Бюджетирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:25, магистерская работа

Краткое описание

Целью является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения высшего учебного заведения на основе анализа финансирования высшего учебного заведения в современных условиях. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: раскрыть понятие, функции и роль бюджетных организаций в экономике; изучить по нормативным материалам и отечественной специальной литературы основы сметного планирования; охарактеризовать расходы бюджетного учреждения и доходы, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности; определить права получателей бюджетных средств, исследовать виды и порядок составления, утверждения и исполнения сметы расходов и доходов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации финансов бюджетных организаций и механизм финансирования организаций сферы образования……6
Бюджетная классификация как основа организации анализа исполнения сметы расходов………………………………………………………………6
1.2. Определение потребности в бюджетных средствах…………………..…21
Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений………………………………………………………………………31
Глава 2. основы сметного планирования бюджетного учреждения нгу им С. нааматова ……………………………41
2.1. Экономико-организационная характеристика нгу им С. Нааматова…...41
2.2. Планирование расходов по смете…………………………………………51
2.3. Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств………53
2.4. Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений……56
ГЛАВА 3. Анализ финансирования деятельности НГУ и пути решения проблем финансирования его деятельности……………………………………………………………...60
3.1. Анализ бюджетных и внебюджетных средств НГУ…………………….60
3.2. Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности………………………………………………………68
3.3. Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных
учреждений………………………………………………………………………75
Заключение………………………………………………………………...79
Список использованных источников………………………83

Вложенные файлы: 1 файл

Жылдыз магистр.doc

— 165.14 Кб (Скачать файл)

При расчете потребности  в средствах следует учитывать  необходимость развития образовательных  учреждений, которое обычно представляется как процесс замены материальных объектов на более современные, пополнение библиотечных фондов, приобретение дополнительного оборудования и т. д. В этой части финансового планирования потребность в средствах определяется прямым счетом, исходя из тех мероприятий, которые предполагается осуществить в планируемом году, и необходимых для этого средств. Каких-либо специальных методических разработок на эти цели пока нет. Предлагается установить норматив увеличения финансирования на цели развития в процентах к текущим расходам, но пока таких решений не принято. К тому же необходимость развития образовательных учреждений наталкивается на недостаток бюджетных средств, а также на недостаточность содержательных обоснований потребных для этого сумм.

В целом же расчет потребности  в бюджетном финансировании основан  на упомянутых выше методических материалах с соответствующими поправками на действующую  экономическую бюджетную классификацию.

В результате проведения расчетов определяется так называемая нормативная  или базовая потребность образовательных  учреждений в бюджетных средствах. Поскольку реальное финансирование обычно отличается от потребности, причем — в меньшую сторону, то рассчитанная величина используется в качестве базы распределения бюджетных средств. Бюджетные средства на обеспечение  соответствующих расходов по отдельной  статье расходов распределяются между  учебными заведениями пропорционально  рассчитанной базовой потребности  в средствах по этой статье расходов, что может быть проиллюстрировано  формулой:

 

Fi = *F0,             (5)

 

где Fi — объем финансирования i-го учебного заведения;

 n — число учебных заведений;

Finorm — нормативная величина расходов i-го учебного заведения по отдельной статье;

Fo — выделенный объем финансирования по отдельной статье для всех учебных заведений (в рамках отрасли или, например, региона).

В основу распределения средств, таким образом, закладываются расчеты  нормативной (базовой) потребности  в разрезе статей экономической  классификации по каждому образовательному учреждению.

Возможны и другие варианты распределения, учитывающие большее  число параметров, повышающие обоснованность распределения, по крайней мере внешне. Однако в большинстве своем они  все равно основываются на указанном  соотношении.

Наряду с приведенными выше существуют и несколько иные подходы к определению потребности  образовательных учреждений в бюджетных  средствах, основанные на агрегировании  постатейных расчетов и применении обобщающих показателей структуры  расходов, точнее — на определении  доли различных статей расходов в  их общей сумме.

