Бюджетирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:25, магистерская работа

Краткое описание

Целью является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения высшего учебного заведения на основе анализа финансирования высшего учебного заведения в современных условиях. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: раскрыть понятие, функции и роль бюджетных организаций в экономике; изучить по нормативным материалам и отечественной специальной литературы основы сметного планирования; охарактеризовать расходы бюджетного учреждения и доходы, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности; определить права получателей бюджетных средств, исследовать виды и порядок составления, утверждения и исполнения сметы расходов и доходов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации финансов бюджетных организаций и механизм финансирования организаций сферы образования……6
Бюджетная классификация как основа организации анализа исполнения сметы расходов………………………………………………………………6
1.2. Определение потребности в бюджетных средствах…………………..…21
Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений………………………………………………………………………31
Глава 2. основы сметного планирования бюджетного учреждения нгу им С. нааматова ……………………………41
2.1. Экономико-организационная характеристика нгу им С. Нааматова…...41
2.2. Планирование расходов по смете…………………………………………51
2.3. Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств………53
2.4. Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений……56
ГЛАВА 3. Анализ финансирования деятельности НГУ и пути решения проблем финансирования его деятельности……………………………………………………………...60
3.1. Анализ бюджетных и внебюджетных средств НГУ…………………….60
3.2. Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности………………………………………………………68
3.3. Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных
учреждений………………………………………………………………………75
Заключение………………………………………………………………...79
Список использованных источников………………………83

Вложенные файлы: 1 файл

Жылдыз магистр.doc

— 165.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы организации  финансов бюджетных организаций  и механизм финансирования организаций  сферы образования……6

    1. Бюджетная классификация как основа организации анализа исполнения сметы расходов………………………………………………………………6

1.2. Определение потребности  в бюджетных средствах…………………..…21

    1.   Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений………………………………………………………………………31

Глава 2. основы сметного планирования бюджетного учреждения   нгу им С. нааматова ……………………………41

2.1.  Экономико-организационная характеристика нгу им С. Нааматова…...41

2.2. Планирование расходов по смете…………………………………………51

2.3. Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств………53

2.4. Проблемы финансирования деятельности  бюджетных учреждений……56

ГЛАВА 3. Анализ финансирования деятельности НГУ и пути решения проблем  финансирования его деятельности……………………………………………………………...60

3.1. Анализ  бюджетных и внебюджетных средств  НГУ…………………….60

3.2. Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности………………………………………………………68

3.3.  Роль  бюджета в финансовом обеспечении  образовательных 

учреждений………………………………………………………………………75

Заключение………………………………………………………………...79

Список использованных источников………………………83

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы.  В современном аграрно-индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера – важнейший фактор развития производительных сил.

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических  отношений при любой системе  хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

В отличие  от коммерческого предприятия деятельность образовательного высшего учебного заведения не направлена на достижение прибыли. Оказываемые образовательными высшего учебного заведениями услуги непосредственно не осязаемы, их результат, как правило, можно оценить только через определенный промежуток времени.

Изменение отношения государства и общества к образованию должно выразиться в конкретных шагах: в увеличении объемов его финансирования, в  особой заботе о работниках образования, в создании условий для использования  интеллектуального потенциала образованных людей и формировании общественного  мнения о ценности образования.

Сегодня существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия. Некоторые  авторы причисляют к финансированию все процессы, которые затрагивают  обеспечение потребности в капитале предприятия без движения денежных средств. Под последним понимается обеспечение потребности в капитале из средств самого предприятия. То есть финансирование предприятия – это  все необходимые мероприятия  для поддержания финансового равновесия предприятия.

Бюджетные учреждения высшего учебного заведения Кыргызстана находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Бюджетные учреждения высшего учебного заведения не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства. Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности в финансировании только на 30—40 процентов. Этих средств едва хватает, ими лишь частично покрывается самое скудное обеспечение текущей деятельности учреждений.

