Анализ стратегии развития ЗАО "Озеры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для информирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы современного стратегического анализа. 2
1.1. Место стратегического анализа в менеджменте 2
1.2. Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 4
1.3. Основные разделы и методы стратегического анализа 7
Раздел 2. Стратегический анализ внешней среды. 11
2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 11
2.2. Краткая характеристика объекта исследования. 17
2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ. 19
2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М. Портера 25
2.5. Ранжирование внешних стратегических задач. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды. 34
Раздел 3. Стратегический анализ внутренней среды. 39
3.1. Анализ производственного потенциала. 40
3.2. Экономическая эффективность реализации продукции 42
3.3. Интенсивность производства 46
3.4. Жизненный цикл отрасли и организации ООО Озеры 47
3.5. Направления совершенствования системы управления. 48
3.6. Анализ портфеля продукции 51
Раздел 4. Обоснование стратегических позиций. 63
4.1. SWOT-анализ. 63
4.2. Миссия и цель ЗАО Озеры. 68
4.3. Обоснование стратегии развития ЗАО Озеры. 70
Выводы и предложения 74
Список используемых источников 75

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_Gushina.docx

— 462.99 Кб (Скачать файл)

 

Раздел 2. Стратегический анализ внешней  среды.   

2.1. Понятие внешней среды.  Группировка факторов.

Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально-эколого-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. При этом, описывая природу внешней деловой окружающей среды, особо обращают внимание на ее динамизм и сложность.

Уровень динамизма внешней деловой  окружающей среды связан со скоростью  и частотой изменений. Сложность  ее, в свою очередь, может быть результатом  воздействия различных факторов, среди которых самыми важными  являются:

  • некоторая «диверсификация» влияния окружающей среды (например, выход на внешний рынок, где действует другое законодательство, существуют иные потребительские вкусы, конкурируют другие фирмы и т.д.);
  • недостаток знаний о внешней деловой окружающей среде;
  • взаимодействие и взаимовлияние отдельных факторов, создающих «системный эффект», который не может быть изучен по отдельным элементам.

Анализ динамизма и сложности  внешней деловой окружающей среды  очень важен при выборе методов  исследования. Очевидно, что с увеличением  динамизма и сложности изменяется роль формализованных методов прогнозирования  и повышается роль неформальных экспертных оценок и прогнозов.

Внешнюю деловую окружающую среду  обычно подразделяют на общую (дальнюю) и специфическую (ближнюю).

Анализ общей окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы (так называемая система PEST) для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. За рубежом прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью. Наличие нескольких прогнозов по определенной теме исследования, выполняемых независимо друг от друга разными организациями, позволяет предприятию получить более полную информацию и принять более достоверное решение.

В нашей стране организация таких  центров консалтинговой помощи, связанных  с разработкой указанных прогнозов, должна рассматриваться как одна из задач рыночной инфраструктуры, позволяющей компенсировать элементы стихийности рынка и сделать  развитие национальной экономики более  устойчивым.

Экономическая среда

Экономическая среда является первым и важнейшим компонентом анализа  общей (дальней) окружающей среды. В условиях рыночной экономики анализ экономической среды включает в себя прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровня занятости, циклов деловой активности, денежного обращения и т.д. Наиболее агрегированным показателем, используемым в прогнозах, является валовой национальный продукт.

Совмещение полученных данных с  характеристикой цикла развития отрасли и предприятия позволит выбрать наиболее эффективную стратегию, учитывающую не только потенциальные  возможности самого предприятия, но и аспект экономических факторов, влияющих на его развитие.

Цикл деловой активности (дно  экономического цикла, расширение, пик, спад деловой активности) является предметом пристального изучения западных экономистов. Кроме цикла деловой активности для предприятия важным является выяснение государственной экономической политики в разрезе совершенствования хозяйственного механизма, особенно в области налогов и кредита, госзаказов на продукцию и государственных инвестиций.

Уже отмечалось, что стратегическое планирование возможно лишь в условиях относительно стабильного хозяйственного механизма. Аналогично, в условиях большой экономической неопределенности прогнозы экономической среды не могут быть достаточно надежными и это должно учитываться при принятии стратегических решений.