Более полно эти подходы  отражены в работах по расчету  нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений. В качестве примера можно сослаться на предложенные специалистами упрощенные алгоритмы  определения потребности высших учебных заведений, а также учреждений общего образования в бюджетных  средствах.

Обобщая порядок определения  нормативной или базовой потребности  в финансировании образовательного учреждения, нетрудно заметить, что  наиболее обоснованные результаты получаются в том случае, если удается провести расчеты исходя из содержания работ, которые выполняются в рамках осуществляемой деятельности, т. е. образовательного процесса. Только так можно обосновать необходимость тех или иных затрат, что делает необходимым определение  содержания работ, которые должны быть выполнены или выполняться в  ходе осуществления учреждением  образовательной деятельности.

Иными словами, деятельность образовательного учреждения — это  не абстрактное функционирование, а  определенный набор, если можно так  выразиться, «операций», требующихся  для осуществления образовательного процесса, и определенный набор ресурсов, без которых эти операции выполнены  быть не могут. Соответственно и финансирование деятельности образовательного учреждения должно обеспечивать приобретение тех  ресурсов, которые необходимы.

 

    1. Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений.

Несмотря на то, что общая  схема определения потребности  системы образования в бюджетных  средствах представляется достаточно понятной, расчет потребности в бюджетных  средствах является трудоемкой и  сложной работой.

Основными исходными данными  для расчета потребности в  финансировании являются следующие:

  • контингент студентов, учащихся, воспитанников;
  • система оплаты труда работников образования;
  • нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, работников образовательных учреждений;
  • материальная база образовательных учреждений: кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе и др.

Источниками для получения  этих данных являются формы статистического  наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.

На первом этапе определяется величина контингента учащихся в  образовательном учреждении на планируемый  год. Она устанавливается (табл. 1.4.), как правило, органом управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение, двумя основными путями:

  • установлением задания на подготовку специалистов;
  • утверждением контингента учащихся в составе «производственных показателей образовательного учреждения», принимаемых для расчета бюджетного финансирования.

Лицензионное ограничение  контингента учащихся в образовательном  учреждении представляется понятным, поскольку отражает возможности  материальной базы и ее качества применительно  к установленным государством условиям осуществления образовательного процесса.

 

Таблица 1.4.

Определение контингента  учащихся в образовательных учреждениях

Уровень образования

Определение величины контингента

Дошкольное Школьное

производственные показатели в пределах установленного лицензией  показателя

Начальное профессиональное Среднее профессиональное

Высшее 

Послевузовское

задание учредителя, органа управления образованием

Дополнительное

производственные показатели в пределах установленного


 

Задания учредителя по обучению представляют собой в полном смысле слова — задания, т. е. принятое учредителем  решение о величине контингента  учащихся в образовательном учреждении, обучение которого оплачивается (финансируется) учредителем из своего бюджета. На государственном  уровне эти решения принимаются  органом управления образованием, в  ведении которого это учреждение находится, и финансируется из государственного бюджета соответствующего уровня. В негосударственных учебных заведениях задания могут устанавливаться решением учредителя и финансироваться им из своих средств.

Как нетрудно заметить из приведенной  в табл. 2.5 информации, в пределах лицензионных требований определяется контингент учащихся тех уровней  образования, где обучение является либо общедоступным и бесплатным (дошкольное, школьное), либо в учреждениях  дополнительного образования, где  обучение осуществляется на платной  или на бесплатной основе, но в пределах устанавливаемой величины контингента  обучающихся. Общедоступность образования  заключается в том, что в учебные  заведения должны быть приняты все  желающие там обучаться, но только в  пределах установленной лицензией  численности.

