Анализ стратегии развития ЗАО "Озеры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для информирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа. 2
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте 2
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 4
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа 7
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды. 11
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 11
2.2. Краткая характеристика объекта исследования. 17
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ. 19
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера 25
2.5. Ранжирование внешних стратегических задач. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды. 34
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды. 39
3.1. Анализ производственного потенциала. 40
3.2. Экономическая эффективность реализации продукции 42
3.3. Интенсивность производства 46
3.4. Жизненный цикл отрасли и организации ООО Озеры 47
3.5. Направления совершенствования системы управления. 48
3.6. Анализ портфеля продукции 51
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций. 63
4.1. SWOT-анализ. 63
4.2. Миссия и цель ЗАО Озеры. 68
4.3. Обоснование стратегии развития ЗАО Озеры. 70
Выводы и предложения 74
Список используемых источников 75

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_Gushina.docx

— 462.99 Кб (Скачать файл)

Уровень рентабельности (Ур) - это процентное отношение полученной прибыли (П) к  полной себестоимости (ПС). Этот показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на каждую единицу потребленных ресурсов.

В целом получено прибыли на 3,8 млн. руб. больше чем в 2008 году. По овощам снижение прибыли произошло на 119 тыс. руб., рентабельности на 13%, по картофелю получено прибыли больше на 3,9 млн. руб., рентабельность снизилась на 6%. Это объясняется  ростом производственных затрат, снижением цены реализации овощной продукции.

 

 

Таблица 5

Основные  экономические показатели ООО Озера  за последние 2 года, тыс. руб.

Наименование показателя

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего  года

1

3

4

Доходы и расходы по обычным  видам деятельности

   

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей)

442 145

331 188

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

357 002

250 036

Валовая прибыль

85 143

81 152

Прибыль (убыток) от продаж

85 143

81 152

Проценты к получению

2 509

171

Проценты к уплате

27 107

17 780

Прочие операционные доходы

27 991

36 881

Прочие операционные расходы

27 762

23 977

Внереализационные расходы

   

Прибыль (убыток) до налогообложения

60 774

76 447

Текущий налог на прибыль

1 641

1 588

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

59 131

74 859


 Ежегодно ЗАО Озеры выделяет средства на обновление технической базы, внедрение новых технологий. Затраты капитального характера на приобретение машин и оборудования, ремонт и реконструкцию зданий составили 86 млн. руб., что в 1,6 раза меньше чем в 2008 году.

К тому же статья расходов включает гашение кредиторской задолженности  прочим поставщикам   62 млн. руб., и гашение долгосрочных и краткосрочных  кредитов -118  млн. руб., что больше  на 13 млн. рублей чем в 2008 году.

Всего за 2009 год поступило денежных средств  679 млн. рублей, что равно предыдущему году, а израсходовано по всем видам деятельности  681 млн. рублей, что больше на 6 млн. рублей предыдущего года, в том числе:

  • на выращивание,  хранение и реализацию картофеля и овощей, общехозяйственные и общепроизводственные расходы  - 296 млн.  руб., рост к 2008 году 20 млн. руб.,
  • затраты капитального характера на приобретение машин и оборудования, ремонт и реконструкцию зданий –86 млн. руб., что в 1,6 раза меньше чем в 2008 году,
  • выдано и погашено авансов и займов – 30 млн. руб.,
  • гашение авансов за продукцию  - 85млн. руб.

Таблица 6.

Размер предприятия.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2009 г., % к 2008 г.

Выручка от продаж продукции, тыс. руб.

295937

395297

133,6

Валовое производство продукции, тн

46040

57465

124,8

Численность среднегодовых работников в основном производстве, чел.

288

293

102

Площадь с.-х. угодий на конец года, га

3527

3799

107,7


Предприятие можно отнести к  крупным, так как число работников превышает 60 человек, а точнее - численность  среднегодовых работников в основном производстве  по годам не изменилась и составляет в 2009 и 293 человека. Увеличение числа рабочих говорит либо о  стабильности использования трудовых ресурсов с одной стороны или  о росте объема - с другой. Но при  росте объема производства на 25% численность  работников выросла незначительно. Это свидетельствует об интенсивном  развитии производства, росте производительности труда. Это позволяет увеличивать  среднемесячную зарплату работникам - она возросла в среднем на 17%.

Прирост выручки  составил 99 млн. руб., или 33% к предыдущему году, в том  числе по овощам – 50 млн. руб. или 50% к предыдущему году, по картофелю  – 49 млн. руб. или 25% к предыдущему  году. Увеличение выручки  по овощам произошло из-за роста объема реализации   на 8,3 тыс. тн, или в 1,6 раза, закупочные цены за этот же период  снизились  на 4 % , ли на 0,25 руб. за  кг.  По картофелю  увеличение выручки на 25 млн. руб. произошло  из-за роста объема продаж и на 24 млн. руб. из-за роста цены реализации.

В 2009 году была увеличена площадь  сельскохозяйственных угодий на 252га (на 7,7%), эта площадь была переведена под пашню. Пашня занимает 83,8% всех сельскохозяйственных угодий. Площадь  с/х угодий увеличилась, а численность  работников увеличилось незначительно, так как происходит и модернизация оборудования и технологий.

Кроме основной деятельности, предприятие  активно делится опытом по выращиванию  картофеля и овощей с другими  сельхозпроизводителями, помогает реализовывать  продукцию,  оказывает помощь в  организации фермерских хозяйств, тем  самым, создавая для себя покупателей  семян картофеля, рассады капусты, а также приобретая опыт по внедрению  технологий выращивания в разных климатических зонах. Для проведения этих проектов предприятие сдает  в аренду собственную технику  и оборудование, оказывает консультационные услуги и  услуги по выращиванию. Выручка  от этой деятельности составила за 2009 год 28 млн. руб. Прочая выручка –  реализация рассады капусты, оплата за проживание в общежитии, оплата за питание в столовой работников предприятия - составила 9 млн. руб.