Социо-политическая среда

Политическая стабильность государства  является одним из ключевых факторов, позволяющих снизить риск развития предприятия в рамках выработанных стратегических решений. От законотворческих органов требуется создание полной и непротиворечивой системы законов  по вопросам экономической деятельности, не подвергающихся коренному пересмотру несколько раз в течение года.

Кроме прогноза политической обстановки в стране предприятие заинтересовано в получении информации о перспективах государственного регулирования в  таких областях, как:

  • социальная защищенность населения;
  • внешняя торговля;
  • политика ценообразования;
  • экологические мероприятия;
  • охрана труда и здоровья трудящихся;
  • наложение ограничений на производство того или иного продукта путем контроля его качества.

В последнее время большое внимание стало уделяться социокультурным  факторам, воздействующим на эффективность  функционирования предприятия. Причем они рассматриваются как в  национальном, так и в региональном разрезах. Связано это со следующими обстоятельствами.

Усиление конкуренции между товаропроизводителями и соответственно дифференциация товаров по группам потребителей требуют более детального изучения последних. Очевидно, что на потребительские вкусы накладывают отпечаток не только экономические соображения, но и национальные, образовательные, демографические и климатические признаки. Именно они становятся объектами изучения, анализа и прогнозирования.

С другой стороны, инвестирование, направленное на расширение производства, создание новых заводов и сервисных  центров, также напрямую связано  с социокультурными факторами, так  как зависит от образовательного уровня населения, национальных особенностей с точки зрения общественного  разделения труда, а также других факторов.

В связи с этим предлагаются следующие  характеристики, изучаемые как социокультурный  аспект.

  1. Демографические признаки населения.
  2. Распределение доходов по группам населения.
  3. Социальная мобильность общества.
  4. Изменение в стиле жизни, включая национальные традиции и устои.
  5. Отношение к работе и отдыху.
  6. Уровень образования населения.
  7. Уровень потребления товаров и услуг.

Данные характеристики обычно трудно поддаются количественному измерению, поэтому анализ проводится и представляется в виде аналитической записки.

Технологическая среда

Технологическая среда анализируется  при помощи научно-технического прогноза, который на данном этапе преследует три цели:

  1. Прогнозирует научно-технические тенденции в науках, относящихся к данной отрасли производства (возможность технологического прорыва, возникновение товара с принципиально новыми качествами и т.д.).
  2. Прогноз является основой для определения стратегии предприятия в области НИОКР (размер бюджета на НИОКР, структура бюджета; создание собственной исследовательской базы, совместная с другими фирмами научная проработка, закупка лицензий и т.д.).
  3. Сравнение своих возможностей с возможностями конкурентов с точки зрения технического уровня производства и научно-технического уровня выпускаемых изделий.

При проведении технологического анализа  и составлении прогноза общей (дальней) окружающей среды используются следующие характеристики:

1) государственные расходы на  НИОКР;

2) выбор приоритетов государства  и финансово-промышленных групп  на определенных направлениях  технологических усилий;

3) новые открытия и изобретения  (национальные и мировые);

4) скорость передачи технологий (длина цепочки «исследование  - производство»);

В условиях жесткого централизованного  управления и директивного планирования анализ окружающей среды не требовался, так как предприятию при помощи спущенного сверху плана определялись и условия производства продукции, и сама номенклатура производимой продукции, и способы ее реализации. В условиях рыночной экономики анализ окружающей среды позволяет предприятию  действовать более эффективно, заранее  готовясь к возможным негативным изменениям и стремясь максимально использовать положительные тенденции народнохозяйственного развития.

2.2. Краткая характеристика  объекта исследования.

 

ЗАО «Озеры» образовано в 1992 году путем  акционирования на базе совхоза «Озеры», существующего с 1939 года. В 1999 году контрольный  пакет акций приобрело ОАО  «Малино» и хозяйство стало составной  частью агрохолдинга ОАО «Малино»- крупного поставщика картофеля и  овощей  для правительства Москвы и Московской области.