Этим и объясняется  выбор темы данной магистерской работы.

Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения высшего учебного заведения на основе анализа финансирования высшего учебного заведения (Университета) в современных условиях.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • раскрыть понятие, функции и роль бюджетных организаций в экономике;
  • изучить по нормативным материалам и отечественной специальной литературы основы сметного планирования;
  • охарактеризовать расходы бюджетного учреждения и доходы, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности;
  • определить права получателей бюджетных средств,
  • исследовать виды и порядок составления, утверждения и исполнения сметы расходов и доходов;
  • критически оценить механизм нормирования расходов;
  • проанализировать роль сметы расходов и доходов  в процессе исполнения бюджетов.

Предмет исследования – смета расходов и доходов отделения.

Объектом исследования является процесс формирования сметы доходов и расходов Нарынского государственного университета им. С. Нааматова.

Для анализа были использованы данные за 2007-2011 годы и проект сметы расходов на 2012 год Нарынского государственного университета им. С. Нааматова.

В магистерской диссертации использовались следующие источники информации: нормативно-законодательные акты, труды отечественных авторов по данной проблеме, периодические издания (газеты, журналы), статистические данные, отчетные данные по Нарынскому государственному университету.

Методами исследования являлись: монографический, абстрактно-логический, метод сравнения, расчетно-конструктивный и другие.

Структура диссертации. Диссертация состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Основная часть диссертационной работы включает в себя три раздела. Первый раздел - «Теоретические основы организации финансов бюджетных организаций и механизм финансирования организаций сферы образования»  раскрывает сущность бюджетного планирования, механизм составления сметы расходов и доходов. Во втором разделе «Основы сметного планирования бюджетного учреждения   НГУ им С. Нааматова»  дается экономико-организационная характеристика НГУ им С. Нааматова, планирование сметы расходов и источники формирования средств. Третий раздел «Анализ финансирования деятельности НГУ им. С. Нааматова и пути решения проблем финансирования его деятельности» содержит аналих сметы расходов баланса учреждения.

В заключении делается вывод  и вносятся предложения по улучшению системы финансирования бюджетных учреждений.

 

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ И МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

1.1 Бюджетная классификация как основа организации анализа исполнения сметы расходов.

 

Финансирование  образования осуществляется в определенном порядке, на основе сметы и называется сметным финансированием. Сметное  финансирование — это предоставление денежных средств из государственного и (или) муниципального бюджета для  покрытия расходов учреждений на основании  сметы — планового документа  установленного содержания. Оно осуществляется в строгом соответствии с целевым  назначением расходов и нормами  затрат, устанавливаемыми финансирующим  органом с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений.

Смета бюджетного учреждения представляет собой составленный по установленной или принятой форме  и утвержденный в установленном  же порядке документ, определяющий объем и поквартальное распределение  бюджетных ассигнований на все расходы  данного учреждения. Установленные  сметой затраты учреждения группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой классификационной  статье — группе расходов.

Государственный и муниципальный бюджеты утверждаются на год в разрезе функциональных статей бюджетной классификации (по функциям государства) и главных  распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств), т. е. по организационно выделенным отраслям экономики. Именно такое представление бюджета  содержится в соответствующих законодательных актах. В соответствии со статьей 14 Закона «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» ежегодно составляется и утверждается бюджетная роспись, представляющая собой детализацию утвержденного бюджета:

  • по бюджетополучателям;
  • по статьям экономической классификации;
  • по кварталам.

Бюджетная роспись  составляется главными распорядителями  бюджетных средств. Сводная бюджетная  роспись по республиканскому бюджету в целом, например, составляется и утверждается Минфином Кыргызстана в регионах — министерствами (комитетами) финансов. В результате утвержденный законодателем бюджет многократно усложняется. Степень усложнения может быть оценена соотношением:

 

К у = 4 • N • Ncm              (1)

 

где К у — коэффициент усложнения;

4 — число кварталов  в году;

N — число бюджетополучателей;

Ncm — число статей экономической классификации.

