Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса населения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Содержание

Введение
3
Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли

7
Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах

1
Формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли

1
Заключение
1
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач комдеят 2013.docx

— 70.18 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ


Заочный факультет менеджмента  и маркетинга

Кафедра Маркетинга и коммерции

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Коммерческая деятельность»

Тема  «Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли»

 

Выполнила:

студентка 4 курса

личное дело

Проверила:

 

 

 

 

Липецк 2013

Содержание

 

Введение

3

  1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли

 

7

  1. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах

 

1

  1. Формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли

 

1

Заключение

1

Список использованной литературы

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или оказанием каких-либо видов услуг.

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Она является посредником осуществления  рыночного соглашения товарного  предложения и покупательского  спроса. Являясь источником поступления  денежных средств, торговля тем самым  формирует основы финансовой стабильности государства.

Главной целью торговых предприятий  в настоящее время является получение  максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и  необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие  получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых  товаров, то задача максимизации прибыли  вызывает необходимость постоянного  увеличения объема товарооборота как  основного фактора роста доходов  и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Достижение главной цели торгового предприятия зависит  от ритмичности работы предприятия, правильной организации закупочно-сбытовой деятельности, эффективности формирования товарных запасов предприятия.

Современный рынок товаров  отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения  товаров полностью заменена отношениями  свободной купли-продажи. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

Потребитель предъявляет  всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы  купленные ими товары были более  практичными, долговечными и с улучшенным дизайном. Торговые организации вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. От неправильного формирования ассортимента влияющего на товарное предложение и потребительский спрос и многих других факторов, зависит социальная среда, экономика предприятия.

Важно чтобы торговое предприятие  привлекало внимание покупателя хотя бы раз и в дальнейшем в него желали зайти. Успех будет зависеть от широты и полноты ассортимента, а также цен соответствующих  платёжеспособности потребителя. Важным фактором послужит и то где расположен магазин и какую площадь он занимает.

Актуальность данной темы заключается в том, что ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса населения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Товарный ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров  в соответствии со спросом населения  с целью его полного удовлетворения.

Постоянное внимание в  магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Процесс сбыта товаров  характеризуется наличием жесткой  конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.

На предприятиях розничной  торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение  товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Объектом исследования курсовой работы является липецкая сеть продуктовых магазинов «Подворье».

Целью курсовой работы является изучение формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучить порядок формирования  ассортимента товаров на предприятиях  розничной торговли;

- рассмотреть принципы  и факторы формирования товарного  ассортимента в магазинах;

- определить формирование  товарного ассортимента на конкретном  предприятии розничной торговли.

Предметом данной работы является товарный ассортимент.

Курсовая работа состоит  из введения, трёх глав, заключения и  списка литературы. Общий объем работы ?? страниц печатного текста, включает ? таблицы, ? рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли

 

В экономике, построенной  на принципах конкурентной борьбы, покупатели имеют возможность выбора между товарами различных компаний. Потребители приобретают товары, которые, по мнению покупателей имеет наивысшую ценность. А ценность товара есть функция воспринимаемой ценности и цены предложения компании. Пока фирма не предложит конкурентоспособные цены и качество товаров, она не может рассчитывать на получение прибыли. Благополучие деятельности фирмы в существенной мере зависит от ее товарной политики.

Товарная политика определяет направление курса действий товаропроизводителя  или торгового посредника на основе наличия у него четко сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов), разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

Хотя ассортиментная политика уникальна для каждого предприятия, обычно она преследует долгосрочные стратегические цели и строится на принципах комплексного подхода.

Товарная политика фирмы  разрабатывается на основе учета  целого ряда немаловажных факторов, к  числу которых можно отнести  такие как: состояние спроса и  ожидания покупателей, технологические  возможности реализации, наличие  аналогов товара на предлагаемом рынке сбыта и прочее.

Товаром является любое средство, которое можно предложить на рынке (физические предметы, услуги, предприятия, виды деятельности, идеи) для приобретения или использования с целью  удовлетворения потребностей.

Товару присуще определенное качество совокупность свойств и  характеристик, которые определяют его способность удовлетворять  требованиям в соответствии с  назначением этого товара. Показатели качества товара представляют собой конкретные характеристики продукции применительно к определенным условиям ее производства, эксплуатации и потребления. С точки зрения производителя, товар считается качественным, если он соответствует требованиям нормативно технической документации (ГОСТу, ОСТу, ТУ, сертификату соответствия). В маркетинге качество товара определяется уровнем удовлетворения потребностей покупателей.

Товар выполняет несколько  функций: потребительскую, символическую и эмоциональную:

- потребительская функция выражается в полезности товара, которая может быть основной и дополнительной. Часто дополнительная потребность оказывает решающую роль в покупке товара.

- символическая функция: товар - это символ, с помощью которого мы общаемся с другими людьми.

- эмоциональная функция: при покупке товара включаются наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Все три функции определяют ценность товара для потребителя.

Каждый товар должен быть ориентирован на конкретного потребителя. Воплощение этого рыночного принципа опирается на так называемую ассортиментную концепцию, разработка которой предшествует формированию ассортимента. Она представляет собой направленное построение рациональной ассортиментной структуры товарного  предложения. За основу принимаются  потребительские требования конкретных субъектов рынка, обеспечение наиболее эффективного использования финансовых, материальных, технологических и трудовых ресурсов.

Ассортиментная концепция  выражается в виде системы обобщенных показателей, характеризующих возможности  рационального развития товарного  ассортимента, уровень и соотношение цен на конкретные товары.

Одной из числа важнейших в деятельности фирмы является политика в области формирования товарного ассортимента. Формирование ассортимента сложный и длительный процесс, требующий глубокого анализа научно-технической информации в области развития товаров и услуг, конъюнктурно-рыночных изысканий и обобщений, предметного исследования совокупного потенциала предприятия и его составляющих. Подобные задачи должны решаться на уровне высшего звена управления, однако, подготовка необходимых для этого материалов является прерогативой низовых подразделений. Торговое предприятие должно, прежде всего, определить подробный перечень выпускаемой и продаваемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам, то есть ассортимент.

С экономической точки  зрения ассортимент определяется как, прежде всего, отражение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности предприятий, реализующих товары или услуги, то есть это один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения.

Товарный ассортимент  имеет огромное социально - экономическое  значение, поскольку от него зависят  полнота удовлетворения покупательского  спроса и качество обслуживания субъектов  рынка.

В реальной действительности практически не существует розничных  предприятий, которые предлагают рынку  лишь один товар. Как правило, фирма  продает несколько товаров, а  также может оказывать некоторые  услуги. Все эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы.

Информация о работе Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли