Бюджетирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:25, магистерская работа

Краткое описание

Целью является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения высшего учебного заведения на основе анализа финансирования высшего учебного заведения в современных условиях. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: раскрыть понятие, функции и роль бюджетных организаций в экономике; изучить по нормативным материалам и отечественной специальной литературы основы сметного планирования; охарактеризовать расходы бюджетного учреждения и доходы, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности; определить права получателей бюджетных средств, исследовать виды и порядок составления, утверждения и исполнения сметы расходов и доходов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации финансов бюджетных организаций и механизм финансирования организаций сферы образования……6
Бюджетная классификация как основа организации анализа исполнения сметы расходов………………………………………………………………6
1.2. Определение потребности в бюджетных средствах…………………..…21
Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений………………………………………………………………………31
Глава 2. основы сметного планирования бюджетного учреждения нгу им С. нааматова ……………………………41
2.1. Экономико-организационная характеристика нгу им С. Нааматова…...41
2.2. Планирование расходов по смете…………………………………………51
2.3. Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств………53
2.4. Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений……56
ГЛАВА 3. Анализ финансирования деятельности НГУ и пути решения проблем финансирования его деятельности……………………………………………………………...60
3.1. Анализ бюджетных и внебюджетных средств НГУ…………………….60
3.2. Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности………………………………………………………68
3.3. Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных
учреждений………………………………………………………………………75
Заключение………………………………………………………………...79
Список использованных источников………………………83

Вложенные файлы: 1 файл

Жылдыз магистр.doc

— 165.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Экономическая классификация  важна потому, что является структурой сметы учреждения системы образования. Тем не менее бюджетная классификация утверждена законом и является обязательной для применения в финансовой деятельности учреждений системы образования.

После принятия закона (или  иного акта, муниципального, например) о бюджете на соответствующий  год происходит доведение бюджетных  показателей до непосредственных бюджетополучателей. Схема эта подробно описана в Законе Кыргызской Республики и состоит из следующих основных этапов:

  • доведение бюджетной росписи до главных распорядителей бюджетных средств;
  • составление и утверждение бюджетных смет бюджетополучателей;
  • расходование бюджетных средств.

Все эти процессы регламентированы Законом КР «Об общих принципах бюджетного права». Следует более подробно остановиться на вопросах, связанных с разработкой сметы бюджетного учреждения как для проекта бюджета, так и после утверждения бюджета.

 

1.2. Определение потребности в бюджетных средствах.

Распределение ресурсов между  уровнями образования и образовательными учреждениями осуществляется в соответствии со сложившимся порядком организации  бюджетного финансирования, в основу которого положен применяемый уже  более 200 лет принцип формирования сметы расходов бюджетного учреждения.

Действующий механизм определения  потребности образовательных учреждений в финансировании построен на принципе первичности образовательного процесса, обеспечения нормального функционирования государственных или муниципальных  образовательных учреждений, которые  обеспечивают реализацию конституционных  гарантий и сложившихся государственных  обязательств в области образования  и требуют для своего функционирования определенного государственного или  муниципального бюджетного финансирования. Объемы финансирования должны быть достаточны для осуществления образовательного процесса в параметрах, предусмотренных  законодательно, т. е. в соответствии с государственными образовательными программами и стандартами, реализуемыми образовательными учреждениями.

Несмотря на кажущуюся  простоту, определение потребности  системы образования в финансовых ресурсах всегда представляло собой  сложную проблему, так до конца  и не решенную. Основным подходом к  определению этой потребности на протяжении уже многих лет является планирование предстоящих расходов по статьям бюджетной классификации. В этих условиях, как уже отмечалось, стабильность экономической классификации  приобретает существенно важное значение. Основа этого подхода была неоднократно сформулирована требованиями, предъявляемыми в разное время к составлению смет расходов образовательных учреждений разных уровней образования соответствующими методическими документами.

Технически расчет потребности  в бюджетных средствах на уровне отрасли и (или) региона может  осуществляться, как уже отмечалось выше, двумя основными путями.

  1. Сводом расчетов потребности в средствах, проведенных непосредственно образовательными учреждениями.
  2. Расчетом потребности в средствах, проводимым органом управления образованием соответствующего уровня с использованием усредненных показателей.

Первый путь является достаточно трудоемким процессом, требует большой  работы по уточнению полученных данных, дополнительных согласований и т. п. Главное требование для успешного  проведения такой работы — наличие  хорошо разработанной методической базы расчетов, четких и однозначно понимаемых образовательными учреждениями указаний о содержании и форме  расчетов, источниках используемой информации и контроля.