Представляется, что такое увеличение числа показателей  бюджета выглядит нерациональным по следующим причинам.

  1. Для целей анализа такая детализация представляется избыточной, поскольку в рамках бюджета в целом анализируются не отдельные расходы конкретных бюджетополучателей, а их сводные, обобщенные значения по отраслям или разделам (подразделам) функциональной классификации. Анализ расходов бюджетополучателями осуществляется на принципах управленческого учета, не всегда базирующегося на классификационных статьях бюджета.

Чем больше детализированы расходы на стадии составления финансового  плана, которым и является бюджет, тем больше поправок придется в него вносить на стадии выполнения, поскольку  точность планирования определяется, не в последнюю очередь, динамикой цен на товары и услуги, приобретаемые в течение года на бюджетные средства. Кроме того, нет какой-либо общепринятой методологии бюджетного планирования, что повышает вероятность таких отклонений. Если, к тому же, внесение поправок в бюджетную смету процедурно затруднено, то возможны затруднения и в осуществлении отдельных видов финансируемой из бюджета деятельности.

2) Фактически  бюджетная роспись фиксирует  предложенное получателем распределение  бюджетных ассигнований по статьям,  что практически исключает элемент  государственного регулирования  структуры бюджетных расходов  в отдельном учреждении. Следовательно,  с этой точки зрения такая  детализация может и не фиксироваться  на государственном уровне.

Можно рассматривать  экономическую классификацию расходов бюджета в качестве инструмента, позволяющего определить на стадии планирования необходимость и обоснованность тех или иных видов расходов для  осуществления финансируемой из бюджета деятельности. В этом смысле классификация отражает представления  государства, как субъекта финансирования, о такой целесообразности, а предназначаемые  для финансирования тех или иных классифицированных расходов суммы  — целесообразные масштабы таких  расходов. Степень детализации, принятая при классифицировании бюджетных  расходов, может рассматриваться  как своего рода индикатор централизации  управления финансированием образования (и других бюджетных отраслей, конечно).

Экономический смысл  жесткой привязки ассигнований к  кварталам во времени и к статьям  расходов, как к определенным целям, состоит в том, чтобы сформировать такой механизм движения бюджетных  средств, который бы обеспечивал  концентрацию определенных сумм в заданный момент времени (квартал, например) у  соответствующего получателя для обеспечения достижения установленной цели и незамедлительное расходование этих средств.

Цель деятельности некоммерческой организации в действующем  законодательстве однозначно не определена. Приходится исходить из предположения, что целью образовательного учреждения является осуществление образовательной  деятельности. Необходимость тех  или иных расходов, таким образом, следует оценивать с точки  зрения того, насколько они необходимы для достижения именно этой цели.

Для качественной оценки такой необходимости применяется  классификация расходов как форма  многомерного обобщенного определения  расходов, необходимых для получения  хозяйственного результата или осуществления  той или иной деятельности. Примером такого рода определения качественного  состава таких расходов может  служить определение, данное в Налоговом  кодексе Кыргызской Республики. В частности, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. «Экономическое оправдание» в данном случае представляет собой невозможность получения имеющегося, т. е. уже полученного результата без этих расходов. Для планируемого результата, того результата, что только предполагается получить, и разрабатывается смета — плановый документ, обосновывающий затраты, необходимые для планируемого результата.

Структура расходов, связанных с производством и  реализацией, разнородна. Для осуществления  этой деятельности необходимо не только изготавливать продукцию, но и осуществлять ее хранение и доставку, содержать, эксплуатировать и ремонтировать  оборудование, проводить необходимые  исследования и разработки, осваивать  природные ресурсы, осуществлять управление этими процессами, осуществлять мероприятия  по реализации продукции и т. д. В  обобщенном виде эти расходы подразделяются на четыре основные группы [10, стр. 253]:

Информация о работе Бюджетирование на предприятии