Расположено на юго-востоке Московской области, вдали от  крупных промышленных центров и вредных производств. Хозяйство расположено рядом  с районным центром г. Озеры, на расстоянии 1,5км от железнодорожной станции  Озеры, с близлежащими городами и  поселками связано дорогами с  твердым покрытием. Расстояние от Москвы 140 км.

Хозяйство занимается реализацией  картофеля, семян картофеля, лука-севка, овощей круглогодично крупным и  мелким оптом, навалом и в фирменной  таре по 5 - 35кг, в мешках и контейнерах  по 800кг. Доставка покупателю может  производиться транспортом поставщика или само вывозом. 

     Также хозяйство предлагает  услуги :

     - автотранспортные, тракторные  транспортные,

     - услуги по ремонту  тракторов, сельхозмашин, электрооборудования, 

     - услуги по хранению  сельскохозяйственной продукции, 

     - консультационные услуги  по технологии выращивания картофеля  и овощей, сортовому составу овощных  конвейеров, по хранению картофеля  и овощей,

     - консультационные услуги  по ремонту и эксплуатации  импортных машин и оборудования,

     - консультационные услуги  по особенностям компьютеризации   сельскохозяйственного учета. 

     Общая площадь землепользования  в хозяйстве составляет 5017 га, из неё площадь сельхозугодий 3799 га, в том числе пашня – 3185 га, в том числе орошаемая площадь в размере 1080 га. Из имеющейся площади пашни 2500 га сдается в аренду дочернему предприятию, которое занимается производством кормов и молока. 

          Среднегодовая  численность работников 340 человек,  из них рабочих 300 человек, ИТР  40 человек. 

     Выращивание картофеля  и овощей производится на пойменных  орошаемых землях.

     Расположение производственной  зоны в пойме р. Оки позволило  создать надежную систему орошения  и осушения.    Имеется сеть  закрытых трубопроводов и открытых  каналов, орошение из которых  ведется ДДА, также закрытая  сеть трубопроводов и  гидрантов,  орошение из которых производится  стационарными оросительными установками  типа «Фрегат». Для мест, недоступных  для ДДА и «Фрегат» применяются  передвижные  оросительные агрегаты  «Неттуно», которые инженеры назвали  «катушками». 

     Для производства  и хранения продукции применяется  современная высокопроизводительная  техника европейского производства, имеются хорошо налаженные связи  с компаниями-поставщиками техники  такими как «Себеко Агритех», «Колнаг», «Немецкая аграрная группа».  К настоящему времени практически  закончено комплектование набора  машин и оборудования для полной  механизации выращивания, уборки, сортировки и закладки на хранения  картофеля, что позволило практически  исключить низко производительный  ручной труд в картофелеводстве.  В стадии завершения комплектация  такого же набора для производства  корнеплодов и лука. В настоящее  время специалисты работают над  вопросом полной механизации  уборки капусты. 

         Благоприятные  почвенно-климатические условия,  высокопроизводительная  и комплексная  техническая оснащенность производства, высокий  профессионализм и  многолетний опыт работы специалистов  всех уровней, позволяют гарантированно  получать высокие урожаи картофеля  и овощей и обеспечивать продукцией  всех потребителей.

2.3. Анализ макросреды. STEEP-анализ.

Говоря о макросреде, мы имеем  в виду то широкое окружение, которое  находится вне сферы сельского  хозяйства и рынка его  продукции. Как правило, макросреда находится  за пределами влияния самих организаций, но она может оказывать существенное воздействие на микросреду (саму отрасль  и рынки), в которой они функционируют. Изменения, происходящие в макросреде, могут иметь огромное значение для  любого частного бизнеса. Они могут  способствовать смерти или рождению целой отрасли, расширению или сужению  рынков. Могут устанавливать уровень  конкуренции на рынке отрасли  и т. п. Следовательно, владельцы  и управляющие хозяйством должны быть готовы к происходящим или потенциальным  изменениям, кроме того, они должны уметь предвидеть возможные последствия  этих изменений для отрасли, организации  и его рынка. Анализ макросреды предприятия обычно проводится с помощью STEEP-анализа, целью которого является отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по пяти узловым направлениям и выявление тенденций, событий, неподконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.

Информация о работе Анализ стратегии развития ЗАО "Озеры"