3.3. Интенсивность производства

Рассмотрим интенсивность производства, которая характеризуется такими показателями, как урожайность культур и продуктивность животных.

Таблица 7.

Динамика урожайности, ц/га

Годы 

картофель

овощи ог

2008

295

499

2009

295

554


Высокая урожайность обусловлена  использованием качественного посевного  материала и налаженной технологией  производства продукции, а также  использованием оросительной системы. Высокая механизация производства говорит об интенсивном пути развития ЗАО Озеры.

В целом предприятие имеет устойчивое финансовое положение, тенденции к  расширению производства,  увеличению производительности труда, повышению  рентабельности.

3.4. Жизненный цикл отрасли и организации ООО Озеры

Холдинг, в который входит компания,  переживает достаточно сложный период системного кризиса - переход от стадии «юности» к стадии «расцвета» Расцвет (Prime) — оптимальная точка «кривой» жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Компания на стадии расцвета ориентирована на результат и имеет четкую организационную структуру и систему служебных обязанностей. Четкое планирование сочетается с умением предвидеть будущее и следовать планам, налицо рост продаж и прибыли. В это же время создается сеть новых «младенческих» организаций. Холдингу необходимо вводить элементы администрирования и менять структуру управления дочерними предприятиями, иначе выстраивать систему подчиненности и оценку конечного результата. ЗАО Озеры находится также на стадии расцвета – оно уже имеет постоянных поставщиков и потребителей, налаженные связи, хорошо зарекомендовало себя и является крупным и амбициозным игроком на рынке овощной продукции г. Москвы и ближайших областей.

Жизненный цикл отрасли.

На этой стадии продукция отрасли  начинает пользоваться спросом у  все большего числа покупателей, и конкуренты начинают бороться за получение все больших долей "увеличивающегося доходного пирога". На стадии роста  покупатели, доли и технологии становятся известны гораздо лучше, и вхождение  в отрасль новых "игроков" оказывается  гораздо более трудным делом. Объем продаж быстро увеличивается, появляется прибыль, объемы которой  быстро нарастают, хотя поток денежной наличности все еще может быть отрицательным.

3.5. Направления совершенствования системы управления.

В современных условиях эффективность деятельности предприятия, прежде всего, определяется эффективностью использования главного ресурса - людей.

Персонал (кадры) является важнейшей  частью организации и имеет сложную  взаимосвязанную структуру. Системный  анализ позволяет рассматривать  персонал как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам 

            Организационная структура предприятия – это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления и производственной структуры предприятия.

Анализ  структуры и функций управления.

Теперь проведем анализ трудовых ресурсов. Среднесписочная  численность работников составила 293 чел, в том числе:

рабочие постоянные – 180 чел.,

рабочие временные – 40 чел.,

инженерно-технических работников (итр)  и служащие– 61 чел.

Доля руководителей и специалистов предприятия, имеющих высшее профессиональное образование 23 %.

Таблица № 8.

Численность работников и заработная плата.

Показатели

Единица измерения

2008

2009

+/-

%

Среднегодовая численность

Чел

288

293

5

102

рабочие постоянные

Чел

187

180

-7

96

рабочие временные

Чел

32

40

8

125

итр и служащие

Чел

56

61

5

109

           

Фонд оплаты труда

Млн. руб.

50,3

59,9

9,6

119

Среднемесячная зарплата

Руб.

14577

17026

2449

117

рабочие постоянные

Руб.

13987

17600

3613

126

рабочие временные

Руб.

10000

12000

2000

120

итр и служащие

Руб.

21300

22600

1300

106


При росте объема производства на 25% численность работников выросла  незначительно. Это свидетельствует об интенсивном развитии производства и росте производительности труда. Благодаря этому была увеличена среднемесячная зарплата работникам - она возросла в среднем на 17%.

Таблица 9.

Обеспеченность рабочей силой

Показатель

2008 г.

2009 г.

2009 г. в % к 2008 г..

Численность среднегодовых работников в основном производстве на 100 га с.-х. угодий, чел.

9,0

8,5

94,4

Площадь с.-х. угодий на 1 среднегодового работника в основном производстве, га

11,0

11,7

106,4


Снижение численности работников в расчете на 100га с.-х. угодий, как  и говорилось выше, связано с увеличением  доли механизированных работ в производстве. Увеличение площади с.-х. угодий на 1 работника связано с увеличением  площади посева продукции. 

 В целом предприятие имеет  устойчивое финансовое положение,  тенденции к расширению производства,  увеличению производительности  труда, повышению рентабельности.

ЗАО «Озеры» по  организационно-правовой форме относится к негосударственному предприятию, являясь  акционерным  обществом. Условия  производства и  определили структуру  управления. Как и на всех предприятиях аналогичного  профиля  принята линейно-функциональная структура управления.

Возглавляет предприятие генеральный  директор, который реализует основные функции управления, такие как: оперативное  управление, перспективное развитие, финансово-экономическую стратегию. В круг функциональных обязанностей директора входит и кадровая политика, развитие социальной инфраструктуры предприятия, работа с кадрами.

Отдельные функции управления делегированы заместителям генерального директора:

главному  инженеру - функция технического обеспечения производства и развития предприятия.

заместителю генерального директора по производству - функция оперативного управления  производством и планирование.

 заместителю  генерального директора по коммерческим  вопросам  - функция обеспечения производства и сбыта продукции, внешнеэкономические связи, управление транспортным обслуживанием.

Информация о работе Анализ стратегии развития ЗАО "Озеры"