление о предмете исследования.

Понятие «туризм» в нашей стране долго  ассоциировалось со спортом и  укреплением здоровья, а не с отраслью экономики, которая может приносить доход. Но постепенно в процессе развития производительных сил объективно выделилась особая сфера приложения общественного труда, основной функцией которой является организация разностороннего отдыха населения в форме туризма; и все чаще туризм стали называть отраслью национальной экономики.

Обосновывая необходимость выделения туризма  в самостоятель-ную отрасль, необходимо исходить из того, что объективную  основу классификации отраслей любой  национальной экономики составляют общественное разделение труда и степень его дифференциации.

При обосновании  вопроса отнесения индустрии  туризма к са-мостоятельной отрасли  необходимо принять во внимание основные факторы формирования ее производственных особенностей, соответствие их определенным классификационным признакам, по которым организации входят в состав соответствующей отрасли национальной экономики, зависимость их от характера основной деятельности. Кроме того, целесообразно учитывать достигнутые результаты, а также перспективы их развития. Совокупность организаций, образующих отдельную отрасль, характеризуется следующими основными чертами:

достаточным числом самостоятельных в экономическом  отно-шении организаций с однородным видом деятельности;

устойчивыми экономическими связями с другими  отраслями национальной экономики;

определенным  органом хозяйственного управления. 

Таким образом, современное состояние  индустрии туризма вполне отвечает всем перечисленным характеристикам. И соответственно под отраслью туризма  следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления.

В Федеральном  законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законодательно закреплено, что туризм яв-ляется полноценной  отраслью национальной экономики России. Од-нако согласно Общероссийскому классификатору «Отрасли народного хозяйства» 1.75.018. (ОКОНХ) туризм не рассматривается как самостоятельная отрасль народного хозяйства, а выделяется в особую отраслевую подгруппу (под кодом 91620). Поэтому отдельные иссле-дователи продолжают утверждать, что туризма как отрасли не существует, поскольку нет производства особого продукта. По их мнению, лишь незначительная часть организаций специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для туристов, большая же их часть занимается удовлетворением потребностей местного населения. Данная точка зрения не является обоснованной, так как туристская отрасль имеет свой собственный специфический продукт — это так называемая комплексная услуга, или тур.

Существует  еще несколько подходов к определению  понятия «туризм». Ряд исследователей рассматривает туризм не как отрасль, а как группу связанных отраслей: совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Конгрессом США было принято следующее определение: «Туризм — это взаимосвязанное объединение видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью, за пределами постоянного проживания».

Информация о работе Туризм как отрасль сферы услуг