Поскольку мест в дошкольных учреждениях в настоящее время  не хватает, то серьезных проблем  с формированием в них контингента  воспитанников не возникает. Действуют  лишь лицензионные ограничения. В общеобразовательных  школах картина несколько другая. Демографическая ситуация по стране в целом такова, что сформировать определенный контингент учащихся в  них является проблемой. Поэтому  учет учащихся осуществляется очень  тщательно, в том числе и тех, кто только будет поступать на обучение в школу (по фактору проживания вблизи данной университета, например).

Основные расчеты объемов  финансирования осуществляются с использованием показателя среднегодового контингента  учащихся, который определяется по формуле:

               (6)              

 

где N — среднегодовой контингент учащихся;

Nн — численность учащихся на начало года;

Nвыб —численность учащихся, выбывающих в течение года (в т.ч. выпускников);—численность учащихся, поступающих на обучение в планируемом году;

Nпост — численность учащихся на конец планируемого года.

Для учреждений высшего профессионального  образования среднегодовой контингент определяется несколько иначе:

  • по дневной форме обучения — как сумма показателей приема на обучение за число лет лет обучения (5-6 лет) без учета отсева;
  • по остальным формам обучения — по фактическому контингенту.

Такой порядок расчета  контингента был введен в 1987 г. с  целью стимулирования учебных заведений  к повышению качества обучения и  устранения зависимости численности  профессорско-преподавательского состава  от численности студентов заочная — 35 студентов.

Для отдельных показателей  финансирования используются данные о  фактическом числе учащихся определенных категорий.

Потребность в  средствах на оплату труда рассчитывается исходя из численности и квалификационной структуры преподавательского персонала и других категорий работников образовательного учреждения.

Число должностей преподавателей (воспитателей), необходимых для  обучения и (или) воспитания планируемого контингента студентов, учащихся, воспитанников, определяется на основе показателей  контингента учащихся (воспитанников) и установленных соотношений  числа учащихся и преподавателей, числа педагогов на один класскомплект  — класс (учебную группу) заданной численности учащихся, числа воспитателей на группу воспитанников и т. д.

Например, для студентов  высших учебных заведений установлены  соотношения, указанные выше. Поэтому  расчет числа должностей профессорско-преподавательского состава будет определяться по формуле:

           (7)

 Где, Nдо — численность студентов дневной формы обучения;

Nво— численность студентов вечерней формы обучения;

Nзо — численность студентов заочной формы обучения.

 Не нужно удивляться  тому, что результат может получиться  не целым — рассчитывается  показатель числа должностей, допускающий  дробный результат, а не численности  профессоров.

Следует учитывать, что по отдельным специальностям (художественные, музыкальные, связанные с изучением  восточных языков и др.) и отдельным  высшим учебным заведениям специальными решениями установлены индивидуальные соотношения, уменьшенные по сравнению  с приведенными в расчете, что  также требует уточнения полученных результатов.

Число должностей педагогических работников высшего учебного заведения определяется с учетом контингента студентов. Расчет осуществляется в следующем порядке:

  1. определяется среднегодовой контингент студентов по каждой группе в отдельности;
  2. численность студентов в группе  не должно превышать 25 человек и недолжно быть меньше;
  3. при наличии условий и средств возможно комплектование групп меньшей численности обучающихся;
  4. рассчитывается годовая нагрузка профессорско-преподавательского состава исходя из соотношений аудиторных часов, самостоятельной работы и численности студентов;

На практике, конечно, полученные результаты будут отличаться от базовых, поскольку на объем запланированной нагрузки большое влияние оказывает движение студентов в группах: отчисления по неуплате контракта, отчисления по неуспеваемости, а также в связи с потерю связи с университетом.

Численность других категорий  работников образовательных учреждений определяется на основе:

  • типовых штатов (типовые штаты определяют число должностей различных категорий работников образовательных учреждений в зависимости от численности учащихся);
  • установленных норм обслуживания материально-технической базы образовательного учреждения;
  • сложившихся соотношений между различными категориями работников (такой вариант применяется для расчета фонда оплаты труда <span class="Font_0020Style47__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fon

Информация о работе Бюджетирование на предприятии