Второй путь кажется менее  трудозатратным, поскольку основная нагрузка при его осуществлении  ложится на орган управления образованием, а привлечение образовательных  учреждений необходимо лишь для уточнения  исходных данных. Условием проведения централизованного расчета является наличие необходимой информации о подведомственных образовательных  учреждениях, что может быть обеспечено данными статистического наблюдения и бухгалтерской отчетности. Единство исполнения позволяет корректировать и даже изменять методическую базу расчетов в ходе работ. При наличии  достаточного объема необходимой информации об образовательных учреждениях  точность этого подхода может  практически не отличаться от первого, как и трудоемкость исполнения.

Оба эти пути требуют разработанной  методической базы расчета потребности  в средствах либо на уровне отдельного образовательного учреждения, либо на уровне отрасли (министерства, ведомства, региона, муниципального образования).

Независимо от выбранного пути, точнее — в обоих случаях, в основу расчета потребности  в бюджетном финансировании положено определение необходимых затрат по каждой статье экономической классификации  методом прямого счета, т. е. путем  прямого определения расходов, которые  необходимы в соответствии с установленными нормами, нормативами и иными  решениями, определяющими масштабы деятельности и соответствующие  им размеры расходов в условиях конкретного  образовательного учреждения или подсистемы образования.

В качестве примера для  подтверждения этого положения  можно привести Методические рекомендации по расчету потребности подведомственных Минобразованию Кыргызстана учреждений высшего и среднего профессионального образования в бюджетных средствах. В частности, расчет суммарного фонда оплаты труда (Нфот) по соответствующему коду экономической классификации расходов бюджета складывается из 12 месячных фондов оплаты труда каждой категории персонала, скорректированных на коэффициент роста бюджета в части оплаты труда и индекс-дефлятор:

 

Н ФОТ =12Тр К инф (ФОТппс + ФОТ увп + ФОТ поп + ФОТ ауп + ФОТ пч ) + ПН бл,          (2)

 

где ФОТппс — месячный фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава;

ФОТ увп — месячный фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала;

ФОТ поп — месячный фонд оплаты труда прочего обслуживающего персонала;

 ФОТ ауп — месячный фонд оплаты труда административно-управленческого персонала;

ФОТпч —месячный фонд почасовой оплаты труда;

ПНбл — годовая сумма налога на доходы физических лиц, удержанная с суммы пособий по временной нетрудоспособности (больничный лист);

Тр —темп роста бюджета по соответствующей статье бюджетной классификации, предусмотренный на следующий год;

Кинф — коэффициент инфляции, прогнозируемый на планируемый год.

Коэффициенты Тр и Кинф определяются исходя из лимитов и исходных данных, установленных для формирования прогноза экономического и социального развития на очередной год и соответствующего проекта бюджета.

В свою очередь, составляющие расчетной формулы суммарного фонда  оплаты труда (фонды заработной платы  по категориям работников) определяются исходя из установленных норм и нормативов. Например, расчет месячного фонда  оплаты труда ППС основан на утвержденном штатном расписании, использовании расчетного показателя средней заработной платы и расчетной численности ППС (определенной на основе установленного соотношения числа студентов и преподавателей), данных о сложившейся численности заведующих кафедрами, деканов, заместителей деканов, а также размера денежного довольствия военнослужащих:

 

ФОТ ппс = Nппс ЗП ппс (1 + Rαα +Rββ + Rγγ) ,             (3)

 

  где ЗПппс —средняя заработная плата ППС;

α — доля численности заведующих кафедрами (в ставках) в общей фактической численности ППС (в ставках) — данные статистической формы 3-нк;

β — доля численности деканов (в ставках) в общей фактической численности ППС (в ставках) — данные штатного расписания;

γ — доля численности заместителей деканов (в ставках) в общей фактической численности ППС (в ставках) — по данным штатного расписания учебного заведения;

Nппс — расчетная численность профессорско-преподавательского состава, выраженная в ставках. В приведенной формуле коэффициенты были приняты в следующих численных значениях:

 Rα = 0, 2; Rβ = 0, 35; Rγ = 0, 3, учитывающих увеличение фонда оплаты труда ППС за счет выплаты надбавок за заведование кафедрой, исполнение обязанностей декана и его заместителя соответственно на 20, 35 и 30%. Величина Nппс рассчитывается на основе установленных нормативов соотношения численности студентов и преподавателей по соответствующим образовательным программам, формам и видам обучения.[3, стр.207]

Аналогичный подход применяется  и при определении потребности  в средствах по другим статьям  расходов, а также по образовательным  учреждениям других уровней образования.

Рассматривая представленный подход в целом, вне зависимости  от уровня образования и учитываемых  особенностей образовательных учреждений, можно выделить его следующие  основные черты.

Потребность в бюджетном  финансировании образовательного учреждения любого уровня образования базируется на трех основных количественных параметрах:

  1. численности учащихся (N);
  2. действующей системе оплаты труда и социального обеспечения работников и учащихся
  3. имеющейся материальной базе, на которой осуществляется образовательный процесс (P).

Используя указанные параметры, потребность в бюджетных средствах  в общем виде может быть представлена как функция от них:

F = f (N,S,P),       (4)

При этом каждый параметр, как  было показано на примерах выше, представляет собой комплекс вторичных параметров и функциональных зависимостей, которые  необходимо учесть в финансовых расчетах. Вид функции определения потребности  будет более сложен, в расчетах необходимо использовать более широкий  набор параметров, к которым можно  отнести:

  • контингент учащихся по уровням образования, формам и программам обучения, коэффициенты приведения контингента, численность отдельных категорий учащихся, нормативные соотношения, позволяющие определить численность преподавателей, иные показатели, позволяющие определить численность работников образовательных учреждений в зависимости от численности учащихся;
  • установленную систему оплаты труда работников системы образования, включая систему доплат, надбавок и выплат, зависящих от условий и характера работы, занимаемых должностей, территориального расположения и др.;
  • нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, преподавателей, работников образовательных учреждений;
  • материальную базу образовательных учреждений — кубатуру зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе, инвентарь и пр.;
  • другие необходимые показатели.

Источниками для получения  этих данных являются формы статистического  наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.

Исходными параметрами любого расчета потребности в средствах  являются показатели контингента учащихся (студентов, воспитанников, слушателей и т. д.) — фактические, плановые, прогнозные, — в зависимости от того, какая именно потребность рассчитывается. На основе величины контингента рассчитывается количество должностей преподавателей, необходимых для обучения имеющегося (прогнозируемого) контингента студентов, учащихся, воспитанников.

Расчет производится исходя из установленных соотношений (число  студентов на одного преподавателя, количество педагогов на один класс-комплект — класс заданной численности  учащихся, количество воспитателей на группу и т.д.). Если такие соотношения  не установлены, то число преподавателей на класс-комплект определяется расчетным  путем, исходя из установленных предельных норм учебного времени для учащихся и рабочего времени для преподавателей.

Число должностей вспомогательного и обслуживающего персонала определяется либо на основе имеющихся типовых  штатов для отдельных типов образовательных  учреждений, либо как доля от числа  должностей преподавателей. Число должностей персонала, необходимого для обслуживания образовательного учреждения, определяется на основе норм и нормативов зон  обслуживания — площадей помещений  для уборки, мест в гардеробах, коммуникаций, электроустановок и т.п. Хотя процесс  этот весьма трудоемок, его итогом является выверенное штатное расписание конкретного  образовательного учреждения, которое  в итоге является основой для  определения потребности в средствах  для оплаты труда работников.

На основе действующей  системы оплаты труда, принятой для  работников образования (республиканского, регионального, отраслевого, муниципального уровня), определяются размеры должностных окладов, надбавок, доплат и прочих выплат для всех категорий работников. Сумма всех «заработных плат» по штатному расписанию даст размер общего фонда заработной платы по образовательному учреждению.

Средства, необходимые для  социального и материального  обеспечения учащихся, воспитанников  и работников учебных заведений, определяются исходя из численности  тех категорий учащихся, которые  должны этими средствами обеспечиваться. К таким категориям относятся  дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения  родителей, учащиеся на полном государственном  обеспечении и т. д., а также  работники, имеющие право на получение  соответствующих выплат. В расчетах используются установленные нормативы  их обеспечения стипендиями, выплатами, питанием, одеждой и др.

Определение потребности  в средствах для расходов, связанных  с содержанием материально-технической  базы образовательных учреждений, осуществляется, как правило, на базе аналогичных  расходов предыдущего года с учетом изменения цен и тарифов на соответствующие услуги. Потребление  ресурсов определяется параметрами  материальных объектов образовательного учреждения или установленными лимитами потребления, а также нормативами  и санитарными нормами, установленными для расчета количества потребляемого  ресурса: тепла, электроэнергии, воды, газа и др., необходимых для нормального  функционирования учебного заведения. Содержание материальной базы учитывает  также существующие нормативы износа оборудования, материалов, регулярности проведения текущего профилактического  и капитальных ремонтов, количества телефонов, необходимых транспортных средств, средств связи и т. д. При определении расходов также  используются уточненные тарифы и цены на содержание, эксплуатацию и ремонт материальных объектов.

Информация о работе Бюджетирование на предприятии